Евангелие от Матфея. Глава 4

Вера Солодова
Евангелие в стихах

----------------------------------
Иисус же Духом возведен был
В пустыню, чтобы искушенья
От дъявола там претерпеть.
Там сорок суток он постился,
Лишь после этого взалкал*.

Сказал Иисусу искуситель:
«Коль Божий Сын – скажи, чтоб камни
Сейчас же сделались хлебами!».

Сказал Иисус ему в ответ:
"Написано, что человек
не хлебом будет жить единым,
но всяким словом из уст Божьих".

Потом берет его диавол
И в святый город переносит,
На крыше храма поставляет
И говорит: «Коль сын ты Божий,
Бросайся вниз – Тебя поймают,
Должно быть, ангелы Господни –
Преткнуться в камень не дадут!»

Сказал Иисус ему на это:
«Не искушай напрасно Бога!»

Опять берет Его диавол
На гору, на вершину ставит
И говорит: «Вот царство мира,
Все это дам Тебе, коль падши,
Ты мне поклонишься с почетом».

И говорит Иисус на это:
«Так отойди же, сатана!
Я Богу буду поклоняться,
И одному Ему служить!»

Тогда Его оставил дъявол,
И ангелы Христу служили.

Иисус узнал про Иоанна,
Что взят Креститель был под стражу.

Иисус оставил Назарет
И удалился в Галилею.
А после прибыл в Капернаум –
В пределах Завулоновых,
А также Неффалимовых.

Народ, во тьме сидящий здесь,
Увидел свет, велик сиявший.

С тех пор Иисус стал проповедник:
«Покайтесь, – людям говорил, –
Ведь Царствие идет Небесно».

Он шел близ моря Галилеи,
Увидел рыболовов-братьев,
Петра с Андреем, и сказал им:
«Со мной идите, чтоб учить вас,
Как быть ловцами человеков».

Они, тотчас оставив сети,
За ним пошли беспрекословно.

Увидел Он других двух братьев,
Иакова и Иоанна,
Что в лодке сети починяли
С отцом своим, со Зеведеем.

Иисус призвал их. Оба брата,
Оставив лодку и отца,
За ним пошли беспрекословно.

Ходил Иисус по Галилее,
Учил народ по синагогам**,
Евангелие проповедал
И немощь в людях исцелял.

И слух о нем прошел великий
По Сирии тогда, по всей.
К нему больные приходили,
Недугом долгим одержимы,
К нему лунатиков вели,
Припадочных и бесноватых,
Расслабленных и безнадежных.
И всех Он тут же исцелял.

За ним народ ходил толпою
Из Галилеи, Иудеи,
С Десятиградья, Иордана,
А также – с Иерусалима.
------------------------------

*) Взалк'ть - (книжн. устар.) - 1. без дополнения - Захотеть есть.
2. чего и с инфинитивом - Почувствовать страстное желание чего-н. (поэт.).
**) Синаго;га (от греч. «собрание»; ивр. — «дом собрания»), после разрушения Иерусалимского храма — основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины.
...Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма, но и послужила основой выработанных в христианстве и исламе форм общественного богослужения.
Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни. Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет её микдаш меат — «малое святилище», как сказано:
...БОЛЬШИНСТВО ИСТОРИКОВ ПОЛАГАЮТ, ЧТО СИНАГОГИ ПОЯВИЛИСЬ ОКОЛО ДВАДЦАТИ ПЯТИ ВЕКОВ НАЗАД В ВАВИЛОНЕ, ЗА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ДО РАЗРУШЕНИЯ ПЕРВОГО ХРАМА.
...Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы — первые синагоги.
...В начале периода Второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине. Каждая община должна построить «дом собрания» (бейт-кнесет или синагога по-гречески), где бы евреи собирались на молитву в Шаббат, праздники и будни.
---------
Из истории Иерусалимских храмов:

...Иерусали;мский храм (ивр. «Дом Святости») являлся центром религиозной жизни еврейского народа между X веком до н. э. и I веком н. э.
...За годы своего правления царь Давид произвёл значительные приготовления для строительства Храма. Соломону Давид передал разработанный им, совместно с Верховным Судом (Синедрионом), план Храма.
...Соломон (970 — 930 гг. до н. э.) приступил к строительству Храма на четвёртый год своего царствования. Строительство самого Храма длилось 7 лет: с 957 по 950 гг. до н. э. гг. до н. э. (по другим данным, с 1014 по 1007).
...Вскоре после смерти Иосии (Иошияу) Навуходоносор забрал «часть сосудов дома Господня… и положил их в капище своем в Вавилоне».
...Спустя 8 лет после этого, при царе Иехонии Навуходоносор захватил Иерусалим и «вывез все сокровища дома Господня… и изломал… все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем»].
...Ещё через 11 лет, после того, как Седекия (Цедкияу) объявил отделение Иудеи от Вавилона, вавилоняне, под предводительством Навузардана, в 586 год до н. э. захватили Иерусалим вновь и на этот раз полностью разрушили Храм Соломона до самого основания. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. Ковчег Завета был при этом утерян.
...Второй Храм: Храм Зоровавеля (516 — 20 до н. э.)
Второй Храм — Храм, начало восстановления которого было положено в правление Кира Великого, реконструированный Иродом Великим и разрушенный после штурма Иерусалима в ходе Первой Иудейской войны римской армией, во главе с Титом.
...В 538 году до н. э., после завоевания Вавилонии, персидский царь Кир Великий издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм, разрушенный вавилонским царём Навуходоносором. Декрет устанавливал размеры Храма и содержал распоряжение об оплате расходов на его строительство и о возвращении Храму священной утвари, захваченной из Храма Соломона Навуходоносором].
...Работы по восстановлению Храма велись под руководством Зоровавеля (Зерубавеля), который был потомком царя Давида и первосвященника Иехошуа.
...Работы были завершены в третий день месяца адар, на шестой год правления Дария, что соответствует 516 году до н. э., через 70 лет после разрушения Первого Храма.
...Впоследствии, Второй Храм постигли новые удары. Когда в 63 году до н. э. Помпей после трёхмесячной осады овладел Иерусалимом, римляне взяли штурмом укреплённый Храм в День Искупления (Йом Киппур), покрыв его дворы многочисленными трупами.
...Помпей со всей свитой вступил в Святая святых, но не тронул священной утвари и храмовой казны.
...При завоевании Иерусалима Иродом Великим Первым несколько колонн Храма были сожжены и дворы Храма залиты кровью защищавших его. Тем не менее, дальнейшее осквернение Храма было Иродом остановлено].
...Обветшавший второй Иерусалимский храм не гармонировал с новыми великолепными зданиям, которыми Ирод украсил свою столицу.
...Примерно в середине своего царствования Ирод принял решение о переустройстве Храмовой горы и о перестройке самого Храма, надеясь этим актом приобрести расположение не любившего его народа.
...Объём работ был колоссальным, и они продолжались в течение 9,5 лет. Работы по перестройке самого корпуса Храма продолжались 1,5 года, после чего он был освящён; в течение ещё 8 лет Ирод с большим энтузиазмом занимался переделкой дворов, возведением галерей и устройством внешней территории. Работа по отделке и доработке отдельных частей здания Храма и строительство в системе дворов на Храмовой горе продолжалось ещё долгое время после Ирода.
...Так, ко времени, когда, согласно Евангелиям, в Храме проповедовал Иисус, строительство продолжалось уже 46 лет. Строительство было окончательно завершено лишь при Агриппе II, в период правления наместника Альбина (62-64 гг. н. э.). То есть, всего за 6 лет до разрушения Храма римлянами в 70 году.
...Начало антиримского восстания 66-73 гг. (Иудейская война I) ознаменовалось прекращением регулярных жертв за благополучие римского императора. При подавлении этого восстания римская армия, во главе с Титом, осадила Иерусалим. С самого начала осады военные действия сконцентрировались вокруг Храма.
...Осада и бои за город длились пять месяцев. Однако неоднократные попытки римлян овладеть стеной храмового двора не увенчались успехом, пока 9-го Ава (9 августа) Тит не приказал поджечь храмовые ворота. На следующий день в римском штабе состоялся совет относительно судьбы Храма.
...Согласно свидетельству Флавия, Тит намеревался пощадить Храм, но его подожгли римские солдаты.
...В то же время другой источник] сообщает, что Тит требовал разрушить Храм. Как бы там ни было, Храм запылал. Удерживавшие Храм повстанцы сражались до конца и, когда пламя охватило здание, многие из них бросились в огонь. Храм горел в течение 10 дней, а к сентябрю весь Иерусалим был превращен в руины. Храмовая гора была распахана. Римлянами были пленены почти 100 000 жителей. Общее же количество погибших от меча, голода и пленённых за время войны, по свидетельству Иосифа Флавия, было около 1 миллиона 100 тысяч.
...Таким образом, спустя всего 6 лет после окончания строительства нового, роскошного Иерусалимского храма, в 70 году н. э. он был разрушен. Это произошло в тот же самый день, 9-го Ава по еврейскому календарю, в который вавилоняне сожгли Храм Соломона.
...Часть храмовой утвари из разрушенного Храма уцелела и была захвачена римлянами — эти трофеи (среди которых знаменитая Менора) изображены на рельефах триумфальной арки Тита на римском Форуме.
...В настоящее время на месте Храма Соломона находится мечеть Куббат ас-Сахра (Купол Скалы, или Мечеть Омара).
...От Храма Ирода до настоящего времени дошли всего две руины: южная часть от западной стены внешней ограды Храма (известная как «Стена Плача») и заложенные блоками и застроенные т. н. «Золотые ворота» — бывшие входные арки в восточной стене.
...Утверждается, что эти ворота сами собой откроются в момент прихода Мессии.