Печенежская чаша

Василий Костенко
 Это абсолютно исторический факт,который приводится во всех во всех работах
о правлении киевского князя Святослава Игоревича(945-972гг.),сына знаменитой княгини Ольги, отомстившей древлянам за смерть мужа князя Игоря (при сборе дани с древлян). Святослав был великий воин, всю жизнь провел в боевых походах: разгромил Хазарский каганат, разбил ясов и касогов, избавив Киев от набегов, воевал с Византией, волго-камскими болгарами. "И есть чаша сия и доныне в казне князей печенежских,-повествовал русский летописец,-И пили из неё князь и княгиня(печенежские) в свадебном чертоге говоря: "Каков был сей человек,его же лоб есть,таков будет и родившейся от нас!" Когда внук князя Святослава - Ярослав Мудрый разгромил печенегов под Киевом и они рассеялись по степям, затерялся след знаменитой чаши, способной пробуждать мужество у прикоснувшихся к ним губами....

Печенежская чаша

Над ним не насыпан могильный курган,
Костёр погребальный не вился.
Отваге последней его басурман
С шатра у порогов дивился.

Когда сдвинув плотно червлёны щиты
Князь Киевский с малой дружиной
Бесстрашно желая от плена уйти,
В атаку двинулся клином.

И ринулись дружно в последний тот бой,
И князь впереди всех рубился.
Большою своей печенежской ордой
Хан Куря победы добился.

Ему Византийской державы послы
Давно уже тайно шептали,
Что Киевский князь из болгарской страны
С богатыми едет дарами:

«Есть чем поживиться, дружина мала,
С похода уставшие воины!
Засаду поставь у порогов Днепра
И русским устроишь там бойню.»

И вот уже празднует хан-печенег
Над киевским князем победу.
И силу его перенять чтоб навек,
Он хочет из Чаши отведать.

Из чаши, которою череп врага
Послужит - от русского князя,
Из золота сделать ему обода
И пить на пирах для показу!

Полвека возили в походной казне
Ту Чашу с собой печенеги,
Надеясь на силу в кровавой резне,
Что снова дарует победы!

Но внук Святослава, чей череп служил
Врагам той заветною Чашей,
Под Киевом всех печенегов разбил
Последнею битвой их ставшей!
КВаМ. 22.04.2007г.

Авторы прозы .ру о СВЯТОСЛАВЕ***************

1045 лет Победы над Хазарским каганатом
Егор Брацун
Памятник Великом Князю Святославу Игоревичу Храброму поставлен в Белгороде.

Сегодня, 3 июля, исполняется 1045 лет со дня Великой Победы Великого Языческого Князя Древней Руси Святослава Игоревича Храброго из Рода Рюрика Сокола, и Его славянских Дружин, в которых сражались наши Великие Предки  над Хазарским каганатом. Тогда, за одну весну и лето, русские дружины прошлись огненным смерчем над государством которое налагало на славянские народности чудовищную дань, «по белой девице от дома», которое всячески унижало и грабило Русь. В то славное лето 965 года пали Итиль, Саркел, Дербент, наголову разбиты войска кагана. Русь окончательно закрепила за собой Тмутаракань, Дон, Волгу, усиливалась в северном Причерноморье и на Каспии. Была освобождена последняя славянская народность от уплаты дани хазарам - это народность вятичей.   
  Тогда, сплочённая Русь, показала, что будет с теми, кто покушается на Неё, кто грозит Ей, кто нападает на Неё. Сплочённая волей Великого Князя Вождя, который будет грозой хазар, печенегов и византийцев.

«В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов»

Вечная слава Великом Князю Киевскому и Новгородскому Святославу Игоревичу Храброму из Род Рюрика, и Его воинам-дружинникам! Вечная Память Великим Предкам!

3.07.2010г.

СВЯТОСЛАВ.

Софрон Бурков

Киевский князь Святослав,
Русский правитель и воин,
Жизнью пример нам послав,
Памяти вечной достоин.

С детства приучен к седлу,
Луку и буйным забавам,
Стал он врагам на беду
Баловнем воинской славы.

В силу входя в должный срок,
К схваткам со всеми готовый,
С вызовом шёл поперёк
Матери веры Христовой.

Русских племён властелин,
Он обогнал своё время:
Лес не слабее равнин –
Свергнул хазарское бремя.

«Знайте, иду я на Вы!»  –
Так начинал он походы.
Были слова те сильны
Крепостью русской породы.

Константинополь стонал,
Видя его неуёмность,
Переговорщиков слал,
Спрятав имперскую гордость.

В грозный бессмертия час,
Будучи предан, покинут,
Скажет по-русски наш князь:
«Мёртвые сраму не имут»!

Щит перекинувши с плеч,
Русской загадкой столетий
Он устремляет свой меч
В бой, неизбежно последний.

Вот еще одна статья  о легендарном князе.

№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№

Серьга Святослава
Владимир Мурашов
       В Х веке хазарский каганат был сильнейшим государством на востоке Европы. Его столица находилась в низовьях Волги на большом острове между главным руслом реки и Ахтубой. Хазары обложили данью славян, мордву, мерю, черемис, камских болгар и северокавказские народы.
      Разрозненные объединения племен искали против хазар союзников или покровителей. Камские болгары обратились за помощью к мусульманам и приняли ислам. Но шел процесс распада арабского халифата и у мусульман были свои проблемы.
      Хазары подчинили многие племена, ранее платившие дань Киеву. В 940 году войска хазарского полководца «досточтимого Песаха» дошли до стен Киева и наложили на самих полян большую унизительную дань. Брали «мечами с каждого дыма». Это было фактическое разоружение киевлян.
      Устоять против хазар стало главной политической проблемой для Киева.
      Соотношение сил в Восточной Европе изменилось после того как 9 сентября 957 года княгиня киевская Ольга приняла крещение в Константинополе. Это означало союз и поддержку в лице мощной Византии.
     Сын Ольги Святослав был воспитан воином и с детства отличался твердым характером. Но, в отличие от матери, он не стал принимать новую веру. «Могу ли я принять новый закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?». Святослав «не имел ни станов, ни обоза, презирал хлад и ненастье северного климата, не знал шатра».
      А каков был начальник, таковы и воины.
     «Иду на вас» - предупреждал он очередного противника, следуя законам чести.
      Святослав повел борьбу последовательно и целеустремленно. Имея сильную дружину, он привел в повиновение своих соседей, бывших хазарских данников.
       Для совместной борьбы с Хазарией были заключены договоры с воинственными степными племенами. Летом 964 года Святослав двинулся к границам каганата. Не вполне доверяя новым союзникам, он отправился не напрямую, через степи, а поднялся вверх по Днепру. Перетащил корабли в Оку и по Оке, а затем по Волге спустился до Итиля – столицы Хазарии. С востока, из степей Южного Урала к городу подошли гузы, а с запада печенеги. Город на острове был обречен и стал ловушкой для защитников. Шансов спастись не было. Хазары вышли на битву и были разбиты, город уничтожен. Святослав повернул домой и шел уже через степи, захватывая и сжигая города. С владычеством каганата было покончено.
      Детальных подробностей тех событий нет. Известно, что в природе произошли изменения. Поднялась вода в Каспийском море и лучшие земли хазар оказались затопленными. Их государство перестало существовать. До сих пор не найдены хазарские письменные источники. А первая русская летопись появится только в ХI веке.
      Более известен поход Святослава на болгар и Византию.
      Византийские дипломаты заключили в Киеве выгодный договор, по которому славянское войско выступает против болгарского царя Петра.  Разбить болгар Святославу не составило труда. Однако в Константинополе произошел государственный переворот и новый император Цимисхий усмотрел в Святославе угрозу. Началась борьба с основными силами империи.
Святослав засел в маленькой болгарской крепости на берегу Дуная и противостоял теперь византийским войскам и болгарам.
      «Россияне, как пишут византийские историки, оказывали чудесное остервенение и, думая, что убитый неприятелем должен служить ему рабом в аде, вонзали себе мечи в сердце, когда уже не могли спастися, ибо хотели сохранить вольность свою в будущей жизни. Самые жены их ополчались и, как древние амазонки, мужествовали в кровопролитных сечах. Малейший успех давал им новую силу.  Однажды в счастливой вылазке, приняв магистра Иоанна, свойственника Цимискиева  за самого императора, они с радостными криками изрубили сего знатного сановника и с великим торжеством выставили голову его на башне. Нередко, побеждаемые силой превосходною, обращали тыл без стыда: шли назад в крепость с гордостию, медленно, закинув за плеча огромные щиты свои. Ночью, при свете луны, выходили жечь тела друзей и братьев, лежащих в поле, закалывали пленников над ними и с какими-то священными обрядами погружали младенцев в струи Дуная.
      Но число их уменьшалось.
      Цимиский, изумленный отчаянным мужеством неприятелей, вздумал прекратить утомительную войну единоборством с князем Святославом и велел сказать ему, что лучше погибнуть одному человеку, нежели губить многих людей в напрасных битвах. Святослав ответствовал:
      - Я лучше врага своего знаю, что мне делать. Если жизнь ему наскучила, то много способов от неё избавиться. Цимиский да избирает любой!
       За сим последовало новое сражение, равно упорное и жестокое. Греки всего более хотели смерти героя Святослава.
       Один из их витязей, Анемас, открыл себе путь сквозь ряды неприятелей, увидел великого князя и сильным ударом в голову сшиб его с коня, но шлем защитил Святослава, и смелый грек пал от мечей дружины княжеской.
      Наконец, сама природа ополчилась на Святослава: страшный ветер поднялся с юга и, дуя прямо в лицо россиянам, ослепил их густыми облаками пыли. Греки назвали себя победителями. Их суеверие приписало сию удачу сверхъестественному действию: они рассказывали друг другу, будто бы святой Феодор Стратилат явился впереди их войска и, разъезжая на белом коне, приводил в смятение языческие полки российские.»   
      (Карамзин НМ История государства российского)
      В Дунай вошла греческая эскадра и положение русской дружины стало безвыходным.
      Святослав решился просить переговоров о мире. Цимисхий, обрадованный его предложением, отправил к нему в стан богатые дары. По условиям мира дружина Святослава свободно уходила на родину и получала продовольствие, русским купцам разрешалось вести торговлю в Константинополе.
      Посреди Дуная встретились роскошная ладья императора ромеев и простой челнок, в котором одним из гребцов был князь Святослав. Русский вождь был в белой рубахе до колен и ничем по виду не отличался от простого воина. Греки смотрели на него с удивлением.      
       «…он был среднего роста и довольно строен, но мрачен и дик видом; имел грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую и на голове один клок волос, в знак его благородства; в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином.»
       Византийский историк Лев Диакон не уточняет форму и размер серьги.

       В то время серьга была амулетом, носимым на ухе и охраняющим его от колдовских чар. Считалось, что ухо наиболее уязвимо для враждебного влияния злых сил. Люди, которые носили подобные предметы, верили, что это защитит их от дурного глаза. . Прокалывание уха и кровопускание носило ритуальный характер. Впоследствии амулеты стали скрывать и  носить под одеждой.
       В курганах северного Причерноморья в захоронениях скифов, сарматов и гуннов часто находят серьгу в левом ухе у знатных мужчин. Встречаются серьги витые пирамидальные вершиной вниз или в виде кольца с отростком. В Византии мужские серьги носили моряки.
       Кочевые народы, позднее пришедшие в восточно-европейские степи и впоследствии ставшие  южнорусским (ныне украинским) населением:  торки, берендеи, половцы носили  серьги в виде незамкнутых золотых, серебряных и бронзовых колец с бусинами.   
       Гумилев, исследователь древней Хазарии, находил в мужских захоронениях простых незнатных хазар серьги в виде колечек в левом ухе, выполненные из бронзы.
       У славян мужcкие серьги не были распространены, но встречаются как исключение.  На Руси в IX-XII вв предпочитали серьги в виде кольца с нечетным количеством бусин. Материал серьги – бронза или серебро. В качестве бусин – любые камни в зависимости от достатка и вкусов владельца.

       Цимисхий вызвался оказать содействие русичам и сообщил, что направил к печенегам послов, которые должны убедить их пропустить русскую дружину в Киев. Однако Святослав допускал, что возможна ловушка и послы получили прямо противоположные инструкции. Движение на Киев сухим путем могло оказаться гибельным.
       Поэтому до выяснения обстоятельств он направился в устье Днепра и высадился на острове Березань, где устроил зимовку.
       Возможно, он сам проводил переговоры с печенегами и на переговорах был достигнут нужный результат.
       Известно, что воевода Свенельд, правая рука Святослава, не встретил с их стороны препятствий и с частью дружины, двигаясь вдоль Южного Буга, благополучно прибыл в Киев.
      Святослав поступил иначе. Весной он совершенно открыто двинулся вверх по течению Днепра. Печенеги ждали его, «обступив пороги», и русской дружине пришлось принять неравный бой.
      Святослав пал в битве. Князь печенегов Куря, отрубив ему голову, из черепа приказал сделать чашу и оковать её золотом. Куря хвастался, что такой редкой чаши нет ни у кого, и пил из нее вино.
      Существует точка зрения, что виновников гибели князя следует искать в другом месте.
      Профессор Гумилев Л.Н. был убежден, что Святослава сдали свои, во всем виновата христианская община Киева и его сын Ярополк.
      До киевлян дошли сведения, что во время зимовки на острове Березань в дружине русов произошли кровавые разборки на религиозной почве. Воины-язычники обвиняли в постигших бедах тех немногих христиан, которые были в войске. Неудачу похода язычники объясняли гневом своих богов Перуна и Волоса. Были замучены и убиты все дружинники – христиане, в том числе и родственник Святослава Улеб (Глеб). Князь не только одобрил происходящее, но и сам в нем участвовал.
       Киевляне опасались, что с приходом дружины Святослава в Киев эти события могут повториться.