Любопытство Бога

Михаил Путник
«…В любой момент времени, в любой точке пространства, для любой группы людей, любого события и любого наблюдателя – наиболее вероятна та реакция на событие, которая наименее желательна…». Сие – незыблемый Закон нашего бытия, заложенный в него Творцом.
Для чего Создателю могли понадобиться столь экзотические эксперименты над чадами своими, мы можем только догадываться, но железобетонность и мастодонтальность самого Закона сомнений не вызывает. Не то, чтобы вовсе не было возражений по поводу наличия таковых законодательных инициатив Всевышнего, просто споры, как правило, сходят на нет при чёткой конкретизации понятия «наиболее вероятна». Высокие договаривающиеся (или матерящиеся – как когда) Стороны при наличии у них маломальского здравого смысла оказываются единодушными в убеждении о бесполезности спора в условиях отсутствия достаточного объёма статистических данных по указанной проблематике. А поскольку серьёзных академических трудов на столь экзотическую тему, по понятным причинам, мягко скажем, не много, то и доказательной базы, как таковой, не существует в принципе. Есть мнения, ощущения, представления – не более того. И тем не менее: железобетонность и мастодонтальность самого Закона сомнений не вызывает. Объём всяческих перепевок – от юмористических до саркастических – превышает необходимый порог значимости первоначального утверждения.
Так что же мы – чада «нелюбимые»? Зачем же нас так жестоко, как говорится, «мордой об стол»?. И – самое главное – а за что, собственно говоря?
Вот это самое грустное. Вот такие вопросы. Исключительность, единичность, незыблемость важности собственного существования – неистребимы как саранча, живучи как споры бактерий и подобны птице Феникс в своей способности восставать из пепла. И речь даже не о глупости трактовки фразы «по образу и подобию своему», сие – мелочь неадекватности восприятия. Антропоморфность, «человекообразность» представлений о Божестве столь глубоко и многообразно проникла в самую тонкую ткань рассудочно-интуитивной деятельности человеков, что даже серьёзные исследователи позволяют себе серьёзнейшим образом обсуждать совершенно несообразные утверждения. Бесконечность самого Божества и бесконечность процесса Творения самым пошлейшим образом ставится под сомнение в целом сонме философических концепций и околорелигиозных умозрительных построений.
Отказать Богу в многовариантности Творения – что может быть глупее для божьих чад? Остановить - в своем самомнении - процесс деяний Божественной Сущности, закольцевать - в своем эгоцентризме - Внимание Бога на мизерной пылинке Мироздания, ничтожнейшей частичке Многообразия – это каким же колоссальным запасом неистребимой Глупости надо обладать, чтобы даже не усомниться в полнейшем идиотизме подобного деяния? Уму непостижимо, сколь глубоко в нас въелась эта чистейшей воды ересь, сколь вычурными наукообразными мозговывертами обосновали мы столь постыднейший для человеческого разума постулат. Уму непостижимо.
И тем не менее. Вопрос «а за что, собственно говоря?» - настолько популярен в среде человеков именно потому, что существует сей вопрос не сам по себе, а как продолжение известного утверждения «Бог есть Любовь». Ежели Господь нас любит, то почему мы так страдаем, почему в мире так много Зла, а Добро всегда сопряжено с жертвами, потерями и невзгодами? Почему?
Неужели это именно потому, что мы выдумали себе собственного антропоморфного Бога и, взывая к Его милости и благорасположению, что называется, «в упор не видим» очевидности собственных заблуждений? Вопрос – из области «грустных». К сожалению. «Человекообразность» представлений о Божестве, уже давно проникшая в святая святых человеческого разума – в подсознание – приводит именно к столь нелепейшим вопросам. К огромному сожалению.
А дело-то, как раз, в том, что желание навязать себя в собеседники Богу – и есть единственная причина и всех наших заблуждений, и всех наших бед. Единственная причина. Зато какая! Ни войны, ни мировые эпидемии, ни природные катаклизмы – ни вечность всех и всяческих бед, с неотвратимостью Божьего Суда уродующих изначально заложенную в нас, по нашему глубокому убеждению, «искру Божью» - не могут поколебать нашей уверенности в том, что мы на правильном пути. Надо – всего лишь – ещё раз напрячься, покаяться и очиститься пред Его святым Взором, затянуть на пределе всех мыслимых душевных сил «…это есть наш последний и решительный…», искренне, истово и самозабвенно вопросить о милости Его. И будет нам счастье.
И каждый раз, по-новой, каждое поколение – на те же самые грабли, день за днём, год за годом. В своём стремлении донести до Всевышнего наши беды и чаяния мы оглохли и ослепли к знамениям этого самого Всевышнего, мы перестали замечать очевиднейшие постулаты, впаянные в ткань нашей реальности очевиднейшими ответами на все наши вопросы. Их много, этих ответов. Помимо того, с которого начался разговор, можно привести ещё много иных, самого разнообразного масштаба и назначения: «…чего бы, у кого бы и сколько бы мы не брали – отдавать придётся больше…», «…всё, что мы желаем «превыше всего»будет у нас отнято с неизбежность восхода Солнца…», и прочая, прочая, прочая. Трудоголики, горбом своим возводящие финансовый фундамент благополучия ближних себе и реализации собственного представления о Свободе – вкушающие в результате кошмар одиночества в толпе, творческие натуры, сжигающие себя на потребу драгоценнейшей публики – вкушающие в результате нищету и забвение, матери, жертвующие душу и сердце на алтарь воспитания любимого чада – вкушающие в результате мучительнейшее зрелище героиновой ломки, все мы – заблудшие дети Господа нашего, имя которому – Любовь.
Как это ни парадоксально, но ближе всего к восприятию Любви (именно так – с большой буквы) оказывается философия Зоны: «не верь, не бойся, не проси». Ближе всего именно потому, что Зона признаёт – помимо выдуманных нами Божьих Законов – существование основополагающих Законов Бытия, определяющих основные правила поведения человеков, чад Божьих. Мы же попросту перепутали Божий Дар с яичницей, подменили результат процесса самим процессом. Ибо Заповеди, доступные нам в результате откровения пророков – не законы жизни, а всего лишь планируемый результат этой самой жизни, при чём результат – не очевидный, а вероятностный по природе своей. Вот это и есть – Любопытство Бога.
Что сие означает с точки зрения Творца – проверка некой концепции развития социума, урок, дающий в последствии гарантию отсутствия незрелых решений, наказание за какие-либо предшествующие прегрешения – вопрос из той же оперы, из категории «грустных» вопросов. Антропоморфность представлений о Божестве подобна эпидемии неведомой болезни с почти мгновенным летальным исходом, ибо – по мановению некой волшебной палочки – начисто лишает человека разума. Ежели признать за Божеством возможность наличия неких вопросов, которые есть тайна для Божества, то это уже – не Божество в полным смысле сего слова. Ежели исключить таковую возможность, то Божественный – не всемогущ, ибо именно этого и не может. Софизм чистой воды. А почему? Да потому, что Бог – вне человеческой, антропоморфной логики. Любые наши представления о Нём – всего лишь тень Истины. Всего лишь – тень.
С этой точки зрения и монотеизм, то бишь религиозное представление о Едином Боге, и языческое многобожие, и политеизм, то бишь философское учение, отождествляющее Бога и Мир – всего лишь тени Истины. И чему подобны чада Божьи, с пеной у рта - а зачастую и с оружием в руках – отстаивающие незыблемость и богоданность лишь своего варианта Божественной Тени? И кто сказал, что монотеизм – это шаг вперёд по отношению к язычеству? А если «вперёд» - это куда, в сторону какого ориентира? Там, впереди – Что? Мы путаем и всегда путали наши приземлённые, антропоморфные потребности с реальностью Божественных откровений, данных нам в ощущениях. То, что монотеистическая религия – как основа для крепкой государственности – много лучше, выгоднее, перспективнее, чем языческий пантеон разномастных божков, сие – не очевидно только умалишённому. А кто спорил? То, что из всех возможных Теней пять наиболее «цивилизованных» признаны «основными» большинством человечества, как раз и объединяющем приверженцев этих самых «основных» Теней – факт очевидный, и сомнений не вызывающий. Только Бог-то здесь при чём?
Мы – Зеркало, неисчислимые легионы крохотных осколков одной, единой и всеохватывающей голографической, многомерной, многоуровневой картины Мироздания. Осколки, созданные «по образу и подобию Своему». Созданные для отражения в нас всего того многообразия, которое и реализует в полной мере Таинство Творения. Искра Божия одной, отдельно взятой души – узловая точка продолжающегося процесса Творения, именно продолжающегося, набирающего обороты, не останавливающегося ни на мгновение. В каждом из нас – частица Бога, и так же, как мельчайший осколок большой голографической картины несет в себе информацию о всем изображении в целом, так же и каждая душа – несет в себе некий слепок Божественной сущности.
Если оставить в стороне высокий стиль возвышенных эпитетов и метафор, то – более прозаически – функции одной, отдельно взятой души, можно выразить сухим языком аналитических констатаций следующим образом:
• создание «квантов» Творения – мельчайших частиц побудительных мотивов, помыслов и деяний, из которых родится не только новое знание, но и новые законы, управляющие самим процессом Творения;
• накопление информации о процессе и ее систематизация, причем информации – любой, как «позитивной», так и «негативной» - с точки зрения ограниченной рамками Земной Купели человеческой логики;
• формирование тестовых площадок анализа понятий «удовольствие», «удовлетворение», «смысл».
Вот это и есть – Любопытство Бога. Не «посмотреть, что получится у этих идиотов, брошенных в ад с Заповедями достижения рая», а «раствориться в бесчисленном числе своих созданий и увидеть их глазами многообразие и красоту того, что есть Развивающееся Мироздание». Вполне достойная очередная тень Истины. Полнота и завершённость системы восприятия бытия в таком аспекте – совершенно не важна. Создание некой новой религии, либо возрождение некоего бытовавшего ранее религиозного культа без насущной практической необходимости развития социума – чистейшей воды идиотизм. Суть не в особенностях восприятия Божества и не в канонах Культа. Гораздо важнее иное: остаётся ли в подобной трактовке Божественного справедливым тезис «…наиболее вероятна та реакция на событие, которая наименее желательна…»?
На первый взгляд совершенно невозможно соединить в одном подходе к сущности Бога и монотеизм и политеизм и многобожие. Но только на первый взгляд. Ибо требуется не отказ от привычных религиозных догм, выполняющих вполне насущные практические задачи стабилизации социума, а всего лишь признание законности и целесообразности существования множества теней Истины. Пусть какая-либо одна – в силу этнических, политических и прочих причин – будет, что называется, «ближе к телу». Не наказуемо. Главное, чтобы иные Тени не признавались бы безусловно ложными «от начала и до конца».
И в чём же суть данной конкретной Тени? Господь-Создатель, Бог-Творец – един, неделим и всемогущ. Это – с одной стороны. С другой - Господь-Создатель, Бог-Творец раздроблен, распылён в мириадах сущностей, стихиалий и пантеонов. При этом и Шива, и Будда, и Христос, и Аллах – образы Бога, доступные восприятию различных групп человеков в силу этнических, политических и прочих причин. Все, что происходит в этом мире, это – всего лишь проявление элементов Замысла Абсолюта, а вовсе не Изъяны этого самого Замысла. Зло реальности – не вопреки Богу, это и есть – воля Господа. И Зло и Добро, и то, что мы в силах понять и объяснить, и то, что вызывает либо категорическое неприятие, либо непонимание, граничащее с отчаянием, либо желание уйти от Света в объятия Тьмы – все это проявление, в том или ином виде – Промысла Господня. Наш удел – все, что угодно, за исключением одного – за исключением осуждения и неприятия. В такой трактовке Божественного Вечные Истины, Заповеди – не имеют никакого отношения к урегулированию взаимоотношения человеков, они – всего лишь Правила общения Личности и Бога: не как ведомого и Ведущего, а как безусловно микроскопически малозначимого элемента и Принципа, обусловившего само существование неисчислимого многообразия подобных элементов, целого веера Миров, Пространств и Вселенных. Принципа, имя которому - Любовь.
И до тех пор, пока в душе останется место понятию Попущения человеческого, выходящего за рамки Воли Господа, попущения, за которое – нам держать ответ перед соплеменниками и единоверцами, и которое – в нашем понимании – реализует дарованную нам свободу воли, до тех пор – закон «наибольшей вероятности наименее желательного исхода» будет висеть над нами дамокловым мечом. Мы – чада Божьи - никоим образом не можем влиять на результаты Божественного Эксперимента, ибо цели данного Эксперимента – весьма далеки от статистического анализа наших реакций в ходе этого самого Эксперимента. Мы воспринимаем в качестве тяжких испытаний и горьких наказаний всего лишь процесс выбраковки осколков Бесконечного Зеркала, потерявших в данном варианте реализации необходимые эксплуатационные характеристики и требующих замены внешних форм при сохранении информационной матрицы внутренних параметров. Все наши чаяния, надежды, свершения, представления о прекрасном, все тёмные стороны нашей души – мы принесём Богу. Тех же из нас, кто, образно выражаясь, снизил производительность труда в процессе СоТворения Бесконечного Мироздания – легко заменить, добавив в копилку Бесконечной Любви собранные в процессе Служения оттенки личностного восприятия Любви. Если же «целый рой» осколков, к примеру – планета Земля – снизит эффективность СоТворчества до некоего критического уровня эффективности – система контроля качества СоТворчества устранит данный рой целиком. Ибо мы – не одни в Мироздании, мы всего лишь пылинка Многообразия, всего лишь Вариант Реализации. Вот это и есть – Любопытство Бога.
Возникает очередной вопрос из серии «грустных»: и как же тогда – в рамках столь «техногенной» трактовки - понимать суть утверждения «Бог есть Любовь»? А ответ, на самом деле – очевиден до тривиальности. Достаточно представить себе мать, поставленную перед проблемой: кого из дитятей умертвить, дабы восстановить мир и спокойствие в доме. Нет грехов непрощаемых, Господь приемлет всякого, кто уверовал. Есть грехи смертные, приводящие к необходимости «выбраковки». Ибо процесс СоТворчества предполагает оценку не только эффективности этого самого СоТворчества, но и трудозатрат, связанных с обеспечением «ремонтопригодности» конкретного элемента Системы. «Возиться с паршивой овцой» в нашей реальности предполагается столь долго, сколь долго польза от неё в процессе СоТворчества превышает ущерб для остального стада. Тонкость тут в том, что ни критериев оценки пользы, ни критериев оценки ущерба – мы не знаем. И примеров «озарений», иллюстрированных восклицаниями вроде «…так вот для чего мне были даны все эти испытания, Господи!...» - море. Океан примеров. В таковых условиях единственная Любовь (именно так, с большой буквы), которую человек себе может позволить «превыше всего» - есть Любовь к Богу. Ежели превыше оной ничего нет, чаять опалы и наказания – занятие глупейшее. Ежели есть – не взыщи, милок: и «…наиболее вероятна…», и «…отнято будет с неизбежностью…» и прочая, прочая, прочая.
А философия Зоны («не верь, не бойся, не проси») ближе всего к сути восприятия Божественного в рамках данной тени Истины ещё и потому, что трактовка данного восприятия весьма близка и по форме. Вот она, собранная из, казалось бы, совершенно далёких друг от друга областей человеческого знания.
1. В жизни существует всего три базовых цели:
• выживание;
• общение;
• удовольствие.
И каждый должен достигать этих целей сам, без посторонней помощи. Все прочие цели являются либо суперпозицией (разновесным сочетанием) указанных трёх, либо их прямым следствием.
2. В жизни существует всего три базовых пути:
• путь действия;
• путь накопления знаний;
• путь религиозного созерцания.
Все прочие маршруты являются либо суперпозицией (разновесным сочетанием) указанных трёх, либо их прямым следствием.
3. В жизни существует всего три базовых греха:
• сожаление о минувшем;
• неприятие настоящего;
• страх перед грядущим.
Все прочие прегрешения являются либо суперпозицией (разновесным сочетанием) указанных трёх, либо их прямым следствием.
Из этих девяти элементов складывается не только вполне стройная система восприятия действительности в рамках концепции очередной тени Истины, но и вполне стройная система реализации указанной концепции.
Следуя указанной системе возможно формирование определённой модели поведения, не только не противоречащей ни одной из существующих религиозных конфесcий, но и позволяющей превратить недружелюбные Законы бытия из Принципов Космической Подлости в Указующий Перст Всевышнего, помогающий найти дорогу именно к тому пониманию Божественной Любви, которое не противоречит изначальной потребности Внечеловеческой сущности Бытия реализовать собственное понимание Красоты, Гармонии и Справедливости.
Вот это и есть Любопытство Бога