Не давая в обиду поле и истину

Сергей Николаевич Емельянов
Эту книгу, как и человека, о котором она написана, можно было бы назвать иначе: скажем так - Революционер Искатель, Преобразователь, Мыслитель, Творец и т.д., но видимо самое верное и емкое название - Хлебопашец! И хотя в книге И.Е. Филоненко с первой и до последней страницы речь идет главным образом о земле, о выращивании хлеба, нельзя и неправильно сказать, что это повесть о крестьянине, пусть даже необыкновенном, самом необычном как нельзя сказать, что только крестьянские, земледельческие проблемы подняты автором. Это хорошая книга о нашем необыкновенном современнике.
Читая первые страницы повести, я думал, что Филоненко ждет ох какая непростая, нелегкая работа - рискнуть рассказать о человеке, который известен всем, который живет и сейчас в свои девяносто лет, продолжает свое дела. Мы знаем Терентия Семеновича Мальцева - народного академика, основателя нового безотвального способа обработки земли, дважды Героя Социалистического Труда по многим телепередачам, публикациям... Лично для меня - это удивительный человек, умный своей природной мудростью своей необыкновенной и долгой жизнью, своим тяжким и чудесным опытом великой трудовой жизни. Терентий Семенович - это еще очень смелый человек, смелый в своих суждениях и делах, он очень строгий и добрый, строгий к себе и к людям, добрый только к людям.
Казалось, что еще можно написать о нем, если он так ярко и красочно сам говорит о своей жизни с экрана телевизора, говорит о проблемах, волновавших и волнующих его.
Сразу же хочется отметить великолепный язык повести. Какой настоящей поэзией дышат страницы повести с самого первого листа. И природа, и люди, и дела их выписаны любовно, бережно прекрасным, я бы даже сказал, удивительным новым, чистым и истинно русским, идущим откуда-то из глубин языком. Как не восхититься такими строками. «Ел все, что не ставилось на стол, что матери коровушка дала и огород уродил, что отец на ниве добыл, что мать могла состряпать сегодня, про завтрашний день помня». Сочный, образный, звучный, без подделки под народность, красивый язык. С каким удовольствием читаешь «Земля не изба, не хозяину она навечно принадлежит, а общине», или «А желание, чтобы оно счастьем стало, должно вовремя сбыться» или «добро, посеянное в душе, не дает прорости злу».
Даже описание таких вроде бы обычных извечно крестьянских работ дает автор необычно ярко и образно. Он пишет о бороньбе, пахоте. И мне думается, что автор знает обо всем этом не понаслышке. Он пишет о запахах земли, о том, как ощущается босой ногой пласт свежей земли.
Необычно и своеобразно идет процесс коллективизации в деревне, зауральской деревне 30-х годов. Мы то с детства привыкли изучать коллективизацию, ее дух по шолоховской «Поднятой целине». Это совершенно справедливо, ибо она и есть энциклопедия коллективизации. Тем не менее нестандартно, своеобразно и выразительно показана эта эпоха в повести Ивана Филоненко. «За всю историю хлебопашества не было пожалуй такого мучительного для крестьянина вопроса: не во двор привести животину, а со двора, увести; не прибавить к наделу лишнюю десятину, а весь надел отдать под общую запашку». С радостью встретил коллективизацию Т.Мальцев. Он, преобразователь по духу, подлинный революционер в земледельчестве, и не мог иначе отнестись к этому. Весь его труд уже давно был направлен так или иначе не на личную наживу и пользу, а во благо всем.
«...Тридцатые годы. Они войдут в историю уверенной поступью первых пятилеток, пробудивших страстную жажду преобразований. Это было время, когда граждане России проникались дерзновенным духом познания и постижения тайн природы, еще недавно почитавшихся божьим промыслом».
Нелегко и непросто выходила забитая, придавленная нуждой крестьянская Россия на новый светлый путь жизни. И прекрасны слова повести: «Рушились, перепахивались межи, те нерушимые грани, веками отделявшие твое от моего. И было поначалу чуть-чуть жутковато трогать их плугом, будто что-то недозволенное совершаешь. Жутко и озорно: ни моего, ни твоего нет, есть широкое поле от леса до леса!»
В январе 1930 года вполне самостоятельным хозяином, сложившимся человеком главой большой семьи с множеством обычных крестьянских забот и дел и вместе с тем уже тогда мыслителем от земли и о земле пришел Т.С.Мальцев в колхоз и получил наказ от своих односельчан. «...Вручаем тебе наше самое ценное богатство - землю. Содержи ее в чистоте и почете, заставляй из года в год родить все больше хлеба!» Ох, как почетна, но как необыкновенно трудна была эта ноша. Но Терентий Семенович с огромной радостью приняв ее и вот уже более полувека несет этот наказ людей, наказ земли-кормилицы свято.
Повесть читается удивительно легко, но не хочется торопиться. Невольно ловишь себя на мысли, что нужно читать помедленнее, не спешить, не проглатывать как привык страницу за страницей, улавливая порой лишь основной смысл, а читать медленно, наслаждаться чтением, записывать фразы, целые куски, так не хочется порой расставаться с книгой.
Читаешь и словно учишь свой родной русский язык заново, очищаешься от скверны шаблона, штампа и косности. Читаешь и невольно оказываешься втянутым в события повести, которые написаны явно человеком сведущим, явно заинтересованным и явно неравнодушным. Нельзя сказать, что повесть не имеет своих слабостей. Автору почему-то примерно с шестой главы, а возможно и пораньше, уже с лихолетья военной поры, начинает неожиданно и на мой взгляд, неоправданно «торопиться» – причем резко меняется стиль и порой переходит почти на телеграфный, что резко ощущаешь и видишь, а меняется стиль, меняется и язык.
Думаю, что и И.Е. Филоненко сам знает об этом и возможно у него есть на то свои причины, но он как-то уходит от яркости и образности. Вроде и слова правильные и мысли верные, но нет той свежести, цельности, самобытности, которые так поражают, увлекают в начале повествования.
Трудности и беды, раздумья, порой тяжкие и трагические, непонимание многими, в том числе своими близкими и родными людьми, периодические всплески признания и долгие годы забвения и все же напряженнейшая работа все эти годы мысли и рук, теория и практика хлебопашества, не очень сложившаяся личная жизнь - все это показано в повести, но как-то очень бегло, очень робко. Где-то автор явно недоговаривает, возможно тому есть причины, но отсюда и воспринимается многое не так сердцем, как в первых главах. А видимо именно в эти годы и создался, сложился Мальцев-мыслитель и творец, истинный революционер и деятель, которого мы все сегодня знаем и любим.
Именно здесь и язык повести становится ломким, порой напоминающий газетный и несет лишь информацию и не дает ни авторского отношения, ни подлинной широты показа, и лишь в последних главах повести автор как бы спохватывается и пытается вернуться к той искренности, откровенности, с которой говорит с читателем в начале, но до конца ему уже не удается преодолеть этой информативности, хотя он очень хорошо, удачно и тактично использует слова самого Т.С.Мальцева и вводит себя, как автора, в повествование.
И справедливости ради, нужно сказать, что Филоненко удаются отдельные места здесь, и снова находишься в состоянии праздника встречи с новыми мыслями, чувствами. Хорошо, но все же неполно освещена личная жизнь Терентия Семеновича в последние годы. Может быть здесь та грань, за которую и ступать нельзя? Может быть. А ведь здесь Т.С.Мальцев стоит уже перед проблемой, которой раньше почти не было. Проблемой, как передать молодым свой опыт, свои интересы, свои обязанности перед землей-кормилицей. Сама жизнь уже подводит Терентия Семеновича к проблемам, нелёгким сложным проблемам воспитания, прежде всего нравственного воспитания молодежи.
«Мальцев сам давал себе воспитание. Образовывал сам себя, он не готовился ни к экзаменам, после которых можно и забыть то, что читал, ни тем более к защите диссертации. Ему очень хотелось узнать свойства природы и действительную Физиономию вещей, чтобы воспользоваться этими свойствами по своему благоусмотрению». Т.С.Мальцев не просто любознателен от природы и любопытен в конечном счете не для себя. И.Н. Филоненко находит прекрасные слова, объясняющие смысл жизни этого поистине великого труженика на земле. «В нем неотступно, жила зародившаяся еще в детстве тревога, что износилась, устала, выпахалась земелька». Он представлял как будут мучиться люди, если земля вовсе устанет и выпашется.
С какой гордостью говорит Т.С.Мальцев «А пожалуй нет на полях нашего колхоза такой пяди, где бы не ступил я босой ногой». Сколько же тысяч и тысяч километров прошел этот человек по родимой земле, по любимой земле. Год за годом, десятилетие за десятилетием, всю жизнь он бессменно стоял на часах, никому не давая поле в обиду. «Поле и истину!». Хорошо то, как сказано и сильно: Не давая в обиду поле и истину!
На последних страницах повести И.Филоненко вводит нас в дом Мальцева. Мы видим этого человека в нашей сегодняшней действительности и очень хороши и к месту здесь слова самого Т.С. Мальцева, объясняющие его личную скромность, его непритязательность к материальным благам. В будничной жизни своей он никогда никого не обременяя собой, не утруждал личными просьбами. Как то он сказал в беседе автору этой книги «По-моему каждому человеку необходимо самоограничение - таким образом он учится управлять своими желаниями, дабы не брали верх эгоизм и разные прихоти…»
Как апофеоз всей жизни народного академика звучат слова. «Меня выучили и воспитали книги... Книги открывали мне прекрасный, непознанный мир, а земля манила своими тайнами. Вот это ощущение тайны и стремление к познанию и побуждали меня к поиску сначала к чисто практическому: Что надо сделать, чтобы пашня родила лучше, а потом и к научному: Почему пашня плохо родит и что, кроме старания надо приложить к ней?»
Прочитана повесть "Хлебопашец". И я рад, искренне рад, что эта книга есть, что мне довелось ее прочитать, а прочувствовать еще придется не раз, ибо она не оставляет равнодушным, не умиляет, а заставляет думать и о себе, о своей собственной жизни, о своем сделанном и не сделанном в жизни. Прекрасны слова Терентия Семеновича с которыми он обращается к земледельцам страны, но обращены они. ко всем нам, а значит ко мне тоже, хоть родился и вырос я в городе и здесь прожил все свои 44 года, хоть я далек от земли, от деревни, но видно - что всколыхнулось в душе, потому видно что и мои корни из деревни, потому что и я тоже родом из земледельческого народа: Движет мною говорит Мальцев: одно страстное желание - чтобы держава наша, народ наш всегда были с хлебом. А хлеб, как известно, всему голова. Так было, так будет всегда!»
С той поры, как я написал этот очерк прошло много-много лет. Давно умер этот великий ХЛЕБОПАШЕЦ. Но уже, по-моему, позабыты во многом и его заветы. Бывал я в южноуральских местах, это рядом с Оренбуржьем. Но как грустно смотреть на брошенные заросшие чертополохом поля, разбитые и растащенные фермы, парники, машинные и скотные дворы. Словно мамай прошел по русским землями. Уже едим давно не наши продукты, чего стоят только «ножки Буша», а заморские чужие. А наши земледельцы, брошенные нынешней властью либо сгинули, либо ушли с родных мест кто куда, либо пьют горькую. Еще немного и может погибнуть земля наша, а с нею и нам всем конец. Люди очнитесь, власти откройте глаза и посмотрите, куда Вы завели и ведете страну нашу и народ наш?!