Просто так

Николай Шурик
  Меня всегда корежила манера объятий - поцелуйчиков на государственном уровне, введенная Никитой Сергеевичем. До сих пор со стыдом за державу вспоминаю кадры из телерепортажа во время визита в Америку, как он почти подпрыгивал, чтобы поцеловать студента, который встречал и приветствовал его в каком-то провинциальном городишке. Молодежные поцелуи на эскалаторе метро восторга у меня тоже никогда не вызывали. Даже объятия с родителями на людях при встречах-расставаниях и то меня слегка напрягали. Однако, смотрю, на старости лет что-то стало меняться. То ли телевизор приучил, то ли еще что. Во всяком случае, чмокнуть в щечку на работе именинницу или сотрудниц 8 марта, а также перед Новым Годом, теперь не стало для меня проблемой. Да и на Пасху, признаться, уже несколько раз говорил «Христос Воскрес!» (это я-то, жуткий безбожник), дабы приложиться к какой-либо молодухе.
 Недавно зашел я в магазин, уже с полными   сумками, нужно было еще хлеба добрать. А продавщица в проходе все говорит и говорит с какой-то женщиной. Наконец, та попрощалась, напоследок чмокнув на весь магазин работницу прилавка, и вся такая оживленная (чуть под градусом, видно) проходит мимо. Совершенно неожиданно слышу свой голос: "А меня?" Веселенькая  дамочка (ей до ста еще очень далеко, но уже не 17, это точно) поворачивается ко мне и так же звучно целует, а после секундного раздумья, и во вторую щеку. Я, слегка обалдевший от такого поворота, левой рукой, где сетка несколько полегче, вдруг приобхватываю её за талию (не 120 см), и сам запечатлеваю скромный поцелуй на её щеке. Тут же вижу удивленное лицо молодого еще мужика, только что вошедшего в дверь. Моя обольстительница поворачивается к выходу, видит его и как-то уменьшается в росте. Мужик подходит к нам со словами: "Я не понял". Она совсем другим, уже бесцветным голосом, отвечает: "Да это – просто так", и быстренько направляется к соседнему прилавку. Я получаю хлеб и, сунув его в ту самую авоську, что в левой руке, выхожу из магазина. Около машины, которая, если и не «Мерседес», то уж точно - не "Жигуль", стоит мужчина, заходивший в магазин во время «наших объятий».  Когда я прохожу мимо, он, не меняя выражения лица, и не глядя на меня, бросает сигарету в лужу.  На обратном пути его правая рука хорошо въезжает по моей левой скуле, где еще виден помадный след "поцелуя Мери Пикфорд". Естественно, только сумки помешали мне своевременно принять защитную стойку (это по моей версии). «Ты что?» – говорю я, с удовольствием убеждаясь в том, что все зубы на своих местах, да и челюсть движется без особых затруднений. Он, не глядя на меня, лениво цедит сквозь зубы: "Да я ПРОСТО ТАК. Ты иди, иди домой, а то, был бы помоложе, наверняка, упал бы, ушибся больно, да и продукты рассыпал". Догадываясь, что "моей девушке" предстоит не самый приятный разговор, пытаюсь объяснить, что мы не знакомы, что все произошло просто так, спонтанно, чисто по моей инициативе после её объятий с продавщицей. И все это совершенно нельзя принимать всерьез и делать какие-то выводы. "Значит, говоришь, просто так?" вполне миролюбиво спрашивает белокожий Отелло и начинает меня разглядывать. Убедившись, что до Яго мне далеко, и оснований для ревности нет, он улыбается: "Ну, уж, ладно." и закуривает новую сигарету, а я отправляюсь домой. Понятно, что в лифте я тщательно стираю след от поцелуя. А скула чувствуется, похоже, синяк все же будет. Если бы эта, не совсем красивая история произошла не со мной, я бы по-стариковски начал зудеть: «Ну, молодежь пошла! Вот в наше время …". Действительно, в наше время лет 55 назад у каждой почти девчонки в альбоме для песен или в тетрадке для умных мыслей (была и такая), едва ли не на первой странице обязательно фигурировало (имело место быть) крылатое выражение "Умри, но не давай поцелуя без любви."  Менталитет той эпохи, формируемый и поддерживаемый книгами и кино, действительно, коренным образом отличался от нынешнего. И то, что я со 2 по 10 класс не разу не целовался с девчонками, было не исключением, а, скорее, правилом тех лет. И никто меня не убедит, что нынешние формы морали и поведения, старательно насаждаемые телевидением, книгами и газетами, являются более прогрессивными.
 Да, так к чему это я? Вот, например, 43 года назад, аккурат, на майские праздники, идем мы с Витькой и с нами девушка из нашей группы - "комсомолка, спортсменка…" После окончания демонстрации она на общегородской эстафете бежала один из этапов за наш институт, а это, знаете, не фунт изюму. Не помню уже, какое место занял институт, но настроение у нас было отличное, шли, болтали, с двух сторон с ней под ручку. Довели до дома, тут я на радостях вдруг и говорю: "А сейчас мы тебя просто так поцелуем, благо, руки у тебя заняты!" И одновременно с Витькой справа и слева – чмок в щечки. Её будто пчела укусила, вырвала руки, отступила на шаг и как … наотмашь махнет правой! Витька-то стоял справа, ну и принял весь удар на себя, "прикрыл меня своим телом". А ручка у той девушки была нормальная, да  и сама она вовсе не 45 кг весила, так что звук получился – что надо, да и ощущение у него было, – на двоих хватит и еще останется. Она и сама, похоже, растерялась, но быстро сказала: "Просто так ничего не делается", и зашла в крайний подъезд деревянного двухэтажного дома, коих в том городе было большинство. Кстати, про этот город  и сто, и двести лет назад говорили:  «N - это Треска,  Доска и Тоска".
   Ну,  а сейчас,  месяца не прошло после магазинного конфуза, не без участия детей появилась дома декоративная тарелка, где поверх парной фотографии написано "40 лет – любовь да совет!" И, если присмотреться, то в молодом женихе можно узнать Вашего покорного слугу (напряженно взволнованного), а  в девушке, – ни за что не угадаете, ту самую и комсомолку, и спортсменку, что отвесила Витьке звучную оплеуху, предназначавшуюся мне.  Кстати, а Витька женился на Лиде, тоже девушке из нашей группы.  Один раз приехал на завод, где она работала, просто так, в командировку, второй, и вот результат. Но им до рубиновой свадьбы ещё пахать и пахать, года три, наверно, (сначала Витька в  армии после института служил, потом был оргмомент). Сейчас он начальником ЦЗЛ химичит на том же заводе. А «химичит» я написал без кавычек, так как завод химический, и Лида там начальником ОТК  столько отработала, да и дочка тоже, так что, считай,  у них уже  просто так династия получилась.
 А вот Таня, тоже из нашей группы, так у нее свадьба  с Сашкой была на целую неделю раньше нашей. Тогда у них  и случился временной конфуз. Ну, первым подарком молодым были часы цвета голубого неба с пожеланием, чтобы те 10 лет, что часы будут служить, в их жизни не было бы ни облачка. Затем – электронно-механические с непривычной для тех лет точностью и запасом хода на год. Тут было сказано: «Чтобы и последующие 10 лет все шло у Вас  точно с запланированным. по дням, часам, минутам и секундам» (секундных стрелок тогда на больших часах мы еще и не видели). Когда же были поднесены следующие часы, все как-то слегка сжались, тем более, что двоюродная сестра была настолько подавлена создавшейся ситуацией, что не сообразила даже сказать что-либо вроде "Бог троицу любит".  Когда же, в завершение вручения подарков, появились четвертые часы, после секундного молчания все захохотали так, что едва стекла не вылетели. Тем и хороша студенческая свадьба, что любая проблема тогда была – не проблема.  Так что, этих подарков им как раз на сорок лет хватило. А на рубиновую свадьбу, что была у них в этом году  тоже на неделю раньше нашей,  теперь уже Сашка (пардон, Александр Викторович, третий человек в области), сам подарил жене морской хронометр, обрамленный штурвалом, не просто так, а с намеком, мол, правильно рулишь семьей, так держать! И, главное, этот точный  и дорогой механизм выполнен на 40 рубиновых камнях!
     А жена моя, надобно Вам сказать, порою (раз в 2 года) задает риторический вопрос: "И что это я за тебя вышла?" Я уж не берусь объяснять, что виною всему характерная для того менталитета  фраза "Умри, но не давай поцелуя без любви". Вы спросите: «Почему?» Отвечаю, - проще пареной репы, – раз она меня не наказала за поцелуй, и сама не умерла, значит, любила. И теперь уже ей ничего другого не оставалось, как выйти за меня замуж.
    Так что,  крути – не крути, а ничего ПРОСТО ТАК не происходит.



Андреевка, март 2003 г.