Гусеницы

I.Pismenny
В моем детстве не было никого, кто бы с симпатией относился к гусеницам.
Обнаружив гусеницу на дереве или кусте, мы считали своим  долгом сбросить этого вредителя полей и садов на землю, наступить на него и раздавить.
Мне кажется, что и сейчас нет людей, которые симпатизировали бы этим неприятным и глупым созданиям.

А впрочем, почему я назвал гусениц глупыми?
Вредныe - да. Несимпатичныe - да. Но совсем не глупыe.   
И я имел возможность убедиться в этом.
Но сначала необходимые разъяснения. Дорога, проходящая через городок Хайфского политехнического университета (Техниона) имеет форму сплюснутого кольца. По обе стороны кольца (и снаружи, и внутри) находятся учебные корпуса, лаборатории, административные здания и общежития студентов.   
Транспорт (и личный, и служебный, а также городские и междугородние автобусы) может заезжать в Технион через двое ворот: одни ворота выходят в сторону Хайфы, другие смотрят на небольшой городок Нешер. Выходным днями в Израиле являются субботние дни. Поэтому со второй половины дня в пятницу и до утра воскресенья ворота в Нешер для транспорта закрыты, а пешеходы из Нешера могут  заходить в Технион и возвращаться назад. При этом Хайфские ворота остаются открытыми, и транспорт может проезжать через них. Конечно, поток автомобилей по сравнению с другими днями резко падает, но не иссякает - кто направляется отдохнуть в бассейн, а кто (студенты, аспиранты и даже некоторые преподаватели) - на свое рабочее место, чтобы спокойно позаниматься. 
В то ранее субботнее утро я, как обычно, вошел в Технион через Нешерские ворота, пересек кольцо шоссе и шел к себе на факультет по тротуару с внутрнней стороны кольца, поскольку он несколько короче тротуара с внешней стороны.

Неожиданно я обратил внимание на  ленту шириной примерно 25-30 сантиметров, пересекавшую тротуар. Лента была живая и двигалась в направлении, перпендикулярном шоссе. Я присмотрелся внимательней и увидел, что ленту образуют гусеницы, построенные в много рядов. Ряды были так тесно прижаты к друг другу, что образовывали одну сплошную массу. Передняя часть каждой гусеницы в этом строю ухватилась  за заднюю часть впереди идущей гусеницы (я бы сказал: присосалась), а за  заднюю часть каждой гусеницы крепко держалась гусеница, ползущая сзади нее. 
По мере того, как голова ленты пересекала полосу шоссе, из кустов появлялись все новые и новые легионы гусениц, образующие сплошную массу этой живой ленты. Ленте предстояло пересечь одну полосу шоссе, разделительное кольцо кустарника между полосами движения и вторую, встречную полосу шоссе.
Я постоял немного, наблюдая за живой лентой. Казалось, что гусеницам не будет конца, и я пошел к себе на факультет.
Через несколько часов я возвращался домой. Никаких следов того, что здесь проходила огромная армия гусениц, ни на тротуаре, ни на шоссе не было.
Я подумал, что, если бы во время движения живой ленты через шоссе, по дороге проезжал бы автобус или хотя бы автомобиль, то на асфальте остались следы от раздавленных колесами гусениц. Но повторяю: никаких следов того, что здесь проходили огромные полчища гусениц,  на шоссе не было.

Незадолго перед этим по телевизору показывали замечательный сериал о животном мире планеты Земля, как об едином организме. Были показаны чудесные съемки зверей, птиц, рыб - от крайнего севера до Атранктиды. И среди прочих кадров - съемки стада слонов, пересекающих безводную Африку, чтобы дойти до воды. Гигантские животные, самые большие из живущих ныне на суше, шли, держась хоботами за хвосты впереди идущих. Движение ленты сравнительно небольших по размеру гусениц напомнило мне кадры о передвижении этих великанов.
И еще. То, что машины и автобусы не раздавили гусениц, пересекающих шоссе, свидетельствует о том, что не случайно гусеницами была выбрана для миграции именно суббота.
Я, конечно, понимаю, что трудно предположить, что гусеницам известен иудейский календарь. Но, может быть, они по каким-то признакам выбрали именно этот день для своего марш-броска. Например, по уменьшению вибрации земной поверхности в выходной день...
 
Во всяком случае, мы должны понимать, что не только человек наблюдает за животным миром Земли, но и самые маленькие животные, даже такие, как гусеницы, наблюдают за людьми. И делвют свои выводы...