1

Феанор 2
А поскольку читать незавершенные произведения довольно скучно, я прилагаю к ним пять завершённых рассказов, имеющих косвенное отношение к творчеству Роберта Эрвина Говарда.
Надеюсь, что Вам понравится!
Искренне Ваш, автор :)

Жанр: Альтернативная история.
Ну, тут и пояснять ничего не нужно!


История улицы


…хочу рассказать я вам сейчас. Я захвачу вас с собою в такое далёкое прошлое, что, по сравнению с ним, времена Бреннуса и Рима покажутся не более, чем вчерашним днём. Не через годы и века поведу я вас, но через эпохи, туманные эоны – туда, куда не заглядывали даже самые смелые из историков и философов.

Р. И. Говард, «Долина червя».


Эту историю рассказал мне один мой случайный знакомый – наше знакомство началось с того, что я читал в метро великолепную книгу Стерлинга Ланье «Угроза Марса», а он сидел рядом, и она его заинтересовала.
Наши вкусы – я говорю о литературе, сами понимаете, – оказались довольно сходными. На выходе из метро оказалось, что мы и живём рядом. Собственно, на одной улице. Мы дошли до театра драмы «Дзея1» и присели на скамейке в скверике. Погода стояла отменная, никакие неотложные дела не вынуждали спешить домой. Мы сидели, потягиваясь, позёвывая и болтая то о том, то о сём. Кульминационный момент наступил минут через семь.
— А ты знаешь, что этой улице, на которой стоит твой дом, уже тридцать восемь тысяч лет? — хитро прищурившись, спросил мой новый приятель.
— Что за чепуха. Минску нет и тысячи, — поразился я.
Он фыркнул и молчал где-то с полминуты.
— Ты это прочитал в книжках по истории, так? Ты же знаешь, как они пишутся… У историков есть летописи, у археологов – вещи. Кто поручится за подлинность летописей? Как на основании вещей воссоздать события? Один учёный делает предположение. Если учёный известный, и пользуется уважением в научных кругах, его мнение становится широко известным. Другие учёные, осмысливая факты, пытаются не противоречить ему. Одна – условно принятая за истину, заметь, – точка зрения, иначе говоря, аксиома, порождает другую. Так рождается парадигма. Выйти за её пределы уже почти невозможно. Истина теряется среди не выдвинутых гипотез, непродуманных теорий, необъяснённых фактов.
Он перевёл дух, и глаза его наполнились мечтательным выражением.
— Наш Менск звался Триеквитом в те давние времена. Столица Рюена. Рюен и Тма2 были величайшими империями на просторах Земли. Поднимались и опускались горы, разливались и мелели моря, реки меняли свой путь, а Триеквит всё стоял. Варвары изменили название до Иек, а затем  и до Мьек – чтобы проще выговорить. Миек, Мьек был столицей Мовении3 семь тысяч лет назад. Варварский городок, Нясека, слился с ним  пять тысяч лет назад – и пошло имя Менясек, Менеск, Менск. Тридцать восемь тысячелетий тому назад на месте этого проулка пролегала настоящая via principalis! – ведь ты знаешь историю, хе, хе.4 Вожди побеждённых дикарей шли по ней, понурив голову, во время триумфов, а тяжело навьюченные косматые северные слоны5 везли награбленные трофеи. Гарцевали герольды на тарпанах6, укутанные в меха и лён придворные щеголяли темнокожими танцовщицами, что привезли из Чёрной Земли караваны из самой Атхлаинаты – Платон бездарно транслитерировал её как Атлантиду, ранее лежавшую на западном побережье Пиренейского полуострова7. Шли наполовину связанные львы, тигры, гепарды, шерстистые носороги – ведь все они водились здесь в это время!  С тёплого юга Европы, из цветущих лесов Сахары8 привозили слонов, ревущих бегемотов, диковинных носорогов – лишь для того, чтобы провести их во время парада9… А дальше! Чуть западнее Яхонтовая Дорога извивалась под окнами самого Дворца. Он возвышался над десятиэтажными хоромами придворных, подобно огромной горе. Сотни рабынь, тысячи рабов, воины Гвардии Волка, фонтаны, сады, серали… Такого не было больше в истории.
 Все боялись императора Рюена и – напоминания о его столице, Триеквите. Болотники из Мисра10 слали нам папирус и нефрит, эламиты11 – земляную смолу12, страна Тильмун13 – мыльный камень14 и медь; от темнокожих обитатели долины реки Инд мы получали финики, хлопок, и золото, царьки из страны бамбука присылали в дар диковинных животных, а чёрные австралийские дикари – смолы и дерево15,16…
Рассказчик опустил голову и замолчал, но возникшая тишина была заполнена красочностью созданных им образцов.
— А затем пришёл лёд. Животные умерли или ушли. А на наши плодородные долины хлынули орды невиданных дикарей. Однажды, подступивший язык льда слизнул великолепный дворец17. Столетия текли, и Триеквит стал Мьеком, а затем и Менясеком18. Менск…
Уж не знаю, сколько времени мы молчали. Тихий скверик, высотные «коробки» многоэтажек, крики детей, играющих в футбол… всё это показалось каким-то далёким и нереальным. Древние очертания давно ушёдших времён будто проступили сквозь блеклое настоящее. И стало безумно жаль… словно я сам это всё утратил, прожив 38 тысяч лет. Ирреальная ностальгия… но лишь на миг. Чувство реальности взяло верх, и я рассмеялся.
— Выходит, я могу гордится, ведь из моих окон был бы прекрасный вид – 38 тысяч лет назад? Ладно, верю насчёт учебников истории. Но ты-то сам откуда всё это знаешь?
— А? — отрешённо посмотрел на меня мой новый сосед. — Извини, заболтался, мне надо идти.
Я осёкся. Осёкся, увидев этот странный взгляд – печальный взгляд древних-древних глаз.





1 «Действо» (бел.) Другим вариантом прочтения является «Дзе я» – А где ж это я? (бел.)
2  Названия этих вымышленных государств можно примерно перевести с старославянского как «Пугающий (Устрашающий рёвом)» и «Многочисленный», а Триеквит – как «Трижды процветающий».
3 Название этого вымышленного государства образовано мной от слова «мова» (бел.) – «речь». Однокоренные с ним слова – молвить, молва. Названия государств в те давние времена образовывались довольно-таки незамысловато. Например, одно из недолговечных славянских государств, образовавшееся в результате объединения племён с целью дать отпор иноземным захватчикам, носило имя «Само». В честь вождя, который звался именно так. В честь чего же он получил сие оригинальное имя, остаётся только  предполагать.
4 via principalis – главная дорога римского военного лагеря (прим. автора).
5 Мамонты.
6 Копытное животное, водящееся в Средней Азии.
7 На западном побережье Испании обнаружены развалины древнего богатого города. Согласно одному из предположений, это и есть легендарная Атлантида – ведь она лежит «за Геркулесовыми Столпами (Гибралтарский пролив)», как и утверждает Платон. Впрочем, если хотите знать, что же на самом деле случилось с Атлантидой, читайте замечательную (хоть и трудную) книгу Эндрю Коллинза «Врата Атлантиды (Gate way to Atlantis)». Разве что не очень доверяйте тезису насчёт «развитого энеолита». А так, всё остальное – правда!
8 Во время последнего Ледникового периода Сахара действительно представляла собой пышный субтропический лес.
9 В самом начале ледникового периода климат в Южной и Средней Европе оставался субтропическим. Здесь водились слоны, бегемоты, саблезубые тигры, лошади Стенона, носороги Мерка. С приближением ледника теплолюбивые животные частично вымерли, частично переселились на юг, хотя теплолюбивая фауна ещё долго продолжала существовать на тёплом юге Европы.
10 Миср – одно из самонаименований Египта. Название  «Айгуптос» (впоследствии трансформировавшееся в привычный нам «Египет») – древнегреческого происхождения, и представляет собой искажённое «Хэ-Ку-Птах» – название одного из наиболее значительных из древнеегипетских городов, более известного нам под греческим названием Мемфис. Что же касается самих древних египтян, то они именовали свою страну «Кеме» – «чёрная», что связано с тёмным цветом её плодородных почв.
11 Жители Древнего Элама – государства, расположенного на побережье Персидского залива неподалёку от Двуречья.
12 Нефть. Добывалась жителями Древнего Междуречья. Вязкая «земляная смола» использовалась вавилонянами как скрепляющий строительный материал.
13 Тильмун (Дильмун) – недавно обнаруженная полулегендарная страна, предполагаемая прародина шумеров.
14 Стеатит. Широко применялся в Древней Месопотамии и прилегающих к ней областях для изготовления печатей, статуэток и сосудов.
15 Существуют свидетельства торговых контактов древних египтян с исконными жителями австралийского континента. В частности, гробницах фараонов был обнаружен эвкалипт, произрастающий только в Австралии.
Любопытно, что у коренных обитателей западного побережья Австралии сохранились предания, повествующие о торговле с людьми, прибывавшими с западной стороны моря. А также относительно недавно в Австралии были обнаружены египетские монеты.
Любопытно также, что в мумии Рамзеса II были обнаружены достоверные следы табака и кокаина, источники которых во время фараонов находились исключительно в Новом Свете. Существуют веские основания полагать, что в своё время финикийцы, а позднее карфагеняне и римляне вели оживлённую  торговлю с культурой Чавин (нагорья современного Перу), совершая трансатлантические плавания; при этом основной статьёй импорта являлись именно табак и плоды коки.
Также достоверно известно, что по приказу фараона Нехо II финицийцами было совершено плавание вокруг Африканского континента. На этот невероятный подвиг у них ушло два года. Дважды они останавливались на побережье, чтобы посадить семена и собрать урожай.
Любопытно также, что существуют определённые этнологические свидетельства того, что после смерти Александра Македонского его флот, предводительствуемый его другом, Неархом, мог достичь берегов Центральной Америки. По крайней мере, достоверно известно, что весь флот, который потребовал себе Неарх взамен территориальных владений, бесследно исчез. Не исключено, что Неарх предпринял попытку исполнить мечту Александра и достичь края земли, который, как учил Аристотель, располагался неподалёку от восточного края Индии.  Трудно даже представить, какой громадный путь пришлось преодолеть греческим мореходам!
16 Аборигенные жители Австралийского континента названы чернокожими, поскольку относятся к негроидной расе. В незапамятные времена они прибыли в Австралию на своих каноэ с территории Индокитая. Вполне логично возникает вопрос: какое отношение к негроидам имеет Индокитай!? Нужно отметить, что до прихода ариев (по другому, арийцев), из среднеазиатских степей на Индийский полуостров, территорию Индии заселяли темнокожие представители негроидной расы – дравиды. С приходом ариев всё изменилось. Кочевые племена пришельцев осели в северо-западной части Индии. Со временем пришельцы и аборигены слились в один народ. Утерялся даже собственный язык изначальных жителей полуострова. Язык, на котором говорили завоеватели-арии, а также предки людей, в дальнейшем ставших исконными обитателями Европы, в настоящее время мы называем «индоевропейским». С течением времени он дал начало множеству языковых семей – романской, германской, славянской и многим другим. Но их родство чувствуется и сейчас. Сравните слово «Веды» – так называлась одна из священных книг кочевников-ариев, что переводиться как «Знания» – со словами «ведать», «ведун», «разведывать» и белорусским «веды» – «знания». Впрочем, мы слегка увлеклись и отклонились от темы…
В настоящее время к негроидной расе относятся темнокожие жители юга Индийского полуострова и острова Шри-Ланка.
17 Граница оледенения на территории Беларуси проходила по Верхнеберезинской низине, ныне – Лепельский, Браславский р-ны. Но почему бы отдельному языку льда и не продвинуться чуть дальше? (данному примечанию я обязан Анастасии Валерьевне, бывшей сотруднице Березинского заповедника).
18 Менясек, Менеск, Менск – старые названия Минска.


Примечание: ну, может, примечания и не стоило делать такими длинными… Но автору очень хотелось удовлетворить любопытство читателей и поведать им отдельные интересные факты!


Эпилог


«Вы все [греки] молоды разумом… у вас нет верований, уходящих корнями в давние традиции, и нет знаний, пришедших из глубины веков. А причина этого такова. Много было и много ещё будет разнообразных бедствий, которые истребляют род человеческий, причиною величайших из них были огонь и вода, меньших же – бесчисленное множество других стихий…».
«Тимей», 22d-23c, Платон, разговор Солона с древнеегипетским жрецом.
«Первый мир был уничтожен за человеческие проступки всепоглощающим огнём, который пришёл сверху и снизу. Второй мир кончился, когда земной шар свернул со своей оси и всё покрылось льдом. Третий мир закончился вселенским потопом. Нынешний мир – четвёртый».
Мифы индейцев хопи, потомков исчезнувшей цивилизации асанази, Северная Америка.


Последующие два рассказа немного страшноваты. Держитесь!

Итак, первый!
Совершенно невероятный жанр: юмористический хоррор в рамках альтернативной истории!



Один из альтернативных вариантов

Посвящается памяти незабвенных
(такое разве забудешь!)
Г. Ф. Лафкрафта и Р. Э. Говарда.


— Мы были не первыми на этой планете.
Кен как сейчас слышал эти слова. Стоило подумать об этом, и из памяти всплывала картина: худой Боб сидит, сцепив пальцы рук на толстенном фолианте.
— Вспомни неясные полузабытые легенды о человекоподобных богах и демонах, что дошли до нас из различных уголков мира. Предания об основателях цивилизаций, о древних Повелителях, о тварях из человеческой плоти и крови, которые не являлись людьми. Эти предания настолько стары, что мы не можем установить их источник, — он помолчал. — Так вот, это не выдумки. Некоторые естествоиспытатели уже начинают находить кости. Это были существа, похожие на человека, но всё же отличные от него. А смутные легенды, таинственные предания в древнейших из дошедших до нас летописях свидетельствуют о том, до нас были другие Хозяева Земли. Мы не первые, далеко не первые. Есть свидетели, по показаниям которых можно предположить, что Древние ещё выжили в глухих, безлюдных местах нашей планеты. А есть учёные, которые говорят – и пусть это пока не стало официально признанной теорией – что древнейшие памятники архитектуры оставили отнюдь не мы – а Они. Те, что правили этой землёй до нас. Пирамиды и зиккураты, древние города Индии и Малой Азии. Их культура погибла, когда в их селения пришли дикие племена наших предков. Рисунки в пирамидах изображают существ, похожих на людей. Большинство археологов приписывает странность черт несовершенной технике рисования примитивных народов. Но другие – и вместе с ними я, Кен – верят, что рисунки изображают реальный облик тех, кто воздвиг эти циклопические сооружения – облик Древних Хозяев.
Естествоиспытатель замолчал, и пламя свечей, всколыхнувшись, отбросило на его лицо неясную тень.
— Есть способ доказать это, дружище. В пирамидах, в царских усыпальницах Древнего Египта и Империи Инков были найдены мумии. Если их строили Древние, то это должны быть мумии Древних. Если же нет, – здесь его голос внезапно упал, – то, было возможно, никаких Древних нет, и никогда не существовало. Только лишь человекообразные обезьяны…
Боб глубоко вздохнул.
— Кен, ты в совершенстве владеешь искусством некромантии. Проберись в одну из гробниц в Гиз; и оживи кого-нибудь. Хоть царя, хоть слугу. Я достал все необходимые ингредиенты. Наши сторонники помогут тебе добраться до Александрии. Но будь осторожен: все легенды сходятся на том, что Древние Хозяева были дьявольски, дьявольски сильными магами…


* * *


Кенвор стоял перед потрескавшимся от древности саркофагом. Усилия шести помощников, набранных из местных, понадобились, чтобы стащить с него тяжеленную гранитную крышку. Под ней оказался ещё один саркофаг  поменьше, из чистого золота. По лицам шести кеметов стекал пот. Но причиной этому, была, пожалуй, не только усталость. Их лица посерели от ужаса. Даже вид золота не оказывал должного эффекта. Они верили в проклятие, тяготеющее над этим местом, где мрачные треугольные громадины вздымают свои чёрные бока над золотом песка. Только обещание подарить каждому из них по тройке прелестных рабынь заставило их идти наперекор своему глубоко въевшемуся ужасу, первобытному страху, передающемуся по наследству, от поколения к поколению, с поистине незапамятных времён. Но три рабыни, выбранные на свой вкус – это бесценное сокровище, на которое не может надеяться ни один шаот, растящий лотос на болотистой земле, время от времени заливаемой Озирисом. Увы, не видать им обещанного, как своих затылков...
Золотая крышка была снята, и взорам собравшихся предстали скрюченные остатки того, что некогда было... или не было?.. человеком. Его лицо закрывала золотая маска, и если её контуры в точности передавали черты заснувшего вечным сном, то оно было уродливым, почти нечеловеческим.
Что ж, пора начинать.
Кенвор воздел руки и ощутил уже почти забытые чувства, прилив удовлетворения, злой радости, Могущества, почти Всемогущества. Со всех сторон его окружил хор агонизирующих криков – шесть надрывающихся голосов – но они обеспокоили его не больше, нежели стрекотание цикад.


* * *


Странное существо село, и истлевшие бинты лопались и слазили с его разбухшего тела. Вскоре оно и само принялось помогать себе в этом, скрывая папирусные ленты – неуклюже, словно разучилось ощущать своё тело и владеть руками.
Но ещё прежде, чем упал последний бинт, Кенвор всё понял.
Восставшая из полуистлевшего праха тварь не была человеком. Очертаниями фигуры она походила людей, но была на голову выше любого соплеменника Кенвора. И эти невероятно широкие плечи! Ни у кого из людей не могло было быть такого размаха в плечах.
Но главные откровения принесло лицо чужака. Что это ещё за волосы на бровях – ни один человек, к какой бы расе он не принадлежал, не мог иметь там волос. Нос был невероятно длинным и прямым. Губы кривились в неестественной, демонической усмешке. И голые, отвратительные, совершенно лишённые волос плечи. Всем известно, что человечество зародилось и вышло из бассейна реки Хуанхэ, но из какого проклятого места вышли на свет Божий эти чудовища?
А затем существо подняло голову и взглянуло Кенвору прямо в глаза.
— Это ты оживил меня, — произнёс воскрешённый, и смысл каждого из слов каким-то сверхестественным образом стал понятен Кенвору, хотя странные стрекочущие звуки не были не боррельским, ни одним из известных археологу языков.
Кена охватило странное чувство, по всему телу будто бы разлилась слабость, а сознание заволок туман. И он не отрываясь – не в силах оторваться – смотрел в немигающие чёрные, словно бездонные глаза незнакомца.
“Чёрные глаза!” — подумал он запоздало. — “Эта тварь ещё дальше от человека, чем я предполагал”.
— Кто ты? — спросило чудовище. — В мире, в котором я жил, не было таких существ, как ты.
Кенвор обливался потом. Так значит, это правда. Они жили задолго до нас, оставили после себя все эти чудовищные мегалиты. Люди не первые обитатели Земли, увы, совсем не первые…
И, по-прежнему, он не в силах был отвести взгляд.
— Человек, — сказал он против воли.
— Человек? — тварь оскалилась (или улыбнулась?).
— А кто они? — обратил он внимание на искорёженные трупы тех, кого привёл с собой Кенвор.
— Мои помощники, — прохрипел некромант.
— И твои ингредиенты для чёрного колдовства, не так ли? — догадалось чудовище, и опять блеснуло клыками в злом оскале.
Неужели это усмешка?
— Ты использовал их, чтобы оживить меня.
Это был не вопрос, а утверждение, и учёный с облегчением промолчал. Говорить было невероятно тяжело, будто не он сам, а нечто извне шевелило его губами и языком и издавало звуки его горлом. Что же это за проклятое колдовство? Он никогда и не слышал о таком.
Его волю словно парализовало. Тяжело же было его предкам победить этих уродливых подобий человека, словно выползших из бездонных адских глубин тхартхариса. Что они могли противопоставить этому невероятному колдовству? Разве что удар сзади, чтобы не видеть этих дьявольских, бездонных глаз…
— В мире сейчас все такие, как ты? — вновь догадался монстр, и Кенвор кивнул.
Воскресший взглянул (с отвращением, как показалось археологу), на останки шестерых шаотов.
— Иди-ка повесься на своих кишках, приятель, — сказал он. — А я, пожалуй, пойду отдохну. Ты слишком рано разбудил меня от моего сна. Вечного сна…
И бывший покойник развернулся к археологу спиной, лицом к развороченному саркофагу.
И Кенвор кивнул и ушёл.


Жанр: ироническая остросюжетная мистика в рамках альтернативной истории.


Терпимость

По мотивам Р. Э. Говарда.
События разворачиваются
во времена Кулла, где-то
в районе Тотры* и Верулии*…


Кернар почти бежал, стремясь успеть со свидания с Нериссой на свидание с Дульсинией, как вдруг, выскочив из-за угла, он столкнулся с представительным – чтобы не сказать жирным – мужчиной то ли средних лет, то ли на подходе к старости. Толстяк был одет в роскошные одежды преуспевающего астролога; от удара он просто осел на землю. Кернар протянул ему руку с завсегда заготовленными словами извинения, и любопытство в нём, разумеется, победило – в этом оно отличалось похвальной последовательностью.
— Что же вы это вы так спешили, юноша, — с оттенком мягкого упрёка прокряхтел представитель почтенной профессии, отряхивая своё платье.
— Увы, уже никуда не спешу, — с улыбкой пожал плечами профессиональный ловелас. — Но позвольте, месигнёр, если не откажете мне в учтивости, скажите – как же это так получается? Я никогда вас не видел в Эльсинире, а ведь я тут каждый дом знаю, как собака свою конуру.
Взгляд прохожего неожиданно стал пронзительным, словно в тёмном окне казавшегося покинутым дома неожиданно зажгли свечу.
— Так вы говорите, молодой человек, что знаете город, как свои пять пальцев?
— Куда лучше, чем свои пять пальцев, — заверил его Кенар, — я не из тех самодовольных щеголей, что полагают состояние ногтей признаком благородства. Я предпочитаю мыло да чистую воду изысканным розовым благовониям, а о мозолях не беспокоюсь – зато клинок держать сподручнее.
— Что-то вы болтливы, — проворчал маг, — но я извиняю это, равно как и ваше любопытство. Все мы люди; у всех есть свои достоинства и слабости. Своим слабостям я потакаю, не попрекаю и других за их недостатки. Идёмте за мной, коли хотите удовлетворить своё любопытство, впрочем, предупреждаю – шагать придётся далеко.
— Это пустяки, месигнёр, — усмехнулся дворянин, — если вы готовы, то – в путь.
Поначалу они из респектабельного района спустились в низовье, где жили одни бедняки-ремесленники, затем вышли к Малому базару, поднялись к Дворянскому Предместью, огибая палаты нобилей Эльсинира, и углубились в Старое Место. Вскоре Кернар сообразил, что колдун хочет запутать его, водя по безлюдным улочкам, самым тёмным проулкам и непешеходным местам, где город уступал часть своих прав природе – осушенным болотам, пустырям и изрытым холмам. Это его не испугало, а повеселило: меч на боку, твёрдая рука и ясная голова всю жизнь хранили его от разных невзгод. Да и говоря о своём знании города, он не похвастал, как можно было подумать, а поскромничал.
Наконец, на изгибе улицы Ловнар, которая шла вдоль глухих задних стен богатых особняков, лишь едва-едва освещённая тусклым светом масляных столбовых ламп, толстяк остановился, почти полностью скрывшись в чёрной тени массивного здания. Его благодушное бормотание неожиданно преобразовалось в шипящий шёпот, почти свист:
— Ну, смотри, Кернар.
Юноша вздрогнул, но не слишком поразился: в конце концов, такова была профессия его спутника. Что ему стоило узнать его имя? Впрочем, он мог видеть его где-нибудь и раньше, и запомнить. Это было обидно – Кенар гордился своей неприметностью. Впрочем, колдун и есть колдун, что с него возьмёшь…
Порывшись в складках своего крикливого наряда, астролог извлёк чуть серебрящийся в темноте флакончик – а может, на нём просто отражался свет звёзд? – поднёс к губам и выпил его. Его одежда заколыхалась; но то, что происходило, скрыла глубокая чернота падающей на его тени. Из неё выступил худощавый, загорелый, в подчёркнуто скромном наряде верулиец. Его глаза сверкнули мрачной насмешкой, когда он бросил взгляд на ожидавшего Кернара.
— Может, теперь ты узнаёшь меня, юнец?
— Безусловно, — спокойно кивнул тот, — вы Киа, дворцовый лекарь его величества Рема, да продлят боги его дни. Что ж, полагаю, моё любопытство удовлетворено, если вы не захотите рассказать большего?
Киа казался застигнутым врасплох невозмутимостью молодого дворянина, но колебался лишь мгновение.
— Разумеется, — озарился он неприятной улыбкой. — Если тебе неведом страх, то идём со мной, и я покажу тебе немало нового, молодой человек.
— Страх неведом лишь дуракам, мёсигнёр, но, клянусь Неешад-эз-Реаа, пусть меня погрызут крысы, если я струшу. Я ведь уже говорил вам, как я любопытен.
На лице чародея отразилось смутное беспокойство.
— Откуда ты знаешь про культ проклятого Серого Змея?
— Любопытство, сигне, любопытство, — рассмеялся дворянин. — Но это долгая история. Ведёте или распрощаемся?
Лишь пожав плечами, южанин молча повёл Кернара дальше через тишь городских улочек.
Где-то вдали шагала стража, да кошка гонялась за крысой, всё прочее будто вымерло. Шаги двух мужчин были единственным мерным звуком, нарушающим тишину. Если бы они шли по Старому Месту, вблизи королевского дворца, то из окон кофийской знати выплёскивалось бы золотое светло, доносились бы пьяные крики да стоны страсти; дальше на юг, у Большого Базара, стража бы разнимала дерущихся, пьяные поддерживали друг друга, а в кустах немудрено было бы наткнуться на объятую сладострастием парочку. Здесь же, в нищенском квартале вдоль городской стены, лишь звёзды холодными огоньками глаз смотрели на одиноких прохожих.
Наконец они пришли; но если Киа рассчитывал, что кутиец заблудится в тёмном лабиринте полуночного города, то ошибся: Кернар без труда узнал причудливую усадьбу и с удовольствием отметил, что наконец узнал, кто же является её владельцем.
Быки и львы с человеческими головами мрачно смотрели на пришедших из массивного каменного фасада; пышно разросшиеся кусты жасмина и сирени скрывали странные постройки внутри обширного сада, прилегающего с севера к дому. Неожиданно для Кернара, Киа опять сделался добродушным, словно так и остался тем полным добряком, которого сбил с ног дворянин на перекрёстке Улицы Тревожных Снов и Прохода Алых Ножей.
— Проходи, проходи, — шутливо подтолкнул он юношу, который хоть и не любил фамильярности, но мог стерпеть многое, если намеревался добиться какой-то своей цели.
Прихожая вела в анфиладу роскошно убранных комнат; оставив плащи в шифоньерке, они прошли в гостиную. Стены из дорого белого мрамора покрывали гобелены со сценами из андаррской мифологии; ноги пришедших тонули в роскошном грондарском ковре. Посредине комнаты стоял резной овальный валузийский табльдот, его окружали три массивных кресла, напоминающих шезлонги. Звездочёт дружелюбным жестом указал на одно из них.
— Присядь, передохнём… мы шли долго.
Андаррец не заставил себя долго ждать, и, развалившись в кресле, принялся с интересом рассматривать псевдовосточный антураж. Позолоченные светильники в виде ундин и причудливых василисков на стенах освещали комнату неверным, колеблющимся светом.
— Вина? — предложил хозяин. — Я пью только южные.
Кернар покачал головой.
— Никакого вина на работе. Любопытство – моя работа, волшебник. А вино убивает любопытство.
А про себя добавил: «Бесспорно, я люблю, когда в голове шумит от крепкого верулийского, в компании добрых друзей и податливых шлюх в «Трёх ослах»… а не в логове у коварного мага, который, похоже, затащил меня сюда с единственной целью прикончить, чтобы я не разболтал кому-либо о его манере менять обличье». Любопытство любопытством, но молодой дворянин обладал почти собачьим нюхом на неприятности, что помогало ему выбираться из передряг, в которые втравливал его собственный неугомонный нрав. Впрочем, он предпочитал идти навстречу опасностям, и они зачастую рассеивались, как дым – и в любом случае это лучше, чем каждый миг ожидать удара из-за угла.
— Однако же я обещал тебя развлечь, — с загадочной улыбкой  взглянул на него придворный целебник. — Раз уж не хочешь вина, пройдём в мои личные покои. Разумеется, если ты отдохнул.
Кернар легко вскочил на ноги.
— Надеюсь, вы мне покажете что-то действительно интересное, месигнёр, — нарочито весело сказал он, но потаённая угроза в его словах заставила загадочного собеседника вздрогнуть.
Узкий, не освещённый коридор привёл их в залу, прикинув размеры которой, андаррец аж присвистнул. Пол был выложен шестиугольными плитами белого альсорского камня, резные колонны, выполненные в виде чудовищ из Лемурийского пантеона, поддерживали неширокое каменное кольцо-фриз, на котором покоился куполообразный потолок. Прорезанные в нём стрельчатые арки заключали в свои металлические объятия странные, неестественные витражи. Всё это напомнило Кернару клетку, в которой привозили попугаев торговцы из Южных Королевств. Пространство вдоль стен между колонн было занято книжными шкафами утончённой работы: чувствовалась рука искусных валузийских мастеров. Даже молодой эльсинирец, привыкший к роскоши дворца Рема, поразился тому странному вкусу и размаху, что превратил обычный особняк в некое подобие тайного святилища.
Однако мы забыли добавить, что на полках шкафов покоились отнюдь не книги, а большие стеклянные шары на матовых подставках, которые в свою очередь покоились на подложках из чёрного бархата.
— Проходите, юноша, смотрите, — прозвучал добродушно-магнетический голос. — Я ведь уже говорил вам, что я терпим к чужим недостаткам, поэтому и не слишком строг к себе самому. Ибо мой недостаток  в том, что я люблю коллекционировать чужие недостатки! –  внезапно, словно сметающая всё на своём пути грозовая волна,  голос обрел демонический резонанс нечеловеческой мощи. — Смотрите, на этом шаре покоится бирка «Нетерпение» – я заключил сюда человека, который вечно куда-то спешил и не мог подождать ни минуты. Далее стоят злоба, бахвальство, надменность, низость, чревоугодие, сладострастие …
Отражающееся от круглых стен эхо стихло, и спустя мгновение вкрадчивый, заставляющий содрогнуться от ужаса, голос произнёс:
 — …И один из этих шаров всё ещё пуст!
И в этот момент Кернар ощутил головокружение и чувство падения, а в следующий миг весь внешний мир погрузился во тьму…

* * *

Обследовав поверхность шара изнутри, молодой дворянин решил, что там больше нет ничего интересного; а более того, следующей ночью его ждала проказница Ишитар. Поэтому, скрестив ноги в позе Скучающей Обезьяны, он лёгкими пассами рук начал исполнять багровый обряд Неешад-эз-Реаа, Серого Змея. Не зря же он, в конце концов, был так любопытен.

* * *

Выбравшись из зачарованного шара Киа с помощью демонов одного из тёмных полузабытых культов Гурии, Кернар в отместку прихватил с собой шар с ярлычком «Сладострастие», откуда и выпустил на волю томную красавицу. Но страстная матрона вскоре нашла своё счастье в объятиях любвеобильного матроса, а Кернар решил податься из Эльсинира подальше – подальше от опасного соседства с личным лекарем короля. Обратив своё поместье в деньги, он переехал в Тотру, но деньги имеют обыкновение утекать, как вода через пальцы, и вскоре Кернар предложил свои услуги капитану городской стражи. Не прошло и двух лет, как Его Пронырливость оказался одним из гвардейцев личной охраны Короля Ютсизиана…


* – Доисторическое государство, упоминаемое в рассказе Р. И. Говарда «Ползучая тень». Не исключено, что оно могло существовать уже в Допотопную Эру.
* – Последователи Говарда упоминают Верулию, как страну, известную склонностью своих обитателей к колдовству.


Примечание: данное произведение представляет собой своеобразную полу-пародию, полу-подражание рассказам великого Р. И. Говарда о Конане, с той разницей, что действие разворачивается в Допотопную (Турийскую) эру.


Краткий глоссарий:

Андарра – допотопное королевство, существовавшее одновременно с Тотрой,  Кут и Старой Косалой (по меньшей мере, так утверждается в одном из рассказов саги Р. Э. Говарда о Конане «Ползучая тень»).
Турийская Эра – синоним Допотопной, эра, существовавшая в столь далёкие от нас времена, что уже само упоминание о ней стёрлось из памяти людей, оставшись лишь в легендах и неясных преданиях. В то время ещё не опустились в бездонные пучины океана острова Атлантиды и Лемурии, а древние королевства занимали столь необъятные просторы, что по сравнению с ними великая Римская Империя показалась бы лишь ребёнком.
Эльсинир – элитный район столицы Верулии.


P. S. Кому любопытны подробности культа Серого Змея и его отвергнутых самой матерью-Геей почитателей, обращайтесь к автору – он, как всегда, поможет! Вот разве что, стоит ли?...



Послесловие


Сколько городов в Азии, сколько в Ахайе разрушилось от одного землетрясенья? Сколько поглощено их в Сирии, Македонии? Сколько раз опустошало Кипр это бедствие? Но когда-нибудь время изгладит следы даже тех городов, о величье и благородстве которых слышим мы и теперь.

Сенека, Письма к Луцилию, XCI, 4, 9-10.



Возможно, что мы не так уж и много знаем о подлинной древней истории человечества. Не исключено, что сведения, переданные, по свидетельству Платона, древнеегипетским жрецом Сократу, явились не просто аллегорическим вымыслом автора «Тимея», но имели под собой определённую историческую основу.
Предпринятая в настоящее время передатировка известных исторических памятников дала ошеломительные результаты.
Возраст Большого Сфинкса, согласно традиционным воззрениям, вырубленного из скалы по приказу брата Хеопса (Хуфу) Хефреном (Хафрой) около 2500 года до нашей эры, после проведённой геологической экспертизы оказался на несколько тысяч лет больше официально признанной даты. Такое заключение было сделано геологами и палеоклиматологами на основании картины эрозии тела Сфинкса. Было подтверждено, что эрозия носит водный характер и могла быть вызвана только сильными дождями, в последний раз  имевшими место на территории Египта в период с 7000 по 5000 год до нашей эры. Другим вероятным временем создания называется 10-15 тысяч лет до нашей эры. И хотя в последнее время намечается определённая тенденция «сократить» возраст Сфинкса, по мнению автора, в данном случае имеет место скорее ненаучная попытка приведения возраста этой грандиозной скульптуры к традиционно сложившейся археологической картине мира, нежели строгий научный подход. Впрочем, при любом из предлагаемых вариантов датировки он оказывается по меньшей мере на несколько столетий (а может и тысячелетий) старше Хеопса и его двух братьев.
Следует отметить, что некоторые другие сооружения Египта (в частности Осирион, Храм Мёртвых и Храм Долины) могут оказаться столь же древними, как и сам Сфинкс. Они сложены из крупных блоков той же породы, и даже – нельзя исключать и такую возможность – из того самого камня, который  был вырублен из скалы для придания ей формы Большого Сфинкса!
Любопытно также, что «авторство» Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафры) и Микерина (Менкаура) по отношению к пирамидам Гиз; так же находится под большим сомнением. Не считая сообщений Геродота (к свидетельствам которого, с чем согласны все египтологи, следует относится с большой осторожностью1) и строительных надписей на камнях пирамид, которые с большой вероятностью являются сфабрикованными2, египтология не располагает ни одним свидетельством того, что великие пирамиды были возведены вышеупомянутыми фараонами IV династии. Ни в одном из трёх памятников не обнаружено тел фараонов, а также во всех трёх пирамидах отсутствуют какие-либо надписи. Надписи отсутствуют также в трёх маленьких пирамидах-спутниках, расположенных вблизи юго-западного края площадки. Это является явным исключением, поскольку все достоверные усыпальницы египетских монархов были украшены, причём в традициях Египта являлось богатое украшение захоронений фараонов, красиво расписанных сверху донизу (например, в Долине царей в Луксоре) и испещрённых ритуальными заклинаниями, которые должны были помочь покойному в его путешествии к вечной жизни. В этих шести пирамидах найдены предметы времён IV династии, но нет гарантии, что они являются современниками самих монументов. Зато существует другая иероглифическая надпись, согласно которой Хеопс  никак не мог построить Великую пирамиду. Данная «Инвентарная стела», как её назвали, была найдена в Гизе в XIX выдающимся французским археологом Огюстом Мариеттом. Из её текста следует, что Великий Сфинкс и Великая пирамида (и некоторые другие сооружения на плато) существовали задолго до того, как Хуфу сел на трон. В надписи на стеле «Хозякой пирамиды» называется Изида, подразумевая, что монумент был посвящён этой данной богине волшебства, а не Хуфу. И в заключение в тексте содержится достаточно устойчивый намёк на то, что пирамида Хуфу является одним из вспомогательных сооружений, вместе с другими, примыкающими к ней с востока. Интересно, что в письменном документе «Сказки сыновей фараона Хуфу» (папирус Весткар, конец XVIII века до н. э.), содержится загадочное упоминание о том, что горизонты (пирамиды?) были возведены древнеегипетским богом Тотом, и Хеопс искал его записи, чтобы построить себе такие же.
Марком Ленером был предпринят радиоуглеродный анализ органических материалов извёстки, скрепляющей блоки пирамиды. Анализ дал поразительные результаты: приблизительный разброс датировки оказался в промежутке между 3809 и 2869 годами до нашей эры. Таким образом, погрешность традиционной хронологии составила от 200 до 1200 лет! Результирующая кривая имеет форму колокола, и наиболее вероятная полученная дата гласит, что пирамиды Гизе на 400 лет старше, чем до этого считали египтологи.
Теперь обратимся к другим памятникам древности.
Датировка «синих камней» из Стоунхенджа, предпринятая Дэвидом Боуэном новаторским методом с помощью хлора-36 в 1994 году, дала 12000 год до нашей эры.
Радиоуглеродные исследования последних лет показали, что каменные сооружения на острове Мальта датируются примерно 3000 годом до н. э. (т. е., древнее пирамид!), медные орудия, найденные на территории Румынии, Болгарии и Венгрии были датированы примерно 4500 годом до н. э., а неолитический город на территории Болгарии, возле местечка Лепенски Вир, как оказалось, был возведён около 6000 лет до нашей эры.
Известно, что гробницы каменного века рассеяны по Атлантическому побережью Европы от Испании и Португалии до Британии, Оркнейских островов и Скандинавии. Считалось, что испанские…, гробницы Франции – эры. Этот так… Но новые… ряд. Как выясни.. эры!
Подвернув… Европе.
Испанские… эры
Нельзя не упомянуть и о другом поразительном феномене, ожидающем своего объяснения.
Каменные лабиринты, аналогичные обнаруженным на остров Крит, обнаружены также в Палестине, Уэльсе, Шотландии, Англии и Ирландии, на Кольском полуострове, и даже на Соловецких островах. Они всегда располагаются на берегу морей, и никогда не встречаются в глубине материков. Северные лабиринты датируются II тысячелетием до нашей эры. Очевидно, они являются культурными сооружениями, принадлежащими к одной и той же культуре. Но что она могла собой представлять?
В Центральной Америке, немного южнее университетского городка Мехико, была обнаружена круглая ступенчатая пирамида, достаточно сложная по своей архитектуре. Она была расчищена в 20-х годах прошлого столетия из-под слоя лавы. Согласно заключению геологов, вулканическое извержение, которое погребло три стороны этой пирамиды и 150 метров окружающей территории произошло по меньшей мере 7000 тому назад.  Традиционная археология на настоящий момент отрицает существование на Североамериканском континенте достаточно столь культуры в таком отдалённом прошлом.
Известно по меньшей мере одно бедствие, способное стереть с лица Земли материальные следы человеческой цивилизации. Это всемирный потоп, описанный в Библии, шумерских текстах, мифах многих народов Центральной Америки и Полинезии, и, очевидно, явившийся следствием повышения уровня Мирового Океана в конце последнего ледникового периода, около 10000 лет до н. э. Мифы авестийских ариев и индейцев тоба Южной Америки из района Гран-Чако упоминают и ещё об одном великом бедствии, приходе «Великого Холода» либо «губительной зимы». Легенды ацтеков, майя, китайцев, индийцев повествуют, что существует определённое количество циклов созидания-разрушения, в конце которых всё существующее уничтожается «в общем содрогании природы, море выходит из берегов, горы выпрыгивают из земли, реки меняют свои русла, человеческие существа и вообще все гибнут, а древние следы стираются»1
Чем вызваны подобные бедствия? Э. Коллинз в своей книге «Врата Атлантиды» предполагает, что последний катаклизм был вызван падением на землю астероида, имевшего отношение к образованию так называемых Каролинских впадин и совпавший по времени с окончанием последнего ледникового периода. Вероятность падения на Землю крупного метеорита весьма невелика – но, в то же время, совсем недавно мы могли наблюдать падения на Юпитер осколков кометы Шумейкера-Леви… Вероятность падения составляла 1: 1070. Для сравнения – вероятность гибели всего живого на Земле от удара метеорита – всего лишь 1: 10000…
А. И. Войцеховский предполагает, что метеориты, падающие на землю примерно каждый 15000 лет, имеют какое-то отношение к циклу кометы Галлея. Если поверить его расчётам, то ближайшие 15000 лет нам не ничего не грозит: Тунгусский метеорит и был тем самым «запланированным обломком» – к счастью, меньшего размера, чем тот, который в своё время привёл к уничтожению практических всех следов цивилизации в районе Карибского Моря.
Книга «Чилам Балам из Чумаэйля» повествует об этом так:
«…когда земля начала просыпаться. Никто не знал, что должно было произойти…
И тогда Тринадцать богов были захвачены Девятью Богами. И начался сильный ливень, и скалы и деревья упали наземь. И Он громоздил деревья и скалы друг на друга.
И Тринадцать богов были свергнуты, и отсекли им головы, и лица их были разбиты в кровь, и были они изгнаны, и бремя легло на их плечи.
И кожа их с обломками костей упала на землю… И стрела поразила сирот и стариков, вдов и вдовцов, которые не имели больше силы жить.
И они были погреблены на песчаных берегах, в морских волнах. И после этого одним порывом нахлынули воды… и суша погрузилась в пучину».

Таким образом, не исключено, что ближе всех к правде оказался Р. Э. Говард, повествуя в своих великолепных произведениях о Гиборийской и Допотопной Эрах о возникающих и исчезающих в результате глобальных катаклизмов цивилизациях, память о которых осталась лишь в легендах.

1 Китайский конфуцианский источник.
1 Одна из девяти книг Геродота посвящена Египту, описанию его географического положения, государственного устройства, истории, религии, культуре и быту египтян. Однако критический анализ сообщений Геродота позволяет сделать вывод о том, что Геродот там не был, а его книга о Египте – это некритический и местами противоречивый пересказ сведений, полученный им от греческих торговцев и путешественников.
2 Подделка иероглифов была, очевидно, выполнена полковником Говардом Вайзом, как последнее средство для оправдания дорогостоящих, но бесплодных раскопок. Примечательно, что пометки были обнаружены только в четырёх камерах, открытых Вайзом, и не обнаружены в камере, открытой ранее исследователем Натаниэлем Дэвидсоном. Часть надписей была выполнена «иерархическим письмом», появившимся спустя несколько столетий после правления Хеопса. В одной из надписей упомянуто, что Хнум-Хуф (дед Хеопса) продолжил строительство, начатое внуком!
Есть проблема и с написанием самого имени Хуфу (Хеопса). В нём присутствует ошибка (кружок с точкой посередине вместо сплошь затушёванного), которая больше не содержится ни в одной древнеегипетской надписи. Любопытно, что именно такая ошибка встречается в двух единственных книгах по иероглифам, которые могли быть в распоряжении Вайза в 1897 году: «Вояж дель араби петрэ» Леона Делаборда и «Материа Иероглифика» сэра Джона Гарднера Уилкинсона.




Подраздел Эротика Древнего Мира

Эпиграф


Счастлив тот, кто видит
Эти розовые пальцы, эти круглые плечи,
Золото шеи, губы цвета меди,
Сияющие тела, подобные Луне…

Слова, начертанные неизвестным посетителем на стене пещерного храма Аджанты (Индия).


Пролог


Отложила благая Лаухми свои драгоценные покрывала и пошла на зов. А за нею идут светлые девушки с полными грудями и круглыми бёдрами.
Идёт Лаухми, открыв тело своё. Глаза у неё очень большие. Волосы очень тёмные. Запястья на Лаухми золотые. Ожерелье – из жемчуга. Ногти янтарного цвета. Вокруг грудей и плечей, а также на чреве и вниз до ступней разлиты ароматы из особенных трав.
Лаухми и её девушки так чисто умыты, как после грозы изваяния храма Абенты.
«Лаухми победительница»,  Н. К. Рерих, «Сказки», часть третья, «Жемчуг исканий».


Подподраздел «Любовь в Египте»


Гибкими линиями очерчены стройные фигуры танцующих девушек. Нежные черты лица и изысканный рисунок глаз придают изображениям девушек особое поэтическое очарование.
Ю. Ф. Марченко, о фрагменте древнеегипетской росписи, «Древнеегипетский танец».


Дар Нила*


Благоухают сладостные цветы, дары Пта, взращённые Гебом. Повсюду разлита его красота. Пта сотворил её, чтобы порадовать своё сердце. Пруды снова полны водой, и земля переполнена любовью к нему.
Слова песни, исполняемой девушками на фрагменте росписи гробницы «писца полей» Небамуна.


Прекрасная обнажённая юная девушка, гибкая, словно тростник и нежная, будто струи Нила, чудесная в своей наготе – её восхитительное тело было задрапировано лишь в тончайшие покрывала, не скрывающие ровным счётом ничего** – с любопытством взирала на могучего варвара, выходца из страны Урарту. Его суровая прародина скрывалась в  истоках могучих рек Вавилона – Евфрата и Тигра, и для обитателей  тёплых южных земель была далёкой и покрытой туманом таинственности. Говорят, там иногда, в самые суровые зимы падало сверху что-то, похоже на хлопья хлопка, но при этом холодное, будто ассирийская сталь. В его глубоких тёмных глазах читалось тяжёлое упрямство, совсем не свойственное жителям долин; могучие руки и торс вынуждали относиться к нему с уважением. К поясу был приторочен ассирийский меч – из тех, что перерубают бронзовые египетские клинки – да крепкие бёдра охватывала грубая, но надёжная набедренная повязка – вот, собственно и всё, из чего состоял его наряд. Нефертити спохватилась, что рассматривает его слишком уж пристально, словно обелиск у храма Амона, но каким-то внутренним незамутнённым чувством ощутила, что ему это не претит.
Нефертити была дочерью богатого номарха,*** избалованной и немного взбалмошной девчонкой, но в то же время обладательницей чистого доброго сердца и пытливого ума. Её ужасно интересовали другие страны, особенно те, в которые в незапамятной древности плавали великие фараоны древности – например, загадочный Пунт, а также полные диковинных диких зверей и таинственных племён земли к югу от Куша – рядом с крайней границей владычества фараона, да продлит Амон его дни; земли мифических гарамантов*****, живущих в пустыне, и прорывших там титанические каналы для сбора дождевой воды; райские пространства Дильмуна*******, легендарной прародины величия Вавилона и других царств Месопотамии, невообразимые места, лежащие к северу от Митаннийских земель,******** где без вести пропали воины великого фараона Сесотриса II. А также Мелукка – Мелукка****, волшебная страна, где, как и в Египте, водятся слоны, где книги пишут на листьях пальм, где люди поклоняются Любви и где, по преданию, путешествовал сам Озирис и основал города.
Брат Тутмос сказал ей,  что за свою невиданную жизнь Упрр….***** – ну что за не выговариваемые имена у этих обитателей Урарту! – побывал и в том числе и в Мелукке.
Но увидев её в первый раз, она поняла, что Мелукка отнюдь не интересует её. В его лице было что-то такое… Она взглянула в его пронзительные, добрые и гордые глаза, и  ей захотелось, чтобы он был с нею всегда.
Неуверенным жестом она велела обнажённым сирийским рабыням умыть его и умастить маслом, принести фруктов и вина. Северянин, взглянул ей в глаза и чуть улыбнувшись, повиновался.
Затем они встретились в комнате, овеваемые нежными страусиными перьями усилиями могучих ливийских рабов, под изящный аккомпанемент мелодичной египетской музыки, услаждая свой взор искусными танцами обнажённых танцовщиц и танцоров.
Он следил за ней улыбкой. С каждым мгновением, каждой новой нотой арфы или тональностью флейты он ощущал, что она нравится ему всё больше и больше.
Её жизнерадостная улыбка, горящие добрые глаза, твёрдо сжатые губы, свидетельствующие о твёрдости характера, грустная складка, которая иногда прорезала её юный лобик – всё это с каждой секундой всё больше и больше очаровывало его.
Он смотрел в её глаза и не мог наглядеться.
И она чувствовала то же самое.
Но если он каким-то звериным, животным чутьём чувствовал, что он ей нравится, то она, представительница высочайшей в мире цивилизации, могла лишь надеяться, и сердце замирало при мысли о том, что её чувство может оказаться неразделённым.
Наконец, собрав волю в кулак, она жестом отправила флейтисток и танцовщиц отдыхать и с надеждой и отвагой заглянула в его глубокие синие глаза.
И могучий варвар с нежностью и восхищением сгрёб эту юную, беззащитную, неугомонную девчушку в свои объятия.


* Так древние египтяне называли свою страну.
** «О необычайных успехах древних египтян в производстве сверхтонкой льняной ткани свидетельствуют те метрические номера пряжи, которую они могли производить. Как известно, метрический номер пряжи – это длина нити в метрах, весящая 1 грамм. Все ткани нашей повседневной жизни сотканы из ниток, от № 1 (толстый брезент) до № 400 (шёлковая тончайшая нить). Как предел ручного прядения на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году была представлена пряжа № 967. Как это не странно звучи, древнеегипетские мастера намного превысили рекорды современной цивилизации. Они выпускали тончайшие льняные ткани  с поэтическими названиями «текущая вода», «вечерний туман», «сотканный воздух» и самую драгоценную и священную, «царский виссон». Исследователь ремесленного производства Древнего Египта А. Лукас по этому поводу писал: «Пожалуй, нам не дано получить льняную ткань, которую могли ткать пятьдесят столетий назад, ибо образцы льняной пелены из египетских саркофагов достигали совершенно фантастического девятитысячного номера!!! (такую нить едва удаётся рассмотреть под микроскопом). Пряжа в три раза тоньше волоса! Остаётся предположить, что в древности были какие-то особые сорта льна, каких теперь не существует, либо древние знали какой-то технологический секрет получения сверхтонкой льняной пряжи» (Ю. Ф. Марченко, «Древнеегипетский танец».).
Костюм женщины Древнего царства состоял из длинной прямой рубашки «каларизиса» на одной или двух бретелях, оставляя грудь открытой. На некоторых памятниках позднего периода Среднего царства встречаются изображения женщин в тонких, слегка драпированных покрывалах.
*** Номарх – правитель нома (области). Всего в Египте насчитывалось сорок два нома.
**** Предположительно, между 5000 и 1000 годом до н. э. значительной частью Сахары владел народ, принадлежащий к негроидной расе, занимавшийся скотоводством и земледелием и поддерживающий плодородие почвы спомощью фоггар –  огромных, вырубленных прямо в скале каналов для сбора дождевой воды. Процветание этих безобидных африканцев вызвало нашествие белых поселенцев с ливийского побережья. Агрессорами были гараманты, которые в своё время, очевидно, переселились в Африку из Малой Азии. Этот народ, о котором впервые упоминает Геродот, в его время был уже знаменит  – в частности, его воины, воевали на запряжённых четвёркой коней колесницах.  Империя гарамантов была уничтожена около 700 г н. э. нашествием мусульман.
***** Дильмун – предположительная прародина шумерской культуры. 
******** Мелукка – шумерское название Индии.
********* Автор не в состоянии припомнить ни одного урартского имени – а справочника, увы, под рукой нет – поэтому он решил не приводить его полностью. К тому же при них произношении можно и вправду язык сломать.
******* Одежда танцоров соответствовала обстановке, в которой они находились, и характеру танца. Медленные танцевальные «проходы» женщины совершали в длинных прозрачных платьях, что позволяло демонстрировать пластику тела, движущегося в ритме танца. Для динамичных коротких танцев исполнители надевали короткую юбочку, что было необходимо для полной свободы ног. Нередко танцовщицы на домашних пирах изображались без одежды, только руки и ноги их украшали браслеты, шею – ожерелье, на голове – лента или цветок лотоса (Ю. Ф. Марченко, «Древнеегипетский танец».).
********* Об отношении древних египтян к лицезрению обнажённых красавиц можно судить на основании сохранившегося письменного документа «Сказки сыновей фараона Хуфу» (папирус Весткар, конец XVIII века до н. э.). По ходу повествования фараон Снефру обратился к мудрецу с просьбой найти для него место увеселения. Ответ мудреца:
«Да проследует твоё величество к озеру. Да посадит он в ладью свою разных красавиц из дворца своего. Сердце твоего величества усладится, когда ты увидишь, как гребут они взад и вперёд. Посмотришь ты на прекрасные заросли озера твоего, увидишь поля у берегов его. И сердце твоё возрадуется».
Предложение мудреца понравилось фараону, и он приказал:
«Пусть доставят двадцать женщин, прекрасных телом, чтобы красивы были груди их, косы заплетены. И пусть доставят двадцать сеток и оденут сетками женщин, снявших одежды свои… ».
***************** Музыкальными иснтрументами середины III тысячелетия до н.э. служили прекрасно сделанные дуговые арфы, кларнеты и продольные простые флейты с мягким и нежным звучанием.
В 40-х годах ХХ века А. Мачинским был произведён анализ изображений древнеегипетских музыкальных инструментов на стенах гробниц и храмов и сделаны следующие выводы. Если пропорции музыкальных инструментов на различных изображениях переданы с достаточной степенью точности, то древнеегипетский музыкальный строй был близок к пентатонике – музыкальной системе, содержащей пять нот в пределах октавы. Такая торжественная и несколько жёсткая музыкальная система сохраняется до наших дней в храмовой музыке Китая и, как это ни странно, в шотландских народных песнях.


Эпиграф к подподразделу «Любовь в Египте»

И в заключение мне хотелось бы привести два самых восхитительных описания древнеегипетского искусства, которые встретились мне в литературе.


«Холщёвая крыша спальни развинулась, сквозь прорезь в потолке показалось созвездие Льва и в нём яркая звезда Регул. Музыка арф стала ещё громче.
«Уж не боги ли собираются ко мне в гости?» — с усмешкой подумал Рамзес.
В отверстии потолка блеснула широкая полоса света, яркого, но не резкого. Немного спустя вверху показалась ладья с беседкой из цветов; столбы её были увиты гирляндами из роз, а кровля украшена фиалками и лотосом. На обвитых зеленью шнурах золотая ладья бесшумно спустилась на пол; из цветов вышла нагая женщина необычайной красоты. Тело её казалось выточенным из белого мрамора, а янтарные волны волос упоительно благоухали».

Болеслав Прус, «Фараон».


«Под звон колокольчиков и систр медленно и плавно развёртывался звёздный танец египетских девушек: с красными венками в крупновьющихся волосах, в длинноскладчатых одеждах тончайшего льна, они шли чередой, тонкие, как стебельки, сосредоточенные и важные. Их строй поворачивался направо, по солнцу, «строфе», показывая движение звёзд. Разрывая ряд, двигались в «антистрофе» налево более быстрые девушки, всё одеяние которых состояло из пояска разноцветных стеклянных бус. Танцовщицы в белом склонялись, доставая пол вытянутыми рукавами, а между ними, подняв сомкнутые над головами руки, изгибались плавными змеиными движениями смуглые тела. Тщательно и благоговейно исполнялись древние египетские танцы – ни одного некрасивого, резкого, даже лишнего движения, ничто не нарушало прелести этих струящихся и клонящихся юных тел».

И. Ефремов, «Таис афинская».


Примечание к рассказу: на самом деле речь идёт о Конане, кимвро-кельте из Ютланда (он же Кимврийский полуостров, в настоящее время – территория Дании). Однако ошибка Неферури простительна и понятна: незадолго до описываемых событий киммерийцы проживали на территории Урарту, находились в союзе с данным государством и совместно вели войны.

Тест


— Можете прочитать эти слова? (Ка нама каа лайерама)*. Очень хорошо. Значит, вы настоящий человек. Почему я показываю их на табличке? Вопрос не по существу…


* Сочетание букв взято из заслуживающего доверия источника; цитирую: «Только настоящий человек, человек до мозга костей, сможет их повторить, ибо только его глотка и его губы смогут их вымолвить, иным тварям это недоступно. Значение слов давно забыто, но сами они остались». (Р. И. Говард, «Королевство теней».)