Мезуза со стёртой буквой

Дина Абилова
Я открыла глаза. Приложив ладонь ко лбу, почувствовала тепло и сразу же, как в детстве испуганно одёрнула руку. На моей левой руке так и не стёрся с годами шрам от указательного до большого пальца. Мама рассказывала как-то, что когда мне было чуть больше годика, я потянула за шнур включенный утюг, и он упал на мою руку. Я начала кричать  и пока прибежали в комнату взрослые, утюг так и лежал на моей руке.  По совету какой-то родственницы, обожжённую часть кожи смазали сырым яйцом, но я  всё равно плакала несколько часов подряд, пока мне не вкололи снотворное. С тех пор всё даже просто тёплое: бока кастрюли, батареи, нагретый капот машины – вызывают во мне страх.
- Какой сегодня день?  - спросила я себя.
- Пятница,- подсказала память. Уже несколько дней я живу, заблудившись во времени.
- Время, ты великий  глухонемой мудрец. Молчанием своим ты говоришь на своём языке больше чем все вместе взятые  священные писания мира, - думала я,  рассматривая  циферблат  будильника восседающего  на тумбочке.
Мне снился ночью яркий странный сон. Проснувшись,  я вспомнила  это неосязаемое многоцветное полотно раскрашенное подсознанием.
В этом сне я видела  молящегося  еврея. Он сидел, завернувшись в белое покрывало, рисунок которого показался мне знакомым. Я была уверена, что видела где-то флаг с такими же синими полосами. Мужчина  не видел, что я подсматриваю за ним. Он неторопливо прикреплял к голове тефиллин,  две маленькие кожаные коробочки с ремнями, которые тянулись до локтей.
Вдруг за спиной я услышала шаги. Обернувшись, я увидела маленького мальчика с длинными волосами. Он что-то сказал мне шёпотом, но я не расслышала. Только я хотела попросить его повторить сказанное, он убежал. Я поторопилась за ним и почему-то оказалась  в большой комнате. У окна,  ко мне спиной стояла пожилая женщина. Приблизившись к ней, я увидела, что она украшает свитки Торы розами. Рядом, на столе стоял пирог. Я попросила у неё разрешения попробовать. Она улыбнулась и  отрезала мне
кусочек. Пирог оказался со вкусом мёда.
Я вышла из дома.  Во дворе встретила того самого мужчину, которого я видела молящимся в доме.
- А что Вы делаете? – спросила я, застав мужчину за непонятным мне занятием. Мужчина не ответил.  Я смотрела,  как он свернул  трубочкой свиток, а потом  вложил его в узкий деревянный футляр, который собирался  прикреплять  к дверному косяку.

Я проснулась от телефонного звонка, звук которого доносился издалека. Утром я оставила трубку на полочке шкафа, когда провожала участкового врача. Я соскочила с кровати и направилась в коридор.
- Алло!
- Привет! – услышала я голос Эстер. Мы познакомились с ней три года назад на свадьбе у друзей в Астане, куда она приезжала из Израиля. С тех пор мы очень подружились.
- Привет,- произнесла я еле слышно.
- Ты, почему на письма не отвечаешь? Я пишу тебе, пишу…
- У меня температура.
- До сих пор болеешь? – удивилась Эстер.
- Так получилось,- виновато оправдалась я.
- Мне это не нравится,- возмущённо сказала Эстер
- Мне тоже,- сказала я и улыбнулась.
- Что с тобой?
- Не знаю…
- Скажи мне имя своей мамы,- попросила Эстер
- Рахия. А почему ты спрашиваешь?
-  Подожди минутку. Я  сейчас же закажу молитву,- ответила  Эстер. И я услышала, как она нажимает кнопки мобильного телефона.
- Эсти, к кому ты звонишь? – спросила я испуганно, но в этот момент Эстер уже начала с кем-то разговор. 
- Шалом, ребе! Пожалуйста, помолитесь за здоровье одной девушки,- торопясь, проговорила Эстер.
- Дина бат Рахия,- произнесла она медленно и после этого наступила минутная пауза.
- Нет. Не еврейка, - еле слышно прозвучал  голос Эстер. Я поняла, что она отошла с мобильным телефоном. Мне ничего не оставалось, как ждать.
- Я уже здесь,- послышался её голос в трубке через пару минут.
- Не поняла. Я дочь своей матери – так переводится? – интересовалась я.
- Да, именно Дина, происшедшая от Рахии. Бат-это женская часть, а  мужская - бен. У евреев все идет по матери,- объяснила Эстер. Я перекручивала в себе её ответ. С детства я привыкла, что у меня спрашивают имя отца. На востоке по фамилии можно узнать имя деда или отца. Имени матери не придают особого значения.
- Теперь тебе  точно будет легче, за тебя  помолятся,- ласково произнесла Эстер.
- Раввин не хотел молиться за меня, да? – осторожно спросила я.
- Обычно  просят о молитве  о евреях по матери,- объяснила подруга.
- Что он сказал?
- Рафуа шлема
- Что это значит?
- Скорейшего выздоровления на иврите,- пояснила Эстер. Я вспомнила свой сон и рассказала его Эстер. Она слушала меня и смеялась.
- Мы вчера только поменяли мезузу*, на новую. Странно,  что это приснилось тебе.
- А почему поменяли? – поинтересовалась  я.
- На старой стёрлась одна буква,- ответила Эстер  и попрощалась, обещав позвонить  на днях.
Я прилегла на кровать и начала «читать» в себе мысли. Я вспомнила, что когда мне было шестнадцать лет, я очень сильно простудилась и не вставала  с постели больше двух недель. Таблетки, уколы не помогали. И тогда отец привёз в дом знакомую старушку. Я помню, как лежала  на кровати, а надо мной склонилось морщинистое лицо христианки в белом платке. Она  рисовала в воздухе крест и читала молитвы над моим обессиленным телом. Я помню, что чувствовала  тогда внутри себя тёплую волну.
 Вспоминая заботливый голос Эстер я снова испытала это состояние. На моём лице появилась улыбка.
Я родилась мусульманкой, но имею ли я право называть себя  ею? Я, не читаю молитв, и прохожу  мимо мечети так же легко как мимо ресторанов, без платка на голове. А ведь будучи ещё ребенком, я  прикладывала руки ладошками к лицу  над жареными лепёшками по пятницам, повторяя за бабушкой слова молитвы на арабском языке. Теперь повзрослев лишь иногда привычно срывается из уст моих «Бисмилла рахман рахим» - когда я просыпаюсь среди ночи от страшного сна…
Иногда по ночам, я не сплю,  записывая свои мысли на белые листы. И если бы хоть изредка время бессонницы было потрачено на ночную молитву «Кийам аль-лейль», мне согласно священной книге было бы  уготовано местечко в рае и шкура быка полная золота. Но я не верю в  возможность бронировать пребывание в Райских садах .
Я спрашиваю себя: Почему ты не живёшь как мусульманка, родившись ею? Затем следует ответ в виде вопроса:  Не пришло ещё время? И тут же снова возмущается вопросом  моё почти всегда немое «Я»: Зачем так много существует Богов? Дети всевышнего делят себя на мусульман, христиан, иудеев… Слава Богу, что хоть деревья молчат за окном. Растут себе и растут, а  не кричат: Я -  тополь, я - чёрная ольха, я – сосна…
Я поднялась с кровати и подошла к окну. Коса моя туго заплетённая ещё на рассвете – ослабла, напоминая халу. У нас уже почти  ночь, а в Иерусалиме только день. Эстер,  наверное, сейчас обмакивает зелень в  соленой воде, которая  у евреев  знаменует собой  слезы, пролитые во время бесчисленных пленений и мытарств или готовит рубленую  селедку с яблоками и  кардамоном. А может быть  стряпает шарики из теста,  чтобы пожарить их потом в меду, и при этом  возмущается:
-   Мука какая-то странная. Плохо замешивается. И у мёда цвет не тот. Всё у меня не как у людей!
Я то знаю, что Эстер  говорит всё это, чтобы не сглазили её приготовления. Скоро, когда
останется сорок минут до заката она  зажжёт свечи, и скажет благословение на них. Потом  нарядит детишек в красивые одежды. Её муж прочитает благословение – над бокалом виноградного вина,  и  над золотистой халой.  В её доме никто не будет работать, ибо не дозволено  даже отрывание ниток и делание петель. За столом будут петь песни, и в  воздухе будет царить атмосфера  грядущего мира, наполненная покоем…
Я позавидовала Эстер. В суете своих будней я могу месяцами мечтать о таком священном отдыхе. Я давно мечтаю хотя бы на один день отключить телефоны, бросить запланированные дела и посидеть за чашкой чая в кругу родных людей. Вместо этого общение с семьёй ограничивается телефонным звонком и на выходные планируются бытовые дела: закупка продуктов, домашняя уборка, стирка…
- А кто тебе собственно мешает отдыхать раз в неделю? – родился во мне вопрос.
- Никто. Ну…А когда я ещё сделаю свои домашние дела как не в выходные?  А если гости придут?  Или вдруг попросят помочь друзья что-нибудь сделать,-  оправдывалась я сама перед собой…

Пролетела неделя.

Я сидела у окна в любимом кресле и читала книгу,  которую купила ещё два месяца назад, но не находила раньше времени на чтение.  Вдруг послышался звонок мобильного телефона.
- Вроде отключила все телефоны,- недоумевала я. Оказалось, что я отключила лишь городской номер.
- Привет! – услышала я голос сокурсницы Аялы.
- Привет,- скучно ответила я.
- Ты дома?
- Да.
- Можно я к тебе приеду?
- Зачем?
- Помоги мне сделать перерасчёт за прошлый квартал. Я сама боюсь, - жалобным голосом произнесла Аяла.
- Завтра,- строго ответила я.
- Завтра мы с мужем уезжаем на пикник за город,- заявила Аяла. Внутри меня прозвучала нотка обиды. Значит, свой отдых она уважает, а мой нет?
- Я сегодня не могу,- попыталась сказать я как можно мягче, сдерживая своё желание высказаться.
- Почему? – нервозно  спросила Аяла.
- У меня Шабат,-  ответила я негромко.   
- Шутишь?
- Нет.
- Ты же не еврейка,- удивилась Аяла. 
- Ну и что? Может я в душе еврейка? – пошутила я
- Смешная. Короче я выезжаю, жди меня,- через смех проговорила Аяла.
- Я сказала -  Нет! Завтра приходи, а сегодня я - отдыхаю,- произнесла я, чётко выговаривая каждое слово. 
- Я не могу завтра! – возмущённо выкрикнула Аяла.
- А я не могу сегодня,- в том же тоне добавила я.
- Ты что серьёзно отказываешь мне потому, что решила отдохнуть? – не веря моим словам, спросила сокурсница. Я и сама удивлялась тому, что умею говорить – Нет. Наверное, это был первый отказ за последнее время. Отказ во имя согласия с собой.
- Да!
- Ты точно еврейка! Пока! – с обидой в голосе произнесла Аяла. Я отключила мобильный телефон. Налила в бокал из серебра красное вино и села за стол, накрытый бардовой бархатной скатертью. Утром я  достала  из шкафа  скатерть и бокалы,  которые хранила для особенного случая. Этот «особенный случай» не наступал уже несколько лет. Прошлым вечером, возвращаясь уставшая  домой, я приняла решение  изменить свои привычные субботы. Эта суббота оказалась первой за последние несколько лет когда я позволила себе ничего не делать. Нет, я  не читала благословения над вином, ибо я их не знаю.  Я пользовалась  электрическим чайником. Не запрещала себе писать стихи потому, как творчество всегда было для меня любимым занятием, на которое всегда приходилось выкраивать время после рабочего дня. Так, в покое и гармонии с собой пролетел день.
Я  вознаградила себя спокойствием. Читала, писала, пела, смотрела подолгу на небо. Я размышляла  о том, что дал мне вчерашний день и что я могу сделать ради для наступающего. Наступила полночь. Моя Авдала, церемония прощания с субботой была  проста:  Я включила музыку, зажгла свечи и сказала  независимому  от суеты уходящему дню:
- До свидания!
  Комната моя освещалась лунным светом, который словно развёрнутый рулон серой материи начинался с подоконника и, споткнувшись  на открытой дверце шкафа, заканчивался на полу возле ковра.
Я подумала об Эстер. Перед глазами пробежали эпизоды сна, поведавшие мне о мезузе, которая несколько лет охраняла жилище подруги пока не осыпались чернила на одной из букв. С благодарностью в душе вспоминала, как она просила помолиться  раввина за нееврейку. Я  улыбнулась. Евреи, не евреи... Все мы, сыны и дочери происшедшие  от матерей своих…


Мезуза*-   пергаменный свиток в металлическом или деревянном футляре, прикрепленный к дверному косяку в домах верующих.