Эпатаж обнажённости

Камелия Санрин
Эпатаж начинается с необходимости привлечь к себе внимание. Это обычная потребность творческого человека. В своём истоке эпатажность не несёт ничего дурного, это детское стремление выделиться: "А смотри, как я могу!" - и встать, по возможности, на голову. А может, просто скатиться лихо по перилам.

Говоря об эпатажности у Хармса, мне всегда хочется сравнить именно с этим  детским желанием привлечь внимание. Стихи Хармса - настолько обезаруживающе по-детски добрые и наивные, что трудно поверить в способность автора играть в детскость. Мне кажется, это и есть в нём настоящее - детская уверенность, что "все и так знают" о том, какой он добрый и хороший. И просто не смогут кривить душой, лгать вопреки очевидности. Однако, смогли...

Кто как эпатирует... Вылезать из шкурки, выпрыгивать из себя, чтобы показать: "А я вон чё могу!" - можно по-разному. Выше головы можно прыгнуть с шестом, а глубже своей души не копнёшь.

Вот, допустим, смело требуют на входе в "Лепрозорий" (есть такой творческий ресурс) фотографию "с сиськами". Можно эпатировать и фотографиями собственных писек. Творческий народ поражается и восхищается своей раскованностью. Небывалая свобода самовыражения. Те, кто отказались - ретрограды, унылые моралисты, недостойные восхищения и даже, порой, уважения. Юный век, как малое дитя, радуется себе. Вспоминается недавний Двадцатый век, та же страсть, тот же запал. И тишина в зале после прочтения Маяковским письма Лилечке.  Эпатаж..?

Обнажение тела - безусловный эпатаж, но тут - обнажение души. Когда срываешь с себя одежду, вызывая восхищённые или возмущённые вздохи и возгласы - ты всегда можешь сказать: "Да это не я! Я могу побрить волосы на теле и на голове, я могу потолстеть или похудеть, загореть или побледнеть, состариться или сделать серию косметических операций - вы не узнаете меня настоящего! Это только тело."

Обнажение души опасно. Вздохи восхищения и возмущения, похвалы, оскорбления - всё может смертельно ранить обнажённость. А вам ещё жить да жить. Карьера, квартира, семья, положение в обществе - которое никогда уже не сочтёт вас нормальным, не признает обычным, не примет равным, - а всегда будет бороться с вами, выталкивать как чужеродное. При всей любви к вам многих отдельных граждан, для общества в целом такой эпатаж опасен. Ибо взрывчат. Ибо дестабилизирует.

Обнажая душу, стремясь к особого рода вниманию, эпатируя с блаженством или безумием, вынося к людям своё сердце - подумайте. Сможете ли выдержать. Может, лучше показать им письку?