Воспоминания. часть 32. предипломная практика

Осипов Александр
ПРЕДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

Пятый курс. Последний курс учёбы в институте. Время прошло быстро. И вот распределение. В декабре нас распределяли по предприятиям, где нам предстояло работать. Осенью, сидеть с Ирой, к нам приехала мама. Она сидела с Ирой несколько месяцев. Сообща с Вериными родителями и моей мамой мы обсуждали, куда нам лучше распределиться. Мне  хотелось остаться в Рязани. Я уже привык к городу, рядом были родители и родственники, и уезжать в другую местность не хотелось. Вера наоборот была настроена -  уехать из Рязани. Но куда, толком не знала ни она, ни я. Родители посоветовали нам, а мы согласились, попытаться распределиться во Фрязино Московской области, а если не удастся, то последний вариант – распределиться на завод «Красное знамя» в Рязани.
Мы шли на распределение, не имея чёткого решения куда распределяться. Пожалуй, большей частью решились положиться на судьбу.
В комиссии по распределению входили представители министерства электронной промышленности, некоторых предприятий и кафедры. Я и Вера были в числе первых распределяемых. Нас распределяли вместе, так как мы были женаты. Председатель комиссии спросил нас: «Куда желаете распределиться». «Мы желаем, чтобы нас распределили во Фрязино, - ответила Вера. «Но Вы женаты, имеете ребёнка, по закону Вам обязаны в течение двух лет предоставить жильё, но во Фрязино ничего не строят», - ответил представитель министерства. «Запрудня», - обратился он к представителю Запрудненского завода, - «Вы строите, Вам нужны специалисты, так что берите их к себе». «Но нам нужны парни», - пыталась отказаться от нас представитель завода. Но представитель министерства был настойчив. «Ну, что же распределяем Вас в Запрудню», - обратился он к нам. Мы не стали возражать, хотя не имели представления, о Запрудни и о заводе на котором будем работать. В Запрудню, кроме нас, распределились Кошелев Саша и Юрова Татьяна.
Дома мы сообщили родителям, что распределили нас в Запрудню Московской области. Моя мама сказала, что это не та ли Запрудня, которая находится недалеко от Большой Волги. Мы достали карту Московской области и стали искать Запрудню. Действительно, мама оказалась права – Запрудня находилась недалеко от города Дубна, т.е. Большой Волги.
В декабре месяце я, Вера, Кошелев и Юрова приехали в Запрудню на преддипломную практику. Запрудня от Москвы находилась на сто первом километре. С Салёловского вокзала два часа езды на электричке. Выйдя из электрички, мы увидели частные деревянные дома. Вид был обычной деревни. От увиденного вида мы немного растерялись. У Веры даже на глазах навернулись слёзы. Автобуса не было, и мы пошли пешком к заводу. Нам  сказали, что до него идти около тридцати минут.
Настроение заметно приподнялось у всех, когда подошли к микрорайону и заводу. Пятиэтажные дома, крупный завод – всё это вселило в нас уверенность в том, что не всё так плохо, как казалось нам при выходе из электрички.
Запрудня – рабочий посёлок, в котором нам в ближайшее время предстояло жить и проходить преддипломную практику, а после окончания института жить и работать, находился в живописной местности. Он был образован примерно 350 лет назад. Посёлок с трёх сторон окружён лесом. Лес, в основном, хвойный. В лесу много грибов, черники. В центре посёлка находится водоём. С западной стороны проходит железная дорога от Москвы до Дубны, шоссейная дорога от Москвы до Дубны и канал имени Москвы. От Дубны, Талдома и Дмитрова Запрудня находится, примерно, в центре и от этих городов расположена на расстоянии двадцати пяти километров. Посёлок Вербилки находится от Запрудни на расстоянии пятнадцати километров. Почти всё взрослое население Запрудни работало в то время на Запрудненском заводе электровакуумных приборов.
Запрудненский завод электровакуумных приборов был основан в 1860 году. Первая продукция, которую начал выпускать завод, была аптечная посуда. После революции на заводе начали выпускать колбы, для нормально-осветительных ламп, а затем и сами лампы. В начале пятидесятых годов на заводе начали выпускать кинескопы для телевизоров. К середине семидесятых годов завод стал крупнейшим заводом по выпуску кинескопов и других электровакуумных приборов. Завод имел союзное значение. На нём работало более семи тысяч человек.
Преддипломную практику я и Кошелев проходили в производственно-диспетчерском отделе завода. Руководителем был от завода заместитель начальника ПДО Чернышов Владислав Николаевич. Вера и Юрова преддипломную практику проходили в отделе автоматизированных систем управления предприятием. Руководителем от завода у них была Касянина Ирина Владимировна. От института у нас у всех руководителем был преподаватель по экономике, управлению и организации на промышленных предприятиях Прудников.
На время преддипломной практики нас поместили в общежитие. Я с Верой жил в комнате на двоих. В комнате было две кровати, стол, два стула, туалет, раковина для умывания, встроенный стол для приготовления пищи. Душевые были общие для мужчин и отдельно для женщин на первом этаже. На каждом этаже была общая кухня, на которой стояло несколько газовых плит.
За время преддипломной практики мы обязаны были ознакомиться со структурой завода, выпускаемой продукцией, изучить основные функции и задачи отдела, в котором мы проходили практику, а также выбрать тему дипломного проекта.
Впервые я с Верой стали жить одни. Ира осталась в Рязани. Сидеть с ней взяли няню. Няня Мишакова Рая приехала к нам в Рязань из Рязанской области. Она стала жить вместе с нами. 
Времени свободного стало много. Но расслабляться было нельзя. Мы понимали, что времени на преддипломной практике необходимо использовать с максимальной отдачей. Мы поставили перед собой задачу – за время преддипломной практики не только определиться с темой дипломного проекта, но и написать. Мы понимали, что в Рязани для написания дипломного проекта тепличных условий не будет. Поэтому с первых дней мы усиленно стали изучать структуру завода, работу отделов. Так как я проходил практику в производственно-диспетчерском отделе, то стал изучать систему оперативного планирования и диспетчирования. В заводской библиотеке набрали книги по интересующимся вопросам.
  Хотелось, чтобы тема дипломного проекта была актуальной для завода. Поэтому я переговорил с руководителем преддипломной практики Чернышовым Владиславом Николаевичем о проблемах отдела, и какие вопросы он хотел бы, чтобы мы изучили и раскрыли в дипломном проекте. Чернышов посоветовал изучить систему диспетчирования завода и оперативного планирования металлозаготовительного цеха. Из этих двух вопросов он посоветовал всё же глубже изучить систему оперативного планирования металлозаготовительного цеха. «Ты знаешь, почему я хочу чтобы ты помог нам разобраться в оперативном планировании этого цеха»? – сказал он мне. «Дело в том, что этот цех имеет большую номенклатуру, из-за чего постоянно срывается работа других цехов», - продолжал пояснять Чернышов. «Для нашего отдела -  эта проблема номер один, если ты поможешь её решить, то мы были бы тебе благодарны», - закончил он.
Итак, для меня стало ясно, что тему дипломной работы надо выбирать из вопросов оперативного планирования.
На лекциях по оперативному планированию мне понравилась система непрерывного оперативного планирования Новочеркасского вагоностроительного завода. Поэтому я решил взять её за основу при совершенствовании оперативного планирования в металлозаготовительном цехе.
Я более углубленно изучил систему непрерывного оперативного планирования. Для нормального функционирования данной системы необходимо иметь годовой план выпуска изделий, нормы расхода деталей и материалов, календарно-плановые нормативы. Для того, чтобы определиться с мероприятиями по переходу на систему непрерывного оперативного планирования я решил изучить действующую систему оперативного планирования, её недостатки и нормативную базу. Изучая систему оперативного планирования, я пришёл к выводу, что основная причина в срыве в обеспечении цехов деталями является то, что все графики изготовления деталей составлялись без учёта страховых заделов по деталям, отсутствовала система подготовки рабочих мест к началу запуска деталей, а именно: подготовка оборудования, подготовка оснастки, обеспечения материалами. В результате чего, порой было так, что по графику надо запускать изготавливать деталь, а нет материала, или оснастки, или вне рабочем состоянии оборудование. Изучая нормативную базу, я пришёл к выводу, что на предприятии есть нормы расхода деталей, материалов, но нет календарно-плановых нормативов, а без них не может быть и речи о нормальной системе оперативного планирования.
Календарно-плановые нормативы. К ним необходимо отнести такие, как партии запуска деталей, длительность изготовления партии деталей, страховые заделы по каждой детали.
После проведения такого анализа для меня стало ясно, что темой дипломного проекта  необходимо выбрать расчёт календарно-плановых нормативов. Для придания темы большей актуальности я решил расширить тему, а именно: «Расчёт календарно-плановых нормативов в металлозаготовительном цехе с применение ЭВМ «Минск-32». Выбранную тему дипломного проекта одобрили руководитель от института Прудников и от завода – Чернышов.
Тема дипломного проекта была узконаправленной  и требовала углубленной проработки до мельчайших подробностей. Это, как я считал, было неплохо, так как практически не оставалось белых пятен, а значит легче будет защищать диплом.
В заводской библиотеке, а также в магазинах, я стал подбирать книги по оперативному планированию, где больше уделялась внимания расчётам календарно-плановым нормативам. Таких книг я достал достаточно для начала работы над дипломом. Но, к сожалению, почти ничего не было в этих книгах по расчёту календарно-плановых нормативов с применением ЭВМ «Минск-32».
Для меня стало ясно, что эту часть дипломного проекта необходимо разрабатывать самому, опираясь на общепринятые правила разработок задач по расчётам на ЭВМ.
Мне пришлось искать в библиотеке и магазинах книги по разработке программ расчётов на ЭВМ. Таких книг было мало, но кое-что я всё же достал.
Практически у меня был собран почти весь необходимый материал для начала работы над дипломом. Для себя я составил примерный перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть в дипломном проекте, и составил календарный план работы.
Во время преддипломной практики я занимался не только дипломом, но находил время и для чтения художественной литературы. За время преддипломной практики я прочитал несколько художественных книг, в том числе воспоминания авиаконструктора Яковлева, а также воспоминания некоторых военачальников.
В январе я с Верой ездили в Дубну. Были у наших родственников: у тёти Дуни и двоюродной сестры Маши. От них узнали, где жили мои родители.
По окончанию преддипломной практики мы вернулись в Рязань. Но в середине марта по просьбе начальника ПДО Карасёва и его заместителя Чернышова я ещё раз приезжал в Запрудню. Помогал внедрять систему непрерывного оперативного планирования. Но из-за отсутствия нормативной базы внедрить в полном объеме не смогли. Было приятно осознавать, что мои знания были востребованы руководством отдела.
Вернувшись домой, я и Вера приступили к завершающей стадии – подготовке к защите дипломного проекта.