Я стану президентом!

Андрей Сметанкин
Утром 10 декабря позвонила Венера Умарова и спросила, как обстоят дела с материалом: «Вы что-то записывали о наших детях». Вечером того же дня в информационной программе «Время» (ОРТ) состоялся сюжет, посвящённый так называемым особенным детям. В основном, речь шла о возможности обучения детей с различными физическими недостатками в общеобразовательной школе. В нескольких словах, на примере «живых картинок» было сказано главное: подобные дети имеют равное право на счастливое детство и счастливое будущее.

«Любовь человека к человеку и, особенно, родителей – к детям, а детей – к родителям, является основополагающим принципом общественного бытия. Самое главное в этом мире – доброжелательные, товарищеские взаимоотношения между людьми, между детьми и взрослыми, опирающиеся на уважительные добрососедские связи», - сказала Виктория Петрушкова, представляющая кафедру журналистики Российско-Таджикского (славянского) университета. Виктория Викторовна открыла завершающий день гуманитарно-благотворительной акции «Дети-инвалиды в зеркале СМИ». Акция проводилась в столичной средней школе № 24.
Об этом рассказала Венера Умарова, генеральный директор Благотворительной общественной медицинской организации «Здоровье». Венера Мирзоевна сообщила, что акция продолжалась четыре дня, и каждый день был посвящён той или иной теме по детской инвалидности.
Как раз последний день, 1 декабря, оказался самым ярким и запоминающимся. Была подготовлена большая концертная программа детских самодеятельных коллективов. Не взирая на прохладный зимний день, в зале установилась доброжелательная атмосфера.
Вышли ребятки из столичного детского садика № 123 и исполнили задорный танец с платками. Они так энергично размахивали головными уборами, что разогнали в небе тучи и вызволили солнце из плена. На улице и в зале стало по-весеннему тепло.
После мальчик и девочка, волнуясь и запинаясь, читали стихи о Родине – о стране, где они родились и живут. Потом снова были танцы, и одна танцевальная группа детей сменяла другую – это был целый калейдоскоп  детской радости, жизнерадостных улыбок и счастливых глаз.
В то же самое время в зале, у самой сцены весело и забавно выплясывала в одиночестве смешная Рубия. Это была девочка с синдромом Дауна, девяти лет отроду. Все зрители, а их было более ста человек, затаив дыхание, с лаской и нежностью следили за потешными прыжками и движениями юной танцорки, чем за танцевальными коллективами. Впрочем, те и не обижались – мудрые ребята понимали, как дорог и важен для танцующего ребёнка этот день.
А в это время за спинами зрителей, в смежном зале висели плакаты, посвящённые детям с синдромом Дауна. «Люди как люди, но только с синдромом Дауна», - говорили они языком рисунка и пытались объяснить зрителю, что «46=47». Иначе говоря, человек, обладающий излишней хромосомой, имеет равные права на счастливую и достойную жизнь, как и его сосед, имеющий стандартный набор хромосом.
Скорей всего, об этом говорила и девочка Рубия языком танца, и зрители слышали и понимали её бессловесную речь,  а после наградили танцовщицу долгими аплодисментами и возгласами одобрения. Подбежала ватага мальчишек и осыпала цветами счастливую девчонку.  Она утонула в цветах вместе со своими косичками-«рожками».
Взять бы этот сюжет и показать на весь мир, что и в Таджикистане не забывают и пекутся  о подобных детях, как Рубия. Об особенных детях, которые нуждаются в особенном подходе, но, больше всего, в  душевном тепле, внимании и заботе – в простой человеческой любви. Не скоро сказка сказывается, но терпеливо дело делается.
Дети интегративного класса (смешанного, совместного – от «интеграция») той же школы № 24 ладно и степенно, мальчишки, со всей мужской статью и солидностью исполнили нехитрый танец с деревянными блюдами на голове. В блюдах, как надо было понимать зрителю, «дымился» «плов». Вот танцоры сели за достархан, сняли свою поклажу, аппетитно «поели», старательно «помыли» посуду и ушли вон, не забыв помахать рукой на прощанье. И никто из зрителей не смел и подумать, что на сцене только что выступали дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.    
Зазвучала песня «Солнечный круг». Вероятно, эта песня и в наши дни в душе каждого ребёнка остаётся Международным гимном счастливого детства. И счастливым ребёнком может и должен быть и ребёнок с синдромом Дауна, как Рубия-танцовщица, так и мальчик, сидевший в кресле-коляске. Это обстоятельство ничуть не помешало ему прочитать на родном языке пламенное стихотворение о Таджикистане. Это был поступок, достойный настоящего мужчины и героя, без пафоса и нарочитости, а весь зал, слушая эти прекрасные строки, подумал о том, что если в стране есть подобные люди, то ей уготовано счастье. Действительно,  из таких людей «можно делать гвозди»! Мужественного чтеца, бросившего вызов своему недугу и невнимательному обществу, публика проводила громкими овациями – мальчика приняли, как равного. Его душа приняла весь мир с его красотой и несправедливостью, а сам мальчик едва удерживал в руках охапку цветов.
И мальчик-чтец, и Рубия, и участники концерта, и сами зрители составляли красоту человеческих отношений, сказала Венера Мирзоевна, основу душевной красоты людей. А из душевной красоты людей проистекает красота страны, в которой они живут. Эти дети, продолжала Венера Умарова, ничем не отличаются от своих здоровых сверстников и, даже, в чём-то превосходят их. Они также талантливы, одарённы и трудолюбивы, целеустремлённы и действенны. Имеют равное право на внимание и заботу, на любовь и счастье, поскольку это и наши дети. Как сказал директор Национальной библиотеки Республики Таджикистан имени Фирдоуси Шариф Тошев: «Дети с физическими недостатками – это не столько дети диагноза, сколько дети всего общества, и мы в ответе за каждого такого ребёнка».
Среди зрителей была группа взрослых и детей с недостатками речи,  голоса и слуха, и сурдопереводчица языком жестов рассказывала о том, что происходит на сцене. А на сцене были декламаторы и говорили стихи: «На улице Мира мы выстроим дом, где люди от детства дружат с добром! Мы не одни в этом мире – его нельзя уподобить квартире!»
После Венера Умарова рассказала одну удивительную, прекрасную и самую правдивую историю, достойную стать легендой 24-ой средней школы города Душанбе. Дело в том, что по обе стороны от сцены висят портреты Исмаила Самани и президента республики Таджикистан Эмомали Рахмона. Так вот, директор школы, на свой страх и риск, изготовила плакат, на котором среди прочего был изображён мальчишка, один из группы танцоров с чашей на голове, и повесили плакат над сценой. Мальчик увидел себя на плакате, удивился и стал долго и внимательно разглядывать свой портрет. «Ишь ты, - радовался он, - как здорово я получился! И если меня «повесили» между двумя такими знаменитыми и уважаемыми людьми, то и я сам должен быть ответственным человеком – должен помочь себе и своей стране». Он помолчал, подумал и вполне серьёзно добавил: «Решено, я стану или художником, или бизнесменом, или президентом страны!»
Как говорят журналисты, «без комментариев».
               

  Андрей Сметанкин.