Куда приводят мечты

Анна Петросян
«Поехали…»
Однажды в январе не помню, какого года, может, 2004-го, мы с подружками пошли в ночной клуб отмечать окончание зимней сессии. Все-все. А это редкость. Разные, красивые, с горящими глазами, с мечтами и чувствами. Тогда этот клуб располагался в Парк-отеле, и был одним из лучших в Сочи: хорошая музыка и обслуживание, вкусная еда и  красивая обстановка. Теперь там нечто другое, совсем другое. Так вот, компания наша не осталась незамеченной. Откровенно говоря, все нас разглядывали с любопытством. Еще бы: 12 прекрасных девушек, и все на одной волне. До сих пор мурашки от воспоминаний. Но дело не в этом.
В тот вечер мне было не до веселья: любимый был в другом городе, да еще и болел. Все мысли были с ним, хотя и с девочками общалась вдоволь. Внутри кипели какие-то предчувствия, к которым давно привыкла. Грусть и радость смешиваются, и от этого трудно быть хозяином своих переживаний.
Музыка не давала сидеть на месте и томно смотреть вникуда. Мы много танцевали. А потом пошли с Дианой подышать чистым воздухом и посмотреться в зеркало. Оно располагалось в уютном холле, где за стойкой дремал симпатичный метрдотель-охранник, похожий на римского легионера. В холле была какая-то суета. Мы долго вертелись перед зеркалом и смеялись чему-то. А помню, провернуть операцию «своё вино в казенном месте» не получилось. Точнее, получилось, но наполовину: нашу хитрость заметили и сделали предупреждение. Бррр. Но все же весело, адреналин как никак. Вот это мы и обсуждали.
Совершенно из ниоткуда появилась вдруг симпатичная девушка и с места в карьер спросила: «Девочки, хотите в кино сниматься?!» Мы оторопели от неожиданности. Диана была у нас в группе самая смелая. Она спокойно ответила: «Да, а что для этого надо?!» Оказалось, ничего особо и не нужно, лишь желание и свободное время. Девушка оказалась менеджером по кадрам Мосфильма и приехала с режиссером Владимиром Фатьяновым на съемки сериала для НТВ. Ей было поручено набрать массовку. Она взяла номера наших телефонов и обещала позвонить при необходимости. Так же неожиданно, как появилась, она исчезла.
Мы с Дианой переглянулись и довольные вернулись к девочкам в теплый полумрак зала. «Готовьтесь к съемкам», - с хитрыми физиономиями заявили мы подружкам. Никаких разъяснений давать не пришлось: они, наверное, подумали, что мы просто шутим.
Потом мы еще пообщались-потанцевали и разъехались по домам спать. Мы жили с Настей у хозяйки, и на следующий день уже были в Лазаревке: каждая – у своих родителей.
Каникулы уже подходили к концу, все мое время было разделено между общением с папой и мамой и книгами. Но, по правде говоря, уже начинала скучать по городу. Однажды вечером, довольно поздно, позвонила девушка. Это оказалась Юлия с Мосфильма. «Завтра, в 16. 00, Парк-отель. Нужно два человека. Можете?! Триста рублей», - послышалось в трубке. «Можем», - спокойно ответила я. Позвонила Диане, та сказала, что ей далеко ехать и она занята. Настя! Ее долго уговаривать не пришлось. Тем более, для нас, студенток, 300 рублей были нормальные деньги, да еще и намечалось много новых впечатлений.
Господи, ну и ну. Сколько же тогда в нас было непосредственности. Объясню. Мне вдруг вздумалось именно в первый день съемок в кино купить себе новые сапоги. Решила, и все тут. В три часа дня мчалась по торговой галерее в поисках подходящих. Нашла. Надела. Прежние положила в коробку от новых и с огромным пакетом отправилась на Приморскую набережную. Ужас! Будто переезжая сваха. Был кристальный день, светило золотое солнце. Дошла быстро. Села на лавочку пить сок. Рядом вертелся длинноволосый парень в огромных кедах и будто снятых с какого-то гиганта джинсах. К нему подходили прохожие, а их было очень много: воскресенье, сочинцы вышли на променад. Все у него что-то спрашивали, и только слышалось: «Вот на съемках, работаю!» Потом обнаружилось, что Максим (конечно, мы познакомились) был помощником оператора.
Пришла Настя, немного испуганная. К нам вышла Юлия и повела нас через холл отеля в кафе «Сладкий попугай». Она объяснила, что сегодня снимается эпизод в кафе, и режиссер нам все расскажет позже. Мы с Настей привели себя в порядок и робко пошли за Юлией. Она усадила нас за столик. За соседним столиком сидели два огромных блондина и неспешно разговаривали. К сожалению, имена этих актеров я так и не узнала. И тут вдруг я будто проснулась: «Ань, ты соображаешь вообще, что сейчас происходит?! Нет, абсолютно. Вы с Настей сидите в кафе, вокруг суетятся люди, и сейчас все начнется. Что начнется?! Ну ты мечтала о кино когда-то, ведь правда?! Да, очень. Но не верила, что все может быть так просто и легко. Легко!». Мысли не успели выстроиться, к нам подсел режиссер. Спокойный, кажется, зеленоглазый. Он сказал: «Девочки, вы пришли в кафе пообщаться. Говорите, смейтесь, делайте, что хотите, только не смотрите прямо в камеру: вы массовка, просто посетители кафе, где происходит действие. Договорились?!». Мы понимающе улыбнулись. Потом он встал и долго нас рассматривал. Кому-то что-то сказал. Принесли бутылку шампанского, два бокала, пачку Мальборо, зажигалку, салфетки. Моей Насте надели парик блондинки. Мы долго смеялись. Мои рыжие (тогда уже рыжие) волосы их, видно, устроили.
Мы оказались задействованы в сериале «Стервы, или странности любви». Съемки длились часа четыре, до темноты. Вместо шампанского в бутылке был лимонад, а вот сигареты были настоящие. И Настя выкурила почти всю пачку. Мне было ее так жалко (она не курила), но подружка с ухмылкой ответила, что вспомнила школьные годы, и ради дела иногда можно и подымить. Этот эпизод с главной героиней в кадре снимался очень долго. Как в фильме «День сурка», слышались одни и те же фразы, совершались одни и те же движения. По сюжету  эдакая стерва приходит в кафе кого-то соблазнить (не знаю, зачем) и присматривается к посетителям. Она хочет закурить и просит зажигалку у одного из джентельменов. До сих пор в голове слышится сто раз произнесённая одним из блондинов фраза «А у нас в Голландии…». Не помню, что там у них в Голландии.
Все происходило будто во сне и не со мной. Мы с Настей тогда впервые говорили очень откровенно: рассказали друг другу все о прошлом, о мечтах, о влюбленностях и многом другом. Потом в один момент я будто отключилась, время исчезло, люди превратились в фон. А потом вдруг пришла в себя. И обнаружила, что на меня смотрят умные, чуть грустные, огромные голубые глаза. Я стала его рассматривать. Там вдалеке за оператором и всякими помощниками стоял и наблюдал за нами невысокий мужчина с седыми волосами до плеч. Он отличался от остальных. Очень отличался: спокойствием, чем-то неповторимым. Он был очень стильно одет: какие-то светлые джинсы и темный жакет-труакар. Видно было, что у него хороший вкус от природы, и он предпочитает удобство моде. Мы долго разговаривали глазами, пока героиня произносила свой текст и усаживалась за столик по соседству. 
Потом наконец-то съемочный день закончился. И нам позволили встать и делать, что хотим. Юлия попросила немного подождать и исчезла. Что-то подтолкнуло меня попросить автограф у режиссера, но вот никакой записной книжки с собой не было. Искала глазами что-нибудь подходящее. На стойке нашла рекламный флаер с чистой оборотной стороной. И решила с ним подойти к Владимиру Фатьянову. Смело направляюсь туда, где целая куча народа обступила режиссера. Путь преграждает тот с седыми волосами: «Вы куда это идете?! За автографом?! А знаете такого режиссера Эльдара Рязанова?! Он бы обиделся, если бы к нему подошли с таким листочком. Подумайте». Мне стало неловко. Пошла просить у работницы отеля чистые листы. Она мне дала парочку. Оказалось, что таинственного господина зовут Дима («просто Дима») и он на съемках отвечает за комфорт актеров, да и всех остальных тоже. Не знаю, как его должность называется. Пришлось подождать, пока режиссер чуть освободится. Дима в это время заговорил об Англии, где, как оказалось, он работал 11 лет, и делал приблизительно то же самое, что и сейчас. Не помню, как и почему, но мы вдруг перешли на английский. И довольно долго проговорили, смеясь и подшучивая друг над другом. Настя была очень удивлена. Я, по правде сказать, тоже. Вот так легко общаться с незнакомым человеком Еще и на английском языке.
Автографы режиссера и актеров до сих пор где-то дома у родителей в старых дневниках лежат.
Мы с Настей получили свои деньги и довольные, но утомлённые поехали домой. Всё закончилось. Как обнаружилось позже, это «все» только начиналось.

Дубль «2»
Пришло время учебы. А с ним – задания, бессонные ночи за чертежами и рисунками. Кино забылось. Подошло время выходных, и Настя уехала. Я осталась на субботу в Сочи – дорисовать, подумать. Утром позвонила та самая Юлия и снова бойко предложила: «Съемки на Красной поляне.  Уезжаем на весь день. Две девушки. Форма одежды – спортивная, яркая». Уже как по уставу отвечаю: «Договорились». Не будет долгожданного выходного, зато будет КИНО! Настя уехала к своему Мише в Туапсе, Элин телефон молчал. Поехать в горы на съемки согласилась Оля из Адлера. В восемь утра мы стояли у входа в Парк-отель. Актеры на иномарке должны были ехать впереди. В специальный автобус загрузили оборудование. На нем-то мы и поехали вместе с операторами, их помощниками, гримером, гардеробщицей и Димой. Всю дорогу он молчал и улыбался, думал о чем-то своем. Мы с Олей то общались, то дремали. Мы с ней не были очень близки, поэтому темы в основном затрагивали какие-то поверхностные. Да и о чем говорить утром в предвкушении неизвестного?!
Ехали долго, тоннеля тогда еще не было, из-за риверсивного движения выстраивались в обе стороны длинные очереди машин. В нашем автобусе звучала музыка, все улыбались.
«Пик отель»! Вокруг снег, вершины серо-голубоватые. А домики на территории отеля такие сказочные. Нам дали полчаса свободного времени. Увидела семейство замерзших павлинов, бассейны там наверху, сауну и еще много красивого. Потом нас позвали в отель. Принесли целую кучу спортивной одежды всех цветов радуги и предложили примерить. Оле отдала свою терракотовую куртку, себе выбрала из предложенного вороха фиолетовую с желтым шарфом.  Оставалось ждать вызова. В этот день снимали катание героев на снегу. А мы должны были мелькать в дверях отеля, то есть исполнять роли жильцов. Потом спросили, кто хочет в кадр?! Я уверенно отрицательно замотала головой, мол, потом, берите Олю. И ее увели. А я осталась сидеть возле сауны на первом этаже отеля, где разместилась вся съемочная группа. Гример с огромным серебристым редикюлем расположилась возле бассейна и колдовала над одним из актеров. Она никому не разрешала подходить близко. Тут же посетители отеля окунались в теплую воду, разговаривали и с ленивым любопытством смотрели на нас. От нечего делать мы с новым помощником оператора Сережей начали играть в настольный теннис: по соседству с бассейном был и спорт-зал. Он дал мне послушать французский рэп, с тех пор обожаю эту музыку. Потом мы играли в теннис с Димой. А Оля пропала на полдня. Мне абсолютно не хотелось сниматься, такое блаженство было просто находиться в этой атмосфере, почему-то очень близкой, знакомой и естественной. Потом стало невыносимо жарко, и я пошла исследовать пик-отель. Поднималась на лифте на верхние этажи, смотрела на виды из огромных окон, побывала в комнате для детей (там было холодно). К вечеру Олю наконец-то отпустили и мы продолжили исследования вместе. Вечером атмосфера в отеле очень изменилась. Вернулись с канатки замерзшие постояльцы, согрелись, переоделись и спустились в лобби-бар.
Съемки эпизода с танцем одной из героинь были в самом разгаре. Она красиво двигалась навстречу камере и одновременно поглядывала на девушку-хореографа, которая находилась рядом, но в кадр не попадала. В хореографе я узнала сочинскую модель Алену Новикову, которая завоевала титул «Мисс Сочи», не помню, правда, в каком году.
Все это действо происходило на третьем или четвертом этаже отеля, а снизу к нам доносилась нежная и чуть грустная музыка. Когда спустились вниз, увидели красивую картину: наш Дима сидит за черным роялем в лобби-баре и вдохновенно играет. Все молчат и зачарованно слушают. Пока мы идем за вещами к бассейну, все то и дело нас останавливают вопросами: «Какое кино снимают?! Кто режиссер?! А кто играет?!»
Потом была долгая дорога в Сочи. Так, как тогда ночью в Красной поляне, я больше никогда не замерзала, даже в новогоднем Питере при минус двадцати. Мы часами стояли в веренице машин и от холода не могли не то что говорить, но и пошевелиться. Деньги за съемочный день, само собой, Юлия заплатила.

«Можно вашу ручку?!»
Январь закончился, февраль тоже. А «Странности любви» в Сочи все продолжали снимать. Как-то в начале марта Юлия, уже успевшая стать хорошей знакомой, позвонила снова. И попросила привести уже не двух, а четырех человек. При чем двое должны быть мужского пола и хороши собой.  Целый день ушел на звонки друзьям и знакомым: если мог один, не мог другой, у третьего – работа, четвертый стесняется. В итоге на Красную поляну мы поехали с Настей, моим двоюродным братом Араратом и его другом. Парни, надо сказать, -  красавцы: высокие, широкоплечие, уверенные. Но у меня были опасения: они оба темноволосые, смуглые, с глазами цвета кофе – слишком типажные, что ли. Но все было нормально. Владимир Фатьянов взглянул на них и отправил переодеваться и выбирать спортинвентарь: в этот день снимали эпизод на снегу. Мы с Настей должны были снова изображать подруг теперь уже в открытом кафе неподалеку от отеля. Наши спортсмены переоделись в спортивные костюмы для катаний на лыжах, взяли в руки сноуборды и ушли на съемки. Мы остались во дворе. Было холодно, градуса 4-5, не больше, ярко светило солнце, вокруг блестел снег. На одном из столиков лежал увесистый сценарий: сотни листов А4 с пометками и исправлениями. Гример трудилась над актерами, сидящими на стульях. В одной из дам, облаченных в спортивный костюм, я узнала Нину Усатову. Она неспешно о чем-то говорила со своей коллегой, укутанной в клетчатый плед. Ноги сами меня повели к сценарию, что лежал на одном из столиков: любопытство переполняло. Читаю, интересно. Беру в руки свой маленький блокнот и ручку и сходу начинаю писать рассказ. Сейчас бы назвала это – «репортаж с места событий». Дышится легко, голова снова кружится от счастья. Тут кто-то вдруг закрывает мне солнце и мягко говорит: «Можно вашу ручку?!» Нехотя отрываюсь от рассказа, поднимаю глаза и вижу очень знакомое лицо. Имени не помню. Он улыбается и говорит: «Мне тут в своем сценарии нужно кое-что подправить, а ручки нет. Можно на секундочку?!» Протягиваю молча и с удовольствием. Позже узнаю, что актера зовут Владимир Долинский. Как однажды в интервью заметила Татьяна Веденеева про себя в молодости, так и я тогда на этих снежных съемках, - была «дремучая».
Операторы возились с камерой и все не могли ее настроить. Нам снова дали свободное время. Некоторые дорожки неподалеку от места съемок в кафе под открытым небом были завалены мокрым снегом. Это мешало всем. И тогда откуда-то появилась специальная лопата, и Дима начал расчищать снег. До сих пор в глазах его седой «хвост», стильное пальто и легкие движения хищника. К нему присоединилось несколько человек. Он как-то по-особенному мог зарядить людей на что угодно: это было очевидно и красиво. 
Съемки все откладывались: в главной камере обнаружили какие-то неполадки.  Актеры разбрелись. И мы с Настей пошли гулять по территории отеля и фотографироваться. На самом верху, где фонтанчики и сауна, случайно встретили главных героев: они рассматривали пейзажи вокруг и общались между собой. Как из-под земли возник еще один участник массовки и напросился сфотографироваться всем вместе. Актеры не возражали. А Нина Усатова посмотрела на мою худющую Настю и с участием сказала: «Не замерзайте тут, девочки».
В тот день, как оказалось, съемки так и не начались. В Москву срочно кого-то отправили за необходимой деталью к камере.
Мы еще долго фотографировались с нашими сноубордистами и новыми друзьями. А потом благополучно с гонораром в карманах вернулись в город.
Много позже узнала, что в этом сериале снимались в разные дни несколько моих знакомых. Один сочинский дизайнер одежды рассказал, как мосфильмовцы разгневали руководство «Пик-отеля», устроив «новогодний» фейерверк и напугав постояльцев. А им, участникам массовки, приходилось в течение шести часов изображать веселье. «Сыр постепенно высох, хлеб зачерствел, мы устали, а нужно было  танцевать и изображать счастье», - вспоминал он.
Где мои записи со съемок, теперь уж не знаю.
Через несколько лет случайно увидела эпизод этого сериала по НТВ. Как раз показывали сцену в открытом кафе, где Нина Усатова, Владимир Долинский и их юная подруга говорят о возрастах любви. А поблизости об этом же ведут разговоры еще двое постояльцев отеля. И ныне покойный актер Андрей Краско, внимательно глядя на героиню Нины Усатовой, классифицирует женщин и объясняет, что даст мужчине любовь той или иной представительницы прекрасного пола.
А у меня с тех пор – ностальгия. Все сложности съемочных дней  забылись. В памяти остались только светлые моменты, когда казалось, что ты находишься в сказке под названием «кино». Не казалось, так оно и было.