Голубой Дунай

Александр Щербинко
Голубой Дунай

   Автомобиль стремительно двигался по казахстанской песчаной степи, поднимая за собой огромный шлейф пыли. Солнце стояло в зените. Жарко, если не сказать больше…
   Слева, за рулем сидел я, справа начальник штаба полка Александр Царев. После бессонной ночи и предыдущего дня голова разламывалась,  чертовски хотелось спать. Вчера был наш звездный час, ради чего мы прибыли на полигон. Стрельбовый день.  Наш полк, в составе дивизии ПВО  выполнял плановые полигонные стрельбы по мишеням на полигоне Сарышаган. 
   Куда мы ехали? А ехали мы на командный пункт полигона. Цель была одна - добыть схему налета авиации. Такую задачу поставил командир полка, так как он не хотел снижения оценки по отчетным схемам за налет. 
    А повод для сомнения у него был. Для  обеспечения радиолокационной информацией боевых частей истребительной авиации и зенитных ракетных войск существуют радиотехнические войска.  В нашей радиотехнической части боевую задачу на радиолокационной технике выполняют два коллектива, условно разделенных между собой – это инженеры и офицеры боевого управления.
     В данном случае инженеры, которыми руководил я, заместитель командира полка по вооружению, с задачей справились на «отлично» - во время боя ни один локатор не отказал.
      К сожалению, офицеры боевого управления – командиры подразделений, оперативные дежурные, командиры всех рангов не справились с потоком информации и не успевали его обработать и качественно выдать на обеспечиваемые боевые части и на вышестоящий командный пункт дивизии ПВО. Более того, отчетные схемы были такими противоречивыми, что отчитываться по ним было бы проблематично. 
      Замысел командира был прост – прорваться на командный пункт полигона и добыть схему налета. Для этого я надел форму рядового авиации, а начштаба подполковник Царев форму полковника авиации. Мы были как разведчики. Я прикинулся водителем, а Царев прикинулся большой шишкой, из проверяющих, может быть даже из Москвы. Сели в автомобиль. Я за руль как рядовой боец. Александр как старший машины. В армии в каждом автомобиле должен быть старший машины. Без старшего машины водитель мог растеряться и проехать на красный светофор. В пустыне светофоров не было. Тогда без старшего машины водитель мог натворить такое что …. 
       Короче, он должен быть и точка.
Автомобиль был ГАЗ-69. Как попал на полигон это чудо советского автопрома?  А дело было так. Начальник автослужбы полка майор Двинин, готовясь на полигон, пытался высказал мне свою идею:
       - Товарищ подполковник, зачем в песках убивать Ваш новенький Уазик?.  Может, подготовим ГаЗ-69?. Преимуществ много.
       Во - первых, прибывающее начальство из штаба армии всегда имеет такое стремление подложить себе на полигоне автомобиль под зад.  А легче всего машину отобрать у зампотеха.
       Во -  вторых … -  он задумался  и больше ничего не смог придумать.
А надо сказать главный автомобилист полка был очень хозяйственный и опытный офицер. Не дождавшись его медленных дальнейших рассуждений, я остановился на «во первых». Это был очень веский аргумент. Действительно желающих из числа больших военно-начальников из дивизии и штаба армии  иметь на полигоне под собой автомобиль было больше чем таких автомобилей. Отобрать, конечно, могут запросто.
         На этом и утвердил предложение автомобилиста.
Надо сказать, он преподнес мне сюрприз. Шла подготовка к учебно-боевым стрельбам. Я мотался по подразделениям, готовил специалистов на полигон. Ездил,  выбивая запасные части для локаторов на склады округа. Тренировал водителей заезжать на железнодорожную рампу. В это время  он совершал задуманное. 
       Утром я начал проводить смотр машин готовящихся к отправке на полигон.
У ворот мастерской стояло голубое чудо, сверкая блестящими боками на солнце. Автомобиль был в идеальном состоянии. Даже брезентовый верх был вытащен из НЗ и источал запах свежей ткани.
       Почему голубой? - Спросил я у майора Двинина. Он долго мялся, но прапорщик – начальник мастерской коротко ответил:
        -  Другой не было.
        Оказалось, что вся краска цвета хаки пошла на тягачи, водовозку и другие машины, которые готовились к отъезду на полигон. А на ГАЗон её просто не хватило.
         - Товарищ подполковник, - вдруг прорвало Динина,  – Вот Вы едете по дороге. Стоит ГАИшник  и махает палочкой своей полосатой. Останавливаетесь, а  он видит - военные и махнет палочкой, мол, ехайте дальше, зачем ему связываться с военными?
         - Или вот, Вы едете по дороге. А там стоит ВАИшник. Видит, голубая машина едет - скривится мол, ездят тут всякие гражданские. А как проехали мимо, он увидит что номера то военные. Но поздно палочкой махать то, вы уже проехамши…
Как,  здорово?
          - Здорово… -  соглашаюсь я.
        Так мы с начальником штаба оказались в этом голубом чуде. Надо сказать, что автомобиль здорово выручал перед началом стрельб. Целую неделю по утрам я развозил инженеров готовить технику. Если надо было подвести какую запчасть, или  надо было перевести специалистов от одной к другой станции, которые разбросаны по пустыне, то лучше машины не придумаешь.
       Итак, едем по бетонке, что ведет в Центр боевой подготовки, на командный пункт полигона. Перед въездом в ворота Центра стоит дежурный инспектор ВАИ. Издалека увидел облако пыли, стал в боевую стойку. Увидев голубую машину, даже отвернулся: наверное, какой то председатель колхоза едет. Солдат на воротах открыл очень неуверенно ворота, но мы уже проехали пока он соображал, что это за машина и стоит её пропускать или не стоит.  Зашли на командный пункт. В форме полковника Царев выглядел внушительно.
       - Ну-ка дайте взгляну на налет, - властным голосом приказал он оперативному дежурному.  Тот кинул кальку на стол, не отрываясь от игры в шиш-беш со штурманом. Минут пять ему хватило, чтобы разобрать, кто куда летел и сколько целей было в группах. И все же на ладони написал шариковой ручкой для большей надежности, временные характеристики основных маршрутов полета. Тут же развернулся, небрежно кинул кальку на стол:
      – Возьмите!,  и вышел из командного пункта. Дальше нужно было снова проехать мимо  ВАИшника.  Солдат открыл ворота еще быстрее, чем при въезде, наверное, потому что решил быстрее избавиться от нарушителя въехавшего на территорию Центра без пропуска. А нет нарушителя, нет и нарушения. Голубой автомобиль  выскочил на бетонку за ворота Центра. ВАИшник, уже заподозрив неладное приготовился махнуть палочкой. Но начальник автослужбы  - сам часто стоял с палочкой на посту – был хорошим психологом. Когда проехали пост, инспектор вдруг увидел военные номера и стал отчаянно махать палочкой и кричать:
        -  Стой, стой!,  поднимая клубы пыли, автомобиль быстро набирал скорость.
       В зеркало заднего вида я видел мечущуюся фигурку прапорщика,   но было поздно.
       За свои подвиги автомобиль получил название Голубой Дунай.  Почему? - Не знаю. Просто назвали и все.  Но название прижилось.
Царев по памяти нанес на планшет весь налет и расписал, повременно сверяясь с написанным на ладони. Отчитались, конечно, на пять. Так Голубой Дунай внес  очередной раз свой скромный вклад в общую отличную оценку полку за боевые стрельбы.