Спортивная Фемида

Михаил Ноздрин
Разницы нет между правдой и ложью, если и ту и другую раздеть...
В.С. Высоцкий

Дело близилось к окончанию стрелкового сезона, которое как правило, сопровождалось подведением итогов.
Итоги для каждого могли быть разными - то, что для одних успех, для других неудача. Но одно было общим - оценка себя в начале года и по его окончании определяла степень его развития и роста. Оставляя в стороне субъективность и объективность оценки, можно обратиться к фактам, представшим перед нами в "голом" виде на последних соревнованиях.

Перед соревнованиями, между тренерами произошел разговор, который распределил обязанности по работе: судейство, функции секретаря - все что касалось организации соревновательного процесса. Соревнования проходили в два этапа - первый день плюс второй день, т.е. в полном соответствии с программой Спартакиады для молодежи. Мне досталась роль секретаря соревнований, которую я намеренно-добровольно совместил с судейством на площадках круглого стенда. Подготовив и повесив на видном месте у входа таблицу результатов, я удалился для проведения судейства стрельбы и созерцания стрельбы и судейства коллег. Эта миссия была взята мною на себя с тех пор, как анализ домашних выступлений спортсменов нашей области выявил противоречия между результатами, которые они показывали на выезде и результатами домашних выступлений. Дело было в следующем: ни на одних соревнованиях текущего года на выезде, эти спортсмены не смогли сколько нибудь приблизиться к результатам, которые показали дома. Это касалось учеников тандема тренеров Волкова и Холодного. Сам я, так же тренируя спортсменов, следовал принципу объективного отражения результатов, прежде всего исходя из понимания спорта как составной части физической культуры, средстве и методе физического воспитания, основанном на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека[1] (пусть кто-то скажет, что я "свалился с луны", но это так).
Дни выдались теплыми и стрелки и тренеры ожидали хороших результатов. Однако, как оказалось, не все расчитывали только на везение и спортивную подготовку. Ну, обо всем по порядку...
Первый день не был отмечен ничем особенным - обычный беспокойный день: получение оружия, патронов, построение и торжественное открытие соревнований. Стрелки дожидались своей очереди, кто-то переживал, кто-то чуть не опаздывал на серию (в стендовой стрельбе, серией называют цикл стрельбы по мишеням в количестве 25 штук) - вобщем был обычный соревновательный день.
Как уже было описано выше, я выполнял свой план действий: внимательно следил, чтобы каждая разбитая и оставшаяся целой мишень легла в протокол именно так как оно произошло на самом деле. Этот план для первого дня был мною реализован, и по окончании послднего выстрела я удалился для заполнения таблицы результатов. Сделав это я, как и все судьи-тренеры, отправился отдыхать, а стрелки - видеть сны о завтрашней своей победе.
Второй день порадовал такой же погодой как и первый. День начался с обычной суеты с получением боеприпасов и ружей.
По правилам соревнований, сегодня стреляли первыми те, кто вчера заканчивал - это соблюдалось для уравнивания всех стрелков в соревновательной ситуации.
Первыми вышли стрелять девушки, их серию я наблюдал с поста бокового судьи на табло. Вначале произошла заминка при определении результата второго выстрела в дуплете у одной из четырех стреляющих девчат. Я видел как от мишени отделился осколок, прежде чем она скрылась за будкой (для меня такое исчезновение мишени означало - бита). Старший судья поднял руку, сказав, что мишень бита за пределами площадки. Но на то и есть боковые судьи - они контролируют границу, которая отмечена шестом, совпадающим по положению с передним срезом стены будки для метательной машинки. Вторым боковым судьей был уже названный ранее Волков. Он громко крикнул - "промах". Я настаивал - бита, мотивируя свое мнение невозможностью видеть битую мишень за пределами площадки. "Мишень бита" - старший судья согласился, стрельба продолжилась.
Когда закончили стрелять девочки, на площадку стали выходить спортсмены второй серии - я взялся за пульт и намеревался судить старшим судьей площадки.
В этой серии стреляли двое спортсменов, которым, как считалось уже полагалось выполнить очередной шаг в спортивной карьере: одному, по фамилии Юрьев - норму первого разряда, другому с фамилией Сергеев - звание "Кандидат в мастера спорта".
Как полагается, проверив присутствие стрелков, обьявив начало стрельбы, я принялся вершить спортивное правосудие - поднимал руку, громко провозглашая "промах" при наличии такового и оставаясь в молчании при его отсутствии. Было видна хорошая готовность этих двух стрелков к результату. При том, что та техника, которой они пользовались, получая ее основы от тренеров, никогда этой техникой не владевшими, была вообще, чужда отечественной школе стрельбы, культивируясь только за границей, на сегодня результат был хорошим. Сергеев попал 23 из 25, а Юрьев 18. Огласив результаты, подписав протокол, попутно выясняя, как судья на протоколе не заметил у Юрьева промаха на 1-м номере. Спросив об этом у самого Юрьева, получив его подтверждение, громко резюмировал -"18". Ошибки неизбежны - ведь работают люди; ошибки закономерны - когда работают "свои" люди. Оба боковых судьи были "своими" людьми.
Вторую на сегодня серию стреляли на другой площадке, так же начиная с женской серии, и по порядку этого дня...
Вот снова подошла очередь стрельбы одних из главных действующих лиц моего рассказа. Эту серию я наблюдал со стороны, ведя неторопливый но напряженный разговор с одним из обретенных в начале сезона учеников - его в начале этого года чуть-было не попросили покинуть стрельбу навсегда.
Третий номер был для Юрьева не совсем удачный - улетел "голый" дуплет. Однако, на табло это не отразилось: фишки обозначающие эти мишени были передвинуты как попадания. Удивляться не приходилось, ведь на табло судил, в качестве бокового судьи, Холодный. Я прервал на время текущий разговор, подошел к Холодному и голосом, с неприветливыми тембрами спросил: - Что происходит?
- Так ведь старший судья молчит..., сказал Холодный. Старший судья, фамилия которого, судя по ценности последующего вклада, не имела значения, на самом деле не молчал - он разговаривал по телефону, внезапно зазвонившему во время серии. Я подошел к старшему и задал тот же вопрос: - Что происходит?. Вернувшись к разговору со спортсменом, я видел как фишки были перевернуты Холодным на обозначавшие "промах" и стрельба продолжилась своим размеренным ритмом.
У Сергеева на шестом номере улетела целой угонная, пятая в текущей серии, на что старший поднял руку с обычным произнесением "промах", судья на табло перевернул фишку на соответствующую красную, будучи ближе к непораженной мишени. Однако, Сергеев поднял руку и заявил несогласие с результатом. Его поддержал и Волков, стоящий рядом с судьей на протоколе - девушкой из стрелков, которая тоже поставила промах в документ. Я естественно, громко произнес "промах", глядя прямо на Волкова.
Оставшиеся седьмой и восьмой номера стрелки отстреляли без каких либо выдающихся особенностей. Подошло время подведения итогов: судья без сверки результатов с табло, на котором красовался результат 20 в строке Сергеева, исправил промах на шестом номере на значек пораженной мишени и общий результат 20 на 21. Наблюдая это, я попросил его исправить сделанное, на что он ответил: - Исправил уже... Я дал понять ему, что надо исправить исправленное. В ответ - тишина. Дальше - больше! Подойдя к месту где была вывешена итоговая таблица результатов, я обнаружил те же 21 битые мишени уже внесенными в таблицу. Молча пройдя в тренерскую, вырезав из белой бумаги квадратик по размеру ячейки таблицы, вклеил его на место ложного результата и вывел 20 (я помнил, что меня назначили секретарем). Через пять минут там опять был результат 21: у людей творивших дела на площадке была соратница в нашем импровизированном секретариате - жена Холодного. Я снова вернул все на свои места. Она стала возмущаться, ссылая на результаты в протоколе. Я её попросил повнимательнее  взглянуть на протокол - показал грубые исправления. Она ответила: - Как Холодный скажет, так и напишем в таблицу.
Таблица так и осталась не тронутой - 87 из 100, в общей сумме.
- Все-таки в Холодном есть стержень, пронеслась мысль в моей голове.
"...с результатом 88 из 100 победил стрелок Сергеев!" доносилось с улицы, где торжественно награждали призеров.
Мальчикам надо вырастать из своих штанишек. Большим и малым.

[1] Электронный учебник по основам физической культуры в вузе. http://cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set/tema6/p5_1.htm

Совпадения с реальными персонажами и явлениями (кроме, конечно, определения спорта :-)) условны, так как фамилии изменены или вообще не названы.