Изюминка Дианы Садыковой

Анастасия Павленко
«Для художника творчество начинается с видения».
Анри Матисс


Диана Садыкова – молодая, но уже достаточно известная художница из Ташкента. Ее яркие натюрморты, изысканные женские портреты восхищают ценителей живописи не только у нас в стране, но и в Европе, и в Америке.

Глазами человечества считал всех художников Максимилиан Волошин, русский поэт, критик, художник. «Только живописцы способны научить людей видеть прекрасное», - писал он в одной из статей об искусстве в начале прошлого столетия. А спустя сто лет молодая художница Диана Садыкова, подтверждая эти слова своим творчеством, добавляет: «Прекрасно все, что нас окружает. Возьмем, к примеру, обыкновенную кружку. Настоящий художник сможет при помощи линий и красок, не копируя в точности сам предмет, передать всю его красоту, и перед зрителем он предстанет  совершенно иначе, не так как обычно. В этом и заключается главная задача художника - открыть  новое видение предмета».

Диана начала рисовать с 3-х лет, как только родители дали ребенку карандаши и фломастеры. А если учесть, что отец и мать у Дианы профессиональные художники, о ком речь пойдет чуть позже, то можно сказать, что тяга к живописи у нашей героини была с самого рождения. Цветы и принцессы, звери и птицы – всегда завораживали ее. И сегодня  Д. Садыкова  считает, что причудливый мир флоры и таинственную натуру женщины можно рисовать бесконечно. Причем, изображая женщин, она не стремится к портретному сходству. Главное для художницы найти и подчеркнуть ту «изюминку» в женском облике, которая отличает ее от других представительниц прекрасного пола. Это может быть  смуглая бархатистая кожа,  невероятно яркий платок или шляпка, изысканные украшения,  поворот головы и многое другое. И совершенно не обязательно на портрете скрупулезно выписывать черты лица. Достаточно двух-трех деталей, чтобы понять характер  изображенной женщины. Так, один знаток живописи, увидев картину Дианы «Дама в розовом» заметил, что чувствует, как от  прекрасной незнакомки исходит аромат дорогого парфюма. Для художника это было лучше всяких похвал.

Но больше всего нашей героине нравится писать натюрморты, точнее, цветы. Именно здесь при помощи красок можно показать всю богатейшую палитру матушки-природы, добавив к сюжету и свое настроение. А так как оно у Дианы чаще всего приподнятое, то и картины получаются  светлыми, с всевозможными оттенками розового цвета, который художница просто обожает.
Своими основными учителями в живописи Диана Садыкова считает родителей. «С ними мне все было гораздо проще, доступнее и быстрее, - говорит она. – Если папа  к моим картинам относился критически, то мама, с которой мы вместе работаем в одной мастерской, меня хвалила и радовалась, когда я находила что-то новое, свое».

Отец нашей героини – Марат Садыков, народный художник Узбекистана, академик, известный акварелист. Его произведения экспонируются в Государственном музее искусств в Ташкенте, а также в Третьяковской галерее в Москве. Мать – Людмила Садыкова, талантливый книжный график и живописец. Понятно, что у таких родителей их единственный ребенок не мог выбрать иную стезю, кроме как изобразительное искусство. Но оказывается, у Дианы был период, когда она вообще перестала рисовать, увлекшись английским языком, мечтая стать переводчиком. Садыковы были сначала немного обескуражены таким поворотом событий. Ведь дочь, сколько они помнили, всегда  рисовала: на бумаге, на полу, на стенах. Кстати, многие ее  рисунки бережно сохранены заботливой мамой.   

- Родители быстро опомнились, - вспоминает Диана,- и стали убеждать меня в том, что нельзя идти против своей природы, приводили весомые аргументы. И я сдалась.  В 1993 году поступила в Республиканский художественный колледж, где  после школы я почувствовала настоящую свободу, попав в круг единомышленников. Затем училась на отделение живописи в Институте искусств имени М. Уйгура.  В 1998  году стала лауреатом премии юных талантов, показав впервые свои картины на выставках сначала в Ташкенте, а затем в Нью-Йорке и Сиэтле. А английский мне пригодился, когда я год жила в Голландии и путешествовала по Германии. Там могла насладиться красотами готических соборов и посетить знаменитые художественные галереи.

Но оставаться в Европе наполовину восточная Диана все же не захотела - неудержимо тянуло в Ташкент. Да, в  Амстердаме и Берлине  поражали  чистота  улочек и трепетное отношение населения к людям творчества, но не возникало  ощущения  родства с европейскими традициями, хотя многое и было близко художнице, влюбленной в лучезарность импрессионистов XIX века. А в век двадцать первый в Старом свете, по словам Дианы, совсем другое искусство – мрачное, угнетающе действующее на душу. Может, поэтому коллекционеры из Франции, Англии, Италии, Америки и рвутся в Узбекистан, скупая сотнями картины местных художников, творящих свет и добро на своих полотнах? Кстати, многие работы Дианы как раз таки и находятся в частных коллекциях за рубежом. 

В 2005 году 27-летнюю Диану Садыкову включают в Академию художеств республики. Но еще раньше в судьбе художницы произошли крутые перемены. Она вышла замуж и стала матерью очаровательной девочки,  назвав ее поэтичным именем Лаура, которое сегодня та вполне оправдала, потому что, как и ее мама, прекрасно рисует в свои шесть лет.   
Семейная жизнь практически не отразилась на работе Дианы. Наоборот, любовь вдохновляла ее. Огромные букеты цветов, которыми задаривал художницу влюбленный жених, а затем муж, она тут же переносила на холсты, запечатлевая, таким образом, эти романтические мгновения. Надо сказать, что супруг Дианы – Дмитрий, человек далекий от искусства, соприкоснувшись с творческой атмосферой семьи Садыковых, стал интересоваться этим чудесным миром. И его организаторские способности, которые напрочь отсутствуют у супруги, пришлись как нельзя более кстати. На сегодняшний день он является ее менеджером. «Дима неплохо разбирается в моем творчестве, - говорит Диана. – После требовательных родителей он один из первых моих критиков и ценителей. Ведь, когда по 5-6 часов непрерывно работаешь над картиной, зрение притупляется, а взгляд со стороны может подметить кое-какие неточности».

У них очень дружная семья, где царят спокойствие и гармония. Даже бытовые проблемы, с которыми сталкивается любая супружеская чета, они решают без суеты и нервозности. Конечно, на Диану, как на хранительницу домашнего очага, возлагается ряд обязанностей. Но, если она не успевает приготовить ужин к приходу мужа, то он не устраивает сцен, понимая, что его супруга не просто женщина, но художник.

Диана живет картинами, и других занятий у нее нет – не хватает времени. Она никогда не думала о преподавательской деятельности. И дело не только в эмоциональности художницы, ее вспыльчивости.  Скорее в современном подходе молодежи к искусству. «Когда учились мои родители, - замечает Д. Садыкова, - была некая фанатичная преданность выбранной профессии. Упорство, целеустремленность – вот, что отличало их поколение от нашего, не говоря уже о сегодняшних молодых людях. Многие, кто поступает в художественный колледж или в вуз, не имеют даже малейшего представления о самом творческом процессе. Очень трудно найти  трудолюбивых учеников. Одаренность  может присутствовать, но развить ее в талант – для этого нужно регулярно работать над техникой, искать свой стиль. Могу привести грустный пример, когда с занятий, на которых студенты должны писать с натуры, просто сбегают. Натурщица сидит, отрабатывая  положенное время, а аудитория пустая. Зачем тогда вообще идти в художники? Ведь, кроме всего прочего, это еще и дорогостоящее удовольствие: на одни масляные краски и холсты необходимо немало средств. Вспомните историю – художники чаще всего жили в нужде и лишениях, но никогда не прекращали работать. И сегодня не все живописцы добиваются славы и признания. Из двухсот художников в нашей стране – максимум два-три десятка живут безбедно. Остальные жутко перебиваются».
Сама Диана деликатный и скромный человек, живущий по принципу – делать все на совесть, не врать и не обижать людей. Ей очень трудно бывает сказать слово «нет», хотя, когда действительно необходимо, она может и отказать на бестактную просьбу. Так, например, однажды во время прогулки с дочерью  наша героиня встретилась с одной из бывших своих школьных учительниц. Последняя, узнав о том, что ученица стала художником, попросила ее подновить буквы на стенде в кабинете. «Простите, но я не оформитель. Я пишу картины», - ответила на это Диана. К сожалению, подобное непонимание  со стороны простых обывателей  людей искусства и то, что они делают, было всегда. 

- Знаете, быть художником очень трудно. Еще труднее найти настоящих ценителей искусства. На Западе, даже простой рабочий, вешающий картины на выставке, понимает, что в его руках. У нас тот же рабочий, не задумываясь о последствиях, может бросить картину на пол или вытереть запылившиеся руки о белую стену в выставочном зале, оставив таким образом «след» в искусстве. А ведь эти, казалось бы, мелочи и составляют понятие культура.