Дилижан. Гошаванк

Алиса Агранат
В Дилижане накрапывал мелкий дождь, задумчивый и меланхоличный, который хотя и обещал закончиться с минуты на минуту, никак не мог решиться на этот тихий подвиг. Между тем, время шло к полудню, а нашу компанию ожидало увлекательное путешествие в Гошаванк, который был не просто одним из красивейших монастырей Армении, но и колыбелью первого свода судебных законов средневековой Армении. Наконец наша дружная четверка дождалась такси, погрузившись в которое мы отправились навстречу новому чуду. Надо отметить, что в те дни я была настолько переполнена всякими положительными эмоциями, что в очереднгой раз усомнилась, что меня еще чем-то в Армении можно удивить, тем более, поразить. Как обычно, я ошиблась, потому что Армения - страна чрезвычайно богатая на самые невероятные архитектурные чудеса и природные красоты.

Конечно, даже будучи в компании юристов и журналистов, пишущих на правовые темы, мне вовсе не хотелось думать о своей работе в отпуске. Однако от себя не уйдешь. Вспомнилось, как мы с подругой-юристом, оказавшись в Угличе в церкви невинно убиенного царевича Алексея, первым делом бросились не к иконам, как остальные туристы из нашей группы, а к помещенному за стекло уголовному делу о расследовании убийства царевича.

Поэтому, прежде, чем описывать красоты самого монастырского комплекса Гошаванк, который, вне всякого сомнения, стоит посетить даже в том случае, если вы в Армении впервые, наряду с резиденцией каталикоса всех армян Эчмиадзином и хранилищем древних рукописей в Ереване – научно-исследовательским институтом Матенадаран, хочется рассказать кое-что из его истории, которая с самого основания монастыря тесно связана с такими понятиями, как суд и право, пусть даже в их средневеково-феодальной интерпретации. Тем не менее, в судебнике говорится не только о правах церкви и князей-феодалов, но и о правах крестьян, которых нельзя угнетать непосильным трудом. Например, упоминается, что нельзя сохранять в антисанитарном состоянии зернохранилище, работая в котором, крестьяне задыхаются от ужасного запаха.
 
Впрочем, взбираясь все выше и выше, по пути к Гошаванку, и вдыхая пронзительно чистый воздух гор, который можно пить, как нектар, и дышать им бесконечно, до головокружения, верить в то, что в неком зернохранилище можно задохнуться, как-то не получалось. По пути, который проходил мимо разрушенной за время экономической блокады Армении среднекавказской железной дороги, мне все время хотелось сойти и внимательней осмотреть окрестности и сделать еще пару сотен кадров.
 
Казалось, что прекрасней этого средоточия лесного и горного спокойствия ничего уже быть не может, но водитель придерживался иного мнения и твердо вез нас к цели поездки. Наконец, у подножия горы, на которой стоял монастырь, мы сошли, и отправились осматривать церкви.

К счастью, дождь уже закончился, а местами из-за облаков выглядывало не по-летнему деликатное солнышко. Я радовалась, что посмотреть Гошаванк можно, не чувствуя себя в перегретой сауне, хотя в лесном окружении вряд ли можно пережариться и в настоящую жару. Впрочем, небольшой экскурс в историю.
 
 
Монастырь Нор-Гетик. XII—XIII вв. Гошава;нк (арм. ;;;;;;;;), Нор Гети;к (арм. ;;; ;;;;;) — монастырский средневековый комплекс, расположенный в селе Гош в Армении. Он был основан армянским богословом и правоведом Мхитаром Гошем (Безбородым) в XII веке, взамен разрушенного землетрясением монастыря Гетик, от которого и получил название Нор-Гетик (арм. Новый Гетик).
 
Он включает в себя церкви Аствацацин (1191—1196) с гавитом (1197—1203), и церковь Григория (1208—1241), напоминающую купольный зал, а также маленькую церковь Лусаворич (1237—1241) типа сводчатого зала, двухэтажное здание с книгохранилищем (до 1231) в первом этаже и храмом, увенчанным звонницей-ротондой, на втором (1241—1291), несколько часовен (в том числе Рипсимэ, 1208) и других зданий.
 
В 1950—1960 годах памятники Гошаванка были отреставрированы. В 1972 году - создан историко-архитектурный музей. После смерти Гоша монастырь стали называть в память об основателе - Гошаванк . Во многом благодаря ученикам Гоша в 1260-66 гг. и далее, при тюркском правлении, монастырь остается крупным образовательным, духовным и ремесленным центром Средневековой Армении. До сегодняшнего дня сохранились многие рукописи, написанные в Гошаванке.
 
Как говорили древние: "Человек появляется, лишь на миг, чтобы остаться в вечности светом, тенью, или стать ничем. И лишь немногих дела их рук переживают на века". Гошаванк пережил своего создателя, и тех, кто пытался его завоевать. От него осталась память, от них - лишь пыль...

Полная версия с большими фотографиями

http://alisa-varia.livejournal.com/384311.html