Роберт Грейвс. Гесиона

Николай Ефанов
                Гесиона.

   
    Геракл, отслужив исправно у царицы Омфалы, возвратился в Тиринс полный новых помыслов и сразу приступил к подготовке похода на Трою. Для этого имел серьёзный повод. Когда вместе с Телемоном возвращался из страны амазонок и когда плавал вместе с Аргонавтами у полуострова Сигейон, увидели к своему изумлению Гесиону, дочь Лаомедонта, полностью обнажённую, прикованную к скале под Троей. Оказалось, что Посейдон послал морское чудовище, чтобы оно наказало Лаомедонта за то, что не заплатил ему и Аполлону договорного вознаграждения, когда возводили для него стены города и стерегли его стада. Некоторые утверждают, что Лаомедонт заложил в жертву всю рождённую в том году скотину; другие, что богам посвящать ежедневно жертву, но так и обманул их - прислав тридцать троянских драхм. Аполлон начал мстить и наслал болезни, а Посейдон приказал своему чудовищу, чтобы он выполз на обитаемую равнину и уничтожил их поля, поливая их солёной морской водой. По другой версии Лаомедонт выполнил свои обещания в отношении Аполлона, но не выполнил в отношении Посейдона и именно тот наслал и болезнь и чудовище.
   

    Лаомедонт удалился в храм Зевса Аммона, и там ему было предсказано, чтобы приковал Гесиону на морском берегу в жертву чудовищу. Однако он потребовал, чтобы троянцы, во-первых, принесли в жертву своих собственных дочерей. Опечаленные они обратились к Аполлону, который был прогневан не менее чем Посейдон, немногим им помог. Большинство родителей отослали своих детей за границу, чтобы с ними чего-нибудь не случилось. Но Лаомедонт  попробовал уговорить некого Фойнодамоса, который удержал своих трёх дочерей дома, а одну отдал на пожирание чудовища. Фойнодамос обратился к собранию граждан и в своей речи сказал, что только сам Лаодемон повинен в случившемся и поэтому только он должен пожертвовать своей дочерью. В конце концов, решили бросить жребий, и он упал на Гесиону, которую приковали к скале, где её и обнаружил Геракл.
   

     Геракл сорвал оковы с девушки, и, войдя в город, поклялся, что убьёт чудовище, а в замену за это возьмёт двух безупречно белых, бессмертных коней или кобылу, которая летит  как ветер по морским волнам и не скошенные хлеба. Получил её Лаомедонт от Зевса в награду за разорванного Ганимеда. Лаомедонт, не противясь, дал своё согласие.
   

     Тотчас троянцы с помощью Афины построили для Геракла высокую стену, которая защищала его, когда чудовище высунуло голову из моря и простёрло своё тело через долину. Когда чудовище достигло стены и раскрыло свою гигантскую пасть, Геракл в полном вооружении спрыгнул со стены прямо в его пасть. Провёл три дня в чреве чудовища и вышел невредимым, хотя в этой борьбе лишился всех волос на голове.
   

     Дальше предположения высказываются самые разные, Некоторые говорят, что Лаодемон отдал Гесиону в жёны Гераклу и должным образом отблагодарил его, дав ему коней на время похода с Аргонавтами; но, когда возвратился с руном, зависть взяла верх, и не хотел уже отдать Гераклу, ни Гесион, ни коней. Иные же говорят, что отказал сразу, за месяц или два, когда Геракл прибыл в Трою, ища Гиласа.
   

     Наиболее вероятна следующая версия, говорящая, что Лаомедонт обманул Геракла, отдав ему смертных коней. Геракл пригрозил, что разрушит Трою и ушёл в море. Вначале он удалился на остров Парос, где установил алтарь в честь Зевса и Аполлона, затем отправился на Коринфский перешеек, где всем поведал об обмане Лаомедонта и собрал войско в своём городе Тиринсе.
   

     Лаомедонт тем временем убил Фойнодамоса, а трёх его дочерей продал сицилийским купцам, которые прибыли, чтобы закупить жертвы для представлений с дикими зверями. Спасла их на Сицилии Афродита. А старшая переспала с речным богом Кримиссосем, который обратился в пса, родила ему сына Айгестеса, которого латиняне называли Асестесем. Айгестес, с помощью Элимоса, бастарда Анхизеса, которого привёз с собой из Трои, основал города: Айгеста, позднее известная как Сегеста, Энтелла, который назвал именем своей жены и Эрикс и Аска. Айгеста, в конце концов, вернулась в Трою и там полюбила некого Каписа, которому родила Анхизеса.
   

     Остаётся спорным вопрос действительно ли Геракл отправился против Трои с восемнадцатью длинными кораблями по пятьдесят вёсел каждый или только с шестью маленькими лодками с немногочисленным экипажем. Но его союзниками стали: Иолаос, Телемон, сын Аякса, Пелей, Аргивянин Ойклес и Беот Даймахос.
   

     Телемон застал Геракла на Саламине, где тот пиршествовал со своими друзьями. Ему тут же подали золотую чашу вина и попросили, чтобы первым приветствовал Зевса. Геракл, воздав жертвенное вино Зевсу, поднял руки к небу и произнёс молитву: « Отче, почти Телемонова прекрасного сына шкурой грубой, как шкура льва и награди отвагой, которой обладает лев!». Был внимательным и заметил, Перибоя жена Телемона, вот-вот должна была родить. Зевс ответил и послал своего орла, а Геракл сообщил Телемону, что молитва услышана. Так всё и произошло. Только замолкли уста, как Перибоя родила сына, Великого Аякса. Геракл покрыл его львиной шкурой и этим способом защитил его от любых ран от шеи до паха, где тело защищал колчан.
   

     После высадки под Троей, Геракл оставил Ойклеса, чтобы строил корабли, сам же с воинами пошёл под стены города. Лаомедонт был застигнут врасплох и не сумел собрать войска. Выдал ополченцам мечи, и лучины и послал их, чтобы сожгли корабли. Ойклес бился с ними до последней капли крови, храбро защищая своих товарищей, которые выводили корабли в море и тем спасли их. Лаодемон тотчас поспешил вернуться назад в город и после непродолжительной стычки с рассеянными силами Геракла, оказался за стенами города и запер за собой ворота.
   

     Нетерпеливый Геракл, не имея намерения проводить длительную осаду города, приказал начать штурм. Первым покорил стены и вошёл в город Телемон, который нашёл, что западная стена города, построенная отцом Аякса, самая слабая. Геракл последовал за ним с большим воодушевлением и радостью. Внезапно Телемону подумалось, что вытянутый меч Геракла направлен сейчас на него, и он внезапно нагнулся и начал собирать большие камни, вывалившиеся из стены.
   

     «Что ты делаешь?» - прорычал Геракл.
     « Строю алтарь Гераклу Победоносному, Гераклу Предупреждающему Несчастье! Поставим его после завоевания Трои».
   

     Геракл поблагодарил и побежал дальше. Потом выстрелом из лука убил Лаомедонта и всех его сыновей за исключением Подаркеса: он один утверждал, что Гераклу должны принадлежать бессмертные кобылы, и ограбил город. Когда уже насытился добычей, наградил Телемона, пожертвовав ему руку Гесионы, а ей позволил выбрать для себя нескольких невольников из троянцев. Выбрала Подаркеса.
   

    «Добро», - сказал Геракл, - «но он будет первым проданным как невольник».
     Так выставленного на продажу Подаркеса Гесиона выкупила за золотую вуаль, которой покрывала голову. Тогда-то Подаркес и получил имя Приам, что означает «выкупленный». Некоторые утверждают, что был он в ту пору ещё младенцем.
   

     После сожжения Трои и опустошения её богатств Геракл посадил Приама на трон и отправился назад. Гесиона сопровождала Телемона  на Саламин, где родила ему Тевкра; был он законным сыном или нет неизвестно. Позднее оставила Телемона, убежала в Малую Азию, приплыла в Милет, и там скрываясь в лесу, встретила царя Ариона. Родила тут Телемону второго сына Трамбела, которого Арион воспитал как собственного ребёнка и поставил царём азиатских земель Телемона, Лелегийцев, или, как говорят иные, Лесбийцев. Когда во время троянской войны Ахиллес напал на Милет, он убил Трамбелоса, слишком поздно узнав, что тот был сыном Телемона. Что его сильно огорчило.
   

    Некоторые считают, что Ойклес не пал под Троей и жил ещё в то время, когда Эриннии ввели в исступление его внука Алкмеона. Могилу его показывают в Аркадии вблизи мегалитического культового строения посвящённого Борею.
   

     Геракл, вернувшись из-под Трои, привёз с собой Главку, дочь речного бога Скамандра. Была она ранее любовницей Деймахоса, а когда тот погиб в битве попросила Геракла об опеке. Проводил её на корабль, счастливый тем, что не окончиться род такого благородного друга: Главка была беременна и позднее родила сына, которого назвали Скамандром.
   

     Когда сон сморил Зевса, Гера вызвала Борея и приказала ему наслать бурю, которая сбила Геракла с курса на остров Кос. Зевс пробудился недовольный и пригрозил, что пошлёт Сен с неба на Эребу, но богиня убежала на ночную молитву, которую даже Зевс не мог прервать. Разгневанный и бессильный начал разгонять богов по Олимпу. Некоторые утверждают, что именно тогда подвесил Геру на цепях под потолком, привязав к её ногам гири, а Гефеста сбросил на землю. Когда окончательно утолил свой гнев, спас Геракла с острова Кос и проводил его в Аргос, где по различному описываются его приключения.
   

    Некоторые утверждают, что жители Кос приняли  его за пирата и не хотели разрешить ему приблизится к своим берегам, бросая в него камни. Однако ему удалось высадиться на остров и ночным штурмом овладеть городом Астипалаем, убив при этом царя Эврипилоса, сына Посейдона и Астипалаи. Геракла ранил Халкодонт, но Зевс спас его от смерти. Иные утверждают, что напал на остров Кос, потому что влюбился в Халкиопу, дочь Эврипилоса.
   

     По иной версии пять из шести судов Геракла затонули во время бури. Судно, которое осталось, село на мель под Лакетой на острове Кос. Гераклу и его товарищам удалось спасти только оружие. Они выжимали воду из одежды, когда рядом прошло стадо овец, и Геракл попросил меропийского пастуха, некого Антагороса, чтобы тот подарил ему барана. Антагорос, будучи мужчиной одарённым большой силой, вызвал Геракла на поединок, пожертвовав в награду барана. Геракл принял вызов, но когда два борца сошлись, приятели Антагороса поспешили ему на помощь: то же самое сделали и греки, придя на помощь Гераклу. Произошла поспешная схватка. Измотанный бурей и множеством лишений, и устрашённый отвагой противников, Геракл прервал борьбу и убежал, скрывшись в доме одной знатной женщины. Скрыться ему удалось, переодевшись в её одежды.
   

    Несколько позднее, освежённый сном и отдыхом, снова встретился с Меропийцами и убил всех. Потом встал, очищая себя от их крови и всё ещё одетый в женские одежды,  полюбил Халкиопу, которая родила ему Тессалоса. На поле, на котором происходила схватка, с тех пор проводятся жертвоприношения Гераклу, а когда молодые супруги входят в дом своей суженной мужчины надевают женские одежды: также поступает жрец Геракла в Антимахеи перед возложением жертв.
   

     Жительницы Астипалаи обиделись на Геракла и обругивали его неприличными словами, за что Гера наградила их коровьими рогами. Некоторые утверждают, что это была кара, назначенная за Афродиту, поскольку считали её наипрекраснейшей.
   

     По опустошению Кос и убийству почти всех Меропийцев Геракл сопровождаемый Афиной удалился во Флегры, где помог богам в битве с гигантами. Оттуда прибыл в Беотию и тут по его желанию Скамандер был избран царём. Скамандер переименовал реку Инахос, дав ей своё имя, а ближайшему потоку имя своей матери Главкии. Именем своей жены, которая родила ему трёх дочерей, в то время их звали просто «девицы» назвал источник Акидуса.            



1. Легенда относится ко времени падения и разграбления шестой, или догомеровской Трои, осуществлённое минойцами (так называли эолийских греков, которые предшествовали ахейским лелегийцам), после того как мощное землетрясение разрушило стены города. Из легенды о «Золотом Руне» мы знаем, что Лаомедонт противился как лелегийской, так и минойской торговле в районе Чёрного моря. Поэтому единственным способом для Лелегийцев и минойцев было разрушение города, который господствовал на подступах к Геллеспонту и овладение равниной Скамандра, где соединялись торговые пути между Востоком и Западом. Девятое деяние Геракла как раз относится к восстановлению торговых путей. Около 1260 года до Р.Х. действительно произошло сильное землетрясение, которое помогло ему в этом.



2. Освобождение Гесионы Гераклом имеет свою параллель с освобождением Андромеды Персеем. По всей видимости, данный сюжет заимствован в Сирии и Малой Азии и представлял деяния Мардука похитителя морской Тиамат. Тиамат была эманацией богини Иштар, которую Мардук приковал к скале. Тиамат проглотила Геракла, и он проводит три дня в её чреве, силой пробивает себе дорогу на волю. Подобной присутствует и в гебраистском моральном повествовании об Ионе, проведшем три дня в чреве огромной рыбы, что можно было бы связать с легендами о вавилонском Мардуке, который раз в год должен был укрываться от всех на какое-то время, что означало его борьбу с Тиамат. Белый конь Мардука или Персея –это награда за освобождение Гесионы.  Утрата Гераклом волос подтверждает солнечный характер мифа о нём: лишение святого царя волос в конце года его правления означало, что он лишался своей волшебной силы: подобно как в повествование о Самсоне. О том, когда вновь на его голове появляются волосы, нигде нет упоминаний. Выкуп Подаркеса Гесионой можно сравнить с поступком матери Скамандра выкупавшей у гетского царя Мурсилия своего сына Манарадата.



3. Три дочери Фойнодамоса представляют собой богинь луны в традиции, господствовавшей на пространстве треугольного острова Сицилии. Пёс бы равно посвящён – Артемиде, Афродите и Гекате. Говорящие по-гречески Сицилийцы, так же как и римляне были тесно связаны с Гомеровым эпосом, и всегда всячески подчёркивали своё троянское происхождение, несмотря на то, что подтверждений этому не находилось. Три дочери Скамандра  были подобны трём богиням Беотии. Не было ничего необычного в том, Главкия родила сына Скамандру. Из «Диалогов» псевдо-Айхинеса нам известно, что молодые троянки, купаясь в реке, обычно восклицали: « Скамандр, забери нашу невинность!», что  указывает на несомненную архаичность традиции, когда была распространена вера в то, что речная вода способна оплодотворить женщину.



4. Неизвестно к какому времени отнести освобождение Гераклом острова Кос от эллинов, но более поздние сообщения говорят, что обряд введения молодого господина в дом в женской одежде был частью матриархального обычая. На острове Кос действительно существовал обычая исполнения танца коров напоминавший обряды аргивян в честь богини луны Ио. В Антимахеи святой царь всё ещё исполнял роль заместителя царицы и для этого должен был надевать одежды невесты.



5. Лошади Лаомедонта были точно такой же породы, как и лошади, рождённые под стенами Трои Бореем.



6. Инахос – аргивская река, только у Плутарха можно встретить упоминание о беотском Инахосе, скорее всего Скамандре.