Поединок гяура с пашой

Inana
Картина Эжена Делакруа 1826 года - а поединок продолжается через века 1826-1915-1988-1994...
               

Армянский  вопрос, Ногалес и афротурки

«...  я бы хотел обратить внимание на фундаментальный вопрос, на который наше политическое руководство (между прочим, и оппозиция также) закрывают глаза. Это Армянский Вопрос, или вопрос безопасности Армении. Главной целью враждебной политики Турции и Азербайджана по отношению к Армении является ее уничтожение. Но вопрос этот почему-то игнорируется нашим политическим руководством и нашей “непримиримой оппозицией”. Они не хотят видеть территориального характера Армянского Вопроса...»
                Армен Айвазян - доктор политических наук, директор Центра      
                стратегических исследований “Арарат”. Эфир, №39 от 25/09/08.


     Геноциды творятся на всей земле в течение тысячелетий.  Мой народ  пережил два геноцида в начале и в конце XX века.  Происходят   геноциды  народов  прямо сегодня. 
    Данная статья ставит  задачу проанализировать фрагмент  развития взаимоотношений, описанный  в книге «Четыре года под полумесяцем» очевидцем событий 1915 года  Ногалесом,  в контексте общей ситуации в человечестве и, привосокупив  лично пережитое в 1988-1994 гг., прийти  вместе с читателем  к верному  выводу, помогающему  современному человеку выжить достойно в условиях вызовов нового столетия.
            

1.Круг, который замкнулся

 «Женщина что-то говорит, губы шевелятся, но слов не слышно. А мой взгляд упорно держится на свертке. "Господи, это же ребенок!" - делаю я для себя открытие. К горлу подкатывает комок. Хочется упасть на четвереньки и вывернуть наружу все свое нутро. У ребенка наполовину размозжена голова. Кровь и мозги уже застыли, подсушенные временем.
...
Кажется уже никогда не выветрится  запах горелого и разлагающегося человеческого мяса. Кажется навсегда исказили психику детские головы, расколотые о стены домов, трупы изнасилованных толпой женщин, с торчащими между ног бревнами и бутылками, трупы мужчин с отрезанным мужским достоинством».

Это  не отрывок из книги  Рафаэля де Ногалеса «Четыре года под полумесяцем», описывающего геноцид армян 1915 в Турции, хоть и  похоже практически один к одному. Вышеприведённая цитата является воспоминанием советского солдата  о событиях в Фергане  в 1988 году.  А изнасилованные толпой женщины – самые натуральные турчанки. Убитые младенцы,  зародыши из распоротых материнских чрев – не родившиеся турки,  обезображенные мужчины – тоже турки.
   Скажете, какая тут связь? Прямая.  Насилие, жуткое злодеяние, как правило,  всегда  бумерангом возвращается к насильнику и убийце, но в такой форме, возможно, с такой стороны, что никому и в голову не придёт, что  обрушившаяся на его голову «катастрофа» – возмездие за  его собственное преступление против Высшей Силы.
           Впрочем,  можно ли назвать возмездием  последствия от предпринятого действия?
      Дети учат в школе:  вырубают деревья – исчезают вода и чистый воздух,  уничтожают  змей – появляются полчища   обнаглевших крыс, приводят в цепях рабов – навсегда теряют добрую старую родину с её культурой, традициями и демографическим раскладом.
       Когда  турки-месхетинцы  появились в Азербайджане, никаких  комментариев о том, как и почему  произошла их трагедия в Фергане,  в азербайджанской прессе не последовало.  Родственность первого, второго и третьего народов  послужила причиной для сглаживания «семейного» скандала.   Турок  азербайджанцы поселили в Ходжалу, – не нашлось пострадавшим братьям  места ни в солнечном  Баку, ни в субтропиках Ленкорани (удивительно, но  на исторической родине - в Турции тоже не нашлось). Позднее,  в 1992, из Ходжалу турки  попали  в армянский  плен. Случайность? Или же  урок  сегодняшним туркам о том, что части турецкого этноса пришлось  расплачиваться, грубо говоря, «натурой» за совершённое  турками в 1915-м  преступление  против  Человечности. Урок, который предстояло получить их братьям-азербайджанцам,  уже  осуществившим Сумгаит, проводящих  перманентную резню  армянского населения  в Агдаме, Кировобаде, сёлах Карабаха и настолько обнаглевших от молчания  общественно-политической мировой элиты, что не постеснялись и не побоялись  устроить резню прямо в своей столице Баку в январе 1990-го. Урок  организаторам армянских погромов на этот раз  был преподан в виде военного поражения азербайджанской стороны в Карабахской войне, последствий от от их преступлений  не пришлось ждать годами.  Сейчас трудно сказать, как бы развернулись события,  если бы трагедия турок-месхетинцев была бы воспринята их братьями как предупреждение и  была бы проанализирована ими достаточно серьёзно. Мы знаем то, что произошло потом.
        Часть  турок-месхетинцев  из  Ферганы  была  размещена  в нечерноземной полосе России,  оттуда уже  они  потихоньку начали эмигрировать в США.
       Всё  это  в  миниатюре, во сто крат  уменьшённой всегда  великодушной к туркам Историей,  очень напоминает круги  ада,  пройденные армянами, вплоть до виз  в США.
      А  пару лет назад  Турция, вспомнившая, наконец, о своих детях по этносу, устроила  что-то вроде  Всемирного  Съезда  турок-месхетинцев, где  громогласно прозвучали требования восстановления исторической справедливости (!)  и  возврата турок-месхетинцев туда, откуда они были изгнаны, - в Грузию, на что Грузия дала добро официально.
Что ж,  историческая справедливость  – дело святое. А  подобный  прецедент –  подарок   со стороны Турции наследникам тех, кого она изгнала со своей исторической родины в 1915-м.
    
«Правительство Саакашвили приняло очередной документ, определяющий порядок возвращения нашего народа, даже начало сбор очередных документов, но никакой реальной репатриации не идет», – говорится в обращении лидеров турецко-месхетинской общины Краснодарского края, которое поступило в редакцию газеты «ВЗГЛЯД».
         Проблема усугубляется тем, что Грузия создает массу препятствий возвращению месхетинцев. ... Провинцию Самцхе-Джавахети давно уже плотно заселили армянами, а исторический конфликт турок и армян (обвиняющих турок в геноциде своего народа) еще не исчерпан.
                По материалам российской печати


                2.  Книга  Ногалеса

«...материалы книги обличают истинные, долговременные и неизменяющиеся цели тех сил, которые, прячась за спинами участников этнического конфликта, организуют жуткое истребление другого народа, который, по мнению организаторов массовых убийств, им неудобен по тем или иным соображениям. При этом нанятые или изощренно одурманенные палачи не подозревают о своей жалкой исторической роли кровавых марионеток, роли пушечного мяса, роли группового зомби на службе у темных и подлых сил» . 
Главный редактор «Русского Вестника» Алексей Алексеевич Сенин   о выпущенной  издательством «Русский Вестник»  книге Рафаеля де Ногалеса.

       Среди  множества документальных материалов  и художественной литературы, посвящённых  геноциду армян в Османской Турции, книга Рафаеля де Ногалеса привлекла моё  внимание тем, что она практически  является  единственным в своём роде  «материалом с противоположной стороны».  Я  считаю  не только необходимым, но и очень полезным анализ и изучение  таких материалов, несмотря на  мнение  некоторых  уважаемых мною профессиональных литераторов, что  книга  Ногалеса вредна, потому что Ногалес пару раз похвалил турецких солдат и пару раз неодобрительно высказался об армянах. Объективен  Ногалес в обобщённой оценке  национальных черт армян, с которыми не имел возможности общаться по вполне понятным причинам, или нет - лично для меня вопрос второстепенный, суть дела совершенно в другом.    
       Надо знать  и язык врага, и его менталитет, чтобы  суметь воспользоваться ими для проникновения в его стан – как  на поле боя, так и на поле информационной войны.
     Турецкая проза, как таковая, сформировалась довольно поздно, в XIX веке; стремящиеся следовать реалистичным традициям Запада  прогрессивные  основоположники турецкой прозы иногда  смело высмеивали сановников, рисовали картины варварства провинциальной жизни, беззакония властей. Но никогда не  покушались на  тему национального гнёта, неравенства  граждан Османской империи по этническому и религиозному признаку,  тем более  зверств османских войск  во  время  завоевательных  походов на Балканах,  Ближнем Востоке. 
     А что интересовало турецких писателей в «то время»? Роман Решада Нури Гюнтекина  «Птичка певчая»  написан в 1922-м году и описывает ту самую Анатолию в роковой 1915 год.  Самому Гюнтекину было в это время  целых 26 лет, к тому времени он закончил литературный факультет Стамбульского университета  и, вероятно, имел возможность, пораскинув собственными  мозгами,  разобраться в том, что же  происходило в 1915-м в Анатолии на самом деле.  Мы  находим в его романе  поверхностное описание войны  в том контексте, что весь мир несправедливо ополчился на  османский народ.  Зверства турецких  жандармов, массовые убийства армян,  преступные действия младотурецкого правительства  по осуществлению геноцида на территории Западной Армении совершенно не  затронули общественную мысль Турции  – учителей, врачей, средний слой. Разумеется,  тема геноцида армян даже в  современной  Турции - табу.  Турки хорошо понимали, что именно они совершают, и  весьма  старательно заметали  следы.      
   Ногалес  свидетельствует о том, как  в лучшем  случае уничтожались  фотографии, сделанные иностранцами,  иногда  очевидцев-иностранцев просто устраняли, его самого пытались убить.
      Книгу Ногалеса можно считать  примером  турецкой  военной  мемуарной  прозы, раскрывающей преступный механизм геноцида изнутри, день за днём, вслед за поступающими по телеграфу командами сверху.
      Военная проза  всегда интересна именно своей правдой, присущей  военным людям прямотой,  отсутствием каких-либо схем, в соответствии с  которыми даже великие писатели, проповедующие в своих  антивоенных произведениях гуманистические идеалы, выстраивают  свои сюжеты,  иногда попирая эту самую правду.  Профессиональные писатели, являющиеся  непрофессиональными военными,  любой национальности любят вставлять в сюжетную нить своих произведений случаи братания, например, или когда женщина из одного лагеря спасает  раненого вражеского воина или  обречённого на смерть  ребёнка врага. 
    Братания действительно имеют место быть на войне, - но вот постулат о том, что война простым людям не нужна – не бесспорен.  Разве не нужна была война Мехмета против Византии  даже очень простым и очень угнетённым туркам современного Стамбула?  А кому война не нужна, тот навсегда теряет свой дом и землю, на котором этот дом стоял и, вроде, должен был стоять всегда. Но вот меняются границы государств,  - и тысячи простых людей, не пожелавших воевать становятся «неугодным народом» уже, оказывается, на чужой земле.   
       Знакомые нам с детства образы дружбы народов и воспетые в произведениях литературы как  эталонные братство Зверобоя и Чингачгука,  материнская  любовь Мамушки к Скарлет О’Хара,  преданность слуги-индуса к англези-сагибу,  случаи, когда немцы с риском для жизни спасали евреев и советских солдат  из концлагерей , а также многочисленные смешанные  браки  вместе с армией  полукровок никогда не решали и не решат  межэтнических проблем - поликорректного названия территориального вопроса и его следствия – «вопроса неугодного народа».
         В  романе «Сказка последней мысли» Хильзенрата  Дева  Мария в образе турчанки усыновляет новорожденного Товму Хатисяна, чью мать убили турки,  а её супруг Юсуф говорит: «Вот, смотри, самый беспомощный свидетель в этом мире и самый глупый одновременно, ведь он даже не понимает, свидетелем чего он является».
«Какая разница, понимает он это или нет, – сказала Мария. – Важно то, что однажды он сможет засвидетельствовать, что не  все люди злы».

Эдгар Хильзенрат – немецкий писатель, автор романа о Геноциде армян 1915 года «Сказка последней мысли» (1989), за которую получил премию А.Дёблина, а в 2005-м году -  премию Президента  Республики Армения.

     Не все люди злы...
       Разумеется,  писатели имеют право на вымысел.  А читатель имеет право довольствоваться только теми произведениями, которые полностью  укладываются   в     представления, подстриженные под услышанный им откуда-то (толком и не разобрав, откуда именно) звон о толерантности, о себе, своём народе,  войне, которую его народ пережил, и о тех, с кем он воевал «не по своей воле, а по воле третьих сил, сталкивающих добрых соседей».  Но как бы   такой читатель не превратился в ребёнка, насмотревшегося сказок про  добрых мишек  и протянувшего в клетку с медведями в зоопарке свою  ручку,  которую  вполне нормальный медведь откусил.   

Один из экспонатов Военного музея в Стамбуле   гласит:
  «Очевидец падения Константинополя писал: «Бедные в один миг становились богачами: все палатки ломились от золота и серебра и были полны красивых мальчиков и прелестных девочек».
   Все экспонаты музея  отражают военную историю страны с момента завоевания Константинополя до наших дней. В Турции особая любовь к военным реликвиям, а сам музей находится в ведении Министерства обороны, поэтому никаких проблем ни с экспозиционными площадями, ни с деньгами нет.


                3.  За  что?

Ногалес, рождённый  в далёкой  Венесуэле и оказавшийся  офицером  турецкой армии,  пытается  понять  причины геноцида  армян.  Хотя  для  захватчиков чужой земли причина  геноцида  коренного  населения  всегда  одна – расчистить  для себя  и своих  отпрысков место, истребляя  истинных  хозяев и их детей.   Но  об  этом завоеватели никогда не говорят,  прикрываясь  фиговыми листочками разного размера, сообразно своему  менталитету и ценностям.
   Какой  фиговый листок   предъявили турки Ногалесу, миру и себе самим? За  что  были  истреблены в самой жестокой, безжалостной форме  более  миллиона  армян в  Турции?
Ну, конечно же,  только одного обвинения в «неверности»  было недостаточно даже для внутреннего пользования.  Турки состряпали два  фиговых листочка. Начнём с того, что  чуть-чуть побольше.
               
«Не  сомневаясь в поддержке со стороны  России,  они (армяне. – Е.А.)  собирались силой захватить  несколько  турецких  провинций,  а именно Битлис, Ван, Эрзерум, и создать на их территории Свободную Армению, где они могли бы править  от имени Российской империи и эксплуатировать остальное население, состоящее из бедных магометан».

Что ж,  не  очень большой по размеру, но немного прикрывающий срам фиговый листок для  того, кто хочет  быть обманутым.
Ногалеса  тоже поначалу  обманули.  Потому что он  совершенно  искренне поверил турецкой пропаганде об Армянской революции. 

 «Каково же было  моё удивление, когда я понял, что агрессоры  вовсе не армяне, а  сами городские власти. Поддерживаемые курдами и местным населением, они осаждали и грабили армянский квартал, где триста-четыреста ремесленников-христиан отчаянно защищались от этой разбушевавшейся толпы подонков». 
Здесь Ногалес описывает объятый пламенем Ван и деревни Ванской провинции, где армяне хоть как-то оказали сопротивление. В других местах их положение было ещё более безнадёжным и ужасным.
Мы  ещё вернёмся к турецкому фиговому листочку под номером один.  А сейчас  посмотрим на  фиговый листок номер два.
 Ногалес  предъявляет нам  турецкую «установку»  о том,  что христиане  обогащались  и имели возможность  дать образование  своим детям, тогда как мусульманские крестьяне прозябали в нищете  из-за того,  что были обязаны  отбывать воинскую повинность  и потому  меньше  занимались земледелием.   
     Самоопровержение этого  абсурда  мы  находим уже  через  несколько  абзацев,  где Ногалес  рассказывает о том,  что  самыми образованными и дисциплинированными  офицерами  турецкой армии  были  армяне. Они служили  также  рядовыми  солдатами,  практически  все телеграфисты  также были армяне.
        К сожалению, за свою преданность  армяне  всегда получали турецкую «благодарность»,  выражавшуюся в  произволе над оставшимися  дома их семьями, попирании  их национального достоинства,  что  заставило наиболее смелых – не всех –  армян принять решение помогать русским в их  войнах с Турцией.

«Лучше укачивать живое дитя при русских, чем мертвое при турках»,–- говорит армянская мать из   романа «Сказка последней мысли».

Прекрасный повод  вспомнить  всем нам армянских героев  русско-турецкой войны 1877 года.
          Например, Эраноса Эраносяна, уроженца Варны,  который, работая телеграфистом в Балчике и  узнав о предстоящей резне в Каварне, предупредил ополченцев и сам принимал участие в битве. В память о его подвиге одна из улиц Варны носит его имя.   
         Еще более значителен подвиг Ованеса Соваджияна. Он был начальником вокзала, единственный владел азбукой Морзе. В то время командующий турецкими войсками в районе приказал отправить по телеграфу вопрос: разрушить ли город и население при отступлении? Ованес самовольно переменил текст ответа: отступить без огня и меча. Так был спасен Пазарджик. В городе установлен бюст героя и одна из улиц носит его имя.
Армяне  в массовом  порядке  призывались в турецкую армию.  Ногалес описывает позже, как  сам видел многочисленных  разоружённых  армянских  солдат,  под конвоем  копающих  могилы для себя.
     Армяне  всегда  были  лучшими   воинами  и до  создания независимой Армении  всегда служили  для других. Правда, служат  некоторые  и  сейчас  для  других,  предпочитая  взять фамилию жены, но  не вернуться на Родину – речь не об отщепенцах, отрёкшихся от отцовской  фамилии.  Армяне  всегда  достигали благосостояния  только  трудом в  поте  лица. А что  касается  причин того,  что  мусульмане мало  уделяли  внимания земледелию,  торговле и ремёслам  и не зарабатывали  своим трудом  благосостояние, как армяне, –  так  их  надо  искать  совершенно  в  другом  направлении. Кстати, Ногалес, сетуя на то, что турецкая кавалерия неумолимо сокращалась и сошла практически на нет из-за того, что турки совершенно не ухаживали за лошадьми и  безжалостно их загоняли, видел причину такого отношения в  образе жизни  их полудиких кочевых  предков, которых никогда ничего не заботило, кроме грабежа и разбоя. 
  А   мне  стенания по поводу  «богатых»  армян  до  боли  напомнило  «возмущение  истинных  азербайджанцев»,   прибывших  из отдалённых сёл,  тем,  как  много армян хорошо  живёт  в  Баку,  занимая  квартиры  на  элитных проспектах.  То, что армяне  кровью  и потом  зарабатывали  себе на  жизнь  адским  трудом на нефтепромыслах,   что  армянские меценаты строили для Баку театры, дворцы, общественные  здания,  парки,  –  представителей  «коренной»  национальности   абсолютно  не волновало.  Волновала только  мысль занять чужие дома и заработанное  не своим трудом добро –  всё,  как у тюрок 1000  лет назад, как  в 1896 году и  в 1915 году в Османской империи, как в  1988 в Сумгаите, Кировабаде, Агдаме, в 1990-м  в Баку, как в 1991-м в Карабахе, Геташене и Мараге...
     Будто  бы  не было семидесятилетнего «промывания»  мозгов  трёх  поколений  азербайджанцев – коммунистов и комсомольцев, в  полноценной  советской средней и  высшей школе  идеями интернационализма,  великими  европейскими гуманистическими  принципами   свободы, равенства, братства...
  В своё  время руководителей  Советского Союза,  объявивших генетику «лженаукой», справедливо обвинили в безграмотности.  Только ведь генетика – наука не только о помидорах и горохе.  Порой, когда слышишь «политкорректные»  речи  о толерантности, о победе  демократических   принципов  там, где  и сегодня разбой и убийство, торговля людьми и содержание в цепях рабов – норма жизни,  задумываешься о том,  учились ли  держатели данных  «прогрессивных» речей в средней школе,  знают ли они о генетике, культурологии, культуре повседневности?
      
«Я несколько раз говорил вам и сейчас повторяю: если чистка не будет всеобщей и окончательной, то вред вместо пользы неизбежен. Армянский народ надо уничтожить в корне, чтобы ни одного армянина не осталось на нашей земле и забылось само это слово – «армянин».
Возможно, некоторые из вас сочтут это зверством, скажут: какой вред могут причинить старики, дети и немощные, чтобы нужно было их уничтожать? Пусть будет наказан лишь тот, кто виноват; нападать же на сидящих дома женщин, стариков и грудных детей является варварством и дикостью и противоречит законам цивилизации и человеколюбия. Прошу вас, господа, не будьте такими мягкосердечными и милосердными, это опасная болезнь... Жестокость –  закон природы... Разве живые существа, даже растения, не живут, поедая и уничтожая друг друга? Я хочу, чтобы на этой земле жил и безраздельно господствовал турок, и только турок». 
                «Доктор»  Назим, главный идеолог пантюркизма.


                4.   Ненависть...
               
После обзора двух фиговых листочков Ногалес  подытожил:

...«именно  здесь кроется  истинная причина  той ненависти, которую турки  испытывали и продолжают испытывать по отношению к армянам».

        Возможно, мне, и как  унаследовавшей этот  вопрос от своей «тачкахай»1  бабушки,  и как родившейся,  выросшей и бежавшей из Баку армянке, видевшей Ненависть в  сантиметре от себя, есть что сказать по этому поводу.

Не убий.
Не возжелай себе жену ближнего.
Не желай чужого добра.
Не прелюбодействуй.

Как  могут относиться к людям,  живущим по таким законам, те,
кто убивают ради того, чтобы забрать себе добро жертвы,
для кого прелюбодеяние  в гаремах носит законный характер,
правитель которых,  по  своему закону, обязан обречь на смерть  братьев, чтобы взойти на престол?
Как может относиться правитель,  для которого  братоубийство – закон,  к своим подданным, для которых братоубийство – это один из высших грехов?
Он  их  ненавидит...

До  Абдул-Гамида,  распорядившегося  о  резне  в 1896 году,  турецкие султаны проявляли относительную терпимость  в отношении  своих христианских подданных, обогащаясь и существуя за их счёт, покуда туркам было где разместиться на просторах своей империи от Палестины до Европы. Но по мере того, как  от империи стали отваливаться значительные куски, туркам надо было просто обеспечить себе  крышу над головой,  расчистив для себя место.
  Вот  и причина для ненависти и убийств, а  повод  всегда можно найти.
И мы читаем про эти поводы у самого Ногалеса:

«После истребления в городе Битлисе армян, халдеев, сирийцев-католиков и несториан Джевдед направился в долину Муш, чтобы покарать непокорных жителей этого округа и тех, кто прятался в горах Сасуна. (Так  это называли турки, когда речь заходила об устроенной ими же резне...)»

  «...избрав предлогом «незаконное хранение оружия», турки начали осуществлять массовые депортации и убийства в городах Мардин, Диярбакыр, Мезире, Карпут и др. В них было покончено почти со всем христианским населением, а следовательно, практически со всей торговлей и процветающей промышленностью в провинциях Мамурет-эль-Асис и   Диярбакыр».

«Если повнимательней приглядеться к фотографиям, то тут же можно  было заметить, что на самом деле это была гора охотничьих ружей,  ловко прикрытых сверху боевыми винтовками. Это заставило меня заподозрить, что вся эта внушительная гора оружия  вовсе не была обнаружена Мехмедом Асим-беем, но служила лишь для того, чтобы обмануть  и впечатлить общественное мнение».

Вот и вся «Армянская революция»,  о необходимости которой  так  сильно заботились турки,  выдавая  данный   миф  за  причину своей ненависти к армянам.

К слову сказать, Ногалес описывает, как  арабы, сытые турецким владычеством по горло, открыто симпатизировали англичанам и  организовывали  вооружённые нападения на турок  при  наступлении англичан.  Но  даже  намёка нет на то, чтобы каким-то образом турки в ответ на это организовывали карательные  мероприятия в отношении мирного населения.

       Весьма  любопытны рассказы Ногалеса об  отношении магометан друг к другу, показывающие, что разговор о Ненависти,  бушующей на многострадальной древнеармянской земле, не ограничивается только турецко-армянской ненавистью.
 
«...мы (группа  турецких жандармов. – Е.А.) с  помощью курдов  пересекли широкую  реку. Курды, проводившие нас на другой берег, попытались предательски напасть на нас. Однако мы, предвидя это, уложили их почти всех первым залпом»

«Халил-паша  издал указ, в соответствии с которым  багдадские госпитали должны были превратиться в лазареты исключительно для инфекционных больных.  По этой причине  раненые, в том числе недавно прооперированные, были немедленно переведены в только что реквизированные дома.
Из сотен перевезённых раненых, часть из которых была в тяжёлом состоянии, треть погибла по дороге. Остальные же умерли через несколько дней на новом месте из-за халатности оттоманских  врачей»

«Тем  временем, привлечённые шумом сражения, нас (турецких жандармов, остановившихся на ночлег в  курдской деревне, и напавших на них курдов. – Е.А.)  окружили десяток или два турецких дезертиров, до того прятавшихся в горах. Увидев такое скопление курдов, которые воинственно вопили и готовились к штурму, они вместо того, чтобы прорваться к нам,  перепугались и  кинулись бежать к холмам, преследуемые курдами. Те, видимо, вскоре догнали их и убили».
   На мой взгляд, этот десяток  турецких дезертиров, не  пожелавших  исполнять  преступные приказы по уничтожению населения, терпя при  этом казнокрадство своих командиров, – единственные порядочные турки,  описанные Ногалесом.
         Перед нами проходит  галерея людей, с кем Ногалес встречался и служил. Офицеры – казнокрады сверху донизу, ворующие всё, вплоть до пайков для животных,  и  палачи  безоружных мирных людей, а также своих  собственных  солдат, иногда безжалостно брошенных  раненными, иногда просто расстреливаемых за непослушание. 
Губернаторы, не гнушающиеся открытым грабежом и разбоем  обречённых  на  смерть армян.
 Врачи, наплевательски относящиеся к своим же раненым солдатам,  бессовестно получающие  пайки за уже умерших, точнее умершвлённых.
  Ни одного не то чтобы благородного поступка  со стороны  турецких  гражданских или военных лиц,  а  даже  крохотной горбушки хлеба, протянутой депортированной, случайно оставшейся в живых сироте, мы не увидели на протяжении всего страшного повествования.
Только жестокость и мародёрство.  И ненависть...

   «Чтобы стало понятно, с каким преступным безразличием гражданские власти  Оттоманской империи относились к страданиям и мольбам  миллионов христиан, погибших во время этих расправ, думаю, достаточно вспомнить одну фразу, произнесённую великим везирем Талаат-пашой во время его встречи с американским министром Моргентау:
«Убийства? Ах да! Надо же мне было чем-то развлечься!»
                «Четыре года под полумесяцем», Рафаель де Ногалес       
               
                5. Фиговые листки  и «турецкий план»

Поразительно,  но  два малюсеньких  фиговых листочка, казалось, в течение многих  десятков лет должны были бы истереться  в  труху, но...! И сейчас  они на вооружении у  турок и, самое горькое, у некоторых  армянских  политиков, пытающихся в угоду своим хозяевам  найти «русский след» в нашей трагедии.
    «Геноцид  армянского народа, совершенный турками  во время войны 1914-1918 годов, был спровоцирован прежде всего  борьбой за свои права  восточных  армян».

Где борьба за свои права? Мы  видим только отчаянную, обречённую на поражение, потому что велась  в одиночку,  борьбу западных армян  просто за свою жизнь и жизнь своих  детей?! 

Ногалес пишет о наличии  армянских «разнообразных  центров и политических организаций, которые открыто выступали за установление в Турции конституционного режима».
     Позволю себе предположить, что все эти националистические армянские организации были наводнены турецкими шпионами и искусно использовались турецкими жандармами  для  создания провокаций,  как, например,  бессмысленные террористические акты,  о которых рассказывает Ногалес.
   « ...они внезапно захватили Оттоманский имперский банк в Константинополе...
Столь опрометчивый шаг послужил туркам  предлогом для того, чтобы зверски убить  прямо на центральных улицах столицы  более шести тысяч армян,  так что мировые державы даже не могли выразить протест против подобного  преступления.
 Впоследствии резня и погромы продолжались, хотя и не в таких масштабах, по всей Малой Азии вплоть до прихода к власти в 1908 году младотурок, положивших этому конец».

   Справедливой во всех отношениях  освободительной борьбы западно- армянского народа, как это было  у живших  немного  поодаль от турок  болгар, сербов, румын, греков,  не было  в силу и географических, и политических  причин.  Не было у армян, находившихся прямо под носом у турок, проживавших  в затерянных  деревнях  вперемежку с  курдами и турками,  внешней влиятельной силы за спиной, координирующей и организующей эту самую  освободительную борьбу. Не  было конспиративных явок, центров, сети  по всей стране с единым командованием, жёсткой дисциплиной,  вооружёнными  организованными  отрядами  и большими деньгами.  Даже  разбойников-армян не было!
Курды разбойничали,  бедуины, лазы и башибузуки,  а  вот армянских банд не было в природе!

...«мне  показался  любопытным  рассказ начальника  жандармерии (подчёркнуто мной. - Е.А.) о  том,  что русские ещё  задолго  до  войны распространили  среди  армян значительное количество оружия  и  боеприпасов  к  нему,  дабы  они  поднимали  восстания по  мере  того, как  они  будут  продвигаться  в  сторону  залива  Искандерон.
   По правде,  план  русских был  совсем неплох. (А был ли в действительности такой план, чтобы давать ему оценку? - Е.А.)  Неизвестно лишь,  действительно  ли у  армян хранилось  оружие, или  это фантасмагорические  домыслы  турецких  властей.
Ведь,  последние, привыкнув к своему мрачному  кровавому  режиму,  воображали,  что и  весь  мир  настроен  так же кровожадно, и в  первую  очередь  армяне,  которые, благодаря своей энергии и  талантам, в  конце  концов  стали  представлять настоящую угрозу  для младотурок: те, как ни стремились, не могли сравняться  с ними ни в чём, особенно  в  промышленности».

Ногалес  получил  на  этот  вопрос  абсолютно  точный  ответ и, честно  отображая  события 1915 года,  будучи  не  только непосредственным  свидетелем, но и  исполнителем  приказов своего турецкого  командования,  констатирует:

«Убийства  и  депортации,  без  сомнения,  являлись  частью хорошо  продуманного  плана  реакционной  партии,  возглавляемой  великим  везирем  Талаат-пашой и гражданскими властями, находящимися у него  в  подчинении. В  соответствии  с  этим  планом  он намеревался  расправиться  в  первую  очередь  с  армянами, затем с греками  и  другими христианами».

Вот  и  весь «русский  след» – просто  часть хорошо продуманного «турецкого  плана».
Другую часть «турецкого плана», уже не прикрытого даже  обрывком малюсенького  фигового  листка  и продолженного Ататюрком после  кровавого  Абдул-Гамида и  проворовавшихся и осуждённых турецким же судом  младотурок,  мир увидел  в Смирне в 1920-м. 
        Поразительно, но именно в 1920 году, когда после безоговорочной капитуляции  Османской империи эскадра союзных кораблей прибыла в Стамбул и высадила десант,  взявший  столицу под свой контроль,  когда практически  шла гражданская война между кемалистами и верными султану войсками  и, кажется,  просто руки  не должны были бы доходить до  жалкого остатка  армян в Смирне, никоим образом не угрожающего  туркам,  Кемаль  занимается самой насущной для турка (в случае Кемаля - исламизированного еврея)  проблемой – массовым убийством армян.
      Христианские кварталы Смирны  горели рядом с безмятежно стоящими на якорях  английскими и французскими  кораблями,  оставшихся в живых,  выбегающих из огня  армян и  греков  турки закалывали штыками, невзирая ни на возраст, ни на пол.  А  тех, кто доплывал до  европейских  кораблей,  европейские моряки  сбрасывали обратно  в  воду, показывая армянам наперёд  «европейскую  ориентацию» (каковую они демонстрируют  в наши дни. Ничего не изменилось).
    Правда, о  событиях в Смирне  тогдашний премьер-министр Англии держал  речь  в парламенте, но, как  всегда в отношении всё армян обошлось только  сотрясением воздуха.

Завершением  «турецкого  плана»  в 1925 году стал  геноцид  курдов, в результате которого только  по  официальным  данным было  истреблено  800 000 курдов. Не помогли курдам ни их винтовки, ни опыт разбойничьих набегов, ни «услуга», которую они оказали туркам при геноциде армян.   
 
 Насколько  хорош был «турецкий план» по расчистке  места для себя и своих детей,  видно  сейчас.
  Противостояние курдов и турок  выражено в виде  непримиримой  вооружённой многолетней и кровопролитной борьбы. Курды, жёстко сидящие на  целиком очищенных  от армян Малатии,  Диярбакыре, Ване и Эрзеруме, составляют в разных местах от 95 до 99%  населения и считают себя хозяевами этой земли, куда турки пока  вхожи только   силой оружия.  Рано  или  поздно турки, пока имеющие  преимущество в виде административного ресурса, потеряют это временное по своей природе преимущество и ... 
получат  сполна то, что посеяли в 1915-м. Частично турки  получили своё уже  в  1916 году.  Тогда это были сдача русским  войскам Вана и Битлиса, мор собственного населения  от голода и тифа с холерой и  отброшенные  далеко назад  экономика и промышленность, навсегда потерянные  для  казны миллионы Гюльбенкяна и других армянских бизнесменов мирового уровня, а также  общее военное поражение Турции и кровавые «внутренние разборки»  между  собой в борьбе за власть.
 
90-100  лет  в истории  – очень недолгий срок для того, чтобы проявились последствия  за  совершенные  преступления. Развязка   может наступить  и через  200, и  через  300  лет.
 
Абдул Гамид II (1842-1918), султан Турции в 1876–1909гг.  по прозвищу «красный султан», которое получил за организацию кровавых погромов армян. В 1909г. низложен и арестован, в 1918г., согласно новым, рассекреченным данным,  убит.
 Наследный принц Юсуф  Иззетдин-эфенди убит младотурками (ему перерезали вены).
Талаат, министр внутренних дел Турции (1913-1917), главный организатор геноцида армянского народа, сбежавший вместе с Энвером и Джемалем  в 1918 году на немецком миноносце, убит в Берлине в 1921г. .
Энвер –застрелен в августе 1922г. советским чекистом Акопом Мелкумовым при попытке перехода в Афганистан.
Джемаль – убит в июне 1922г. в Тифлисе.
Кемаль Ататюрк умер своей смертью в возрасте 57 лет от цирроза печени в результате алкоголизма. Удочерённая им армянская сирота стала первой в истории Турции лётчиком-женщиной, её  родная сестра  по воле судьбы оказалась в Армении.


               


                6. Без комментариев

« Особенно нам задали жару казаки, каждый из которых вёз на крупе своего коня по
ребёнку».

«...нас заметил  армянин  и начал  стрелять  из окна... Пока армянин пытался понять, почему враг испугался, его шею обвили две тонкие ручонки... Повинуясь отцовскому чувству, армянин всё же инстинктивно обернулся к дочери – на какую-то долю секунды. Но этого было достаточно. Ахмед-бей выстрелил и снёс армянину полчерепа».

«Армянская женщина – это верная жена и непревзойдённая мать, в то время как армянин не жалеет ни средств, ни самого себя ради того, чтобы дать своим детям «европейское образование», по возможности не только среднее, но и высшее».

«Когда прозвучал сигнал отправляться, эти грязные, одетые в лохмотья скелеты  стали подниматься. Они воплощали всю горечь человеческого существования, взывающую  к небесам. Эти несчастные медленно удалялись, сопровождаемые толпой курдов  и всякого местного сброда. Они не отставали от своих будущих жертв, как стая грифов-падальщиков. Эти подонки осыпали бедняг проклятиями и размахивали кинжалами перед их носом. Единственный грех этих несчастных пленников заключался в том, что они были христианами».

«После заключения перемирия  Халил, Джевдед и ещё двести младотурок, занимающих высокие посты, были взяты под стражу... Его (Халила. – Е.А.) обвиняли не столько за свои крупные поражения, сколько за зверства и причастность к массовым убийствам армян».

«Мы могли медленно, ценой неслыханных  жертв продвигаться к центру этого упрямого города (Ван. – Е.А.), в котором армяне продолжали отчаянно защищаться среди горящих руин своих домов, до последнего вздоха сражаясь за свободную Армению и за победу христианской веры...»

«Появление русских  взволновало  курдов. Было  видно, как они разбегаются  в  разные стороны  со своими отарами  перед московскими «гяурами» и их союзниками – армянскими волонтёрами, которые не давали пощады ни одному мусульманину, попавшему им в руки».

«Среди  армянских политиков единственным честным человеком был Нубар, главный вдохновитель и проводник  идей движения за проведения реформ, уравнивающих в правах армян и турок в Оттоманской империи.
Среди военных командиров  один отличался военными талантами. Это был Арам. Мне выпала честь осаждать столицу Армении, город Ван, обороной которого руководил этот человек. Город держался с середины марта до начала апреля 1915 года.
Зато Андраник был жестоким убийцей и дерзким партизанским вождём».

Пожалуй, тут я сделаю один  комментарий.

  Я была бы счастлива, если бы турецкие офицеры  так, как боялись Андраника, боялись бы каждого армянина.

                7. «Если  бы»


У Ногалеса, искренне сожалеющего о бойне единоверцев, которой он при всём своём желании не мог помешать, очень много размышлений по поводу того, как оказалось возможным уничтожение полутора миллионов человек, которые не сумели постоять за себя и отстоять свою землю.

«Если бы армяне проявили больше осторожности и меньше амбиций, сегодня они, возможно, уже контролировали бы Турцию. Мы, истинные христиане, оплакиваем их участь, тем более, что армяне, несмотря на их большие просчёты и недостатки, сформировали тот очаг цивилизации, который помог бы перекинуть мостик, а затем и проложить широкую дорогу для мирного проникновения западной цивилизации на Ближний Восток».

«Если  бы  армяне Оттоманской  империи  вместо того,  чтобы терять время  на  бессмысленные интриги и ждать сложа руки помощи от Антанты, взбунтовались бы повсюду  с самого начала, если бы, следуя примеру народов, достойных и осознающих своё национальное превосходство, они укрылись бы в горах и подняли  восстание, исполненные решимости отвоевать свою независимость любой ценой, сегодня Армения была бы свободна, подобно Болгарии, Сербии и Черногории. А если бы она не была бы полностью свободной, то, по крайней мере, уважаемой самими её палачами».

Насчёт  уважения палачей...
То, как турки уважают доблесть противника, было продемонстрировано великому разведчику Лоуренсу Аравийскому. И «честь», которую они ему оказали, когда он попал к ним в плен, думаю, говорит о турках ВСЁ.

А ЕСЛИ  БЫ,
     ...если  бы  судьба  оказалась так  щедра, что  позволила бы Ногалесу своими глазами увидеть, как  в  1990-1994гг.  карабахские армяне  укрылись в горах Арцаха,  исполненные решимости отвоевать свою независимость любой ценой, и отвоевали её, сделав Карабах свободным, – он бы понял,  что   трагедия западных  армян была не в отсутствии у них мужества, в котором он обвиняет сотни «покорных мужчин». Мы видим, как в «покорных мужчин» можно превратить и героических  профессиональных, но безоружных  военных британской армии численностью до  трёхсот (да и самих турок в том числе):

  «Они брели, подгоняемые ударами жандармов, ехавших на ослах. Многие из  пленных  страдали от анемии, тифа и различного рода лихорадок. ... восемьдесят процентов из  них погибло от голода и инфекций  во время этого восемнадцатидневного перехода через пустыню, остальные скончались несколькими неделями позже в горах Тавра и Амануса от горячки и истощения».
    
  Ни одно партизанское движение, а тем более разрозненные вооружённые  одиночки  не способны противостоять даже самой деморализованной, но находящейся под единым командованием армии.
     Не было у западных армян в 1915 году Армии самообороны. Кому и как было её создавать?
   А  вот в Карабахе такая Армия была создана.
 Не чужие «дружественные»  армии или  миротворческие контингенты, не политики и дипломаты и не храбрые ополченцы  гарантируют населению защиту от  геноцида.  А собственная армия.
     Такая Армия обороны Нагорно-Карабахской Республики и стала единственной защитой населения Карабаха от попыток «сообразить геноцид»  армян азербайджанскими властями уже в 1988-1991гг.  в Нагорном Карабахе.
      То, что Народному фронту Азербайджана  удалось организовать погромы армян в Сумгаите в 1988г.  и Баку в 1990-м, в советских городах, наводнённых бездействующими советскими войсками и даже прибывшими из Москвы в Баку антитеррористическими подразделениями  «Вымпел» и «Альфа» для такого же бездействия, - является наглядным примером эфемерности надежд  граждан, ставших вдруг неугодными по этнической принадлежности,  на защиту  жизни и достоинства в своём же государстве «не своей» армией. 

Ногалес не увидел свободной Армении. Для нас, граждан  независимой Республики  Армения,  переживших уже  второй геноцид  армян XX века в Азербайджане,  но победивших  в неравной борьбе, дошла его книга,  где  мы уже с высоты нашего опыта  находим корни трагедии наших предков и пытаемся  по-новому решать Армянский вопрос.

«Стало очевидным, что те гарантии, которые нам иногда дают великие державы относительно безопасности, - дескать, мы живем в XXI веке и посему не стоит бояться агрессии, невозможны геноцид и этнические чистки, - не всегда выполняются. Мы убедились в обратном, мы поняли цену этих постулатов - пустых разговоров. Тут верно только одно - надо рассчитывать только на себя.»

                Армен Айвазян


А насчёт афротурок у Ногалеса ничего нет, потому что афротурок не существует.

   Но разве не интересно думающему человеку поразмыслить над тем  фактом,  что турки, занимающиеся работорговлей  на протяжении многих веков, имея множество чернокожих рабов и рабынь,  не имеют  ни одного их потомка?