Письмо матери

Сергей Николаевич Емельянов
Cреди многих экспонатов в музее авиационного завода имени Димитрова бережно хранятся два письма из Одессы. Их почти тридцать лет назад прислала на предприятие Александра Васильевна Гудзенко. В первом письме она писала:
«Уважаемые товарищи! Убедительно прошу тех, кто остался из старых рабочих Вашего завода, сообщить: при каких обстоятельствах погиб мой сын Сергей Афанасьевич Гудзенко, работавший до войны на Вашем предприятий».
С этого письма начались наши поиски димитровцев, в годы фашистской оккупации не склонивших головы, вставших в ряды народных мстителей таганрогского подполья. Уже вскоре мы знали многое о жизни, героической деятельности в подполье и гибели нашего товарища по труду Сергея Гудзенко.
Он родился в селе Кромы на Одессщине в большой крестьянской семье, где кроме него росли еще братья и сестры. Сергей учился, работал. В 1933 году был призван в армию, служил в Таганроге.
После окончания срочной службы Сергей, которому понравился наш город, решил в нем остаться. Со второго января 1936 года бывший красноармеец, комсомолец С.А. Гудзенко приходит в наш коллектив. Отличная служба в армии, многочисленные благодарности и прекрасная характеристика — с такими документами он стал работать на нашем предприятии. Был принят сначала бойцом охраны завода, затем стал начальником бюро пропусков.
Перед войной С. Гудзенко уже кандидат в члены партии. Удачно у него складывалась жизнь. Нравились ему новая работа, дружный коллектив. В конце 1937 года он женился. Родилась дочь, появились новые заботы и новые радости.
Но грянула война. Как и многие другие димитровцы, Сергей Гудзенко подал заявление с просьбой направить его на фронт. Однако он был нужен здесь, в тылу. Завод перешел на круглосуточную paботу, стал выпускать продукцию для  фронта. Прибывали новые люди, забот у Гудзенко тоже сразу прибавилось. Сутками он не приходил домой. Октябрь сорок первого. Был получен приказ провести быструю эвакуацию предприятия на новое место. Как и сотни других, Сергей Афанасьевич Гудзенко, не зная отдыха, трудился в эти дни на заводе. Ничего не должно было остаться ненавистному врагу. Ежедневно с предприятия уходили эшелоны с имуществом. На открытых платформах и в грузовых вагонах стояли станки, оборудование, были материалы, документы, уезжали работники и их семьи.
...15 октября фашисты прорвали оборону наших войск, и 17-го Таганрог оказался под пятой оккупантов. Не все успели уехать. Среди них оказался и Сергей Гудзенко. Некоторое время он скрывался, пытался уйти из города, но это оказалось невозможно.
Вскоре он встретился со своими товарищами по довоенной работе и даже службе в армии — Степаном Мостовенко, Александром Грибчатовым и другими. Они создали подпольную группу, которая носила название «Боевой штаб». Это было  в декабре 1941 года, в дни, когда шло сражение за Москву. Сергею Гудзенко поручили ответственную работу: он стал заместителем руководителя подпольной группы по хозяйственной части. В его обязанности входило добывать оружие и боеприпасы, хранить их в тайниках. Вместе с тем он проводил большую агитационную работу среди населения, что было сложно и опасно. Он распространял листовки и воззвания, переписанные от руки, а позже и отпечатанные на машинке  сводки Советского Информбюро.
Организация «Боевой штаб» росла и крепла. Подпольщики готовились к вооруженному выступлению на заводе с целью оказания помощи Красной Армии. Степан Мостовенко изготовил радиоприемник, имел пишущую машинку. Грибчатов и Гудзенко организовали ряд хорошо  замаскированных  тайников на территории предприятия, где хранили оружие, патроны, гранаты.
Сергей принимал активное участие в диверсионной работе, которую проводили подпольщики. Он был в числе тех, кто уничтожил отремонтированные фашистские автомашины, уничтожал гитлеровцев, добывал оружие, принимал участие в других акциях.
Героическая деятельность С. Гудзенко была прервана в июне 1943 года, когда его в числе других патриотов арестовали гестаповцы. По свидетельствам товарищей, он мужественно перенес все пытки и издевательства, не выдав никого из боевых друзей.
Утром 6 июля 1943 года мужественный советский патриот Сергей Афанасьевич Гудзенко был казнен фашистами в Петрушиной балке, которую в народе назвали «Балкой смерти». Здесь же погибли под пулями фашистских палачей и другие подпольщики.
Родина не забыла своего сына. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 февраля 1966 года С.А. Гудзенко был награжден за мужество и храбрость, проявленные в борьбе против оккупантов, медалью «За боевые заслуги».
Обо всем этом мы написали спустя 30 лет, в 1973 году, его матери Александре Васильевне в Одессу. Мы послали ей книгу Г. Гофмана «Герои Таганрога», книгу «Таганрог» и открытки с видами нашего города. В письме димитровцы благодарили Александру Васильевну за сына-героя, обещали, что его имя, его боевые дела всегда будут помнить все новые поколения за-водчан.
Вскоре из Одессы пришло взволнованное и трогательное письмо.  «Дорогие товарищи и дорогие мои сынки, — писала Александра Васильевна, — поучила Вашу бандероль и очень тронута вниманием и заботой. Век не забуду добрых людей, что написали все о моем сыне. Кроме Сереженьки у меня погибло три сына на фронтах, но это был самый мученик, который вытерпел фашистские пытки и никого не выдал. Я горжусь своим сыном, тем, что он геройски погиб за нашу любимую Родину. Милые люди, не могу больше писать, слезы льются градом от такой тяжелой утраты и боли. Низкий поклон Вам и мое материнское спасибо!».
В 1973 году в заводском музее был открыт раздел, посвященный димитровцам — участникам таганрогского подполья. А 29 августа 1979 года на центральной площади предприятия открылся мемориал димитровцам, погибшим в борьбе с фашистами. Среди них, увековеченных на памятнике, есть и имя Сергея Афанасьевича Гудзенко. Его помнят и чтут в нашем рабочем коллективе. Уйдя в бессмертие, он остался в наших рядах навсегда.
Простая без затей история, но за ним судьба человека, судьба одного из тех, кто боролся за нашу свободу и погиб, но не стал безвестным. Остался он и в памяти и в памятнике. Вечная память и вечная слава героям!