Лола Эльтаева все делает на отлично

Анастасия Павленко
Заслуженную артистку Узбекистана Лолу Эльтаеву  называют узбекской Джулией Робертс. И хотя само сравнение Лоле не очень нравится, но оно как нельзя более точно отражает ту зрительскую любовь, которой окружена  актриса театра и кино.

 Лола Эльтаева не только красивая, талантливая женщина, виртуозно владеющая актерским мастерством. Она приятная собеседница ,и главное - в ней нет тех звездных замашек, присущих, к сожалению, некоторым отечественным и зарубежным артистам. Так что  в перерывах между репетициями спектаклей мне удалось взять интервью у актрисы.

- Лола, актрисой какого театра вы себя считаете?

- Вообще, я выпускница первой театральной студии молодежного театра «Ильхом». Но вот уже несколько лет работаю по приглашению дирекции в Национальном Академическом драматическом театре.

- Вы так  молоды, а  уже есть звание. Как правило, «заслуженного артиста» обычно удостаиваются люди постарше. Что испытали, когда узнали о присвоении вам такого почетного  звания?

- Это произошло в прошлом году. Я была в горах на съемках нового видеофильма, когда об этом объявили по радио. Все, кто был рядом, меня тут же начали поздравлять. Самое забавное, что эту новость я сама не слышала и потому даже не сообразила, с чем меня, собственно, поздравляют. Ну а когда все-таки узнала, то почувствовала и восторг, и радость, и гордость, и…сомнение – а вдруг ошибка? До сих пор не могу привыкнуть к своему статусу, к тому, что у меня теперь берут интервью,  для которого, считаю,  тоже необходимо вдохновение. Хотя когда-то сама могла стать журналистом.

- И что же помешало осуществить эту мечту?

- Школьный учитель истории, который меня сильно разочаровал. И как следствие, я перестала интересоваться самим предметом. А знание истории для будущего журналиста необходимо. Но хочу сказать, что журналистика была не мечтой, а скорее  одним из вариантов моей будущей деятельности, если бы мне категорически запретили идти в актрисы, о чем я грезила с детства.

- А разве Лола Эльтаева могла и не быть актрисой?

- Конечно. Не секрет, что у нас на востоке к этой интересной профессии относятся, мягко говоря, несерьезно. Тем более, если речь идет о профессии для девушки. Помню, когда я однажды в анкете подружки написала, что хочу быть актрисой, то мои родственники, случайно увидев запись, сильно возмущались. Естественно, после этого я перестала говорить о том, кем хочу быть. Лишь мама догадывалась, что таится внутри меня. И каждый раз, когда учила готовке, стирке, шитью и прочим домашним премудростям, говорила: «Это обязательно пригодиться  будущей актрисе».

- Откуда вы родом и кто ваши родители?

- Родилась я в Ташкенте, как и все мои близкие родственники. Отец и мать, далекие от актерской среды, простые, но от природы очень интеллигентные люди. Папа всю жизнь проработал мастером на текстильном комбинате. Мама, филолог по образованию, пожертвовала карьерой ради семьи, целиком посвятив себя мужу и воспитанию четверых детей. И именно благодаря маме, которая старалась не только накормить нас, одеть и обуть, мы все любим искусство и книги. Сколько себя помню, посещение кукольного театра, музеев, цирка входило в нашу семейную воскресную программу. А как она разучивала с нами стихи, песенки, шила для нас новогодние костюмы! Одним словом, мама в нашей семье – это душа. Папа же – это воля и характер. Мы  старались и по сей день стараемся доказать ему, чего стоим в этой жизни. В особенности я, так как являюсь старшей из детей.

- И как у старше, у вас было много обязанностей...

А как же! Образец для подражания во всем: учеба на «отлично», поведение на «примерное», никаких признаков слабохарактерности. Это было нелегко, но ради папы чего не сделаешь. Я до сих пор чувствую перед ним  вину, что не стала врачом, как он мечтал. Конечно, сейчас папа очень рад за меня и отмахивается рукой, когда я напоминаю ему об этом.

- Сразу поступили в театральный?

- Да, хотя еще бы чуть-чуть – и просто бы не успела сдать документы. Ведь перед сдачей экзаменов все желающие поступить на театральное отделение вуза сначала проходят своеобразный кастинг на профпригодность, а уже потом сдают сами экзамены. И представьте: последний день отбора, толпа юношей и девушек - не пробиться. Причем, прослышав о том, что набирается курс в молодежный театр «Ильхом», пришли и те, кто уже закончил  вуз. Но меня , девчушку с длинной косой и большими от страха глазами, заметили  и сказали, чтобы я шла без очереди. Экзамены сдала на «5».

- Кого вы считаете своими учителями театрального искусства?

- Марка Яковлевича Вайля – главного режиссера молодежного театра «Ильхом» и режиссера Валижона Умарова, с которым мы сегодня  работаем в Национальном театре.

- Первая ваша роль в театре…

- Эпизодическая в спектакле Валижона Умарова «Красная дискета». Эта была большая ответственность для первокурсницы, и  потому я сильно волновалась. Но со мной работали профессионалы, которые подбадривали меня, внушая начинающей актрисе уверенность.

- А с чего началась ваша кинокарьера?

- Тоже с небольшой роли  в картине Шарафа Башбекова «Маскарабоз».  На  эту роль сначала приглашали известную актрису. Однако она пренебрегла этим образом, посчитав ее недостойной маститой актрисы, и роль досталась мне. Роль девочки-маскарабоза была эпизодической, но очень интересной и запоминающейся. Хочу отметить, что и многие именитые мастера кино и сцены не чурались эпизодических ролей, порою даже без слов. Но именно этот образ и западал в душу зрителя.

- Какую из сыгранных ролей вы считаете самой значительной в вашей актерской карьере?

- Конечно же, образ жены Ойбека - Зарифы Саидносировой в спектакле «Жизнь автора», посвященного 100-летию этого замечательного узбекского писателя, который был поставлен в Академическом театре в прошлом году. В   пьесе я должна была играть и совсем юную девушку, и женщину в годах. Вообще, сам образ Зарифы потряс меня до глубины души: мудрая восточная женщина, во всем поддерживающая своего талантливого мужа, который в последние годы был сильно болен и не мог передвигаться самостоятельно. И для  него она стала всем: женой, другом, матерью его детей, секретарем, сиделкой. Кроме того, сама Саидносирова была известным химиком, профессором. К этой роли я серьезно и долго готовилась: ходила в  дом-музей Ойбека, общалась с их родными и близкими, прочитала все мемуары, даже примеряла  одежду Зарифы, которая, на удивление, оказалась мне  впору. Но самое удивительное произошло уже после премьеры спектакля, на которой присутствовали родственники Ойбека (их биоэнергию я все время чувствовала, и это помогало мне играть с большим вдохновением).  Его сын, взволнованный спектаклем, вышел во время поклона актеров на сцену, чтобы вручить цветы. И в тот момент, когда он поцеловал мне руку, я вдруг  ощутила себя не актрисой, а  его матерью(!), настолько глубоко ее образ вошел в меня, вытеснив мое собственное Я. От эмоций, захлестнувших меня, я заплакала.

- Как вы выходите из образа?

- Постепенно. Как и перед началом спектакля, мне не должен никто мешать. Не спеша снимается грим, а потом обязательная пешая прогулка в одиночестве. Домой прихожу уже Лолой Эльтаевой – женой и матерью.

- У вас удачный брак, двое детей. Одним словом, счастливая семья. Как удается сочетать семейные обязанности и актерскую профессию?

- Очень трудно совмещать в себе и актрису, и домохозяйку. Но,  как и все женщины, я сама готовлю, стираю, убираю квартиру. Стараюсь все успевать, поэтому рано встаю, поздно ложусь, ведь часто по ночам мне еще приходиться читать сценарии. А в прекрасный для женщины период - декретный отпуск – когда я не могла участвовать в спектаклях, чтобы не потерять актерскую форму, занималась дублированием фильмов. В это время во многом помогала мне мама.

- Кто ваш супруг?

- Мой муж Бахритдин Базаров – художник-дизайнер. И, наверное, благодаря его тонкой творческой натуре я до сих пор в искусстве. Он  всегда понимает меня и во всем поддерживает. Когда предлагают роли в кино, то сначала сценарий  читает муж и дает разрешение на съемки. Но если бы он был против моей актерской деятельности, то я наверняка послушалась бы его. Ведь, в первую очередь, я - мусульманка, для которой семья и муж  превыше всего.
               

Спектакли и фильмы с участием Лолы Эльтаевой:
«Любовь султана» (автор Х. Расул), «Золушка» (по Е. Шварцу), «Сохибкирон Темур», «Мехробдан чаён» (по А. Кодирий), «Коварство и любовь» (по Шиллеру), «Дух Вселенной» (А. Орипов), «Чимилдик» (Э.Хушвактов), «Сад желания» , «Жизнь автора» и др.
Снялась в следующих фильмах:
«Маскарабоз», «Память», «Ночная красавица», «Зумрад и Киммат», «Путешествие», «Цена счастья», «Минувшие дни» (на фестивале узбекского кино в Бухаре в 1998 году за образ Зайнаб номинирована на лучшую женскую роль), «Страна незаходящего солнца», «Приезжий жених», «Родник», «Девичий пастух» (на фестивале среднеазиатских фильмов во Франции в 2006 году фильм получил Гран-при) и других.