Сверху

Марина Овчинникова
Мы сидели на крыше, свесив ноги вниз. Внизу шли люди, похожие на блох в теплых куртках. Сашка смеялся и говорил мне:
- Здесь хорошо. Правда... Сверху я вижу больше. Там я жил, как будто с прищуренными глазами. Все пытался разглядеть что-то и упускал боковое зрение. Теперь мне видно все. Помнишь, нашу соседку, тетю Нору? У нее еще был такой жуткий розовый комбинезон…
Я смотрела на Сашку и кивала.
- Она по утрам делает зарядку. Знаешь, как смешно приседает? Ей нравится дядя Петя из третьего подъезда. Старается похудеть для него... Хотя мне она нравится и такой. Смешная... А Лилька, продавщица из табачного ларька, по-моему, ждет ребенка. Часто бегает в женскую консультацию за углом и в перерывах жует фрукты.
Сашкины голубые глаза лучились тихой радостью.
- А знаешь, какое красивое небо на закате? Оно похоже на шелковое порывало... Так много оттенков! Я раньше не замечал... Ничего не замечал... Там, на земле, все время смотрел только себе под ноги… Все время гнался за какими-то призраками, искал денег, думал, что счастье можно купить. Как там Катерина?
Катя была последней Сашкиной любовью. Длинноногая брюнетка с большой грудью и растущими амбициями. Мне она никогда не нравилась... Как, впрочем, ни одно Сашкино увлечение.
Мы были друзьями детства: одна песочница, один детский сад, одна общеобразовательная школа. Сашка был старше меня на год и поэтому всегда стремился защищать. Он оберегал меня от обидчиков, выпроваживал неугодных ему ухажеров, помогал сдавать экзамены в университет. И никогда не замечал, что уже давно перестал быть мне просто другом. В третьем классе он пообещал жениться на мне и благополучно забыл свое обещание. Я помнила. Но не знала, как ему об этом сказать.
Все началось с третьего курса университета. Сашка влюбился в местную красавицу – Валерию. Она считала, что любовь мужчины измеряется потраченными на нее купюрами. Сашка перевелся на заочку и устроился на работу. Валерию сменила Ангелина, Ангелину Светлана... Потом они понеслись цветным калейдоскопом. Я всегда была рядом... Вытирала слезы покинутым Сашкой девушкам, прикрывала его перед родителями, когда он не ночевал дома, писала по ночам за него курсовые и дипломную.
Сашкой завладела неуемная жажда денег. Я перестала узнавать своего старого друга. В его глазах появился лихорадочный блеск, он стал непрерывно курить, все реже улыбаться, все чаще кричать…
В конце концов, Сашка добился своего. Он зарабатывал больше, чем кто-либо на его курсе. Все женщины были ему подвластны, все желания исполнялись. Тогда ему стало скучно... Сашка прожигал жизнь в ночных клубах, баловался легкими наркотиками, литрами хлестал виски.
Я закончила университет, устроилась работать на кафедру и начала писать кандидатскую. Всех мужчин, появлявшихся в моей жизни, я сравнивала с тем, прежним Сашкой. Они не выдерживали конкуренции, и год за годом я коротала праздники одна.
Однажды, в четыре утра в мою дверь позвонили. Я натянула халат и пошла открывать. На пороге стоял бледный, как мел, Сашка.
- Мне плохо, моя девочка… Мне очень плохо.
Я испугалась, затащила его в квартиру, стала отпаивать горячим чаем. На все мои расспросы он только качал головой и повторял:
- Мне так плохо…
Потом он заплакал. Я испугалась, прижала его к себе, гладила по голове и повторяла:
- Все будет хорошо, все будет хорошо, Сашенька... Я обещаю…
Он как-то доверчиво, по-детски, посмотрел на меня и потянулся к моим губам.
Это был самый счастливый и самый несчастный день в моей жизни. Я не знала, чем помочь Саше, но была счастлива оттого, что он рядом. Утром Саша ушел... А через несколько часов мне позвонила его мать и, рыдая, сообщила, что Саша погиб, сбросился с крыши девятиэтажного здания. Он оставил мне записку... Я читала, глотая слезы…
«Милая моя девочка, ты самое лучшее, что было в моей жизни. Если сможешь, прости мне мою трусость. Я не справился со своей жизнью. Прости. И будь счастлива. Ради меня».
Я выла, сползая по стене: «Эгоист, проклятый эгоист... Почему ты не забрал меня с собой?» Я хотела уйти за ним. Меня таскали по психологам и кололи какой-то дрянью, от которой постоянно хотелось спать. Пять месяцев я жила, как в тумане, равнодушна ко всему, где-то между безумием и реальностью. Пока ночью мне не приснился сон. Во сне ко мне пришел Сашка и позвал с собой на крышу.
- Я теперь живу здесь, - сказал Сашка. – На небо мне пока нельзя, здесь очень строго с самовольщиками. Но мне обещали рождественскую амнистию... Так что осталось недолго… Но вина мешает мне спокойно уйти на небеса. Я каждый день нахожусь рядом с тобой. Я виноват во всем, что с тобой происходит. Прости, пожалуйста, прости меня! – в его голубых глазах стояли слезы.
Я улыбнулась:
- Я не держу на тебя зла. Мне просто очень тебя не хватает.
- Девочка моя, я всегда рядом с тобой… Я знаю, ты будешь счастлива. Здесь, наверху, так хорошо и спокойно. И теперь я вижу намного больше, чем видел раньше. У тебя будет любимый муж и двое детишек… Мальчик и девочка. А я всегда буду рядом, я буду оберегать тебя от всех бед… И стараться, чтобы ты не допустила моих ошибок. Я обещаю тебе…
Впервые за долгое время я проснулась с желанием жить. Сашкины слова сбылись. Я вышла замуж за любимого человека, у меня двое детей. Старшенького я назвала в честь моего лучшего друга и первой любви. И только иногда, на закате, мне становится немного грустно... Тогда я поднимаюсь на крышу и смотрю на такие далекие и такие близкие небеса… И кажется мне, что Сашка стоит со мной рядом, смотрит вниз и улыбается.