Записки из дневника...

Странница Востока
Ночь. Размышления.

"Бич жандармов, бог студентов,
 Желчь мужей, услада жён
 Пушкин - в роли монумента?
 Гостя каменного? - он, ...
 ........................
 Всех румяней и смуглее
 До сих пор на свете всём
 Всех живучей и живее!"
 М.Цветаева 1931 год.

Гений любит посредственность.
И эта посредственность губит Гения.
Нет не осознанно...

Странный этот брак Гения, которому тридцать два года и юной красавицы, легкомысленной простушки 19 лет из среднего дворянско-помещичьего круга...
"В 30 лет люди обыкновенно женятся - я поступаю как люди, и, вероятно не буду о том раскаиваться". Что обыкновенно людям, для Гения стало злым роком.

"Счастье или грусть -
Ничего не знать наизусть,
В пышной тальме катать бобровой,
Сердце Пушкина теребить в руках,
И прослыть в веках -
Длиннобровой,
Ни к кому не суровой -
Гончаровой.
Сон или смертный грех -
Быть как шёлк, как пух, как мех,
И, не слыша стиха литого,
Процветать себе без морщин на лбу.
Если грустно- кусать губу,
И потом в гробу,
Вспоминать Ланского."
М.Цветаева 1916 год

    Не понимая его трудов, да и не утруждая себя этим, Она тем не менее грелась лучами его славы. "Не мешай мне,не стращай меня, будь здорова, смотри за детьми, не кокетничай с царём... Я пишу, я в хлопотах, никого не вижу... Мой совет тебе и сёстрам - будь подале от двора: в нём толку мало..."
Но она была слепа. В физическом плане тоже - близорука. И то, и другое - стало причиной его гибели. Первое - потому что подпустила к себе Дантеса - этого легкомысленного повесу красавчика, который и на русском языке-то изъясняться не мог, но тем не менее, свои интриги и колкости направлял в самое сердце России - иначе Пушкина не назовёшь. А второе - близорукость её физическая не удержала его от дуэли...
   "...я женюсь без упоения, без ребяческого очарования. Будущность является мне не в розах, но в строгой наготе своей. Горести не удивят меня: они входили в мои домашние расчёты. Всякая радость будет мне неожиданностью.." Радости действительно было немного. К радости от книг добавились радости от детей, тех и других он безумно любил.
А вот горести... Горесть она стала большая - на всю Россию, на все времена...

"Закатилась звезда светлая, Россия потеряла Пушкина!" - (Екатерина Андреевна Карамзина из письма сыну Андрею в Париж).
"Плачь, моё бедное отечество! Не скоро ты родишь такого сына! На рождении Пушкина ты истощилась!" - писал матери из Парижа Карамзин в том же 1837 году.

Прошло почти два века но Россия так и не родила более Гения слова...
"...чёрт дёрнул меня родиться в России с душой и талантом!" - из письма Пушкина к Наталье Николаевне 18 мая 1836 года из Москвы в Петербург.

"Пуля, поразившая Пушкина, нанесла интеллектуальной России страшнейший удар... Ни одной стране не дано, чтобы в ней больше, нежели один раз, мог появиться человек с такими выдающимися и такими разнообразными способностями" - так писал польский поэт Адам Мицкевич.

"... я могу быть подданным, даже рабом, - но холопом и шутом не буду и у царя небесного" (А.С.Пушкин)
Пушкин был мистиком. Видимо у него было предчувствие чего-то неотвратимого.
"...Младой певец.
Нашёл безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре.
Потух огонь на алтаре!..."
(А.Пушкин "Евгений Онегин")

"У великих есть только дата Рождения - дата их Смерти всегда условна".
Евгений Евтушенко.

Мы познаём А.С.Пушкина с младенческих лет - с его стихотворений, сказок,  затем из школьной программы и т.д. Взрослея, мы взрослеем с Пушкиным - его произведениями, ставшими бессмертными - ибо жизнь - она бесконечна и индивидуальна в каждом из нас...