Роберт Грейвс. Двенадцатое деяние Геракла Поимка Ц

Николай Ефанов
         Двенадцатое деяние Геракла: Поимка Цербера.
   
      
     Последним и наиболее трудным заданием, которое получил Геракл, было выманить из Тартара пса Цербера и поймать его.


    Перед тем как приступить к осуществлению этого, он удаляется в Елисей, прося о допущении его к участию в мистериях и разрешения на ношение миртового венка. Сегодня каждый грек, обладающий добрым именем, может быть посвящён в мистерии Елисейские, но во времена Геракла допускались к участию в них только афиняне, Тезей попросил, чтобы героя посвятил некий Пилиос. Пилиос согласился и Геракл, после очищения от убийства Кентавров, ибо никто с руками омочёнными кровью не мог принимать участие в мистерии, с соблюдением необходимых таинств предстал Мусеем, сыном Орфея, крестным отцом же его был Тезей. Существовал, однако, запрет создателя Великих Мистерий Эмолпоса, чтобы ни один чужеземец не был на них допущен.


    Елисейцы не хотели отклонить просьбу Геракла, но они были не вправе решать, и тут перевесило мнение Пилиоса, как коренного афинянина, и постановили совершить для него Малую Мистерию; иные утверждают, что это было сделано по совету Деметры.
   

    С тех пор каждый год проводятся оба вида елисейских мистерий. Великие - в честь Деметры и Коры, и Малые - только в честь Коры. Малые Мистерии являются как бы репетицией Великих, напоминающих драматичную историю Диониса, которая разыгрывалась в Аграе над рекой Илиссос в городе Антестерион. Главным обрядом была жертва свиньи, которая перед тем, в полной тайне, омывалась в реке Кантарос. В дальнейшем действие продолжал жрец носивший имя Гидраноса. Потом проходил в ожидании целый год, и начинались сами Великие Мистерии, происходившие в самом Елисее, в городе Боедромион. Перед самым началом мистерий проводились службы полные всяческих таинств, которые проводил главный жрец. До этого времени, было запрещено кому бы то ни было входить в храм Деметры и в течение целого часа все стояли в преддверии храма.
   

    Таким образом, очищенный и посвящённый Геракл вошёл в Тартар у лакаонского тайнарона, или, как утверждают иные, на полуострове Ахеризийском вблизи Гераклеи, что стоит на берегу Чёрного моря. До сегодняшнего дня там показывают следы огромной глубины, оставленные ступнями его ног. А проводили его в Тартар Афина и Гермес, Афина очень спешила и, пожелав ему успеха, скоро удалилась. Харон, поражённый грозным видом Геракла, беспрекословно перевёз его через реку Стикс; за это нарушение его впоследствии наказал Гадес, заковав в кандалы на целый год. Когда Геракл вышел из утлой лодки на берег, все духи убежали с вестью к Мелеагру и Горгоне Медузе. Увидев её, Геракл вынул меч, но Гермес успокоил его, сказав, что это только видение, а когда нацелился стрелой в Мелеагру  носящего сверкающую броню, тот рассмеялся и сказал: « Можешь не бояться умерших!». Через минуту подружились, и Геракл обещал, что полюбит Дианиру, сестру Мелеагра.
   

    Вблизи ворот Тартара Геракл встретил своих приятелей Тезея и Пейритоса прикованных к пыточным креслам. Освободил Тезея, но не смог освободить Пейритоса. Потом отодвинул камень, под которым Деметра положила Аскалафоса, после чего для ублажения духов жертвой свежей крови зарезал одну из скотин Гадеса. Пастух, который пас стадо звался Менойтесем. Этот Менойтес, сын Кеутонимоса, вызвал его на поединок, но Геракл бросил его на землю и поломал ему рёбра. Тогда Персефона покинула свой дворец и, поприветствовав Геракла как брата, попросила сохранить тому жизнь.
   

    Когда Геракл потребовал Цербера, Гадес, стоявший рядом со своей женой, хмуро сказал:
«Будет твоим, если не воспользуешься палицей и стрелами».
   

    Геракл нашёл пса прикованного к вратам Ахеронта, и смело схватил его за горло,  из которого вырастали три головы, каждая украшенная волосами из змей. Колючий хвост пса взмывался вверх, пытаясь нанести Гераклу удар, но тот, защищённый львиной шкурой, не отпускал Цербера, пока тот не стал задыхаться и не сдался.
   

    Возвращаясь из Тартара, Геракл сплёл себе венок из дерева, которое Гадес посадил на Елисейских полях, как память о своей возлюбленной, прекрасной нимфе Леуке. Внутренняя сторона листьев венка были чёрного цвета, то есть были цветом Подземного Мира, те же, что спускались на лоб Геракла, выцвели и стали серебристо-белыми от его славного пота.  Поэтому и посвящён ему белый тополь или осокорь, а его листья означают, что трудился в обоих мирах.
   

    С помощью Афины Геракл ещё раз удачно пересёк реку Стикс, после чего, то волоча по земле, то неся на плечах Цербера, оставил того передохнуть недалеко от Тройсены, перед которой Дионис проводил свою мать Семелу. В храме Артемиды Избавительницы, построенной Тезеем, над тем местом стоит обычный алтарь, посвящённый адским мукам. В Тройсене перед старым дворцом Ипполита показывают источник открытый Гераклом и названный его именем.            
   

    По другой версии, Геракл выволок Цербера, заковав его в алмазные цепи через подземную галерею, ведущую в мрачную пещеру рядом с городом Аконом, что находится вблизи Мариандина на Чёрном море. Цербер упирался изо всех сил, отворачивал головы от солнечного света, рычал всеми тремя головами, а из слюны его, что упала на зелёные поля, выросло ядовитое растение борец, известное ещё как гекатея, поскольку Геката первая его попробовала. Ещё говорят, что Геракл вышел на поверхность земли у Тайнарона, славного в памяти священной пещерой, перед которой стоит изображение Посейдона. Если и была там когда-то дорога до подземного мира, то с того времени она давно исчезла. Впрочем, существует и утверждение, что Геракл вышел через храм Зевса Лафистийского, что расположен на горе Лафистис, где стоит статуя ясноокого Геракла.
   

    Все, однако, сходятся на том, что когда Геракл привёл Цербера в Микены, Эвристей, который сам приносил жертвы, вручил Гераклу часть жертв для его пленника, пряча самые лакомые куски для своей родни. Геракл дал волю своему гневу и убил троих сыновей Эвристея: Перемидеса, Эврибиоса  и Эврипилоса.
   

    После всего этого Геракл открыл ещё различные лекарственные растения, лечащие многие болезни: траву гераклеон или «дикий ориганум», сидерийский гераклеон на тонкой ножке с красным цветком и листьях похожих на листья кориандра, растущий по берегам рек и озёр и облегчающий все раны наносимые железом; а также траву гиоскиамус или белену чёрную вызывающую головные боли и помешательство. Гераклеон нимфайский, с кореньями размером с палицу ведёт своё название от одной нимфы, которую Геракл бросил, и которая умерла от ревности; он лишает мужчин потенции на двенадцать дней.    
 


1. Миф этот можно явно связать с мифом о вступлении Геракла в Тартар, где Геката, богиня умерших, встречает его как трёхголовое чудовище: быть может, каждая голова представляет одну из пор года;  одаривает его золотыми яблоками и очистившегося проводит на Елисейские Поля, причём Цербер забирает Геракла, а не наоборот. Эта версия
возводит Геракла до уровня божества: герой может проникнуть в подземелье, но он останется там, а бог может его покинуть, прихватив с собой и того, кто его там захватил.


    При этом происходит самоиндификация героя, которая ранее принадлежала только богине: царь отринул древний обычай и не захотел из-за него погибать. Так захват Золотого Пса стал символом суверенности царя ахеян над матриархальным миром, вывел его из матриархального покровительства. Присутствие Менойтеса в Тартаре и кража одного из быков Гадесова стада у Геракла, приводит нас к мысли, что десятое и двенадцатое деяние во многом соприкасаются: уничтожение адовых врат. Соответствующий этому мифу миф валлийский, свидетельствует  о том, что в действительности отцом Менойтеса был бог ольхи Бран соответствующий Форонезу или Кроносу, а это напрямую связано с десятым деянием («Белая Богиня»).



2. Великие елисейские мистерии были по происхождению критскими и проводились в месяц Воэромион («спешащий на помощь»), который на Крите был первым месяцем года, бывшим уже менее значимым действом по определению Плутарха («Тезей»). Раньше он был посвящён в основном победе Тезея над амазонками, что означало падение системы матриархата. Изначально мистерия служила в качестве похорон первородного царя, которые производились в середине зимы, что знаменовалось возложением миртового венка. Приготовления эти имели вид святой драмы, в которой царь опускался в святое подземелье. По вознесению жертвы царя, типичного для матриархата, мистерия стала доступной для всех, кто мог быть в числе посвящённых. Подобное было и в Египте, где Книга Мёртвых прямо говорила о том, что каждый человек - имевший достойную репутацию - мог стать Озирисом, очистившись от всех нечистот и прошедший обряд смерти. В Елисее Озирис был соединён с Дионисом. Белые листья тополя были шумерским символом возвращения из мёртвых, а в кельтском календаре дерево белого тополя означало осеннее сравнивание дня с ночью.



3. Малые Мистерии, которые были приготовлением к Большим, справлялись пеласгами, после того как деревья начинали покрываться первыми листьями, что собственно и означало слово «Антестерион».



4. Быстро Дионис поменялся местами с Озирисом. Семела  стала Изидой. Нам сейчас известно, что не Озирис отправил Изиду в Загробный мир, но она его. Так тройственно представлялась Семела выводившая Диониса на поверхность земли. Богиня, которая совершает это действие в этот раз - Изида: предшествующая ей Алкестис просто повторение. Появление Геракла в святилище на горе Лафистис становится одним из вариантов. На вершине этой горы нет ни одной пещеры, но миф настаивает на смерти святого царя и его возрождении именно в этом месте. Обряд этот возник задолго до мифа о Золотом Руне.



5.Борец, трава из которой изготавливалось зелье вызывающее паралич, и используемое фесалийскими волшебницами при производстве мази «для полётов»: она приводила к одеревенению ног и рук, благодаря чему им удавалось отрывать тело от земли.