Задним числом

Сергей Грэй
(приведёная выше картина - моя собственная работа-автопртрет "Я, временно замещаю Будду")







З А Д Н И М     Ч И С Л О М

               

Знаешь,почему ты умер?
               
Ты забыл, что ты бессмертен!..

               
                1 (и)


Человек шёл по-ветру, не ведая, куда его ведут ноги. И он встретил семерых братьев.
«Что вы здесь делаете, братья?»
«Мы жжем благодатные костры».
« И куда же мне теперь идти?»
«Туда,» - сказали братья, и рукава их  взметнулись на ветру, указывая единственно лишь верный путь.
Дым от благодатных костров – чем дальше ты шёл – тем сильнее сгущался. Так человек погрузился в туман.
И он продолжал идти в тумане, хотя теперь уже ничего не было видно.
Шёл, шёл человек и, вдруг, наткнулся на чью-то спину. Спина была скрыта под кольчугой и панцирем из стальных пластин.
«Привет, - сказал человек. – Ты кто?»
«Я богатырь,» - ответила спина.
Богатырь развернулся. Это был высокий жилистый малый в кольчуге и панцире из стали. Его обнажённые руки, голени и шея сплошь были усеяны сакральными татуировками.
- Призывающими богов и духов войти в тело воина во время битвы;
- Молящие богов и духов обеспечить ему – неуязвимость, его врагам – неотвратимую гибель;
- Молящие богов и духов наделить воина непомерной силой, отвагой, жизненной энергией…
Он был страшен. Человек его испугался.
«Почему ты боишься меня? Ты знаешь?»
«Нет», - ответил человек.
«Меня защищают сто небесных духов и восемь духов лесов и степи. Вот почему ты боишься меня. Я – богатырь. Т.е. «тот, кто является вместилищем богов», «тот, кто одержим богами». Поэтому ты меня и боишься».
«Верно».
«Послушай, там на Западе братья жгут семь благодатных костров, и благодатный дым тех костров, спускаясь в нашу низину, становится туманом. Как мне выйти из этого чрезвычайно клубистого тумана?»
«Поднимись на холм, где сидят братья».
«И верно! Ты мудр не по годам! Позволь помочь тебе в благодарность за то, что ты помог мне».
«Как же ты мне поможешь? Я не знаю, что я ищу».
«Я знаю. Иди дальше в том же направлении, в котором ты шёл. И вскоре встретишь моего лучшего друга и названного брата – шамана Гэня».
«Спасибо. Но я и так собирался идти дальше в том же направлении, в котором шёл. Ты мне ничем не помог».
«Извини. Ты, похоже, мудрее всех, кого я знал. Хорошо, тогда я покажу тебе один боевой приём. Надеюсь этим загладить свою вину. Съешь это».
Богатырь протянул три сморщенных гриба. Человек взял их и съел.
«Теперь смотри на меня внимательно, - сказал богатырь. – Ты увидишь то, что видели перед смертью все мои враги».
Он сам съел один гриб, быстро пробормотал невнятную фразу и упал на землю.
По-крайней мере, именно это и видел человек. Богатырь вскочил на четвереньки, и человек понял, что это уже не богатырь, а тигр. Страшный, свирепый, яростно рычащий. Человеку стало очень страшно. Не то, чтобы он боялся потерять свою жизнь – через подобное он прошёл много раз – просто, тигр был очень уж страшный. Поёрзав в тумане, запутывая бедного человека, закружив ему голову, отрезав ВСЕ  пути к бегству, тигр издал яростный рык и ринулся на свою жертву. Всё в глазах человека потемнело, свет померк для него.
«Ха-ха-ха. Ну что ты так испугался?! – смеялся добродушно богатырь, протягивая человеку руку. – Аж лицом позеленел».
Богатырь помог человеку подняться, усадил его на пень, сам присел рядом. Богатырь достал из густоты тумана тыкву-горлянку с вином и пару чашек.
Выпив, человек продолжил свой путь, попрощавшись с богатырём. Он шёл туда же, куда шёл раньше…

               

               
                2 (эр)

Человек шёл по-ветру, не ведая, куда его ведут ноги. Хмель совсем одолел его. Человек шёл и смеялся. Смеялся над тем, как испугался тигра.
Интересно было то, что никакого тигра и в помине не было. Даже богатырь и сам им не был.
Человек ВИДЕЛ  тигра, потому что его запутали духи. А сам богатырь сидел рядом на пне и смеялся над ним. Ему ничего не стоило снести мечом голову бедному одурманенному человеку.
Вот, что такое «богатырь». Тот, с кем боги и духи.

Человек, вдруг, наткнулся на чьи-то ягодицы. Такие мягкие и симпатичные!
«Ой, кто здесь?» - раздался нежный голос. Тело выпрямилось.
«Я человек. А ты кто?»
«Я дочь владыки этих мест. Я, можно сказать, принцесса. Для жителей этих низин».
Принцесса развернулась лицом к человеку.
Лицо её было ничуть не хуже ягодиц .
«А что ты тут делала, нагнувшись?»
«Хотела поймать карпа в пруду. Это моя недостижимая мечта».
«Попробуй ещё раз», - предложил человек.
«Тут повсюду туман, - ответила принцесса. – Карп не виден. Да и вода холодная. Кто эти семь умников, устроившие такой дымище на всю округу? Что они о себе возомнили?»
«Они братья».
«Твои?»
«И твои тоже. Ты красивая, - сказал  человек. – Я хочу, чтобы ты стала моей женой».
«Папа не согласится».
«Не папа мне нужен, а ты. Мы его и не будем спрашивать. Мне его мнение не интересно. Пошли со мной».
Человек уверенно взял  принцессу за руку, и они вдвоём продолжили путь.
«Послушай, ты ведь  странник. А я – девушка. Я не могу шататься с тобой по миру вечно».
«Я построю дом. Ты – моя жена – будешь в нём жить. Жить и ждать меня. Я всегда буду возвращаться домой».

Перед ними предстало огромное озеро. А рядом холм.
«Вон на том возвышении я и построю наш дом. Начну завтра».
Девушка молчала. Она смотрела на озеро, закусив нижнюю губу и наморщив лоб. Человек догадался о чём она думает.
«Попробуй ещё раз. Я уверен, тебе удастся поймать карпа».
«А какая у тебя недостижимая мечта?» - спросила она в ответ.
«Цилинь. Единорог. Я бы хотел себе такого коня. Это моя недостижимая мечта».
«Ну так попробовать?» - неуверенно спросила девушка.
«Ну конечно!» - приободрил её человек.
Она разделась до трусиков и зашла в воду по пояс. Она нагнулась так, что её руки по плечи ушли в воду, в воде же скрылось её лицо и вся передняя сторона тела. Снаружи остался затылок с ушами и спина с вышеупомянутыми ягодицами (с ними вы уже имели возможность познакомиться).
Когда появился карп, девушка изменилась. ФИ-ЗИ-ЧЕС-КИ.
Там, где секунду назад стояла девушка, теперь находилась львица, принявшая ожидающую стойку, всегда готовая к мгновенному прыжку.
Человек долго наблюдал, как львица барахтается на мели в погоне за серебристым. В конце концов, ей удалось поймать карпа. Она снова преобразилась.
«Хы-ы!» - радостно возгласила девушка, сжимая чешуйчатую тушу зубами. Она довольно взглянула на человека.
«Молодец, - похвалил он, вынимая рыбу из её рта. – Ты мне нравишься».
Он повалил её на траву и взял.



               
                3 (сань)

Покидая дом и жену с ребёнком, человек не испытывал никакой грусти или тоски. Человек продолжил свой путь по-ветру, не ведая, куда его ведут ноги.
Он наткнулся на чью-то спину.
«Привет. Ты кто?» - спросил человек.
«Я шаман Гэнь, - ответила спина. – А ты кто?»
«Я человек».
«Странно».
Шаман развернулся к человеку лицом.
«Я пришёл к тебе от богатыря», - сказал человек.
«Богатырь умер».
«Когда?»
«Всегда».
Человек был удивлён ответом.
«Откуда ты это знаешь?» - спросил  человек.
«Отовсюду», - шаман провёл рукой широкую дугу в воздухе.
«Сразу видно, что ты необычный малый! – обрадовался своему открытию человек. – Ты поможешь мне?»
«Ты как раз вовремя. Сегодня тот самый день, когда то, что я тебе дам отведать, обретает свою полную силу. Сегодня – это хорошо! Иначе тебе пришлось бы ждать ещё пол года».
Шаман дал человеку отвар.
«Пей», - сказал он.
Человек взял и выпил.
Прождав минут двадцать, шаман сказал: «Теперь средство начало своё действие. Смотри же внимательно! Вот тут я начертил на земле схему «Полёт вместе с ветром». Ты пробежишь по ней, как я начертил. Дальше всё будет как надо. В конце своего танца ты сольёшься с ветром и полетишь вдаль. Через леса, озёра, холмы, степь ты найдёшь в тумане стадо лошадей. Их вожак – Цилинь. Став ветром, ты легко догонишь и оседлаешь любого коня, даже единорога. Понял?»
«Понял».
«Тогда вперёд!»
Шаман стал бить в бубен и петь мантры. Человек подхватил ритм и начал свой танец-бег по схеме, начертанной на земле.
Приставной, «кошачий»  шаг вправо. Влево. Вправо. Влево. Бег вперёд. Первая петля вокруг своей оси. Вторая петля. Последняя петля…
Человек закончил разворачиваться и…
Яркий белый свет ударил ему в глаза. Он упал . И, в то же время, понёсся вперёд. Он так никогда и не узнает, упал ли он в тот момент на землю или полетел вдаль вместе с ветром… Умер ли он в тот момент или родился?..



               
                4 (сы)

Ветер нёсся вперёд, не зная, куда и зачем он летит. Ему просто было весело и отрадно.
Так пролетел он порядочное расстояние и наткнулся на стадо лошадей. Среди них был единорог. И тут только ветер вспомнил, что когда-то он был человеком.
Прибавив скорости, он настиг мускулистую спину единорога, уселся на него и вновь стал человеком.
Зверь помчал галопом. Человек схватил его за гриву. Зверь брыкался, поднимал круп, скакал, тряс головой. Человек прочно держался за гриву. 
Вдруг, на кончике рога вспыхнул яркий огонь, на секунду ослепивший человека. Зверь скинул  его с себя и проткнул рогом сердце.
Красавец единорог убежал, уводя за собою стадо своих аккуратненьких белых самок.
А человек умер. Ночью к нему подлетел ворон.
«Эй, человек! Ты мёртв? Я хочу тебя съесть».
«Я мёртв, но не совсем», - ответил человек.
«А когда ты умрёшь совсем? Когда я смогу тебя съесть?»
Человек решил пойти на хитрость.
«Когда отправишь послание моей жене. Тогда я умру совсем, и ты съешь меня. Согласен?»
«Хорошо».
«Запоминай. Скажешь ей так: «Жена, я умер. Я лежу в степи. Приходи за моим телом, чтобы схоронить. Я лежу прямо под Большой Медведицей, так что ты легко сможешь меня найти. Человек» . Запомнил?»
«Да».
«Ну, тогда лети скорей».
Ворон улетел. А человек продолжал лежать под Большой Медведицей.
Поднялся холодный ветер. Туман рассеялся. Звёзды засияли ярче.
Туман рассеялся. По степи бежал волк. 
Туман рассеялся. Заиграла вьюга, волнами серебряного полотна переливался ковыль. Волк подбегал всё ближе.
Туман рассеялся. Что-то, значит, случилось.
Человек закрыл глаза и умер совсем.



               
                5 (у)

Узнав о случившемся, жена заперла сына в доме и опрометью ринулась вдаль. Она бежала по-ветру, не ведая, куда её ведут ноги. Жена бежала, не разбирая дороги. Она держала курс на Большую Медведицу.

Человек пришёл в себя.
«Пришёл в себя, человек?» - участливо спросил волк.
«Да. А ты кто?»
«Я волк».
«Ты единственный, кто не стоит ко мне спиной. Почему так? И почему ты не съел меня?»
«Ты же умер. Зачем мне питаться мертвечиной. Я охотник, а не падальщик».
«А где ворон?»
«А, да я его съел».
«Хорошо. Почему ты помогаешь мне?»
«Потому, что ты этого достоин».
«Ты ведь Дао? Ты Бог?»
«Если я отвечу «нет» - ты мне не поверишь», - волк улыбнулся и растворился в воздухе.
Вскоре появилась жена. Она помогла человеку встать. Они вместе направились домой.
Вдруг человек остановился. Он взял у жены нож и принялся чертить им в воздухе косые кресты. Так называемые «иксы».
«Что ты делаешь?» - спросила жена.
«Это место для меня особенное. Я тут умер. Поэтому оставляю метки-надрезы на воздухе, чтобы всегда можно было это место найти».

Вскоре они достигли родного дома. Возле дома было черным черно от воронов, а у входа сидел огромный медведь.
«Вороны и медведь хотят поживиться нашим мальчиком!» - ужаснулась жена.
«Вороны – да. А медведя не бойся. Он охранял наш дом, пока в нём никого не было, кроме малыша. Медведь – друг».
«Твой?»
«И твой тоже».
Человек подошёл к медведю, упал перед ним на колени и сложил ладони в молельной форме. Зверь зарычал, и жена испугалась за человека. Но человек не боялся.
«И снова ты выручаешь меня, Боже!» - сказал  он.
Зверь удалился прочь. Вороны тоже разлетелись.
«В степи Бог был волком, а в лесах – медведем!» - улыбнулся человек.




               
                6 (лю)

Долго прожил  человек в доме. Сначала – лечился. Потом занялся хозяйством, помог жене наладить быт. Затем занялся воспитанием сына.
Сын рос, а жена уже не умела превращаться во львицу. Да и сам человек уже не помнил ничего ни про шамана, ни про то, как он был ветром, ни про свою мечту – единорога.
Иногда, случайно вспомнив что-нибудь из своего прошлого, он рассказывал это сыну. Они оба считали это сказками, дошедшими из древности.
Гуляя с семьёй, путешествуя, человек даже не замечал, что в каждой стране, в каждом городе – воздух  кишит косыми крестами.

Однажды, человек и его жена сидели на берегу пруда. Солнце играло на воде, ветер звенел листьями в кронах деревьев.
На водной глади показался карп. Человек посмотрел на жену. Та рассеянно пялилась на водную гладь.
«Карп», - сказал человек.
«Да, карп», - вяло ответила жена.
«Не хочешь его поймать?» - раззадоривал  её человек.
«Зачем? Я рыбу не ем. Еды в доме достаточно. И вообще, рыбалка – мужское дело».
«При чём тут рыбалка? Просто, не хочешь ли ты поймать этого карпа?»
«Чем? У нас сейчас с собой ни удочки, ни сети нет».
Человек понял, что жена всё забыла.
Они медленно брели домой, держась за руки. Вокруг были сумерки, шелестели деревья, шуршала трава. Буйство красок весеннего вечера. Тумана нет.
Тумана нет. Звёзды ярко мерцали.
 Тумана нет. Выплывала луна.
 Тумана нет. Цвели в саду вишни и яблони.
 Тумана нет. Облака медленно плыли по небу.
 Тумана нет… Господи, что ж я тут делаю-то!
 Тумана нет! Значит, что-то случилось с братьями!
Почему семь их  благодатных костров не горят?
Надо спешить!.. С утра человек вновь отправился в путь.
Он шёл по-ветру, не ведая, куда его ведут ноги. И он встретил семерых братьев.
«Что вы здесь делаете, братья?» - спросил  их  человек, считавший всех  семерых  давно умершими.
«Мы жжём благодатные костры».
«И что же мне теперь делать? И куда же мне теперь идти?» - расстроился человек, поняв, что зря отправился в путь, поняв, что с братьями всё в порядке.
«Туда», - сказали братья, и рукава их взметнулись на ветру, указывая единственно лишь верный путь тому, кто хочет оседлать ветер и приручить единорога.
Дым от благодатных костров – чем дальше ты шёл – тем сильнее сгущался. Так человек погрузился в туман. А дальше вы знаете (см. главу 1)…



               
                7 (ци)

Знаешь, почему ты умер?
Ты забыл, что ты – бессмертен!
Чем же нам заняться, трупам?
В воздухе кресты мы чертим…
Чувствую, что всё потерял
Чувствую, что нашёл я себя
Вниз с холма
Несётся туман
Расписное, как хохлома
Лицо грехоотступника
КРОВАВОЙ  ХОХЛОМОЙ
Лицо грехотворца
Нервозными пальцами
Тянуться за пяльцами
И вгонять иглы без разбора
Гулять во все стороны простора
Он, туман, опять несёт вдаль себя
Сквозь своей судьбы ломовую дверь
Огнём пах  теребя
Воет в луну зверь
Прочь, долой от кровавой лужи
Несётся рвать, тупых  кур душить
Он, хорь, он, вепрь,
Вперивший зраки в небесные знаки,
Вверивший ноздри запахам в ветре…




Сергей  Грэй
Рай будды Майтрейи  «Тушита»
2007 г.