11-я заповедь

Марго Па
Однажды мне пришлось присутствовать в церкви при отпевании человека, которого я не знала при жизни (дальний родственник, дань уважения, ритуал, традиция…). Когда горя нет, неизменно начинаешь наблюдать за теми, у кого оно есть. Что есть для людей вера? Неужели кто-то ДЕЙСТВИТЕЛЬНО верит в то, что «мы расстаемся, чтобы встретиться уже навсегда»? Маленький человечек размахивал кадилом и шептал странные слова, плакальщицы тоненьким голоском пели о загробном мире. Я смотрела на них и думала, что для них это такая же работа или призвание. Они верят, но… Каждый день они приходят в церковь, и все повторяется снова, снова и снова. Повторение вносит обыденность в священнодействие, превращая его в обязательный ритуал.
Я выросла в семье атеистов, в девятнадцать лет приняла крещение, в двадцать восемь после прочтения (штудирования, я бы сказала) Библии потеряла нательный крест. И вместе с ним веру.
И тогда на отпевании я стояла и думала, что крещение было самой большой ложью в моей жизни. Все происходящее напоминало театральное представление.  Мы не встретимся, потому что нет ничего за пределами смерти. И они это знают, но… верят, что это не так.
Почему нет одиннадцатой заповеди?
Потому, что она бы звучала «Не лги!». Человек боится смерти и обманывает себя. Самая красивая и самая страшная ложь – во спасение.
Поймите меня правильно, я не протестую против веры, я, наоборот, пытаюсь ее обрести. Или все уже безнадежно, потому человек либо знает, либо верит?