Ибрагим Юсупов Балет - это моя жизнь

Анастасия Павленко
Балет – одно из самых возвышенных и красивых видов искусства, и радует то, что в Узбекистане оно поистине таковым остается на протяжении несколько десятков лет: узбекские постановки имеют большой успех далеко за пределами республики. А прошедший в прошлом году в Ташкенте Международный фестиваль  оперы и балета «Ташкентская весна», где приняли участие  приглашенные иностранные артисты, наглядно продемонстрировал, что отечественный балет ничем не уступает зарубежному. И в этом несомненная заслуга главного балетмейстера Государственного академического Большого театра оперы и балета им. А. Навои народного артиста Узбекистана Ибрагима Юсупова.

Ибрагим Юсупов в ГАБТе уже пятьдесят лет и на протяжении всего этого времени,  пройдя путь от балетного танцовщика, солиста театра, до хореографа и балетмейстера, он всегда дарил радость творчества всем, кто вместе с ним создавал и продолжает создавать спектакли, а их, к слову, более двадцати, двенадцать из которых идут на сцене по сей день. Это «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Жизель», «Дон Кихот», «Ромео и Джульетта», «Спартак» и другие. Директор ГАБТа Бахтияр Якубов однажды сказал об Ибрагиме Юсупове: «Это живая история. Пройдет время – меня могут не вспомнить, а вот Ибрагима Юсупова не забудут никогда». Благодаря  энергии и организаторским способностям И. Юсупова труппа театра неоднократно выступала за пределами Узбекистана и вот уже на протяжении 10 лет сотрудничает с японским театром «Тойота-сити балет компани». И совсем недавно в стране восходящего солнца с успехом прошла долгожданная премьера узбекско-японского балета «Урошима таро» («Принцесса морей») - детище Ибрагима Юсупова, Феликса Янов-Яновского и их японских коллег.

- Как оцениваете многолетнее сотрудничество с японцами?

- Очень плодотворными. Наше сотрудничество началось с приглашения японской балетной труппы в Узбекистан для участия в 1-м Международном театральном фестивале молодежных театров «Хумо», прошедшем в 1998 году. Тогда на сцене ГАБТа им.А.Навои японские и узбекские артисты с большим успехом выступили в балетах «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».  В те дни и зародилась идея совместной работы. За это время японские танцовщицы шесть раз приезжали в Ташкент, выступая с солистами узбекского театра. И столько же раз ездили в Японию узбекские танцоры. Кстати, на первом нашем спектакле «Жизель» присутствовала сама внучка императора Японии, которая  был в восторге от наших постановок П. Чайковского. Впрочем, как и японская публика, воспитанная на русском балете. Вообще, надо сказать, в этой стране очень любят балет – в небольших городках построены театры с хорошо оборудованной сценой и вместительным зрительным залом, но беда в том, что балетные  школы хотя и существуют, но не поддерживаются государством, как у нас. Они в основном выживают за счет спонсоров, а те, как правило, диктуют свои условия, что иногда не лучшим образом, по моему мнению,  сказывается качество спектакля. Другая проблема в том, что  в современной Японии больше внимания уделяется легким танцевальным жанрам, а классическое балетное искусство переживает кризис.

 - Что вылилось в вольной трактовке «Урошима таро» композитора Феликса Янов-Яновского, где либретто и начальная постановка была осуществлена вами, но окончательный вариант подготовлен японцами.

- Да, я был несколько удивлен, увидев премьеру, в которой во втором акте напрочь отсутствовала первоначальная задумка, в конце спектакля на сцене вдруг появлялась новая модель автомобиля «Тойота». Отмечу, что саму замечательную легенду о морской черепахе – своеобразном символе Японии, рассказал сам  художественный руководитель и режиссер-постановщик труппы «Тойота-сити балет компани» г-н Сува Хитоши. Я тут же написал либретто, которое откорректировал режиссер-постановщик ГАБТа Андрей Слоним, а затем наш замечательный композитор Феликс Янов-Яновский написал гениальную музыку. Мною осуществлялись постановки современных, модернистских балетов, но легенду задумывалось сделать именно в классическом стиле, полной японского национального духа. Для этого я специально посещал Японский культурный центр в Ташкенте, изучал семенящую походку японских женщин, движения национальных видов борьбы, потому что отрицательный герой в балете был бандитом, владеющим каратэ. В ГАБТе были сделаны эскизы декораций морского побережья Японии ( впоследствии  заменены), сшиты великолепные костюмы (переделаны), и в результате получилось совсем не то, что задумывалось. В этом наши взгляды с господином Сува Хитоши разошлись.

- Возможно, сказывается, что вы человек старой закалки.

- Нет, я спокойно воспринимаю современные постановки, меня радует, что балетное искусство не зацикливается на одном и том же. Но есть вещи, которые требуют именно классического подхода. Поверьте моему опыту и знаниям, которые я получил у таких легенд балета, как Г. Уланова, В. Васильев, М. Лиепа и многих других. Пять лет я учился в ГИТИСе, под руководством замечательного педагога Ростислава Захарова, позже в течение года стажировался в Большом театре России у знаменитого хореографа,  новатора в балетном искусстве Юрия Григоровича. Хочу сказать, что японскую легенду в скором времени я намереваюсь поставить на ташкентской сцене.

- С какими трудностями приходится сталкиваться здесь, в Ташкенте?
 
- Хотя лично для меня деньги никогда существенной роли не играли, но артисты не могут жить на одном энтузиазме. Нет, у нас получают зарплату, однако, она весьма скромная, поэтому многие танцоры вынуждены подрабатывать в совершенно чуждой их профессии области. Впрочем, так бывало и раньше – в бытность моей учебы в Москве я, например, подрабатывал грузчиком на Курском вокзале. но сейчас другие времена, другой подход к искусству. В этой связи обнаруживает себя  текучесть кадров. В прошлом году, к Международному фестивалю, мною была подготовлена великолепная труппа, сегодня часть из этих танцоров работает в зарубежных театрах. Остаются настоящие патриоты ГАБТа.  Еще одна проблема – нехватка мужчин в балете. К сожалению, многие родители до сих пор не понимают, что работа в балетном искусстве прекрасна. Она развивает не только физически, делая человеческое тело красивым, но  духовную культуру.

- А как вы сами пришли в балет?

- Я воспитанник детского дома №20, где была творческая атмосфера - устраивали вечера у костра, к которым ребята готовили художественные номера, проходили встречи с деятелями искусства и культуры. Кстати, впоследствии многие воспитанники детдома стали артистами сцены, музыкантами, художниками. Когда пришла пора мне определяться, то с выбором колебаться не стал - выбрал Ташкентское хореографическое училище.

- Кто сегодня танцует на сцене ГАБТа?

- Я горд, что работаю с такими мастерами сцены, как заслуженные артисты Узбекистана Замир Нурымбетов, Андрей Шалберкин, Амина Бабаджанова, Вадим Геллертов, Эскандер Меналиев, Тамила Мухамедова (блестяще выполняющая 32 фуэте),  грациозная Динара Мустахишева, Равшан Чарыев и другие. Я очень ценю в артистах балета не только технику танца, но и их артистизм, умение вкладывать свой характер в создаваемый образ. Поэтому, когда к нам приходит молодежь, я сразу ставлю перед ними высокую планку, даю шанс юным дарованиям проявить себя.

- Каково отношение отечественной публики  к балету?

- В столице очень любят балет, и на каждый спектакль приходят целыми семьями. Посмотрите афишу, не каждый зарубежный театр может похвастаться таким репертуаром. Для привлечения зрителя мы стараемся делать спектакли красочными. Другое дело, что балетное искусство у нас не так разрекламировано, как в России. Нет полноценных критических статей в прессе.

- Что могли бы пожелать нашим читателям?

- Каждый день я прихожу в театр - это моя жизнь. Без творчества я просто не мыслю своего существования. Поэтому хотелось бы, чтоб больше было соратников, а для этого людям нужно время от времени соприкасаться с прекрасным и посещать  театр.