Часть1. Мученик и смерть. II. Эта новая мистерия

Ольга Шульчева-Джарман
       Тайна мученика и тайна Христа – одно. Это Он ввел «эту новую мистерию», как написал с презрением один образованный римлянин – по-настоящему умирать за других, и не за друзей только. На нее нельзя смотреть издалека. В ней надо участвовать по–настоящему.

Новая мистерия должна осуществляться в жизни. Об этом свидетельствуют все образы, символы, через которые проходит будущий христианин и будущий мученик. Крещение – смерть со Христом, но оно не замещает будущей смерти, не замещает будущей реальности. Обычно через мистериальную смерть проходят, чтобы избежать смерти. Там – за переходами – сияет светлое будущее в единстве с богом-покровителем. Через Крещение проходят для того, чтобы осуществить крещальную смерть в жизни. О. Александр Шмеман пишет, что христианство не предлагает избавиться от страданий – оно предлагает единственный способ их разрешить – их активно принять .

Будущий христианин – мученик неудержимо стремится к смерти, с неодолимой силой. Это тень будущего, того, что должно осуществиться в жизни каждого христианина.

Здесь – все только начинается. В крещении человек следует за Христом, в Евхаристии соединяется с Ним – навсегда – и перед ними обоими сияют  горизонты человеческой верности и человеческой дружбы. Они пойдут по этому пути вместе. Церковь снова в муках рождения, пока не изобразится в христианине Христос. Все – впереди, в необозримом просторе тайны Богочеловека и Его нового – но при этом единственного – друга.

Наконец, единение его со Христом возрастет настолько, что он будет готов с Ним умереть.
       Тайна мученика и тайна Христа – одно.