Серпентус

Руслан Титор
Много всякой живности водилось на нашем охраняемом участке границы СССР: и безобидной, и – совсем наоборот. Но и буйволы, и шакалы, даже кабаны – это всё мелочь. Были существа намного опасней и страшней.
Нет, не люди.
Ядовитые змеи, например. 
Одно хорошо, что эта нешуточная напасть гиперактивной была сезонно: с апреля по сентябрь. Наступлению холодов даже радовались - теперь можно смело шагать себе, просто любуясь красотами местного ландшафта, а не внимательно смотреть вниз, вокруг, да куда ноги ставишь.
Шли как-то раз на службу, во вторую смену ПН, выдвигаясь по тылу, и почти у самых Седьмых ворот, со стороны железнодорожной насыпи из норы выскочила полутораметровая гюрза, толщиной почти с руку!
Промахнулась.
Тактически грамотно отрезав гадюке путь отступления к норе, забили её камнями с безопасного расстояния. Про автоматы забыли с перепугу. Осторожно подошли и старший наряда аккуратно уронил на голову змеи контрольный валун. Для верности ещё сверху ногой придавил. Всё, даже не дёрнулась.
Посмотрели они на дело рук своих и одной ноги и увидели, что это – хорошо!   
«Жестоко и не гуманно!» - наверняка подумали клинические природофилы.
Так та гюрза могла в следующий раз внести все нужные поправки на ветер и уже не промазать. А оно нам надо, такое вот за здорово живёшь «здравствуй и прощай»?   
Или вот ещё: иду по естественной надобности в туалет, на полдороге ужик, (два пятнышка у головы - это помнил точно из уроков природоведения в школе), разлёгся. Увидел меня, моментально свился эдак в кольца и – раз-два - молниеносные броски в сторону босых ног в шлёпках. Глазомер наверно у него «замылился» - не достал. Я схватил удачно оказавшуюся рядом палку и – на нервах весь, измочалил ужика почти по всей не слишком большой длине. Особое внимание и прилежание уделил голове змейки. От понятного волнения чуть не забыл куда и зачем шёл. Возвращаюсь немного погодя, смотрю на всё ещё подрагивающие останки ужа и так его стало жаль, ну и стыдно - за несдержанность.
Какую? А про которую в наставлении по рукопашному бою сказано, раздел Шестой - "Избиение": "Всякая агрессия по отношению к военнослужащему должна подавляться сразу и -  в зародыше."
За точность цитаты не ручаюсь, давно было.   
Навстречу мне два старослужащих.
- Вот, - говорю, - ужика нечаянно забил до смерти. Он напал зачем-то.
А те мне:
- Да это же эфа!
И с кривыми ухмылками:
- Так что не переживай и вообще – молодец! Только не трогай её.
- Почему?!
- А они, даже в таком виде, живые до заката солнца.
Я посмотрел ошарашено, не шутят ли над «драконом»?
Нет, оба смотрели предельно серьёзно. Правда или выдумки – не знаю, но убитая эфа шевелилась до самых сумерек.
Был у нас один боец, на «гражданке» в серпентарии работал. Змей любил очень.
Нет, не жареных, то есть не как деликатесную еду.
Хлебом не корми, а дай увиденную змею голыми руками (!) изловить, осмотреть и, отнеся подальше, выпустить.
Как-то раз пошёл я часовым заставы, стемнело уже. Сынишка начальника заставы вышел на плац поиграть перед сном. У меня дома младший брат – примерно такого же возраста остался. Вдруг краем глаза вижу какое-то постороннее шевеление в тени от света фонаря, у бордюра: ё-моё - эфа в метре от пацана! Как с места допрыгнул – до сих пор непонятно! Отбросил пинком сапога змею и собрался уже прикладом ударить, но наш Змеелов не дал. Изловил и унёс с заставы вниз, в «Змеиный сад».
Что за сад такой?
А личная инициатива Змеелова: он всех отловленных в расположениии и около заставы ядовитых змей относил вниз с холма, на котором располагалась застава, в небольшую рощицу рядом, заросшую кустарником, и там выпускал.
Зачем?
А ночью безлунной, в самую глухую пору, (с 2 до 5), придут нехорошие люди, скажем, с умыслом скрытно миномёт установить в роще. И если малая группа, (до отделения), то там все и останутся, распухшие от укусов, перебудив округу предсмертными воплями от дикой боли. Ну, а большая группа - тоже так же демаскирует себя, потеряет фактор внезапности и будет как минимум, деморализована небоевыми потерями. Подсвечивай белыми ракетами с господствующей высотки и кроши из ПК в мелкий фарш этих хитровы.. думщиков, на выбор, как на стрельбище почти.
Ага, дошло? Вот именно: он ту эфу, что чуть сына НЗ не укусила, изловив, понёс туда, когда уже темнота наступила! Там, наверное, было как по управляемому минному полю ходить!!!
Про него с суеверным страхом говорили тишком да "за глаза": Змеиный Царь!
Вот так: простой рядовой додумался, как местную недружелюбную людям фауну приспособить для дополнительной охраны от и оповещения о подготовке ночного нападения на заставу! Проявил смекалку: свои специфические знания и опыт, полученные на "гражданке", применил-поставил на военную службу.
Но, как водится, никому из начальства это не упёрлось никуда: уникальный опыт, знания и инициатива - остались невостребованными. 
(С моей "Пайки", что была стыковой (соседней) заставой с "Оманом", где служил Змеелов, через год после нашего с ним дембеля, одного погранца в октябре (!) гюрза укусила за ногу.
А дело было так: в начале октября их в обеспечение на левый фланг ставили. Так вот, пока  местные траву баранам косили, наряд лежал на травке, наслаждаясь жизнью. Полутораметровая змеюка  подколодная, видимо алкая тепла, подползла вдоль ноги и - улеглась. Он её не видел и когда начал вставать, придавил и она его за это, в благодарность, в ногу и цапнула! Шрам на всю жизнь остался. На классическое предложение отсосать, (яд), желающих не нашлось. Резать не стал, перетянул самодельным, из подручных средств, жгутом. Сообщили на заставу и поплелись к воротам. Пока дошли, парень со всеми в душе попрощался. Привезли единственную (!) на всю заставу ампулу с противоядием минут через пятнадцать к воротам, а местные всё твердили: пять минут и пипец... Успокаивали, ага. Нога минут через десять начала неметь.
Картинка маслом и акварелями: стоят живописной скульптурной группой у ворот, приехал замнач заставы, начинает выламывать шприц и иглу не через бумагу упаковки, а через пластик. Игла стала как штопор. Замнач заполошно кричит: "Снимай штаны!!!" На той стороне Аракса жандармы чуть в обморок не хлопнулись: погранец - без штанов, раком и рядом голосящий, явно перепуганный офицер! Цирк бесплатный. Еще минуты две шел конвульсиум: как колоть - внутримышечно или внутривенно или просто пристрелить, чтоб не мучился? (Шутка!)  Укушенный все проклял, начал уже орать: "Колите хоть куда, лишь бы быстрей!!!" Потом на заставу повезли его, где связист, не въехав в курс дела, сообщает ему радостно, что пришла телеграмма: в Отряд на расчет ехать! ДЕМБЕЛЬ, млин!!! С заставы - в Отряд, оттуда - прямиком в госпиталь. Там - десять дней и сказал врачам: отпустите с богом, дома мази вишневского побольше да кровать помягче и вообще - родные стены помогают.
Такой вот термоядерный дембель у парня вышел: дома долечивался!)       
Дозором идём по правому флангу.
Жара, воздух аж звенит. Поделился наблюдением со Змееловом.
А тот смеётся:
- Это не воздух звенит, а эфа предупреждает всех вокруг, что у неё здесь кладка, чтобы обходили стороной.
Я только головой покрутил, с уважением. Знание – сила!
Прошли метров двести, вдруг Змеелов впереди напрягся весь, прямо как кот, внезапно завидевший мышь. Знаками показывает, чтобы подошёл и не шумел.
Подхожу, он тычет в сторону «системы». Смотрю туда, куда он указывает. Хм, ничего не вижу особенного: КСП, комья земли, камушки всякие. Тогда Змеелов отдаёт мне автомат, снимает ремень с подсумком, рацию и тоже передаёт. Крадучись, прошёлся вперёд, перебрался к «системе», мелкими шажками двинулся дальше. Замер, чуть пригнувшись и – молниеносно схватил что-то обеими руками! 
Меня всего ледяным ознобом шибануло: у него в руках бешено дёргалась сероватая, под цвет пыльной земли, толстая, с метр, гюрза! А Змеелов знай себе рассматривает её, будто у него шланг в руках, а не гадюка. Перебрался обратно, пояснил, что гюрза молодая, глупая и обязательно погибла бы у «системы», что сейчас отнесёт её к кустам и выпусти..
Тут сзади скрипнуло тормозами!!! 
Как я фырчание движка «уазика» не услышал – уму не постижимо!
Видимо, смертельный трюк, проделанный только что у меня на глазах, на какое-то время напрочь выключил адекватное восприятие окружающей действительности.
Оборачиваюсь, из машины выходит наш майор и плотоядно радостно улыбается. Я мгновенно увидел как бы его глазами, как это всё выглядело со стороны: вопиющее нарушение при несении службы! Младший наряда – без личного оружия, ремня с подсумком и прочей экипировки; старший стоит остолбенело и держит всё не своё в руках, причём так увлеклись нарушением инструкций, что не услышали, как «уазик» подъезжает!
Трое суток «губы», это как минимум.
Начальник заставы уже рот открыл, чтобы озвучить внезапно пронёсшееся у меня в голове  телепатическое предвидение недалёкого будущего или «прозрение времени и пространства», как Змеелов рванул к нему с радостным воплем: «Таищ майор, смотрите – гюрза!!!» И чуть не под нос тому сунул бьющуюся в руках гадюку – вроде как показать свой «улов».
Дальше было... непонятное, но легко ожидаемое: начальник заставы, явно моментально забыв обо всём на свете, спиной вперёд пробежал метров с пять до «уаза», в полном обалдении спиной же запрыгнул внутрь. Хлопнула дверца, дико скрежетнула коробка передач, машина, как живая, буквально прыгнула вперёд и умчалась.
Змеелов раскланялся, всё ещё с добычей в руках.
«Благодарная публика» смогла только промычать нечто отдалённо и не сразу напоминающее «спасибо». Бурную овацию устраивать было, (каламбур), несподручно: руки заняты.
Змеелюб отнёс пресмыкающегося подальше и выпустил. Подпоясался, рацию приспособил куда следует, взял свой АКС и поблагодарил, что я «вошёл в положение» и не стал препятствовать спасению..., далее была озвучена какая-то абракадабра по латыни. Чего-то там "серп-энтус-вульгарно-пояйцам-с".
Вот ведь - в самую точку даже название змеюкино подошло, лучше и не скажешь!    
Надо ли упоминать, что после нашего возвращения из дозора начальник заставы нам ни полслова не сказал ни про подсунутое ему без предупреждения эдакое страхолюдство, ни про неслабый служебный прогрёб?
А сами мы, понятное дело, дальновидно и скромно помалкивали. Блюли честь и авторитет начальства, ага.
Наверное в качестве манифестации своей признательности начальник заставы порадел - нажал на кнопки всякие в Отряде и я на расчёт - предпоследним поехал.
В чём тут радость, спросите недоумённо?
А как же: я не на шутку готовился в лучшем случае домой под Новогодний салют прибыть -  ходячим, в полный рост, мегаподарком от Егеря для мамы. 
А тут, такое немерянное счастье, как с куста!