Мой Харьков ч. 2

Юлия Лещинская
Все ожидания оправдываются, и вот уже маршрутка, будто тыквенная карета, везет меня в Сказку.

Сумская здесь уже совсем не такая – справа вдоль дороги, обрамленные деревьями, ползут змейкой трамвайные рельсы. Дальше – забор и заводские здания. А слева, прямо за тротуаром, – лес! Точнее, в девятнадцатом веке это был, конечно, лес, а сейчас – так, всего лишь лесочек. Частичка парка Горького. Зато как он радует своей тишиной и покоем среди шума города!..

Следующая остановка – Детская железная дорога. Начиная отсюда, лесочек постепенно становится лесом. Он тянется вдоль Сумской и Белгородского шоссе до самой Окружной, и дальше, за город, прерываемый только поворотом на Павлово Поле и Алексеевку.
Какой он все-таки великолепный, этот лес! Глаза радуются, видя наполненные солнцем золотистые листья, трепещущие на легком ветру. Смотришь – и не веришь, что это все наяву, здесь, в городе…

Снова светофор. Как здорово, что он здесь есть. Несколько лишних секунд на то, чтобы полюбоваться чисто убранным тротуаром, склоняющимися кленовыми ветками, воротами с забавным мраморным паровозиком и аллеей, ведущей вниз, прямиком в лес.

Там, на желтом ковре стоит бело-розовое здание, почему-то всегда напоминавшее мне конфету. Это – железнодорожный вокзал в миниатюре. Прямо за ним на узеньких рельсах стоит самый настоящий поезд! В нем четыре вагончика с удобными деревянными лавочками и очень большие широкие окна, в которые заглядывает лес. Пути не очень-то длинные – всего четыре километра, но зато проложены просто в лесу, среди дубов, кленов, берез и высоких сосен.

Возле вокзала прогуливаются мамочки с маленькими детьми. Да… как давно я в последний раз каталась на этом маленьком поезде, окруженная шелестом леса и детскими улыбками, такими же, как моя…

Зато я иногда хожу пешком по шпалам. В этом даже больше своей прелести, ведь можно дышать чудесным, пропитанным свежим осенним запахом воздухом, хрустеть листьями, наступая на них, а главное – затягивать прогулку надолго!.. Паровозик едет до конечной остановки чуть меньше часа, а мне так нравится гулять здесь по несколько часов, пока солнце греет и отливает золотом на листьях…

Ой, что-то я задумалась. Мы уже давно проехали и светофор, и поворот на Сокольниках, и Подстанцию. Здесь дорога идет по-прежнему прямо, а на этих остановках почти никто не встает и не садится.

Зато на Лесопарке мы останавливаемся надолго. Здесь находится большой автовокзал №4 – один из главных в городе, а чуть дальше, в лесу (кажется, этот район называется Померки), ; важный больничный комплекс. К тому же, рядом с вокзалом уже много лет стоит кафе «Дубки» ; по мнению гурманов, здесь готовят самые вкусные чебуреки. А пару лет назад к «Дубкам» добавился «Шервуд» ; дорогой фешенебельный ресторан, фасад которого ярко выделяется на фоне леса.

Все. Сидеть в душной маршрутке больше нет сил. Выскакиваю в уже закрывающуюся дверь и иду – нет, почти лечу – в сторону леса, будто из долгого заточения на свободу.
Вот наконец-то две огромные колонны! Вот широкая асфальтированная аллея… Ой, сколько же вас здесь!

Видимо, не одна я чувствую, какой великолепный сегодня день. По Лесопарку бегают детишки, за которыми зорко следят бабушки и дедушки. Молодые мамы с колясочками медленно прохаживаются по дорожкам и аллейкам. Влюбленные пары держатся за руки под сенью вековых дубов…

Как же я рада вам, люди! Я не нарушу ваше спокойствие, так же, как и вы не тронете меня. Может быть, направляясь сюда, я и думала о том, что побуду, наконец, хоть недолго отдельно от вас, одна, наедине с городом… но какое же все-таки счастье, что вы здесь! Значит, в погоне за чем-то неведомым, но очень, как вам кажется, нужным, вы не утратили способность просто радоваться хорошей погоде, свежести, солнцу!.. Вы еще помните, что кроме душных офисов, кабинетов, заполоненных компьютерами, дышащего бензином транспорта существует Природа… что настоящая Красота – здесь, среди света, сияния, чистоты, детского смеха… так и хочется закричать:

«Мой нежный город, вечный, как сказанье!
Тебе – наш труд, и молодость, и смех!
Я чувствую всегда твое дыханье…
Ты мой, ты наш, и ты открыт для всех!»

Но нет, я не буду кричать. Обещала же, что не нарушу этой идиллии… Я пойду вглубь леса, туда, где не смогу вам помешать… буду бродить среди узеньких тропинок, шурша листьями. Найду одинокий нежно-синий цветочек цикория среди серой засохшей травы… коснусь рукой покрасневших листьев лианы, обвившей почти все деревья…
 
Забуду усталость, сброшу с плеч груз проблем. Буду пить солнце и воздух, ощущая их вкус… Не нужно ни выходных, ни каникул. За час вернусь на несколько лет назад, когда я была еще совсем ребенком и не знала, как это – обессилеть от усталости. Стану лучше, чище, новее…

Ну вот, я снова не заметила, как вышла из Лесопарка. Что ж, некуда деваться. Пойду домой. Там меня дожидается масса дел…

Как же я люблю такие маленькие паузы-intermezzo… и как ненавижу, когда они заканчиваются! Отсюда до моего дома – рукой подать, а кажется, будто это совершенно другой мир… ну ничего. Еще есть немного времени подумать и поглазеть по сторонам.
Мало кто из моих друзей, живущих в других районах города, знают, где это – поселок Жуковского. Многие думают, что это вообще за городом. Кстати, они недалеки от правды. До границы Харькова отсюда совсем недалеко, а километрах в 35-ти – Россия… Но все же, это не деревня, а полноправный район города.

Раньше он вообще был секретным, попасть сюда было не так-то просто. Шутка ли – авиационный институт, институт радиоэлектроники, два серьезных завода, аэродром… Именно здесь была святая святых советской, а позже украинской авиации и космонавтики. Но все это было давно…

Вместо аэродрома – большой пустырь, условно называемый полем. За ним – все тот же лес, Косогоры…

Там, ближе к полю – более новые, высотные дома. Там «свечка» ; 16-этажка, самое высокое здание на поселке. Там молодая церковь, звон которой так нежно разливается по земле. А за ней – Даниловка, большой частный сектор, и кладбище, и пустыри, и огни Салтовки вдалеке, и горизонт, и заоблачная даль…

А здесь, ближе, ; кучкой столпились крохотные пятиэтажные «хрущевки», среди которых ютится и моя…

Уже заходя в подъезд, последний раз оглядываюсь назад.

Харьков! Мой чудесный, мой многоликий город! Даже если жизнь когда-нибудь заставит меня покинуть эти улицы, клянусь, не забуду их никогда.

И Зеркальная Струя, и памятники, и фонтаны! И старые дома, и новостройки! И Лесопарк, и Гидропарк, и зоопарк, и все другие парки! Галереи, музеи, театры! И даже метро, троллейбусы и маршрутки! Знайте: вы живете в моей душе, вы – частичка меня. И что бы ни случилось, этого не изменить. Вы всегда будете звучать для меня так чисто, протяжно, звонко, как и последний аккорд любимой песни:

«Город мой
Родной!..»