Сашка

Игорь Лебедевъ
Сашка.

Сашка был нашим товарищем, братом по крови и по духу.
Он был одним из нас.

Предисловие.

Эта история закончилась около года назад. Закончилась довольно печально. История достаточно обычная для нашего времени. По стечению обстоятельств в ней приняли участие десятки, а возможно, и сотни знакомых и незнакомых людей, единственной целью которых было ПОМОЧЬ, помочь без какого-либо корыстного умысла, помочь совершенно чужим, незнакомым для них людям!

Жизнь.

Мы с Сашкой – ровесники. Поступали и учились вместе. Правда, в разных учебных группах, но по одной специальности. Сколько я его помню, Сашка всегда был «своим» парнем! За все время учебы никто не мог обвинить его ни в подлости, ни в трусости! После окончания нашего Военного института Сашка, как и многие сотни других молодых лейтенантов из разных ВВУЗов (Высших военных учебных заведений) оказался на Байконуре  (он же Ленинск, он же Тюра-Там).

Что такое Байконур начала 80-х годов? Тут быстро не расскажешь! Чтобы это представить ярко и неформально, лучше всего послушать песни выдающегося байконурского барда и нашего товарища по 2 факультету Военного института Игоря Чижика*:
 
« Ты нам мозги не «пудри»,
Что путь свой выбрал сам!
Как очередь прошила:
«Направлен в Тюра-Там!»
Но духом ты не падал
И слезы ты не лил,
Прощаясь с Ленинградом:
«Приеду! Потерпи!»…» 

«Возраст ребенка,
Лицо старика…
Взор Королева с укором немым…
……………………………………
Руки Гагарина к Богу воздеты…»

Игорь сам прошел все «этапы большого пути» космического «винтика» от лейтенанта до подполковника, причем на одном из самых трудных участков космодрома  - на заправке ракет-носителей.

«Ты горд, что ты – заправщик!
Они – крутой народ!»

Туда же, в «заправщики» попал и Сашка. Что пришлось пережить за время службы?

«Горячий ветер в рожу!
С песком напопалам!...»

Об этом наши товарищи по космическому труду скромно помалкивали. Да и времена были другие! Не поговоришь особо:

«А как мы тут пахаем,
По краешку скользя!
Не то чтобы не знаем!
Рассказывать нельзя!...»

«В который раз идем на старт
Мы степью этой…»

«Но мечты разбились в прах
Нету рая в этом мире!
А в тупеющих руках ключ на 74…»

Мотовоз привозит усталый народ с байконурских площадок домой, в Ленинск. В качестве отдыха после тяжелых трудовых будней часто были гитара и спирт, который в те времена всеобщей борьбы за трезвость, был чем-то вроде местной валюты! Именно спирт (а не спорт)! Я не ошибаюсь! Конечно же спортом занимались, особенно по молодости лет! И кроссы бегали, и в футбол играли! И на рыбалку ездили! Но везде присутствовал он - C2H5OH.

« И пил ты,
Слава Богу!
Зато не лез в князья!...»

Сашка и пил, и не лез «в князья». Он всегда был своим парнем,  нашим  товарищем по учебе, по службе,  по судьбе!

«Стал ты роком и судьбой,
Звездоград, по кличке Ленинск…»
 
А годы мчатся, не остановить их бег… .  Время «закольцовано» тяжелой службой: Ленинск-мотовоз-площадка-старт-мотовоз-Ленинск. Все сливается в один бесконечный сюжет на фоне пустыни. Сменяется только время года. Но это не всегда замечаешь! Один раз в год можно вырваться из Байконурский объятий, во время отпуска подышать сырым питерским воздухом. А потом обратно, на космодром, на Байк (так его иногда называют на местном слэнге).  Годы тяжелого труда, резко континентальный климат, нервное перенапряжение, постоянная готовность к работе сделали свое дело – здоровье было подорвано… .

«Но годы быстро мчатся!
В погонах 20 лет!
Уже не млеет сердце
От грохота ракет!»

Что ждало Сашку впереди? Какая награда?

«И конечно, Геройские звезды –
Не для наших простых кителей…»

А впереди – увольнение в запас и родной город:   
 
«А Петербург уж тоже стал другой!
Ему плевать на боль души родной!
Ему не нужен ты с протянутой рукой!
Хоть подполковник ты!
Хоть маршал! Хоть Герой!...»

Как Родина наградила за тяжелый труд «космопашца»...?  Да просто – «пинком под зад» и пенсией в 200 долларов.

Хочешь – не хочешь, а надо искать работу, кормить семью… .

Сашка нашел.  Работу сборщика мебели. От магазина, с доставкой… . На хлеб хватало. Но на масло?  Не очень-то… .
К этому времени он уже страдал периодической потерей памяти. Иногда мог «забыть» - куда идет в знакомом коридоре, в какую дверь нужно войти… . 

А семья? Лучше не спрашивайте!  Семья несла тяжкий крест жизни вместе с Сашкой!

А как же душа? Мысли? Душа осталась там, на космодроме…
 
«В пробеломоренной насквозь хрущевской кухне,
Где мы о чем-то очень важном спор вели…»

А сердце?

«А сердце рвется в неуютный серый Ленинск,
В уютный круг былых друзей…»

Мы все с ним встречались позапрошлым летом, в июле. Была встреча по поводу 25-летия окончания нашего Военного института. Сашка был весел, все время улыбался и смотрел на всех немного удивленным взглядом. Как оказалось, в последний раз.

Беда наступила в начале августа. Сашка исчез. Нет, следы его последнего жизненного пути, конечно, имелись. С утра, он, как всегда, вышел из дома на Петроградской стороне на работу. Ехать было не близко, в магазин на Охте. Сначала он был некоторое время на работе. Потом ему стало плохо, и он отпросился с обеда домой… . Всё. На этом его земная нить жизни обрывается. 


Смерть.

Домой Сашка в тот день не вернулся. Ближе к вечеру жена стала обзванивать больницы и морги. Без результата. Везде был один и тот же ответ: «Не поступал».
Жена стала обзванивать друзей, знакомых, родственников. Друзья стали обзванивать своих друзей и т.д. Было мобилизовано таким образом множество народу – и в Москве, и в Питере. Сашку искали сразу несколько силовых структур, прокуратура, были «подключены» все мыслимые и немыслимые связи. Все тщетно.
Было дано множество объявлений на различных сайтах, относящихся и не относящихся к проблеме розыска пропавших людей!  ТВ, радио, в том числе в FM диапазоне, сайты для водителей, сайты для эстетов, сайты для поэтов – все искали! Даже сайт Марии Арбатовой не остался в стороне. Результатов никаких!
Неожиданно возникла простая идея, что местная, питерская милиция просто не хочет искать простого человека! Зачем им простой человек? Были снова задействованы значительные силы, чтобы это проверить и «заставить» местных блюстителей приступить к активным поискам. Нехотя, было заведено «Дело». Стали вызываться родственники, писаться бумаги…  А время шло.
Так прошло ни много, ни мало, - два месяца. Что творилось с женой и дочерью Сашки – трудно представить!

И вот спустя два месяца и путем нечеловеческих усилий сотен людей Сашка был найден.   
Была точно известна дата смерти – 11 августа (пропал он 8-го). Умер от инсульта.  Был найден на улице без сознания и без документов. Говорить не мог. Кто «помог» Сашке избавиться от документов, да и денег, того и след простыл!
В общем,  Сашку похоронили на городском Санкт-Петербургском кладбище за государственный счет, в безымянной могиле.

Друзья покойного собрали вдове и дочери покойного некоторую сумму денег. Родственники отказались перезахоранивать Сашку из казенной могилы, чтобы не тревожить его прах в последнем убежище.

Эпилог.

Так заканчивается эта грустная история, краткая история жизни и смерти Человека!

Вечная память!

*Игорь Чижик, автор-исполнитель. Необычайно популярны его песни в собственном исполнении были на Байконуре в 80-90-х г.г. Передавались из рук в руки, многократно переписывались на магнитофонную пленку и кассеты.   В 1994г. записан альбом из 22-х песен «Уезжаю с космодрома». 
После возвращения с Байконура проживал в г.Санкт-Петербурге (9.9.1959 - 1.12.2015 г.г.).