Стиль

Татьяна Кожухова
                Авторитарный... Какое там!  В чём – не сомневаюсь? Только в том, что для совершенства нужно шлифовать мелочи – это и зубрёж, и знания, и отработка навыков... Авторитарный педагог искренен, он знает психологические, физиологические качества своих питомцев. Его уважают за компетентность, уверенность, заинтересованность и ответственность за своих учеников. Но отдавать распоряжения? Тотально контролировать? Нет, не смогу. Уважаю мнение каждого. Нет, когда надо, могу и командирские нотки...Это в исключительных случаях, когда дело будет касаться важного. А что же важное? Дисциплина – да! Иначе – порядка нет, говорить - не о чем. Но не всегда, не для всех случаев!  Обстановка творчества всегда непосредственна, естественна, без давления! Я не сомневаюсь, что хочу максимального раскрытия творческих способностей питомцев!
                Значит, всё же манипулятивная педагогика? Обхитривать, проникая в душу неискушённых деток? А чем это плохо? Манипулятивная педагогика – это конструктивный способ организации учебно-воспитательного процесса. Это у Г. Б. Корнетова сказано. Кроме того, педагог-манипулятор должен обладать высоким профессиональным мастерством, развитой интуицией, способностью проникать вовнутрь духовного мира ребёнка, улавливать его индивидуальные цели и всегда действовать в ситуации опережения, программируя ситуации,  в которых дети действуют как бы «сами по себе». Неплохо у М. Монтессори. Дай Бог каждому!  И всё же, что-то не то! У Монтессори – гениально! У другого может не получиться. И... как это будет выглядеть, когда произойдёт осознание того, что питомцы лишь средство, используемое манипулятором? Вот здесь может возникнуть отвращение к ранее обожаемому человеку, совершенно несравнимое  с отчуждением, переживаемым взрослеющей личностью к авторитарному педагогу.
              А cтиль свободного воспитания, так называемая педагогика поддержки. Кажется, что это то, что надо! Но может – это иллюзия? Получится ли не управлять ребёнком и его развитием, а как бы следовать за воспитанником, создавать условия для самореализации? Но атмосфера педагогики поддержки предполагает не только взаимную симпатию учителя и ученика, а самый высокий градус – любовь питомца к мудрому наставнику! Потому что только в таком состоянии ребёнок может раскрыться, поведать о своих проблемах... Здесь всё имеет значение: согласие ребёнка на помощь и поддержку, вера в личные силы и потенциальные возможности личности и ориентация на способность ребёнка самостоятельно преодолевать  препятствия, реализация принципа «Не навреди» и рефлексивно – аналитический подход к процессу и результату. Это высший пилотаж... Но кому это по силам? Тонкая грань между идеалом и реальностью... И оказаться легко в руках той же манипулятивной педагогики... только более тонкой и изощрённой!
Нет, и этот стиль нельзя абсолютизировать. Пожалуй, всё иметь место может, если органично, если – к месту.
Но как это видеть? Или чувствовать?