Балаклава - город солнца

Сергей Лихтарович
Путевые заметки

Если Вам случится побывать в Крыму, съездите непременно в Балаклаву, что недалеко от Севастополя.
Банальные слова о "невидимом магнетизме", удивительном сочетании тысячелетних традиций и современности не уместны. Однако, как еще можно описать энергетику этой уникальной жемчужины Черного моря. Быть может это грезы и миражи, навеянные порывами морского бриза.  Пусть так.  Я знаю, точно - Балаклава открывается не всем…
Сотни народов оставили свой след на этой чарующей земле. Невозможно  описать красоту глубоководной бухты, окруженной со всех сторон седыми скалами. Они защищают город от могучего дыхания моря.
Бухта издревле привлекала людей изобилием макрели и кефали, которую ловили тысячи лет «вековечно и привычно». Балаклаву воспевал Гомер в своей Одиссее, когда говорил о коварных великанах-людоедах Листригонах.
 До наших дней дошли развалины римского Храма Бога Юпитера. Но самое величественное и волнующее зрелище – это развалины Генуэзской крепости Чамбало. Она как гигантский сторожевой стоит на вершине утеса, устремив взор  бойниц далеко в море.
В XIII веке под ударами крестоносцев пала Византийская империя. Контроль над торговыми путями получили итальянские купцы. На вершине скалы генуэзцы возвели консульский замок, ратушу и церковь. Нижний город был окружен крепостной стеной с тремя башнями. В Чамбало находился небольшой гарнизон из 40 наемников, верфь и невольничий рынок. В 1475 году Крым  захватили турки,  крепость переименовали в Балаклаву. В 1787 году город посетила императрица Екатерина II.
После утомительного подъема  на вершину утеса и осмотра крепости  непременно отдохните в кафе на набережной. Построена она англичанами в годы Крымской войны. Как писал Паустовский: «Гул шторма слышен рядом, за мысом, тогда как в Балаклавской бухте вода, налитая вровень со старой набережной, стоит неподвижно и ветер даже не шелестит в сухой листве акаций».
Британцы в годы войны устроились в Балаклаве с комфортом. Построили набережную – маленький Лондон, магазины, церковь, проложили  первую в Крыму железную дорогу. В Балаклавской бухте стоял английский флот.
Современная Балаклава – это бухта, где у причала разместились белоснежные яхты и ялики, хозяева которых приветливо зазывают туристов совершить морскую прогулку. Мы поднялись на борт маленького ялика с командой из двух человек - капитана и матроса-экскурсовода.
 Открытое море встретило наше «утлое суденышко» мощными порывами ветра. Экскурсовод поведал нам историю английского фрегата «Черный принц», который затонул рядом с бухтой в годы Крымской войны. На борту «Черного принца» было 400 тысяч фунтов стерлингов золотом – жалование экспедиционного корпуса. Англичане, норвежцы, итальянцы пытались поднять корабль, но без результата.
В 20-ые годы XX  ОГПУ была создана экспедиция подводных работ особого назначения с целью подъема «Черного принца». Вдохновителем и организатором работ был инженер Владимир Сергеевич Языков. Он смог убедить Ягоду в необходимости подъема «Черного принца». Создается специальный глубоководный батискаф. Дно бухты прочесали военные тральщики.
В сентябре 1923 года совершаются первые спуски на 95-120 метров (мировые рекорды погружения того времени). Каждый месяц  работ стоил 3 тыс. золотом. Все было напрасно. Балаклавская бухта и по ныне хранит тайну «Черного принца».
Внимание туристов привлекают гигантские ворота, закрывающие вход в  штольни горы Таврос. Это подземный завод по ремонту и хранению подводных лодок. Секретный объект строился под непосредственным контролем Л. Берии. Сооружение могло выдержать ядерный удар по силе равный Хиросиме. В подземном хранилище было все необходимое для длительного автономного существования на случай ядерной угрозы. Здесь могло разместиться семь подводных лодок. Общая площадь всех  помещений 5 000 метров кв., его глубина 8 метров. Сейчас принято решение создать в Штольнях военно-морской музей.
С борта ялика видны старинные особняки. До революции они принадлежащие Апраксиным и Юсуповым.  Здесь подолгу жили Куприн, Бунин, Паустовский, Ахматова и Цветаева. Куприн любил Балаклаву. «Нет по-моему, лучшего места для писательской работы». Здесь он написал свой знаменитый цикл рассказов – «Листригоны».
 Вокруг нашего суденышка резвилась стая дельфинов. Они загоняли в бухту косяк макрели. Дельфины выпрыгивали из воды и сверкали на солнце своими стремительными спинами. Ветер трепал нашу одежду, душа пела и грустила одновременно.
До встречи, Балаклава!