Дед из Эльдорадо

Мария Антоновна Смирнова
        Сидел дед на автобусной остановке, читал газету, надвинув на нос очки. Рядом на скамейке стояла кошелка, из нее выглядывали две банки - одна закатанная, с огурцами, другая обвязанная бумажкой - с вареньем. Подошел незнакомый грибник, видимо, горожанин, присел, спросил без особого любопытства - так, чтобы от скуки разговор завязать:
      — Что читаем, отец?
      - Да вот... "Знаменку" дал сосед почитать.
      — И о чем пишут?
      - Есть кое-что... - ответил старик не сразу, внимательно посмотрел на горожанина поверх очков, и хитрая усмешка скользнула в прищуренных глазах. - Вот статеечка, например. Пишут, что в местах наших всякие ценные ископаемые обнаружили. Сенсация, пишут. Только какая же это сенсация?..
      - А разве нет? - заинтересовался грибник. - Кто ж об этом знал?
      - Это у вас, в городе, не знали, - еще хитрее усмехнулся дед. - Мы-то давно знали, что у нас и есть это самое Эльдорадо. Да что было об этом болтать? Набегут всякие... А так — захотела, скажем, девка обновку справить. Берет тазик - и к Жупелке, речке нашей. Зачерпнет со дна песочку, промоет, глядишь - песчинки золотые, а то и самородочек. Поедет в город, продаст мужикам, которые зубы делают, - вот тебе и обнова.
      Горожанин слушал потрясенно, еле просипел:
      - А эти... алмазы?
      - Стекляшки-то эти? Да их по оврагам сколько хочешь! Поднимешь малый камешек, потрешь - он и засверкает. Старухи наши их сверлить наловчились, так у нас у каждой бабы алмазные бусы в сундуках.
      - И сейчас находят? — выдохнул горожанин.
      - А как же! Вот в запрошлом лете Кузьмич самородок нашел - все себе зубы золотые  вставил. Но пожадничал: челюсть такая тяжелая - отваливается, вот как у тебя сейчас. Этим же золотом за работу заплатил, да еще бабке на норковую шубу хватило. Красивая шуба, до пят. Она в ней зимой по воду ходит... Только вот мыть золото некому: молодежь по городам разбежалась, а у нас здоровье уже не то в воде плескаться...
      Подъехал автобус. Грибник двинулся было к дверям, но оглянулся:
      - А ты, отец? Ведь вроде в город, собрался?
      - Да раздумал  я, - ответил  дед, аккуратно  сворачивая  газету  и засовывая ее  в кошелку. Сквозь стекло было видно, как  грибник рассказывает что-то пассажирам, возбужденно жестикулируя и тыча пальцем в сторону деда. Автобус гудел, как растревоженный улей. Дед посмотрел ему вслед и неторопливо зашагал в сторону деревни.
      Бабка, развешивающая наволочки у избы, удивленно подняла брови:
      - Что, автобуса не было?
      - Я тут одну штуку придумал - думаю, сыновья сами вскорости прикатят. И сыновья, и невестки с внуками - все прибудут, так что готовься, мать. Водки, думаю, прикупить надо, а то бражка не поспеет. Слухи в городе распространяются со скоростью звука - к вечеру все про наш Эльдорадо знать будут!
      - Какая такая Эльдорада? — изумилась старуха. — Что это ты придумал, старый? И с чего это сыновья приедут, у нас почитай, лет пять как никого не было.
      - А сейчас приедут, - и старик лукаво подмигнул. - Хватит, им в городе задарма работать, пусть покопаются на свежем воздухе... Как там груздочки, просолились? Кабанчика жаль - маловат. Но придется - гостей много будет!