О взглядах на существование Бога

Андрей Лесняк
Сегодня меня мать спросила, существует ли Бог. Я ответил «Для меня – существует». Кто-то может счесть, что я сказал неправильно, но так ли это?  Бог – это идея. Идею нельзя пощупать, ее можно только создать и в нее верить.  Декарт сказал: «Я мыслю - следовательно, существую».  Поэтому Бог существует только в сознании людей.  Людей - не гусей, не сусликов и не медведей. Бог не существует вне мира людей, ибо никто, кроме людей, в него не верит.  Верить или не верить – это  дело личного выбора.  Если человек не признает  высшие силы  или какую бы то ни было нематериальную субстанцию –  как он может поверить в Бога?  Поэтому атеизм –  не отрицание  божественного, это отрицание разума за гранью материального мира. 
Как вообще можно говорить о существовании Бога «в принципе», если в разных концах планеты  Его видели и видят по-разному?  Я сейчас говорю не о монотеистических представлениях, а о божественной идее как таковой.  Древний славянин не смог бы в этом вопросе понять китайца,  индеец – поклонника зороастризма, а папуас – африканского пигмея.  Если бы я не был христианином, я поклонялся бы  персонажам кельтского пантеона. Потому что в моем ЛИЧНОМ понимании они  мне ближе.  Каждый видит Бога по-своему – и там, где это видение совпадает с мнениями других людей,  оно называется «религией».  Мне как-то сказали, что язычество, родноверие – это не религия, а образ жизни.  Ничего подобного.  Это такая же религия, как  христианство – с обрядами и традициями.  Вся разница – во взгляде на  природу  божественного и отсутствии  развитого института культовых служителей.  Только и всего. 
В Латинской Америке есть изображение Богоматери Гваделупской.  Возможно, я ошибаюсь в названии, но суть в том, что Богоматерь там изображена с внешностью индеанки.  Противоречит ли это  христианскому вероучению?  Да в общем-то – нет.  Ибо  «несть ни эллина, ни иудея», и индейцы тут не исключение. Если им так проще воспринимать  Богородицу – да  пожалуйста.  Разве что  нарушены  иконописные каноны, но это к вероучению прямого отношения не имеет.  Католики, говорите? Ну и что?  Если  где-нибудь в Туве, Калмыкии  или Якутии  поставить  каменную статую Христа  вроде той, что стоит в  Рио-де-Жанейро, это будет местным аборигенам гораздо понятнее, чем  икона. Потому что их культура  предполагает, условно говоря,  «культуру истуканов».  И хоть ты тут тресни, но новый бог в виде истукана будет ближе, чем какая-то доска с портретом. Это для нас, давно привыкших изображать  что-либо священное  «на плоскости», икона является художественным и ритуальным объектом, а им это  непонятно. 
Вообще каноны иконописи и религиозной архитектуры как ничто другое отражают изменение  взгляда человека на  религиозные символы.  Как рисовали  Троицу в  раннем средневековье?  Да кто ж теперь скажет.   Троица во Флоренции и Троица в  Новгороде Великом – это две настолько разные вещи, что объединяет их только сюжет.  Какие должны быть волосы  у Богоматери, если изображать ее не в монашеском одеянии, как это  начали  делать византийцы /почему, кстати/?  Черные, русые, каштановые? Или вообще рыжие? Почему Христа изображают исключительно светловолосым, русым по сути, европейцем с голубыми глазами?  Может  у него на самом деле были зеленые, и он не был русым? Почему раннехристианских святых изображают преимущественно с бородой, кто сказал, что она у них была? Почему  только в России белокаменное зодчество есть, а статуй святых  практически нет?  Да и статуи Христа у нас, в общем-то, редкость.
Почему ни одно изваяние Будды не похоже на  китайца, хотя Китай – самая  древняя  после Индии буддистская страна? Почему нет ни одного Будды с покрытием из серебра – они все исключительно золоченые или просто медные? 
Эти «почему» можно продолжать долго.  Суть в том, что видение Бога – это весьма изменчивое явление.  На него могут влиять социально-экономическая ситуация, социальная структура в обществе, уровень образования,  окружающая среда и национальный состав страны… Множество факторов, не исключая и видение других людей.  Пытаться насильно заставлять человека верить – в кого угодно, хоть в болотного духа – столь же нерационально, сколь заставлять  ребенка съесть овсяную кашу, не объясняя ее полезность.  Вера без понимания немыслима.