Поминки по Конституции

Александр Токарев
12 декабря мы справляем поминки по основному закону страны – Конституции. Той самой, «расстрельной» Конституции, поспешно принятой в 93-м после расправы над октябрьскими мятежниками. Наспех состряпанная Конституция была обречена на то, чтобы рано или поздно быть подвергнутой пересмотру. Но никто не ожидал, что пересматривать ее будут преемники тех, кто ее же и утверждал.
Мы долго и справедливо критиковали их Конституцию. За слишком обширные полномочия президента и правительства в ущерб парламенту, что нарушало баланс системы власти и создавало перекос в сторону одной из ее ветвей. За то, что авторы писали Конституцию под конкретного человека - президента Ельцина – и решали сиюминутные политические задачи, главным образом, задачу укрепления режима личной власти. За то, что принятый меньшинством населения документ стал основным законом государства, в котором живут миллионы тех, кто не голосовал 12 декабря 93-го за эту Конституцию.
Никто не думал, что настанут времена, когда эту Конституцию надо будет защищать. От прорвавшийся к власти клики фальшивых «чекистов», стремящихся уничтожить в стране политические свободы, не создав условия для реализации социально-экономических прав. От зарвавшихся чиновников,  чье благополучное существование основано на попрании статей основного закона. От всех тех, кто встал на службу полицейскому государству, которое стало реальностью при молчаливом согласии безропотного большинства.
Конституция сегодня становится той соломинкой, за которую мы держимся, испытывая на себе действие репрессивного катка. К статьям Конституции как последнему прибежищу обращаемся мы, когда нас увольняют с работы, когда по ложным доносам вызывают на допрос, когда затыкают рот и не дают вымолвить ни слова против власти, когда отказывают в проведении митингов и шествий. А уж 51-ю («охранную») статью нам пришлось выучить наизусть.
Именно поэтому мы с тревогой воспринимаем любые попытки пересмотра Конституции, цель которых – ужесточить политический режим в стране. Конечно, политические права и свободы, в отличие от социальных и экономических, не являются для населения нашей страны основополагающими. Прозябающим в бедности людям нет дела до реализации права избирать и быть избранными, свободы мысли и слова, наличия или отсутствия демократии. До поры до времени народ, которому дали при Путине возможность выживать и, хоть худо и бедно, но стабильно существовать, не интересуется такими далекими от его повседневной жизни вещами, как гражданские и политические права. Но как только жизнь станет совсем невыносимой, начнет задумываться о том, как же ее можно изменить.  Тем, кто пытается противодействовать режиму не на словах, а на деле, становится ясно, что только сохранив и реализовав на практике права и свободы, которые предоставлены нам Конституцией, можно изменить социально-экономическую реальность.
Российская власть уже не в первый раз предпринимает наступление на Конституцию. Обеспокоенная призраком грядущего кризиса и реакцией на него со стороны народа, Система пытается обезопасить себя. И лишь ради этого вносит поправки, увеличивающие сроки полномочий президента и депутатов подконтрольной ему Думы. «Наша власть всерьез и надолго», - заявляют они, увеличивая свои сроки. «Но не навсегда», - по-ленински четко дополняем мы, надеясь на то, что их сроки станут не политическими, а уголовными. Не давая своим гражданам права свободного волеизъявления, превратив выборы в постыдный фарс, отводя оппозиции лишь декоративную роль, власть сама накаляет ситуацию в стране и создает предпосылки для радикализации общественных настроений.
В одиночку не спастись. Когда в стране реакция, когда власть одинаково довлеет над всеми несогласными с политикой Кремля, мы преодолеваем нашу идеологическую несхожесть и встаем рядом с теми, кто требует того же, что и мы.  Мы выходим на улицу и выражаем свое несогласие с политикой власти, совершающей на наших глазах очередной антиконституционный переворот.
Право выше власти и выше закона. И если закон становится неправовым, граждане свободной страны вправе ему не подчиняться. Господа президенты, чиновники и депутаты, не доводите до греха, уважайте вашу и нашу Конституцию! Не превращайте ее в порочную девку, подкладываемую под очередного кандидата в национальные лидеры.