Багет обрамление времени

Анастасия Павленко
Багетное дело - один из самых творческих видов бизнеса, который сегодня только начинает развиваться в Узбекистане. И хотя обрамление предметов изобразительного искусства, зеркал и многих других предметов интерьера, что в сущности и представляет собой багет, кажется, на первый взгляд, не столь важным  делом, но от рамки, в которую помещена картина, порой, зависит ее восприятие. Почему так происходит и как правильно подойти к оформлению рисунков и фотографий мы узнали, побывав в лучшей багетной  мастерской города Ташкента.
 
Вам приходилось бывать в таких местах, где пропадает ощущение быстротечности времени? Кажется, оно совсем остановилось и даже повернулось вспять. Нет, это не музей. Здесь вы можете спокойно завести ручку старого патефона и послушать самого Вертинского, как некогда слушали его российские эмигранты во Франции в 30-е и 40-е годы, грезя об ушедших временах. А хотите –  дотроньтесь до старого чемодана, хранящего память тепла человеческих рук, касавшихся его в начале 20 века. Вам нужно что-то из вашего детства? Пожалуйста. Вымпелы канувшего в лету  Ленина, значки ГТО, грампластинки, тяжеленные утюги, пожелтевшие поздравительные открытки и прочее, прочее, прочее. «Но причем здесь багетная мастерская, о которой нам хотят рассказать?» - спросит нетерпеливый читатель. А все очень просто – багетная мастерская Рафаэля Еналиева, расположенная недалеко от станции метро «Буюк ипак йули», и есть то самое место, где ни в какую не хотят идти часы, где время, а вернее, его немые свидетели - вещи, бережно и со вкусом ограждаются от воздействия внешнего мира при помощи багета. Конечно, патефон или старинный сундук в рамку не поместишь, но их можно сделать частью великолепной дизайнерской задумки. Ведь стиль винтаж, основанный на сочетании в интерьере современных и старых, а иногда даже антикварных  предметов, сейчас на пике популярности у ведущих европейских дизайнеров.

- С чего началось ваше дело? – задаю дежурный вопрос  багетному дел мастеру Рафаэлю Эдуардовичу Еналиеву, внешний облик которого говорит о том, что этот человек, хотя и стоит твердо в XXI веке, но всей душой тянется к прошлому, где мир познан, прожит, а значит, и безопасен. Где можно отдохнуть от жизни, остановиться на минутку и вспомнить лучшее.

- Мастерской уже около 10 лет, - рассказывает Еналиев, сидя за старинным столом, на котором добрыми соседями расположились компьютер с ЖК-экраном  и телефон – свидетель Второй мировой войны. – А начиналось все с элементарного изготовления деревянных рамок, которых одно время был дефицит. Но к делу я подошел, конечно, не как рядовой плотник. Мне хотелось чего-нибудь особенного, совершенного, а так как я по специальности художник, то и запросы, и цели были соответственно художественные, тем более, что заказчики порой бывали весьма требовательными.

К слову, среди постоянных клиентов багетной мастерской художественные галереи, узбекские живописцы, коллекционеры произведений искусства и просто люди, которые хотят изящно оформить свой интерьер. Ведь оформление картин, фотографий и прочих предметов настенного интерьера – дело непростое. Нередко  даже очень хорошее живописное полотно известного художника может выглядеть безвкусно только потому, что не продумано ее оформление - то есть плохо подобран багет для рамки. В то же время, журнальные иллюстрации  способны буквально зачаровать - если человек не поленился и довел их до ума, прежде чем повесил на стену.

- В Ташкенте достаточно багетных мастерских, но они, в основном, ориентируются на массового потребителя и используют не слишком дорогой китайский пластиковый багет, - продолжает Еналиев. - Ведь есть категория людей, чувствующих себя неуютно, если у них не все как у всех. И броская картинка в яркой рамке, как у соседа, это достойный предмет их желаний. Но  есть индивидуумы, не терпящие штамповку: оригинальные личности и нуждаются в таких же оригинальных вещах.  Вот как раз они и составляют большую часть нашей клиентуры. Отмечу, что багет изготавливается у нас из натуральных пород дерева и металла. Вообще, во всем, что делаем стараемся придерживаться принципа – все из натуральных материалов. Даже инструменты, которыми мы работаем старого времени. Когда к нам приносят для оформления, к примеру, фотографии 40-х годов, то мы и рамку стараемся сделать похожей на рамку тех лет.
Основная задача багета – подчеркнуть суть, предать законченность оформляемому объекту.

Багет необходим и детскому рисунку, повешенному на стену, и фотографии, помещенной над столом или диваном, и, конечно, старинной картине. Багет для обрамляемой вещи как обертка для конфеты. Он не обязан сиять, он должен подчеркивать сияние предмета, будь то гербарий, вышивка или картина, фотография или почетная грамота, диплом или зеркало. Являясь предметом интерьера, багет по сути является приложением к какой-то вещи, а не к стене, на которую повешена эта вещь. Научиться же этому ремеслу несложно. Главное, иметь тонкий художественный вкус и умелые руки. Кстати, всего этого в избытке у Рафаэля Еналиева и его подмастерьев Ильдара Кашапова и Сергея Бачуева. Хотя, конечно, поначалу было и досадные промахи из-за незнания некоторых тонкостей багетного дела, а также непонимания волнующего очарования старых вещей.

- Занимаясь багетом, мы чувствуем не только удовольствие от работы, но и огромную ответственность, ведь то, что является результатом нашего труда, будет на глазах наших клиентов ежедневно, а стало быть качество нашей работы ежедневно будет влиять на настроение клиента, - говорит Ильдар Кашапов. - Но еще очень важно угадать желание заказчика, понять его внутренний мир.

В самом начале деятельности один иностранец  принес  в мастерскую старый, выцветший гобелен и попросил его оформить. Рафаэль со всей серьезностью подошел к делу: не только подобрал багет и паспарту (фон между рамкой и полотном), но и аккуратно, за что внутри гордился собой, зашил дырку, находящуюся прямо посередине  гобелена. Все  было сделано от души, но к удивлению мастера, заказчик, внимательно осмотрев  работу, отказался забирать ее. «Да, багет подобран со вкусом, в тон гобелена. Паспарту отличное. Но на гобелене была дырка, а теперь я ее не вижу», - печально проговорил немец. «Дырка?.. Хотите я снова ее проделаю?» - смутился Рафаэль, услышав столь неожиданную претензию. «Нет, это будет уже вашей дыркой, а мне была нужна моя». Иностранец, действительно, не забрал свой заказ, но это послужило главным уроком для багетных дел мастера: его цель достойно оформить, а не отреставрировать, - этим занимаются другие мастерские.

Хочется еще добавить, что Рафаэль – страстный коллекционер винтажных вещей. У него есть прекрасные коллекции ключей, чемоданов, наперстков, посуды из синего стекла, патефонных пластинок. Целую стену его кабинета занимают подстаканники, причем есть среди них совершенно уникальные экземпляры, нигде более в мире не встречающиеся. Была коллекция керосиновых ламп, но друг упросил его оформить ими интерьер гостиницы в Самарканде.
Кстати, сейчас буквально бум на винтажные вещи, которым эксклюзивность и патина времени придают особый шарм, одухотворенность и даже одушевленность. Оформленный ими интерьер создают иллюзию «потерянного времени», благодаря этому дом наполняется уютом и гармонией.
 
 - У вас столько старых вещей, - говорю я, рассматривая мастерскую, в которой чего только нет. – Есть мнение, что они несут энергию своих прежних владельцев. Согласны с этим?
Мастера улыбаются.

- Да, работая с людьми и их вещами, нужно соблюдать определенную осторожность,  - делится Ильдар. - Когда я прихожу утром в мастерскую,  то первым делом здороваюсь с ее невидимыми обитателями. Хотите верьте, хотите нет, но если я этого не сделаю, то вся работа у меня из рук валится. А еще, бывают такие вещи, оформляя которые, буквально опустошаешь себя внутренне, но встречаются и настоящие аккумуляторы энергии.

Составление рам - это своего рода искусство, и здесь нет никакого преувеличения. Великие художники разных эпох не только придавали огромное значение правильному выбору обрамления для своих картин - они делали эскизы элементов багета или даже сами его изготавливали. Леонардо да Винчи, к примеру, считал, что «рама создает специальный ореол вокруг картины, она не должна просто обрамлять - она должна быть с ней единым целым». И наверное, стоит прислушаться к мнению великого Леонардо и подойти к выбору рамы из багета со всей серьезностью, и тогда картина, гобелен, фотография или детский рисунок  создадут особое настроение и  внесут уют в ваш дом.