Шутки Лоухи

Вера Руф
Когда меня маленькую, в восемь лет, впервые взяли в  путешествие на  байдарках – это осталось в памяти не просто походом, а   чудесным приключением, гораздо интереснее, чем всякие художественные книжные вымыслы! Ведь это было на самом деле, и со мной!

Тогда это было трёхнедельное плавание по Карельским озёрам. Станция выгрузки из поезда называлась Лоухи. В переводе с карельского  «лоухи» - это «ведьма».  Видимо, к той нашей экспедиции ведьма имела какое-то своё отношение…

Начну с того, что основную часть продовольствия наш «Адмирал» успешно забыл дома! Группа была не маленькая, четыре трёхместные байдарки «Салют», соответственно – четыре семьи, восемь взрослых и шестеро детей. Двое младших (я и пятилетний Алёша) были «добавочным» грузом – «четвёртыми человеками» в трёхместных лодках.
Продукты закупались централизованно и, будучи громоздкой кладью, хранились до дня отъезда в подвале дома нашего Адмирала - Леопольда Руфа.  Мы, дети, звали его  дядя Лео.
Леопольд Васильевич Руф был хорошо известен в клубе туристов. Он был не просто опытный путешественник и инструктор – а инструктор инструкторов! И его любимой «страной» - была Карелия, страна озёр. Дядя Лео обычно выбирал совершенно неизвестный маршрут, проплывал его, делал подробное описание, составлял планкарту, сдавал все материалы в клуб туристов, а уже после этого по его маршруту начинали путешествовать другие водники.
В той поездке перед ним стояла эта же задача.
И, когда в день отъезда, к дому подъехал приятель на грузовике за вещами, лодками и людьми, дядя Лео сказал старшему  десятилетнему сыну Саше:

- Та-ак... Ты при погрузке не путайся под ногами. От тебя другая помощь нужна! Пока мы  байдарки и рюкзаки тяжёлые грузим, ты – в подвал, и достаёшь оттуда весь посильный тебе груз! Все продукты, которые сможешь  поднять. А за остальными я сам спущусь.

Саша полез выполнять. Младший брат Алёша тоже был при «ответственном» задании – держал крышку подвала, чтобы она не закрылась, пока Саша оттуда всё достаёт. Леопольд вообще был великий организатор! Без напряжения, без обид и возражений, дети или взрослые  – все с удовольствием получали задания и включались в их выполнение!
Алёша же ещё и помогал волоком оттащить от подвала подальше всё, что Саша вынимал.
Скоро остались только неподъёмные вещи. Саша пошёл докладывать отцу, а Алёша закрыл крышку подвала.

- Пап, я ВСЁ достал! – отрапортовал  он.
- Отлично! – похвалил  отец, и это «всё» забросили в кузов.
 
 Сверил  перечень вещей со списком:
- Байдарки – есть, палатки – есть, фонарики – есть, котелки, противни, ложки-поварёшки, ремонтный набор, сапёрная лопатка…Таа-ак, это, и это… плюсики… От комаров, аптечка… Та-ак,  груз из подвала…плюсик… Всё! Отъезжаем! 
Леопольд, дети и приехавшие на погрузку другие члены экспедиции, отправились на вокзал.

Ах, если бы Алёша не закрыл дверку подвала! Если бы Саша не доложил об исполнении задания отцу именно ТАКИМИ словами… Саша же имел в виду, что он «достал ВСЁ, что смог поднять»!!!
А это были ящики с конфетами, сушками, специями, макаронами,  чаем, какао, да и, пожалуй, всё…

Основные продукты:  дефицитная тушёнка, сыры, сухая колбаса, крупы, соль, сахар, хлеб, растительное масло, мука и картошка – это он поднять не смог. А закрытый аккуратно подвал усыпил бдительность Адмирала, и он не спустился проверить!

 Это  была первая шутка Лоухи над нашей командой! Поехать на три недели, с детьми, в дальнюю даль, без достаточного количества провианта…В те времена, когда даже крупу не в каждом магазине можно было встретить, а уж сыр и колбасу в той местности в магазин никогда и не завозили…

Пропажа обнаружилась уже на вокзале. Но в тот момент вернуться за оставленным было уже невозможно – до отхода поезда было не успеть! Да и с билетами было сложно! Тем более, что это же не одному-двум, а  четырнадцати пассажирам надо было бы билеты менять!!!

Ведьмочка Лоухи продолжала хихикать!!! Когда поезд уже тронулся, самый главный рыбак путешествия охнул, и побледнел:
- Ребята, а кто  видел чехол с удочками и спиннингами?
- Это который?  Коричневый, у стены стоял? Мы думали – не наш, наши же все брезентовые, болотного цвета! -  защебетали женщины.

Пока мужчины  таскали тяжёлые вещи, женщины и дети подтаскивали, что полегче. Теоретически – «в походе и иголка тянет», а практически, всё равно в такую поездку всегда набирается множество «необходимых вещей».  Особенно, когда едут  дети и «рядовые, необученные» жёны…
Вот, «у семи нянек» - «дитя» и пострадало, ещё одна забытая вещь!!! Хорошо, что запас крючков-грузил-лесок-катушек был в рюкзаке!

Добравшись до первой точки маршрута, первым делом оконфузившийся Адмирал отправился в районный магазин объяснять ситуацию и просить о возможном продовольственном содействии экспедиции. И – о чудо!- завскладом и товаровед прониклись сложностью положения! У дяди Лео была необыкновенная харизма! И редкий дар – убеждать собеседника делать добрые дела!

Мы «отоварили» практически все забытые пункты! Кроме импортных удочек и спиннингов. Пришлось нарезать из отечественных тоненьких рябинок. Вопрос «добычи рыбы и дичи» был очень актуален, потому что, консервов, всё-таки, удалось прикупить маловато…, никакого обаяния не хватало, когда тушёнки нужного количества просто не было в наличии.

Прошло более сорока лет, я уже не восстановлю по памяти  весь маршрут со всеми географическими названиями. Мы проплывали и озеро Кереть, и Кукре-озеро, плыли мимо Руф-наволока (не имевшего к фамилии РУФ  никакого отношения), шли по речушке Нива, у которой, как в Саргассовом море,  всё дно было покрыто травяными водорослями, и они развивались зелёными лентами по течению… Конечный путь  был на песчаном берегу Вингель-озера. Красоты Берендеевой, с выбеленными водой и ветрами огромными корнями  поваленных деревьев по всем пляжам, и вековыми соснами, ограждающими это озеро по периметру! Везде – ели, а тут были сосны!!!
 
Лоухи шутила всю дорогу!

Первые дни мамы замучались с нами,  детьми!  Отоспавшись за долгую дорогу в поезде и приехав в июльские белые ночи, на призыв:
- Пора спать! Уже час ночи!
Мы хором отвечали:
- Мам, ну ещё же светло! Мы тут бруснику пособираем, и придём!

В июле повсюду на кустиках ещё висела прошлогодняя морожено-мочёная брусника. Кисло-пряная,  незнакомая на вкус, но очень нам нравившаяся, ягода.  И нашему восторгу от сбора брусники в два часа ночи, в лесу – не было предела!

Не только дети, но и взрослые совершенно не учли наличие белых ночей! И периодически юморили по поводу того, что вот фонарики и свечи НИКТО не забыл взять… Лоухи, скорее всего, хихикала вместе со всеми!

На время трёхнедельного плавания, конечно же, она и установила нам погоду! Точнее – непогоду… Ну, надо было такому совпасть – в тот год на всём карельском перешейке  была сушь. А на время всего нашего путешествия пришёл циклон с ливневыми дождями и  холодом… Так что, даже, пришлось менять план переходов – по нескольку дней было невозможно плыть в лодках!

Пару раз мимо нас проплывали байдарочники, причаливая к нам  «на огонёк». Через Кереть проходило несколько популярных маршрутов. Дядя Лео всех подробно расспрашивал о плавании, где какие стоянки делали, какими картами пользовались, какие были сложности. И кто-то из команды  Ленинградцев очень эмоционально сказал:
- Какие сказочные места! Вот мы уже обратно плывём, отпуск кончается, а с удовольствием бы дальше поплыли! Но - пора, да и погода испортилась. А так – рыбалка невероятная, фотоплёнок на все впечатления не хватило!  Единственное, вот если бы встретить Л. В. Руфа какого-то, по чьей книжечке мы тут блуждали, ей Богу, в озеро бы макнули!
- Ну, так ребята, можете приступать! Л. В. Руф – это я. А  почему вы блуждали-то? – Леопольд  был серьёзен, хотя ситуация получалась комичной.

Туристы опешили! Ну, надо же! В глуши, на необитаемом острове, встретить людей, а среди них – автора именно той брошюрки про Карелию, прочитав которую они и решили провести отпуск именно так!!!

- Ну, знаете ли…Мы в книжке Вашей  маршрут вычитали и по нему поплыли. Там все пороги на речках так подробно описаны, избушки, волоки…Всё очень точно. А вот карты – ну совсем к местности не применимы! По ним два километра до цели – а в жизни восемь! Или наоборот – кажется расстояние приличным, а  вот она избушка, за поворотом… Вам так всё это время икаться должно было! – несколько растеряно пояснили они своё возмущение.
- Ребята, а вы  другой карты не имеете?! Да вы посмотрите, в комментарии же написано; «СХЕМЫ маршрутов»! Вы разницу между  «картой»  и «схемой» знаете? Нормальные карты для путешествия можно только в клубе Туристов получить, а в книгах, по причине безопасности, их печатать запрещается!

Действительно, редакторы, проверяющие все книги на  «безопасность и лояльность», а так же на соответствие партийной линии идеологического содержания публикуемого материала, строго исправляли любые точные карты и планы! Они адаптировали их «близко к тексту», «конспирировали» карты так,  чтобы «враг по ним не прошёл»! Ну, а то, что делать врагу или шпиону в этих местах особо нечего, или, что  вряд ли у них, у врагов, не было необходимых данных разведки, да и то, что обыкновенному туристу по опубликованным схемам можно  живыми не выбраться – это было совсем уже не важно. Что ж, время было такое, теперь-то это странно звучит, а в те времена – все всё поняли…
Вместе посмеялись, ребята-Ленинградцы даже автограф у дяди Лео взяли!

Наша  флотилия была очень приметна среди бесчисленных островов и островков, поскольку была и многолодочной, и многодетной.  И очередные, встретившиеся нам,  байдарочники сказали, что среди групп, проплывших мимо  и затерявшихся на необозримых просторах, нас окрестили «Детский сад с флагом». У нас действительно был замечательный флаг, который нарисовал мой папа, и мы его поднимали на длительных стоянках. В целом, весь маршрут был не простой,  даже для опытных водников.  Не говоря уж о том, что основная его часть проходила по ещё не описанным  никем местам…


Так как погода нас сильно задержала, и время надо было навёрстывать, Леопольд применил туристическую хитрость.  Встретив местных рыбаков, он договорился, что через  определённое время они подойдут к берегу, отмеченному на карте, и мы «скатамаранясь» и, прицепившись к их моторной лодке, переплывём большое водное пространство за пару-тройку часов, вместо суток напряжённой работой вёслами под проливным дождём…

Встреча произошла вовремя и без приключений. Картой все пользовались грамотно.  Приключение началось чуть позже…

Среди нашей команды был «сухой закон». Леопольд лучше многих знал, что все несчастья у туристов случаются по причине невоздержанности от спиртного… Да и компания подобралась  «детная»,  благонадёжная, но вот как противопростудную, или же как «денежную единицу», все захватили по бутылочке. Повсеместно, на определённом удалении от столицы, единой главной «валютой» была водка. (У нас с собой она была! Никто не забыл!…)

С рыбаками-мотористами сторговались за три бутылки.  Довольно долго упаковывали поклажу, укутывали в непромокаемые мешки вещи. Делали поперечные жёсткие сцепки лодок попарно, и получилось, в результате, строение «цепочкой» -  моторка тащила две пары байдарок друг за другом на длинных капроновых шнурах.  Рыбаки прогуливались по берегу, не вмешиваясь в наши хлопоты и ожидая команду к отплытию… И вот, все сидят,  на детях надеты самодельные спасжилеты, мужчины оттолкнули байдарки от берега, чтобы они были на плаву, и привязали ненужные в пути вёсла… Леопольд подошёл к проводникам последний раз показать на карте, к какому месту нас транспортировать…

Озеро для переправы было выбрано самое большое, чтобы рационально использовать механическую силу.  Погода в этот день была не хуже и не лучше, чем всё последнее время – циклон, что с него возьмёшь. Волны были очень приличные,  но ветер дул в нужном для нас направлении.  Все взрослые с утра в этот день «держали совет», и приняли решение – плыть. Но когда Лео подошёл к проводникам в последний раз, а мы уже были на плаву, он понял...  Пока  местные товарищи нас ожидали, они приняли грамм по сто для сугреву!

Леопольд устроил им разгоняй, объяснил про ответственность  за людей, особенно подчеркнул, что в байдарках маленькие дети, добавил про погодные условия, и за время этого десятиминутного монолога мужички слегка протрезвели!
Клятвенно заверив, что это для них плёвое дело, что эта капля выпитого в море их могучего природного организма не повлечёт  за собой никаких последствий, они помогли нашему Адмиралу перелезть через их моторку в его байдарку и занять своё место. Всё, наша «стая» понеслась в открытое водное пространство.

Каждая байдарка – маленький домик на воде. И каждая семья обустроилась в своём лодочном гнезде потеплее и поуютнее. Я сидела в самом носу, обложенная тёплыми и мягкими вещами. Сверху нас закрывал от дождя и озёрных волн прозрачный полиэтиленовый полог, и, я, пригревшись – спала, почти полдороги!   А там, за бортом, происходило следующее.

Через час пути, на самой середине озера, появились волны с «барашками», которые захлёстывали брезентовые борта лодок.  Значит, надо было идти строго «поперёк волны»! Но в моторке проводники вели себя странно. Сначала они сидели спиной к месту нашего назначения, закрываясь от брызг и ветра, и поглядывали на нас, иногда помахивая рукой. Подзамёрзнув, они прилегли на дно лодки и только иногда выныривали, оглядывая горизонт, вертели головой, удостоверялись, что мы ещё болтаемся сзади и снова скрывались за бортом. А уж поперёк мы плывём, или по диагонали – этого они не  соблюдали. Леопольд пытался перекричать рёв мотора и что-то им просигналить, но они радостно помахали  ему рукой и скрылись надолго…
На полном ходу нас стало разворачивать вдоль коварных волн, моторка начала закладывать странный вираж, и через пару минут заглохла. Наступила резкая тишина… Постепенно вернулись звуки наших голосов, шум и плеск волн. Провожатые не показывались.

Лео взял туристический топорик и вручил его Саше.
 
- Так, я постараюсь подтянуть моторку к байдарке и перелезть туда. Разберусь, что с ними, что с  двигателем… Ты садишься на моё место, за руль.  Если мне удастся запустить мотор, то продолжай держать направление всё время на меня, или куда я тебе покажу рукой. Но если я сделаю резкое командное  движение -  руби верёвку между байдарками и моторкой. Значит, будем прямо на плаву разбирать  крепления, отвязывать вёсла и пытаться догрести до берега самостоятельно.  И пока в нашей лодке – ты старший.

-Пап, а Алёшку не будить? – Алёшу тоже убаюкало на ходу, и он спал.
- Разбудить  всех,  спасжилеты  не снимать, мужчинам приготовить топорики и охотничьи ножи. Ждать моего сигнала! – и Леопольд стал заниматься «перетягиванием каната» с волнами.

Лодки были неуправляемы. Без вёсел, скреплённые между собой, ставшие неуклюжими, они могли  протаранить случайно свои брезентовые борта, или так хлебнуть  волну, что   в какой-то момент просто потащить и потопить друг друга!

Но всё удалось! Лео подтянул байдарку к моторке, акробатически перелез из одной пляшущей лодки в другую, оттолкнулся, чтобы не пробить брезент деревянным бортом моторки. На дне валялись в крепком пьяном сне наши проводники. Рядом стояли канистры, лежали недоеденный хлеб, чеснок, сало и валялись металлические крУжки. Ни растолкать,  ни разбудить, даже умыв (они и так были умыты дождём и  волнами!), этих субчиков не удалось!

Леопольду раньше совершенно не приходилось  сталкиваться с моторами… Но  «поломка» оказалась простой – закончилась солярка! Открыв одну канистру, Лео присвистнул. Это был спирт! Причём канистра была наполовину уже пустой. В другой, к счастью,  оказалось топливо,  он залил его и завёл двигатель. Хотя  прежде только видел, как это делается!  И моторка потащила наш караван уже под управлением Адмирала. А проводники ничего этого не почувствовали.

После  «отключки» наших  ведущих и их замены мы плыли ещё часа полтора. Береговая линия, к которой мы подплывали, вблизи была совершенно незаметна – перед ней  в воде повсюду росла широкая полоса камыша. Но дядя Лео уверенно направил моторку  сквозь него к твёрдой земле. Здесь уже совсем не было больших волн, камыши не пускали. Он сумел заглушить мотор, и когда первая лодка ткнулась в песок, а за ней и остальные зашуршали днищем причаливая – все прокричали: «Гип-гип-УРРРА Леопольду!!!» 
Старуха Лоухи осталась ни с чем…

Нас всех слегка штормило, но мужчины мгновенно  развели костёр,  повесили котелки, и горячая пища, простая каша и чай, помогла быстро согреться и подняла настроение. Или от толчка, или от нашего крика, или от изменившихся звуков и отсутствия укачивания, но через какое-то время  из моторки вылез один озлобленный проводник.

Всё было не так, и причалили мы неправильно, и солярку пожгли, и вообще – голова болела… Только, когда в ста метрах  была найдена необходимая нам протока в другое озеро, к которой мы и плыли, когда ему отдали «плату за проезд», он бормотнул что-то примирительное и завалился обратно в лодку, досыпать. Второй так и не очухался…  Договариваться с ними на такой же манёвр в обратный конец через неделю было бессмысленно…

Последняя наша стоянка была  на Вингель-озере. Добрый старик Вингель сумел уговорить злобную ведьму Лоухи дать нам несколько тёплых солнечных денёчков перед отъездом. Наверное, он очень хотел, чтобы мы полюбили Карелию…

Мы даже купались! В эти дни успели вырасти первые, но обильные, грибы. Для девочки Тани в день рождения поймали доверчивого подростка-утёнка, привязали за лапку, и он прожил у нас три дня,  плавая перед лагерем на  леске.  В день отплытия домой, мы торжественно отпустили его на все четыре стороны.

Обратный путь был тоже напряженным. Но, используя остатки «белых ночей», мы старались делать основной переход попозже. В это время и ветры стихали, и волны уменьшались. Ливни прекратились, иногда чуть-чуть моросило, а  днём проглядывало  солнышко.  И прибыв к прощальному берегу, нам даже удалось просушить байдарки! Лоухи, нашутившись и испытав нас на стойкость, провожала всех без злобы.

Годы спустя, когда «детский сад» стал взрослым, мы поняли, почему Лоухи экзаменовала всех так серьёзно.
Встретившись и преодолев все её препоны, мы остались вместе на все последующие годы. Родители  наши дружили всю жизнь, мы с Сашей поженились,  и давно уже отгуляли свою Серебряную свадьбу…И уже появилась маленькая внучка...  Но всё, наверное, сложилось именно так потому, что Лоухи нам, всё же, улыбнулась на прощание! И задумала это продолжение, как добрую шутку, ещё тогда!