Иван да Марья. Комедия в 13 актах

Любовь Мартыненко
В чистом поле, в поле да широком
Скачут, скачут кони, кони вороные,
Ой, далеко, милая далеко!
Мать ее неволит, замуж не пускает!

Ой, жестоко, Боже, как жестоко,
Молодую парень в поле ожидает.
Мать ее не пустит, милый не увидит.
А девица скоро за другого выйдет.

Он богатый, да тупой и глупый.
Материно сердце дочке не уступит.

Ой, над морем воронье летает.
Девица горюет, горько причитает.

Мать ее неволит, замуж не пускает!
Замуж не пускает, бедностью пугает!

                Комедия. Иван да Марья.

                Акт 1-й.
Утро. Помещичий дом конца 18-го века. По углам иконы, веники.
На заднем плане окно, перед окном стоит стол, застеленный чистой накрахмаленой скатертью. На скатерти стоит ваза, в вазе цветы, на вазе тоже нарисован цветок.
Явление первое. входят приказчик Петр и помещица Вероника Пална.
Петр в высоких сапогах, грубых штанах и сером кафтане. На голове картуз. Сам он человек уже не молодой, ввалившиеся щеки, немного не брит. Однако держится бодро. Полный, пузатый.
Вероника Пална - цветущая помещица. Не отличается особой красотой, но выразительные глаза, пухлые щеки, эффектные губы. Русоволосая. Волосы замотаны в кичку.
Платье светлое, в голубую крапинку, с рюшами.
Приказчик Петр: Вероника Пална, с добрым утречком вас! Храни вас Господь! Как спалось?
Вероника Пална: Здравствуй, Петр, спалось мне сладко, но в меру! А посреди ночи кааак приснится вдруг кошмар! Батюшки, страху-то натерпелась!
Приказчик Петр: И какой же, матушка, у вас был кошмар?
Вероника Пална: Снилась мне экая безделица: шкатулочка открывается, а из нее вываливается чудо заморское, блестящий бриллиант. Открывается и он, и - выезжает диво дивное, карета, запряженная двумя парами отличнейших лошадей.
Приказчик Петр:Так в чем же кошмар, матушка?
Вероника Пална: Обожди! Тьфу-ты! Старый бездарь! В карете-то моя дочь родная сидит и в окошечко мне ручонкой-то и машет-машет! Как помахивает! Меня аж за сердце схватило! Такое привиделось! А потом появилось чудовище, открыло карету, обняло мою девицу и скрылось! [Вероника Пална выпучивает глаза, раздувает щеки, хватается за голову и, охает, кряхтит и ходит по комнате, потом вздыхает, всплескивает руками.]
Приказчик Петр: Вероника Пална!
Вероника Пална: А! Что?!
Приказчик Петр: Вероника Пална, полно-те вам! Это ж только сон!
Вероника Пална: Да все-все, бес старый, успокойся! Чует мое сердце что-то недоброе! Ой, чует! Пойду проведаю свою доченьку, как она там спит в своей горенке!
[Оба уходят.]
                Акт 2-й
Явление второе. Хлев. На скамейке сидит Марья и причесывает волосы гребнем. Смотрится в зеркало в черепаховой оправе. Марье на вид лет 18. Волосы русые, разметались по плечам, шелковой волной спадают со спины. Марья заплетает их в длинную косу. Платье облегающее: голубой ситец, расшитый бисером и блестками. В волосы слева вплетает цветок василька. Иван садится рядом и трогает прядь ее волос.
Иван шатен, брови широкие, глаза карие, нос выразительный, орлиный, чуть с горбинкой. Одет в белую косоворотку, картуз и штаны.
Иван: Красивая ты моя!
Марья: Нравлюсь я тебе? Посмотри ты! Глаз не может отвести!
[Марья прыскает смехом в лицо Ивану. Иван краснеет. Потом оба начинают хохотать.]
Иван: Пойдем, погуляем, пока не проснулась мать!
Марья: Она, наверное, уже проснулась! Мы и так с тобой почти всю ночь на берегу реки сидели, звезды считали!
Иван: Да что их считать-то? Все они, небось, уже посчитаны и записаны!
Марья: Ха-ха-ха! А кто ж их считает?
Иван: Да не знаю, слыхал я про таких людей, звездочеи называются: вот они и следят, чтоб звезды никто с небес не украл.
Марья: Шутник ты! Кому ж они нужны? Звезды-то?
Иван: Мало ли кому? Я тебе показал созвездие Малой медведицы. Мой батя раньше в царском флоте служил матросом. Так их там этой всей премудрости и обучали.
Марья: У-у-у! А что там моряки делают такого со звездами?
Иван: По ним они вычисляют на море курс, когда других ориентиров нет. Батя был отличным моряком.
Марья: А что же он сейчас не служит?
Иван: Зрения уже нет! А когда-то был даже лоцманом.
Марья: А почему ты в моряки тогда не пошел, раз батя там служил?
Иван: А я все к тебе поближе! Все рвусь рядом с тобой жить! А в море я далеко буду, и не видать будет меня!
                Акт 3-й.
Вероника Пална: Марьюшка-а-а! Где-е-е ты! Иван, не видел Марью поблизости?
[Вероника Пална заходит в хлев. Немая сцена. Иван и Марья сидят рядом на кровати в хлеву. Марья застыла с расческой в руках, а Иван отдернул руку от волос Марьи.]
Вероника Пална: Девочка моя, что ты тут делаешь?! Опозорила ты мое честное имя! Семью свою в позор ввела!
Марья: Матушка, нет! Ничего не было!
Иван: Я не виноват, Марья просто в гости ко мне зашла!
Вероника Пална: И хорошо погостили?! Чего ж она с утра тут сидит?
Иван: Время у нее свободное было, вот и забежала!
Марья: Матушка, он меня любит, мы любим друг друга. Я боялась тебя разозлить, и мы встречались тайно здесь.
Вероника Пална: Что ж ты молчала, как рыба? Не рассказывала мне? Ай, негодница, ай, бесстыдница! Пора-пора тебя замуж выдать, чтобы по хлевам не моталась да зря крестьянских парней не смущала! Я ужо точно подыщу тебе пару-то поприличнее этого холопа!
Иван: Мы любим друг друга, Вероника Пална, и даю вам слово: я не лишил вашу дочь девичьей чести!
Марья: Он любит меня, матушка! Я как была, так и осталась порядочная!
Вероника Пална: Все вранье! Али вы забыли, в чьем доме находитесь?! Если не лишил, то лишит! И ребенка в дом наш от холопа моя дочь в подоле принесет! Не бывать этому! Уходи, Иван, с глаз долой! А то сейчас полицейскому сообщу, что ты мою дочь с пути истинного совращал!
Иван: Вероника Пална! Позвольте!...
Вероника Пална: Нет! Вон! Вон, холоп! Вон!!! Уходи прочь!
Марья: Оставьте его, маменька!
Вероника Пална: Нет, не желаю видеть этого негодяя!
Иван: Хорошо, Вероника Пална, я ухожу! Прощайте!
[Уходит, взмахивая прощально рукой.]
Марья: Куда ты?! Маменька, что ты натворила!
[Закрывает лицо руками, всхлипывает.]
Вероника Пална: А чтоб ты сквозь землю провалился, бестолочь проклятая!
Ишь ты, вздумал на барскую дочку заглянуться! Кишка тонка! Не видать тебе ее, как своих ушей! Идем в дом, думу думать буду, как тебя выгодно замуж отдать. Одному знакомому своему сообщу: он много богатых женихов знает. Пускай мне что-то посоветует.
[Уходит, обхватив за плечи поникшую Марью. Появляется в хлеву Иван с мешком. Складывает в него кнут, лапти, дудочку, кусочек хлеба, забирает из угла свой кошелек с деньгами, пересчитывает их, вздыхает, завязывает кошелек и прячет в мешок. Потом закидывает мешок за плечи и выходит из хлева, тихонько насвистывая-напевая.]
                Акт 4-й.
Вероника Пална и Марья входят в дом.
Вероника Пална: Петр, ты где? Иди сюда! Придумаем чего-нибудь!
Петр: Да, Вероника Пална, я здесь! Чего изволите?
Вероника Пална: Зови сюда трактирщика Федю! Пусть приведет кого-нибудь из заезжих купцов. Скажи, что у меня невеста навыданье.
Петр: Помилуйте, Вероника Пална, что за спешка? Али мы не выбираем?
Вероника Пална: Выбираем, Петруша, только пока мы будем медлить, простой коровник нашу Машу может обмануть и из под носа у нас утянуть!
Марья(жалобно): Мама! Я не хочу замуж за первого встречного купца!
Вероника Пална: А мы посмотрим, а мы поищем тебе пару! Но одна ты больше сидеть не будешь!
Явление третье. Заходит наряженный в белоснежный кафтан и шелковые штаны трактирщик Федор. У него пышные усы, курчавые каштановые волосы, орлиный нос, тонкие черты лица. Вероника Пална начинает проявлять к нему явный интерес. Федор ловит взгляды.
Вероника Пална хватает Федора и уводит в другую комнату.
                Акт 5-й.
Вероника Пална: Федя! А ты все так же молод, как когда-то!
Федор: Вероника Пална, тише, дочь услышит! [Обнимает, тискает Веронику Палну, озирается по сторонам, подбегает к двери, прикрывает ее поплотнее.]
Итак, Вероника Пална, как поживает Пал Саныч? Что-то нет от него вестей?
Вероника Пална: Как же? Есть от него вести! В Питере девицу себе нашел, да погуливает в тайне от меня! Приедет не скоро.
Федор: Что ж он так-то с вами, Вероника Пална?! Эт несправедливо! Вы такого не заслужили!
Вероника Пална: Да полно-те вам, Федя, вам ли не знать, что мы с вами давным-давно понимаем друг друга лучше многих родных людей. Но увы, муж мой не разделяет ваших взглядов касательно меня. Я для него стара и не мила уже, надоела!
Федор: Простите меня, Вероника Пална, но вас не любить просто глупо! Вы, как цветок небесный, что спустился в наш тусклый мир, чтобы осветить нашу землю-матушку.
Вероника Пална: Полно-те вам, Федор! [хихикает] Мы с вами сегодня по другому делу будем общаться. Я с вами тайной вечерькой встречусь,м-м-м, завтрась, в девять вечера, у пономаря. Он мировой человек. Вы свободны-с?
Федор: Верно сказано, Вероника Пална, я весь к вашим услугам. Предупрежу пономаря, чтоб освободил горенку нашу завтра в девять! Ах! Вероника Пална, свет вы наш! Я весь к вашим услугам!
Вероника Пална: Я сегодня-с хочу дочку-с свою-с посватать-с?
Федор: Что за спешка-с?
Вероника Пална: Холоп Иван [делает большие глаза и надвигается на Федора, подбоченясь] чуть было не собрался у меня дочь из под носа увести!
Федор: Ой-ли! Господи, Иисусе Христе! [Федор вжимает голову в плечи, отодвигается, коленки дрожат.]
[Вероника Пална, довольная произведенным впечатлением, распрямляется во весь рост, улыбается, расправляет плечи поглаживает живот и отряхивает подол платья. В таком виде она производит впечатление горы, нависшей над трактирщиком или корабля, с которым вздумало тягаться по скорости жалкое суденышко.]
Вероника Пална: Не видали ли вы у себя подходящей пары для моей дочери-с?
Федор: Никак нет-с, сударыня! Правда, е-е-е-е-сть у меня од-д-д-и-ин купец на примете. Да только он сюда не за женитьбой приехал, а по делу!
Вероника Пална: А все приезжают однажды по делу, а уезжают женатые! Женить его надо! И поскорее! А то уведут мою дочку! Чует мое материнское сердце! Ой, уведут! Сердце-то матери не обманешь!
[Вероника Пална поглядывает на часы.]
Вероника Пална: Скоро обед, уже без четверти полудня! Быстрее зови его сюда! Чаю вместе попьем. Звать-то его как?
Федор: Егор Вольный! Человек не шибко-то богатый, но зажиточный. Потомок уральских дворян Рыжовых. Только вот задолжал он недавно крупную сумму. Но состояние его оценивается свыше полутора миллионов рублев. Весь в делах. Сегодня должно его провожать в кибитку до заставы на Питер. О й! Ох! Зову-зову! [Под строгим взглядом помещицы Федор удаляется.]
                Акт 6-й.
Явление четвертое. В гостинную заходит Егор Вольный. Немолодой, седой человек в сапогах, тулупе, отороченном мехом. Вид его озабоченный, усталый. Взглядывает на Марью. Марья сидит заплаканная, недовольная. Она смотрит на него и отворачивается, глядит в окно. Растерянная.
Входят Вероника Пална, трактирщик Федор, приказчик Петр.
Вероника Пална: Здравствуйте, гость дорогой, не хотите ли чаю?
Федор: Разрешите представить-с вам Егора Николаича Вольного, крупного землевладельца и растовщика Уральской губернии. А это Вероника Пална Сумская. Жена Пал Саныча Сумского, крупного боярина, что раньше торговал в Тамбовской губернии, а теперь успешно обустроился в Московской губернии.
Егор Вольный: Очень приятно видеть вас, Вероника Пална! Наслышан о подвигах вашего мужа! Он приятно удивляет московских бояр своей деловитостью и недюжиным умом.
Вероника Пална: А я так рада! Так рада видеть вас! [Заламывает сложенные руки, всплескивает и вздымает к верху, как будто благодарит Бога. Потом опять опускает их, успокаивается. Указывает на Марью.]
А вот моя дочь Марья, навыданье, честная девица. Такую рукодельницу и умницу век не сыскать! Красавица! Все при ней: и стройна, и красива, и умна, а волосы-то, волосы чего стоят!
Марья: Маменька, хватит! Полно-те вам!
Егор Вольный: Здравствуйте, Марьюшка!
Марья: Здравствуйте, Егор Николаич!
Егор Артемьев: Или мне показалось, или вы сегодня не в духе!
Марья: Ах, как вы наблюдательны! Да, вы правы! Маменька расстроила меня!
Егор Вольный: И чем же, сударыня, вас можно было расстроить?
Марья: Мамы часто решают за своих детей, что им нужно, а что нет! Вот мы и спорили!
Егор Вольный: И о чем же был ваш спор, Марьюшка, извольте узнать?
Марья: Да так... ни о чем... Проблема отцов и детей... Увольте меня от своих вопросов, отвечать на них не хочу!
Егор Вольный: Ой, простите меня, Марьюшка! Я не хотел вас обидеть.
[Пока они говорят, Вероника Пална, Федор и Петр тихо удаляются из комнаты, крадучись на цыпочках, каждый прижимает ко рту указательный палец и говорит: "Т-с-с-с!"]
Марья: Оставили нас! Глядите! И кого же мне теперь благодарить? Вас ли, что они меня оставили? Бога ли, что помог мне побыть одной, глупого ли приказчика, что поддакивает моей маме, Федора ли тупого?
Егор Вольный: Благодарите меня! Я ваш сегодня на целый вечер! Вы тогда облегчите свою боль, когда расскажете мне о горе своем. Я помогу вам! Но я вас не неволю! Не хотите - не говорите!
Марья: Вы так милы! И будь вы молоды, я, наверное, смогла бы даже вас полюбить! Но, увы, мое сердце принадлежит другому!
[Опускает глаза в печальной задумчивости.]
Егор Вольный: Я рад за вас! Я же одинок! И сердце мое тоже одиноко! И пусто в нем! И только ветер по ночам рычит и носится там! Да что толку! Зачем запирать хату, если там гостей-то и нет, и, наверное, никогда уже и не будет?
Марья: Перестаньте! Что вы так себя хороните! И у вас кто-то будет!
Егор Вольный: Нет и нет! Маменька ваша не знает, что я на грани банкротства и хочет на вас меня женить. Только вам от этого что будет за толк? Мне бы только пулю в лоб! И то на свете одним дураком будет поменьше!
Марья: Какая добрая у вас душа! И какая ранимая! А чаю не хотите! Да что вы стоите-то так, не раздевшись? Снимите пальто! Жарко ведь! Я тут все со своими проблемами к вам пристала! А вы располагайтесь! Места для всех хватит!
Егор Вольный: Хлопочете, Марьюшка, как настоящая хозяйка! Спасибо вам! Вы согрели мое сердце!
[Сидят, пьют чай.]
                Акт 7-ой.
Сцена затемнена. На кухне Федор и Вероника Пална пьют чай. Шепчутся.
Вероника Пална: Гляди! Дитё-то общается! Общается хорошо! Чай она сейчас в него влюбится!
Федор: Пущай общаются! Ихнее дело это, не наше!
Вероника Пална:Давай пойдем в горенку!
Федор: Да рано же! Пономарь-то еще не знает!
Вероника Пална: А мы тихо! И если что, мешком прикроюсь, никто и не увидит!
Федор:Пойдем-пойдем.
[Уходят.]
[Входят Марья и Егор Вольный. Озираются, пожимают плечами, разводят руками.]
Марья: Куда это они ушли?
Егор Вольный: Не знаю я, похоже, что у них любовь или какое другое родственное к ней чувство.
Марья: Завидно мне: она свободна, даже может гулять от мужа! А я одна, совсем одна! И сбежал мой Иван.
Егор Вольный: Не Иван ли Раздольный?
Марья: Он самый! Вы видели его?! Когда?
Егор Вольный: В трактире он сидит, чай пьет.
Марья: Пойдемте туда! Я хотела бы его увидеть и попрощаться с ним!
Егор Вольный: Зачем прощаться, Марьюшка! Вы разве замуж за него не хотите?!
Марья: Хочу! Конечно!...[смущается] замуж... вот только мама...
Егор Вольный: А что твоя мать за тебя решать должна?
Марья: Да, она все может, все делает! Я безвольна!
Егор Вольный: Нет, ты все можешь! Не знаешь, где маменька прячет твои документы?
Марья: Ой... Ты хочешь... Помочь мне сбежать? Как? Это правда?
Егор Вольный: А почему? Разве это нельзя? Разве мать может за тебя решить, нужен тебе этот человек, как муж или не нужен?
Марья: Красиво... Так красиво ты поступаешь! Вот уж хороший человек! Я сразу увидела!
Егор Вольный: Давай меньше времени терять, и больше не рассуждать, а дело делать. [Марья кивнула. Они начинают вытаскивать какие-то коробки с документами. Заглядывают в ящики стола. Тут вдруг Егор находит какое-то письмо.]
Марья: Что это за конверт у тебя?
Егор Вольный: Он запечатан. Нельзя открывать.
Марья: Нет, все же посмотри. Вдруг там что-то нужное?
Егор Вольный: А как же я разорву? Ладно... Все равно тебе сбегать. [Разрывает пакет. Внутри есть пара бумаг. Достает их, листает и вдруг меняется в лице.]
Марья: Что это? Что случилось?
Егор Вольный: Читаю, что здесь написано: "Я, Маня, сестра Пелагеи из акушерской квартиры, сообщаю вам, что ваш сын был рожден недоношенным 8-ми-месячным младенцем, позже отправлен с вашего же разрешения в сиротский дом и наречен там Егором Вольным, а так как повез его Дворник Николай Стропов, то отчество ему дали Николаевич. Никаких других данных о нахождении вашего сына не имею. И прошу впредь мне писем с угрозами не слать и со слезами на глазах не стоять перед матушкой Агафьей на коленях: о местонахождении детей мы не знаем."
Марья: Так ты... Ты мой брат?
Егор Вольный: Да, выходит, я твой брат.
Марья: [Обращает к небу глаза.] Боже, он мой брат! [Всплескивает руками. Потом идет к Егору и обнимает его. Плачет.]
Егор Вольный: Не плачь, сестричка! Недаром мы нашли друг друга именно сейчас!
Марья: Сколько же тебе лет?
Егор Вольный: 27. Но я весь постарел и поседел от горестей и невзгод. Я выгляжу гораздо старше потому, что много работал на черных мужицких работах. Мое лицо обветрилось. Я познал голод и холод. А потом случайно выиграл в карты много денег. Но не пропил их, как это делают другие мужики, а начал получать с них доход. Купил акр земли, построил домик, завел огород. И всю мелочь копил и копил, потом еще земли купил, и дальше, и дальше... А потом меня разорили другие купцы: дали в долг, а я отдать не успел. Думают теперь все мое хозяйство за бесценок скупить.
Марья: Как же ты будешь жить? Спасешь меня, а сам потом?
Егор Вольный: Застрелюсь! Умру, как настоящий мужчина!
Марья: Нет, так нельзя! Мы ведь брат и сестра! Неужели ты оставишь меня?
Егор Вольный: Зачем я тебе с такими долгами нужен, сестра?
Марья: Нужен, очень! Я уже тебя люблю! Давай найдем Ивана, может быть, он тебе поможет! Вместе как-нибудь выберемся!
Егор Вольный: Почему она не открыла это письмо? Посмотри-ка, обратный адрес: Пал Саныч Сумской? Не может быть!
Марья: Так папа знал об этом? А мать не открыла потому, что давно не открывала писем от отца! Смотри, он вложил какую-то записку! Погоди, я прочту: "Я теперь все знаю о тебе. Прошу по мне не скучать. Домой я не скоро вернусь. Как и у тебя, у меня тоже есть тайная семья. Как и у тебя, у меня тоже есть тайные дети. Тот человек, который отдал мне это письмо, заявил, что украл его у тебя из шкатулки, а ты ему не выплатила денег. И он исполнил свою угрозу: отдал его мне. Имени человека я не знаю, но поверь, мне не важно, с кем и когда ты от меня гуляла. Я лишь прошу не мешать мне жить отдельно от тебя. Расторжение наших уз меня пока что не устраивает, не волнуйся, ибо делить свое имущество я покамест не собираюсь." [Вскрикивает. Смотрит страшными глазами на Егора.] Кто-то шантажировал мою мать!
Егор Вольный: Лучше быстрее ищи свои документы: мы должны сбежать еще до рассвета.
Марья: Уже нашла. Я почти готова. Уходим!
[Хватают вещи, письма, документы, Марья забирает икону Божьей Матери со стола - и убегают.]
                Акт 8-ой.
Горница пономаря. Все чисто, прибрано. Федор и Вероника Пална целуются, сидя на скамейке. Тут слышат шаги.
Федор: Прячься скорее под диван!
[Вероника Пална спряталась под диван.]
Явление пятое. Заходит пономарь. Одет в черную одежду, с бородкой и черной шапкой.
Пономарь: Что-то подозрительно: чую жинку.
Федор: Какую жинку? У меня и жены-то нет.
Пономарь: Но запах бабы я все-таки чую.
Чего же ты со мной заранее не условился?
Федор: Да, я виноват, но ведь можешь меня простить?
Пономарь: Заплатишь за комнату  - прощу.
Федор: Разговор к тебе есть!
[Оба уходят в коридор.]
Пономарь: [шепчет наухо] Ну, как наше дельце по выкупу письма?
Федор: Провалилось!
Пономарь: Как так? Все же было почти готово!
Федор: Готово, только она не платит. Пришлось выполнить угрозу высылки письма мужу.
Пономарь: Он обещал денег дать?
Федор: Нет, не обещал и не дал. Жадный оказался.
Пономарь: Вечно ты все так. Продавай, когда человеку нужно! Ты инкогнито был?
Федор: Конечно, да.
[Пономарь уныло записал еще один долг Федору за комнату.]
[Федору страшно не хотелось платить.
Федор возвращается к Веронике Палне. А она уже одета и хочет уйти.]
Федор: Куда вы, Вероника Пална?
Вероника Пална: Домой. Я беспокоюсь о своей дочери!
Федор: Помогите мне, Вероника Пална, мне нечем платить за сегодняшнюю комнату.
Вероника Пална: Хорошо, я заплачу, но долг взыщу с тебя делом.
[Платит деньги на выходе Пономарю и выходит вместе с Федором из дома Пономаря.]
[Они идут по улицам, подходят к дому. Открывают дверь ключом. Видят полный беспорядок: валяются ящики без документов.]
Вероника Пална: Где моя дочь?
Федор: Сбежала, видимо.
Вероника Пална: С кем?
Федор: А вот это уже загадка: претендентов-то уже двое!
Вероника Пална: Брось свои идиотские остроты, Федя! Ищи мне Марью немедленно: ты мне итак уже слишком много должен!
Федор: Слушаюсь, Вероника Пална!
[Федор отправляется на поиски Марьи.]
                Акт 9-й.
Трактир. Сидит за столиком Ваня и пьет водку. Входят Марья и Егор. Марья бросается с Ивану, пытается обнять. Иван очень сильно пьян.
Марья: Иванушка, мы должны бежать сейчас вместе!
Иван: Т-с-с-с! Я никому ничего не должен! Ик! Я должен только себе! Ик! Я пойду спать! [Грохается на пол и засыпает под столом.]
[Марья чуть не плачет. Егор разводит руками.]
[Следом за Марьей и Егором в трактир входит трактирщик Федя. Марья пытается спрятаться.]
Федор: Куда? Вернись немедленно к матери!
Егор: Марья уже вполне может жить одна! Не стоит за нее такие вопросы решать!
Федор: Мне приказано ее привести к Веронике Палне. Если я ослушаюсь, с меня взыщут кучу долгов. Егор Николаич, [тон голоса трактирщика сделался уже умоляющим] ну, помогите мне, пожалуйста, ее уговорить прийти! Я ведь столько для вас хорошего сделал, в частности, вас с Марьюшкой и познакомил!
Марья: Три шкуры сдерет с меня Вероника Пална за побег! Никуда я не пойду!
Федор: Я бы на вашем месте, сударыня, маму бы лучше слушался, а не побегами бы занимался.
Марья: А если счастье любви не возможно без побега? Что ж мне всю жизнь теперь мучаться?
Егор: Давайте вы лучше спорить не будете, а решим, как нам лучше договориться, чтобы всем хорошо было!
Федор: Я предлагаю...[Иван заворочался под столом со стонами.]Молодового человека, так называемого, ЖЕНИХА, из под стола поднять, оттереть, высушить, накрохмалить и представить пред ясными очами Вероники Палны. Невестушку Марью отмыть от слез и рыданий, успокоить и тоже представить пред ясными очами Вероники Палны.
Егор: Рассуждаете здраво, Федор. А у меня еще есть одна ценная идея: я Ивана сделаю своим управляющим и поставлю ему хороший оклад. Думаю, за такого жениха Вероника Пална дочку выдаст.
Федор: [Выпучивает глаза от удивления и раскрывает рот.] А зачем все это вам? Вам-то от этого какая выгода? Чтой-то я не пойму! Управляющим назначать вот это?!!!...[Пинает ногой лежащего на полу Ивана.]
Егор: Пусть это будет мой каприз! Но я так захотел!
                Акт 10-й.
Дом Вероники Палны. Заходят Егор, Марья и Федор. [Ваня еще спит после хорошего принятия алкоголя. Ваня спит в трактире Федора.]
Вероника Пална: Что же происходит, что случилось, доченька моя?!!!
[Обнимает Марью, плачет.]
Егорушка, и ты здесь? Совсем меня уж хулиганы замордовали. Как вы ее нашли?
Егор Вольный: Она сама пришла в трактир к Ивану. Но Иван-то теперь уже не постух!
Вероника Пална: Боже упаси, доченька! Ты сама ищешь этого парня?
[Егор дал Марье знак молчать.]
Егор Вольный: Вероника Пална, я сейчас все вам объясню! Иван теперь служит у меня и обеспечен не хуже вас, поскольку жалование я ему плачу солидное. И вот, я пришел, как сват, просить руки и сердца вашей дочери для Ивана.
Вероника Пална: А где сам Иван?
Федор: Спит-с после пьянки-с!
Вероника Пална: Ну, что ж... Свадьбу сыграем, когда он проспится-с! Жалование - это уже хорошее дело, мне нравится! Пусть вам Бог помогает, Егор Николаич!
Егор Вольный: Спасибо, Вероника Пална! Вам также желаю в жизни успехов! Если вы разрешите, мы сейчас с Марьюшкой его навестить пойдем!
Вероника Пална: Да уж, пожалуйста, идите!
[Егор Вольный и Марья уходят.]
Вероника Пална: Федя! Я не смогла устроить успешно свою дочь, зато за меня успешно строили будущего зятя. С глаз долой - из сердца вон!
Федор: Что верно - то верно! Дети всегда приносят хлопоты своим родителям.
                Акт 11-й.
Утро дня свадьбы. Невеста в подвенечном платье. Рядом счастливый жених.
Тут перед толпой выходит Пономарь и кричит, указывая пальцем на Федора.
Пономарь: Он задолжал мне тысячу семьсот рублей!
Вероника Пална: Это еще за что?
Пономарь: Гоните-ка вы его в шею, вашего Федора! Это он вам писал шантажные письма. Найдите у себя письмо из Москвы на ваше имя. Вот как он обещал вас не выдать за деньги перед мужем. А сам все испортил.
Вероника Пална: Так это ты меня шантажировал и за шантаж деньги брал?
Федор: Помилуйте, Вероника Пална!
Вероника Пална: Вон, вон отсюда, от меня, да поскорее! Да чтоб глаза мои тебя не видели!
[Федор в страхе убегает.]
                Акт12-й.
[Вероника Пална бежит к себе домой и разыскивает документы. Находит порванный конверт. Егор заходит вслед за ней.]
Егор: Здравствуй, маменька!
Вероника Пална: Так ты все знал? Откуда?
Егор: Это я вскрыл конверт!
Вероника Пална: Я всю жизнь искала тебя, а ты сам меня нашел. Как же это объяснить?
Егор: Пути господни не исповедимы, мама!
Вероника Пална: Дай обниму тебя, малышь! Теперь ясно, почему ты не захотел силой женить на себе мою доченьку! Я на Федора даже заявлять теперь не буду: он мне счастье принес - тебя нашел!
Егор: Так идем те же доигрывать свадьбу, мама!
Вероника Пална: Пошли быстрей!
                Акт 13-й.
[Показывается свадьба, столы, стулья. Торжество в самом разгаре. Гости пляшут, молодые целуются.
Открывается дверь, вваливается Пал Саныч, держит за шкирку Пономаря.
Немая сцена. Все гости стоят, раскрыв рот. Смотрят то на Пал Саныча, то на Пономаря.]
Пал Саныч: Это что еще такое за животное? Приблудилось что ли? Вымагает денег за тайну о моей семье, и что, якобы, если я не заплачу, мне худо будет.
Вероника Пална: Пора бы нам вызвать городового. Надоела мне вся эта шушара! Петруня, позови сюда городового! Совсем беспорядки какие-то! Спасу от жулья нет!
Петр: Вероника Пална, сейчас все будет сделано! Сию же минуту! [Убегает.]
Явление шестое: Входит Городовой.
Городовой: Я тут мимо проходил, услышал шум. Да еще и позвали меня сюда! Я не мог отказать вам в такой милой услуге, как навести порядок на свадьбе молодых!
Вероника Пална: Уже не надо! Спасибо! Уже сами навели! [Городовой с удивлением наблюдает, как Пономарь валяется, свернувшись комочком у ног Вероники Палны, а она держит его за прядь волос на голове. Городовому стало страшно. Он собирается уходить.]
Городовой: Видимо, я вам сегодня здесь не пригожусь! Сами справите-с! Не буду вам мешать. Единственная просьба: не шумите-с! А уж праздник-то у вас просто прекрасный! Желаю вам счастья-с и личных творческих успехов-с!
[Одежда Пал Саныча: кирзовые сапоги с кистями, раскошная куртка и сумка, кафтан, картуз. Городовой же одет в черную военную форму, военные самоги с военной фуражкой.]
[Пал Саныч сыплет комплиментами в адрес молодых. Он уже начинает с интересом посматривать на жену.]
[Вечер спускался над городком под нехитрым названием Тамбов. Отшумела свадьба. Завтра обещала начаться новая жизнь. А сегодня молодые спали рядом, спьяну даже не замечая друг друга. Пал Саныч плакался о том, что его бросила молодая жена, а Вероника Пална любовно вышивала крестиком ему косоворотку.]
Пал Саныч: И она бросила меня! И забрала своих детей! А если бы я на ней женился! Она бы ободрала меня, как липку!
Вероника Пална: Оставайся здесь жить! Нагулялся уже! Или я к тебе в Москву перееду! Но порознь мы уже не будем!
[В окно смотрят четыре бабки-сплетницы. Слушают, что говорилось, чтоб потом другим все рассказать.]
Аглая: Дай-то Бог, чтобы они сошлись заново!
Пелаея: Такая крепкая любовь была!
Прасковья: Была? Значит, еще будет! А я за молоком на базар пойду!
Пелагея: Иди!

Занавес