Краткий очерк об истории русской литературы

Михаил Чуклин
Использованы материалы школьных сочинений. Школа не разглашается ))

Краткий очерк об истории русской литературы,
Или Новые записки сумасшедшего.

Сначала сразу хочу заявить тезис, который может показаться парадоксальным, если не сказать, ортодоксальным. А поскольку априори никто не верит, я подтвержу его доказательствами. Итак, мой тезис звучит так: «ДО ПУШКИНА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НЕ СУЩЕСТВОВАЛО!»
Конечно, были там всякие Ломоносовы и Грибоедовы, но именно с Пушкина начинаются современные учебники по литературе, и, следовательно, именно этого замечательного поэта, драматурга и писателя следует считать отцом русской литературы. Собственно, это и есть доказательство моего тезиса. Но вернёмся к Александру Сергеевичу.
Пушкин не раз принимал участие в дуэлях, и даже был убит на одной из них, а иначе он написал бы ещё много чего прекрасного и возвышающего душу. Например, его стихотворение «Я вас любил» показывает, как красиво жили дворяне. А повесть «Стационарный смотритель» – это верх изящества, правда, её приписывают какому-то Белкину, но печатают в полном собрании сочинений Александра Сергеевича. А ещё у Пушкина есть замечательный роман «Евгений Онегин». Хотя жалко, что свой талант поэт потратил на такого гадкого персонажа. Судите сами: Онегин любил Ольгу, Ольга любил Ленского, Ленский любил Татьяну, а Татьяна – Онегина. В итоге Онегин убил Ленского и отверг Татьяну, а потом сам полюбил Татьяну, но было поздно, потому что Татьяна вышла замуж за князя и родила ему дочь. И тогда Онегин стоит как громом поражённый – но в принципе, так ему и надо, хотя финал очень открытый. (Хотя, по моему мнению, там должна быть дуэль, но Пушкин так поздно начал писать эту сцену, что не успел её завершить.)
Следующий значимый персонаж в русской литературе – это Лермонтов. Второй великий поэт, так сказать, луна на небосводе русской поэзии. Но он тоже потратил свой талант, как и Пушкин, на гадкого Печорина, и также, как и Пушкин, был убит на дуэли. В результате, мы можем говорить о подражательном характере его лирики, поэтому рассмотрим прозу. Лермонтов написал очень хороший роман «Герой нашего времени». В центре его – образ Печорина и повесть «Княжна Мери». Видимо, Лермонтов писал главы романа не по порядку, и поэтому они все перепутаны. Как бы то ни было, отрицать гениальность поэта не стоит. В романе рассказывается о том, как Печорин приезжает на Кавказ в отпуск. Он украл Бэлу, напугал контрабандистов, убил Грушницкого, соблазнил княжну Марью. Ничего себе, отдохнул! После его опытов на Кавказе не осталось ни одного нормального человека. Как и Онегин, Печорин был личностью неординарной, поэтому автор убил его ещё в середине романа по пути из Персии. А ещё у Лермонтова есть поэма «Мцыри». В горах стоял монастырь. В нём жили мцыри. И вот, одна мцырь сбежала. Она долго бродила туда-сюда, а потом пришла обратно и умерла. Тоже красивое произведение.
Есть среди писателей и сатирик. Его зовут Гоголь, Николай Васильевич. Он написал поэму (только она почему-то в прозе, но, наверно, не успел зарифмовать, т.к. он постепенно сошёл с ума от своей гениальности). Поэма называется «Мёртвые души». Как и «Вий», это первый ужастик в русской литературе. В поэме Гоголь восхищается русским матом, русскими дорогами и критикует русских помещиков, потому что они сидят дома и выходят оттуда только по большой нужде. Поэма очень интересная, советую всем почитать.
Поговорим о Тургеневе. Тургенев писал много. Больше него писал только Толстой, но о нём поговорим ниже. В школе мы все читали повесть Тургенева «Муму», где рассказывается о том, как немой мужик и бессловесная собачка легко находят общий язык. А потом Герасим утопил Муму. От горя он вымел весь двор и сбежал от барыни. Ещё мы читали роман «Отцы и дети». Там тоже есть дуэль (уверен, ни одно хорошее произведение не обходится без дуэли; у Чехова даже фраза есть: «Висящее на стене ружьё должно выстрелить!» – а раз выстрелы, значит, дуэль!). Центральный герой романа – Базаров. Он не верит в людей, он верит только в лягушек и поэтому режет их. Страшно подумать, что было бы, если бы он перестал быть нигилистом! В конце Евгений умирает. Вообще, почти каждый писатель доводил своего главного героя до логического конца: он либо убивал его, либо женил. У Тургенева есть «Стихотворения в прозе» (почему в прозе – см. Гоголя), а ещё рассказы «Записки охотника». Только охотник из Тургенева был не важный, поэтому он описывал природу.
Есть такой знаменитый писатель Фёдор Достоевский. Он жил в Петербурге и поэтому его герои тоже жили в Петербурге. Заметим, что Петербург Достоевского не такой, как у Пушкина. Если у Пушкина Пётр I может соскочить с пьедестала и погнаться за главным героем (см. «Медный всадник»), то у Достоевского он сначала закричит о боли в своей душе, а потом только соскочит. Роман Достоевского «Преступление и наказание» состоит как бы из двух частей: преступления и наказания. Однообразие и серость жизни тяготили Раскольникова, и он пускался в плаванье по океану мыслей. Вот он и приплыл... Оправдывая свою фамилию, он раскалывает голову старухи чужим топором, а потом мучается от убийства. Тут всё очень так психологично, в двух словах не передать. В конце он признаётся в преступлении и следует наказание: он отправляется на каторгу. Соня Мармеладова оставляет свою работу и уезжает вместе с ним. В самом конце они вместе читают Библию, и читатель видит, что души грешные их очистились, и стали они яки праведные. Своеобразно произведение «Братья Карамазовы». Даже в конце непонятно, кто же всё-таки убил Карамазова? В общем, Достоевский был мастером детектива.
Некрасов Николай был поэтом второго этапа русского освободительного движения. Именно из его стихов крестьяне узнали, как трудно им живётся. Продолжая лучшие традиции декабристов, он удачно избежал ссылки и продолжал писать, гордо неся освободительное знамя.
Пришла пора поговорить о Льве Николаевиче Толстом. Он написал два крупных романа «Война и мир» и «Анна Каренина». Их названия говорят сами за себя. Главных героев «Войны и мира» очень много. Основная мысль романа настолько глубока, что простым умом её не постичь – тут требуется гений Толстого. Лично меня очень взволновала сцена с дубом: монолог Андрея Болконского с деревом, который можно охарактеризовать как диалог. Андрей долго не мог оправиться от измены Наташи, и оправился только после того, как подъехал к большому дубу. А почему Наташа изменила ему? Её свадьбу с Андреем пришлось отложить на год, но Наташа не могла отказаться от своих привычных развлечений и захотела сбежать с Анатолем. Потом её ещё полюбил Наполеон, но вышла замуж она за Пьера. Большую тему в романе занимает описание войны. Очень страшно выглядит сцена погибели русской армии под небом Аустерлица. Во время этого боя бойцы срастались друг с другом, и их не могли разлепить даже летающие туда-сюда ядра. Заканчивался день, и всю ночь бойцам приходилось смотреть в лицо смерти. И они смотрели. А наутро продолжался бой. Очень показательна сцена с Николаем Ростовым, когда он встречает француза в кустах. Николай очень испугался и поэтому выстрелил мимо, но попал. В другом знаменитом романе, в «Анне Карениной», меня очень впечатлил Вронский, который постоянно корил себя за самоубийство. А ещё мне понравилась Катя, потому что она болела. Пожалуй, по Толстому всё.
В Летнем саду есть памятник. На вершине памятника сидит А.П. Чехов. Именно он написал про метаморфозную птицу чайку и про ружьё. Перебрав по косточкам всех героев его многочисленных рассказов и пьес, я могу сделать вывод: Чехов очень любил природу. Неспроста его знаменитая пьеса называется «Вишнёвый сад». Там рассказывается о большом саду, обсаженному вишнями, которому к тому же предстоит вырубка. Как больно читать циничные рассуждения садорубов о негодности вишнёвых деревьев! Вот она – тема экологии, впервые поднятая в русской литературе!
Всего лишь за весь ход истории прихотливая природа создаёт такое удивительное сочетание атомов, имя которому – Владимир Маяковский. Поэт незримо глянул вперёд, пытаясь показать содержимое и смысл стихов. Надо признать, и то, и другое удалось ему в полной мере! Показательное его стихотворение «Прозаседавшиеся», которое показывает все уродства советского дворянства и светского бюрократического аппарата.
Гением крестьянской поэзии был Сергей Есенин. А у кого ещё можно прочитать о том, что чувствует поедаемая коровой солома? Есенин пишет стихи о корове и собаке. Чтобы показать всё горе этой собаки, у которой утопили щенят, поэт наделяет её человеческими качествами. Например, такие строки: «А когда чуть плелась обратно, слизывая пот с боков...». Ведь, как известно, собаки не потеют. Выделение пота – это свойство человеческого организма. А ещё у него есть поэма, в которой рассказывается о том, как доведённая до отчаянья Анна взяла ведро и пошла к колодцу.
Выдающимся писателем был Михаил Булгаков. Его книги не только интересны, но и познавательно. Например, читая «Мастера и Маргариту» я узнала, что Иуда был убит по заказу Пилата, а Уэллс украл у него сюжет для своего «Острова доктора Моро» (я имею в виду «Собачье сердце»). Вообще, герои Булгакова очень колоритны. Например, описывая Филиппа Филипповича, писатель главный акцент делает на его лысине. Есть у Булгакова ещё роман «Мастер и Маргарита», который настолько сложный и многоплановый, что по нему пришлось снимать сериал. Как и обычно, «Мастер» мне дался очень неохотно, но после я не замечал уже времени и быстро дошёл до конца. Увлёкшись, я забыл абсолютно всё. Вот так не сразу, а постепенно мне очень понравился выдающийся роман Булгакова, что ещё раз доказывает его талант.
После Булгакова было много ещё писателей, но не хватит места, чтобы всех их упомянуть. К сожалению, многих писателей забывают. Но, как говорится, в природе ничего не исчезает, а вносится в Красную книгу. Хотелось бы побольше писателей в этой Красной книге! Ведь хороший писатель в своих романах и даже произведениях показывает нам свой простой язык. Вот.

Главный обозреватель
молодёжного журнала «Время – вперёд!»
А.Ф. Старо-Хрычёв,

специально для «Студенческого вестника».