Горе Тамерлана

Елена Рябчевских
Шел 1403 год.
Темное известие настигло Тамерлана неожиданно и было подобно удару кинжала предателя в спину. Он резко побледнел и начал задыхаться. Прижав руку к горлу, глотал воздух насильно,  рывками,  лицо оскалилось и стало страшным и жалким одновременно. Вокруг наступила  гробовая тишина.

Через несколько минут, придя в себя, Великий Эмир приказал занести себя в шатер, велел всем выйти и  упал плашмя на разложенные персидские ковры. Падая,  задел ногой невысокий резной столик, на пол посыпались изящные шахматные фигурки из слоновой кости, украшенные перламутром. Воспаленное негнущееся колено сразу дало о себе знать: все тело пронзила резкая боль, к которой он никак не мог привыкнуть и которую заглушал спиртным, когда она становилась совершенно нестерпимой.

«А-э-э-э-э-х-х-х…» - простонал он сквозь сжатые зубы. - «За что? За что-о-о-о?» - и рванул ворот рубахи. От резкого движения тонкая ткань затрещала и разорвалась.
«Что я сделал вне воли Твоей, Аллах? Я был Твоим мечом, карал и награждал по справедливости, объединял народы, уважал твоих служителей – шейхов и улемов, обращал язычников в ислам. Ты отнял у меня друзей Баязида и Мухаммед-хана. А теперь ты наказываешь меня и наказываешь так жестоко, что я впервые в жизни хочу умереть? За что вну-у-ука-а-а? Внука за что-о-о?».

Тимур перевернулся на спину, боль опять резко дала о себе знать, почти парализовав его. Глаза были закрыты.
Сегодня ему принесли известие о скоропостижной смерти любимого Мухаммеда-султана, который сгорел буквально за несколько часов от странной болезни, которую никто не смог остановить. Тимур мечтал сделать его своим преемником, видя в мальчике ум, свет и, несоответствующую юному возрасту, мудрость.
Теперь все было кончено.

Эмир пролежал неподвижно почти целую ночь, то бредя, то впадая в забытье, то проклиная Аллаха, то умоляя объяснить причины происшедшего.

Под утро, как будто в ответ на его просьбы, он увидел во сне своего духовного учителя, Саида Береке, который стоял пред ним, покачивая головой. Глаза его были полны любви и сострадания.
«Тимур, вспомни, что мы много раз говорили с тобой об испытаниях. Аллах – это Великая Любовь,  он ничего не дает человеку сверх его силы и без его согласия. Если человеку кажется, что перед ним каменная стена и идти дальше некуда, он может подумать, что это конец и начнет обвинять в своих несчастиях весь мир. Аллах  же в тот момент видит, что как только он обогнет эту стену или перелезет, или разобьет  своим глинобитным орудием, то окажется в прекрасном саду с фонтанами и райскими птицами и лучше познает истину. Это только испытание, Великий Эмир, из которого ты должен найти правильный выход. Ты же знаешь, твой внук не мог умереть насовсем, человеческая душа  вечна, как учил Пророк. Прими дар, который он преподнес тебе и распорядись им достойно».

Тимур проснулся и лежал теперь с открытыми глазами. Он больше не плакал, просто слушал тишину и покой постепенно заполнял его измученное сердце.
Он действительно верил в Аллаха, верил всегда.

***

Эмир Тимур умер через 2 года, в январе 1405, во время своего похода на Китай.
Он приказал похоронить себя после смерти  в ногах Саида Береке, человека, которым он восхищался и который поддерживал и направлял его почти всю жизнь. Бессмертную тень этого восхищения  до сих пор может увидеть любой посетитель мавзолея  Гур Эмир в Самарканде.


19-21.12.08

На фотографии - мавзолей Гур Эмир.