Роберт Грейвс. Убийство Ифитоса

Николай Ефанов
                Убийство Ифитоса.


      Возвратившись в Фивы, после совершения всех деяний, Геракл выдал свою жену Мегару, которой было тридцать три года, за своего брата и возницу Иоласа, шестнадцатилетнего юношу, утверждают, что супружество его не было счастливым. Начал потом наблюдать за молодой супругой, которая ему обещала больше счастья, а когда узнал, что его приятель Эвритос, сын Меланиоса, царь Ойхалии, заявил, что выдаёт свою дочь Иолу за такого лучника, который будет лучше него и его четырёх сыновей в стрельбе из лука, собрался в дорогу. Сам Аполлон подарил Эвритосу прекрасный лук и научил стрельбе, и, теперь очень хвалился, что превзошёл своего учителя; но Геракл без труда одолел его. Это очень не понравилось Эвритосу, и когда ему сказали, что Геракл бросил Мегару, но вначале убил её детей, отказал ему в руке Иолы. Выпил много вина, набрался смелости и заявил Гераклу:
   

    «Никогда бы ты не сравнялся со мной и моими сыновьями как лучник, если бы не стрелял заколдованными стрелами, которые сами поражают цель. Не уважаю такого поступка, но и так не отдам свою любимую дочь такому грубияну! А поскольку ты невольник Эвристея и как следует невольнику, ты заслуживаешь только наказания от вольного человека». -
Произнеся эти слова, выгнал Геракла из дворца. Геракл не стал отвечать ему, хотя мог с лёгкостью доказать его неправоту.
   

    Три сына Эвримтоса - Дидайон, Клитиос и Токсеус поддержали высказывание отца. Однако самый старший Ифитос заявил, что учтивость заставляет отдать Иолу Гераклу, а когда потом, разом, пропали двенадцать оплодотворённых рыжих кобыл и двенадцать крепких мулов, не хотел поверить, что это дело рук Геракла. На самом деле украл их злодей Автоликос, и изменив при помощи колдовства их вид, продал как своих не подозревавшему ничего Гераклу. Ифитос пошёл по следам кобыл и мулов, и убедился, что они ведут в Тиринс, так у него возникло подозрение, что таким образом Геракл отомстил за совершённое Эвристосом. Однако никому ничего не сказал о своих подозрениях, пока не столкнулся лицом к лицу с Гераклом, который возвращался после спасения Алкестиса, и только попросил у него совета. Геракл не признал скот из описи Ифитоса и с необычайной сердечностью обещал помочь в его розыске, если Ифитос примет его приглашение. Когда понял, что подозревается в краже, горечь наполнила его сердце. С полным участием  провёл Ифитоса на самую вершину Тиринса.
   

     «Присмотрись», - сказал - «и скажи мне, видишь ли ты между пасущимися стадами своих кобыл».
      «Нет, не вижу их», - признался Ифитос.
      «А ведь ты не случайно обвиняешь меня в краже!» - в гневе рычал Геракл, теряя контроль над собой, он сбросил Ифитоса с вершины.
      

    Потом Геракл отправился к царю Пилоса, Нелеусу, прося того об очищении, но Нелеус отказал ему, поскольку Эвритос был его союзником. Не хотел исполнить просьбу Геракла ни один из его сыновей, кроме младшего Нестора, который принял Геракла и, в конце концов, уговорил Дейфобоса, сына Ипполитоса, чтобы тот провёл в Амиклае обряд очищения. Однако Геракла мучили ужасные сны, и он пошёл к дельфийской пророчице, чтобы она ему указала способ избавиться от них. Пифия Ксеноклея ответила ему следующее:
   

     «Убил своего гостя. Для таких как ты - не может быть прощения!».
     «Тогда сама строй себе собственное убежище», - вскричал Геракл. И следуя своим словам начал разбирать святилище, забирая приношения и даже тот треножник, на котором сидела Ксеноклея.
     «Геракл из Тиринса, ты совершенно не походишь на своего однофамильца из Канопоса», - суровым голосом возгласила Пифия, когда он выносил треножник из святилища: она имела в виду Египетского Геракла, который был в своё время в Дельфах и каялся  в своих грехах с почтением.
   

    Тогда возмущённый Аполлон и набросился на Геракла, но Зевс развёл противников, и заставил их пожать друг другу руки в знак дружбы. Геракл возвратил святой треножник и вместе с Аполлоном основали город Гитион, где сейчас стоят друг подле друга статуи Аполлона, Геракла и Диониса. Тут же Ксеноклея произнесла следующее пророчество для Геракла: «Осилишь свои тревоги и беспокойства только тогда, когда на целый год продашь себя в рабство, а заработанные деньги отдашь детям Ификоса. Зевс разгневался на тебя, потому что ты нарушил правила гостеприимства и не принимает твоих доводов».
   

     «Чьим же невольником мне стать?» - покорно спросил Геракл.
      «Купит тебя царица Омфала из Лидии», - произнесла Ксеноклея.
       « Буду послушным», - ответил Геракл, - но в первый же день сделаю рабом того, кто заставил меня совершить все эти прегрешения и всю его родню отдам в рабство!»
   

    Некоторые, однако, утверждают, что Геракл не возвратил треножник, и, когда через тысячу лет Аполлон узнал об этом, что треножник был перенесён в город Фенеос, наказал его жителей, закопав тот канал, что прорыл Геракл, для отведения воды после проливных дождей, и таким образом затопил город.
   

     Распространена и иная версия всего происшедшего, по которой Ликос из Эубеи, сын Посейдона и Дирки, напал на Фивы, разрушил окрестности, убил царя Креона и захватил трон. Уверившись в известии Корпеуса, что Геракл мёртв, хотел забрать Мегару, а когда она оказала ему сопротивление, хотел её убить вместе с детьми. Но Геракл возвратился на короткое время из Тартара и отомстил ему. Тогда Гера, чьим воспитанником был Ликос, наслала на Геракла помешательство: убил Мегару и своих собственных сыновей, а также своего воспитанника Стихиоса из Этолии. Фиванцы показывая могилу детей, говорят, что Геракл убил бы и своего отчима Амфитриона, если бы Афина не ударила его большим камнем, так, что лишился чувств. Вскакивают на камень и называют его «укротителем». Очевидно же, что Амфитрион умер значительно позже, во время охромейской кампании. Афиняне утверждают, что Тезей, благодарный за то, что Геракл вывел его из Тартара, прибыл с войском афинян на помощь Гераклу в его борьбе с Ликосом. Остановился поражённый, увидев жертвы убийства, но обещал Гераклу помощь и защиту до конца жизни и после смерти: проводил его в Афины, где Медея вылечила его от помешательства. Потом ещё Сикалос провёл над ним обряды очищения.




1. В обычае матриархальном развод с царицей-женой приводил к потере царства, которое было её собственностью. В Греции действительно после отмены старых законов Святой царь мог не расстаться с жизнью после окончания своего царствования, при условии, что он заключит следующий брак с иной наследницей трона. Если такое происходило в действительности, тогда понятно, почему Эвритос отмолил дочь Геракла не из-за того, что тот убил своих детей. Жертвы приносились, когда он правил в Фивах для того, чтобы мог избежать смерти и не потерял своего царского статуса.


    Соревнование в стрельбе – борьба за руку будущей супруги – было обычаем индоевропейским.


     В « Махабхарате» Арджуна, таким образом, добывает Драупади, а в «Рамаяне» Рама натягивает славный лук Шивы и получает Ситу. Кроме того выпускание стрел в четыре стороны света, а одну – в зенит и этот обряд важным элементом в царской свадебной церемонии в Индии и Египте. Лошади могли быть теми жертвенными животными, которые использовались о время свадьбы Геракла и Иолы, когда последний стал царём Ойхалии.
Ифитос в каждом случае был заменителем царя, его сбрасывали со стен Геб в конце каждого года, хотя говорят, что это совершалось в целях ублажения разгневанного божества.




2. Вынос Дельфийского треножника перед Гераклом акт, совершавшийся в святилище Дорийцев. Это было, как молния, ударившая между Аполлоном и Гераклом, что должно было подтвердить – последний будет защищать интересы дорийцев как покровитель Диманов, принадлежащих Дорийской Лиги. Было известно, что спартанцы как и дорийцы в классические времена оспаривали друг у друга права на этот треножник. Еврипид опускает этот инцидент с треножником в своём «Геракле», поскольку в 421 году храмовые покои в Дельфах после Фокийцев достались афинянам. Спартанцы были не согласны с этим и добивались создания некого марионеточного государства находящегося под их контролем. Во второй половине IY века спор был возобновлён, фокийцы захватили Дельфы и присвоили часть святынь, однако потерпели поражение и все их города были разрушены.




3.Протестующие  выкрики Пифии означали, что дорийцы, е завоевавшие Пелопоннес называли себя – «сыновьями Геракла» и не оказывали ей должного почтения, какое оказывали ахейцы, эольцы и ионийцы, которые имели сильнейшие религиозные связи с египетскими Дельфами, нежели с эллинскими царями пастухов. Герофила («дорогое сердце», была дочерью Зевса и Ламии и была известна как «Сивилла» у ливийцев, над которыми царствовала (Павсаний, тоже у Еврипида «Пролог к Ламии»). Цицерон рассуждает об этом в своём сочинении «О природе богов»: якобы сын Алкмены (так называемый преддорийский Геракл) боролся с Аполлоном за треножник.  И позднее пытались установить связь между фокейским Аполлоном и дорийским Гераклом. Так у Плутарха дельфийский жрец с убедительной логикой доказывает, что Геракл получил этот треножник от аполлона в знак их дружбы («Диалог о букве Е в Дельфах»). Описывает пребывание Аполлона среди жителей Фенеоса и утверждает, что Геракл выкопал для них канал.