Вселенная. Свет, исходящий из тьмы...

Евгений Сарана
автор картины: Евгений Сарана

В этом летящем неизвестно куда Мире, движущемся в каком-то неосознанном хаосе с заметным ускорением, хотелось бы остановиться, оглянуться и переосмыслить пройденное Человечеством. Дать ответ на вопрос, какая роль искусства в развитии цивилизации. Переосмыслить, через призму Ингнэизма, историю и развитие изобразительного искусства, его влияние на формирование человека и его ценностей…

Первые люди на камнях, стенах своих пещер, выцарапывали линии, квадраты, круги и т.д., с их помощью пытались, в абстрактной форме, отобразить окружающий Мир, себя. Начало и сам творческий процесс поиска и создания, заложен в человеке самой сущностью Вселенной.

Таким образом, начало и сам творческий процесс поиска и создания – Идея создания Идеи – и есть Абстракция. Абстракция, как направление в изобразительном искусстве (искусстве) стоит в начале всех последующих направлений и присутствует в них.  И дети начинают рисовать квадратами, кубиками, кругами, с их помощью, они пытаются отобразить свое понимание и восприятие окружающей среды. Академический рисунок начинают создавать из общих форм квадрата, овала и т.д., сопоставляя и сравнивая, строится форма. За Абстракцией появляется Примитивизм, как переход от абстрактных рисунков пещерных людей (и детей), к попытке передать мир более правдоподобно. Вследствие чего, появляется Академическая школа со своими законами и научными подходами, которая передает изображение «как живое», но жизненный Валер – мерцание света, приносит в  изобразительное искусство Импрессионизм.

Абстракционизм, Примитивизм, Академическая школа, Импрессионизм – это четыре ручья, направления, образовавших великую реку искусства. После них уже не было направлений, а возникали стили, повторения, которые выдавались за новые направления, бизнес - проекты, политические перекручивания.

Объявленный новым Абстрактным направлением Кубизм, был  простым повторением Абстрактных рисунков пещерных людей и детских рисунков.

Как бизнес - проект, Пикассо создал множество работ, в которых не было поиска идеи, и невозможно определить насколько автор приблизился к раскрытию идеи. Произведения абстрактного искусства подменялись работами, созданными для продажи, которые Пикассо штамповал сотнями. Зритель, заказчик, как и любой человек располагающий абстрактным мышлением видели в подобных работах свою идею, и таким образом, это принималось за искусство.

Защитники кубизма говорят, что Пикассо разрушал и известные произведения, разделяя их на кубы, треугольники и т.д., но здесь нет ничего нового, разрушители были и до Пикассо. Кроме того, хотелось бы напомнить, что разрушение это не созидание и к искусству это не относится, а относится скорее, к ошибочной идеологии коммунистической партии, членом которой он был. Удивительно и закономерно, время свело двух разрушителей Пикассо и гитлеровского офицера, который, взглянув на «Гернику», работу Пикассо, спросил у мастера: «Это Вы сделали?». На что он ответил: «Нет! Это сделали Вы, я только отобразил сделанное Вами». Вселенная свела и ужаснулась, пытаясь разобраться, кто Автор, кто Мастер, кто Исполнитель? И состоялся ли Гений…

В 1916 году, выставив свой «Черный квадрат», Малевич поторопился объявить, что с написанием «Черного квадрата» мировая живопись остановила свое развитие. Изучая историю создания «Черного квадрата» и всего супрематизма, находишь высказывание Малевича, где он говорит, что и сам не знает, что сотворил. Находясь в хаосе, не только различных псевдо течений, а и в хаосе политической жизни, не зная сущности Вселенной, он зашел в тупик. Толкователи творчества Малевича, не зная философии и сущности Вселенной,  поторопились объявить «Черный квадрат» феноменом и тайной искусства ХХ века. А торговцы назначили фантастические цены за неосознанную мистику. К сожалению, есть еще силы, которые поддерживают псевдо идею, по различным соображениям. Но искусство и жизнь – единое целое, дополняющее друг друга. Не умерла Мировая живопись, не остановилась Жизнь. Вселенная – это не конец Мировой живописи и жизни. Вселенная – это вечная, творящая сущность. Вселенная и человек – это единый, сложно функционирующий организм. Вселенная, обладая абстрактной сущностью, породила движение материи, начало создания нашего Мира.  Свет, исходящий из тьмы.

Сущность Вселенной и сама жизнь привела к созданию  нового направления в изобразительном искусстве – Ингнэизм, идея которого призывает осознать, что Человек и Вселенная – единый сложно функционирующий организм, обладающий творческой сущностью. Что наступила необходимость шагнуть из своей колыбели, планеты Земля, в бесконечные просторы Миров, создаваемых Вселенной, чтобы овладеть  вселенским сознанием, через призму которого, посмотрев на нашу цивилизацию, осознать кто мы? Куда движемся? Понять свое назначение во Вселенной. ЧелоВек… Пересмотреть страшные призывы и великие ошибки – «Победить солнце…», «…с написанием «Черного квадрата» Малевичем, остановилось развитие мировой живописи…», «…повернуть реки вспять…», «…завоевать космос…». Это только несколько страшных ошибок, ведущих нашу цивилизацию и все человечество к гибели.

Человечество мчится… Уже нет на прилавках  натуральных продуктов. Вера в Бога умерла! Появился новый Бог – Деньги. Человечество, которое, на протяжении всего времени своего существования, боролось за свободу, само загнало себя в рабство и с ускорением шагает к своей гибели. Искусство, задушенное и подмененное  кичем, суперкичем и антиискусством. В мировых музеях 70% представленных работ, которые не исследуются и на которые рецензии пишутся из «потолка» или за деньги. На продажу выставляются и продаются работы пропиаренные и далекие от искусства.

Сегодня посредственный художник,  одев (нарисовав) одного из президентов в царские одежды уже заявляет о своей «Мировой знаменитости». Откровенная порнография, рисунок с пакетов или с рекламных листов, наносится на холст и подается как современная живопись НЮ. Или на фоне скопированных пейзажей старых мастеров, перерисовывается с фотокопий девица и этому «бутерброду» подбирают название, скажем «Рождение Вселенной»… А художника представляют, как всемирно известного.

В разговоре, один молодой художник утверждал, что уже много лет копирует, изучает натюрморты голландских мастеров, чтобы стать великим художником. Он так и не понял, что как бы он не научился с фотографической точностью передать натуру, он не состоится как художник – это удел копиистов, в лучшем случае, мастеров. Художник – это творческий поиск новых идей, средств и техник исполнения. Можно с уверенностью сказать, что 70% работ, которые представляют как произведения – это повторения под а-ля Пикассо, Шишкин, Репин и т.д. Если покупатель далек от понимания и восприятия искусства, но имеет легко заработанные деньги, то любой кич, а особенно суперкич, пропиаренный, будет ему продан.

Мне попалось высказывание одного филолога: «…но ведь художник ничего никому не должен!» Ошибаетесь, мой дорогой филолог (преподаватель, учитель). Художник, как и любой человек, должен звездам, под которыми родился, своим родителям, ответственен перед своими детьми и всеми теми, кто дал ему образование.

Художник обязан, своим искусством, не только создавать красивое, но и реагировать на ту опасность, которая может погубить человечество.  Умирающие дети от ненатуральных продуктов, от голода, от войн. Экология. Болезни. Погибающая планета, наш общий дом Земля . Разве не долг художника своим искусством бороться с этим?

Свобода творчества… Я против, когда мне церковь навязывает свои догмы, заявляя, что я грешен и должен всю жизнь бить челом в землю. История помнит сожженных инквизицией. Я против диктатуры и идеологии партии с ее атеизмом, заковавших в цепь Мысль, загнавшую миллионы людей в трудовые лагеря. Убийство миллионов людей нельзя прощать никому и никогда! Я уверен, что Вселенная - живая, творящая сущность, создала человека-художника как творческую сущность, которая своим творчеством помогает Вселенной в ее великой идеи сотворения Миров. Каждый человек – это маленькая Вселенная и мы все ответственны друг за друга, за наш дом, планету Земля, где мы живем, за развитие и сохранение нашей цивилизации, всего рода человеческого.

Рано или поздно, человечество будет вынуждено покинуть свою колыбель – планету Земля и шагнуть в космос. Сущность Вселенной и Ингнэизма – это творчество, направленное на очеловечивание космоса – ради продления рода человеческого. Наука уже сделала первые шаги. А художники, искусство, которые должны быть всегда впереди, оказалось в хаосе кичизма и повтора. Ингнэизм – это направление, призывающее художников к творческому процессу, смелее браться за познание Вселенной средствами изобразительного искусства. Мысль материальна – бесспорно, поскольку это продукт деятельности человека. Мысль – это самое ценное, что дала Вселенная человеку. Со скоростью мысли – не сравним ни один космический аппарат. Ингнэизм – не просто философский термин, это научное направление, слияние искусства и науки, где изобразительное искусство, выступает в роли генератора идей. Это новый взгляд на человека, его историю, религию, искусство. Это не бессознательное, а творческое осмысление  жизни, ее сущности.

Космос – это новые просторы для человечества, и в первую очередь, для художников. Это новые, фантастические цветосочетания, новые перспективы, сюжеты, темы и т.д. Академической школе придется изучать и создавать новые научные законы, построение рисунка, живописи, ведь в космосе они отличаются от земных. По законам Вселенной форма меняется, вечная только Вселенная и Ингнэизм, поскольку он – это сущность Вселенной.

Новое, неизведанное – всегда труднодоступно, требует расширения сознания и под силу только настоящему Художнику.