Роберт Грейвс. Одиннадцатое деяние Геракла Яблоки

Николай Ефанов
    Одиннадцатое деяние Геракла: Яблоки Гесперид.

   
      Десять служб сослужил Геракл в течение восьми лет и одного месяца Эвристею, но тому показалось, что мало и он возложил на него ещё две. Одиннадцатая состояла в добыче яблок с золотого дерева, подаренного когда-то Гере самой Матерью Земной. Гере так понравилось это дерево, что она посадила его в свой божественный сад. Находился он на склонах горы Атлас, где заканчивало свой ежедневный бег колесница солнца, и, где на бесчисленных пастбищах паслись овцы и другой скот самого Атласа, и стада эти были численностью в тысячу голов каждое. Однажды, Гере показалось, что дочери Атласа Геспериды, которым она доверила ухаживать за яблонями, крадут их: и с той поры деревья стерёг вечно не спящий дракон Ладон, обвивший своё тело вокруг них.
   

    Кое-кто утверждает, что Ладон был сыном Тифона и Ехидны, иные же говорят, что он был самым молодым потомком Кето и Форкиса и даже, что рождён он был самой Матерью Землёй. У него было сто голов, и говорил на многих языках.
   

    Можно спорить о том, что Геспериды жили на горе Атлас в стране Гиперборейцев или эта гора находилась в Мавритании, или ещё где-то дальше за рекой Океаном, может быть на двух островах расположенных вблизи самого Западного Мыса, а может быть вблизи Эфиопской Гесперии, на границе Африки.      


    Яблони принадлежали Гере, однако, Атлас гордился ими как истинный садовник, и когда Фемида предостерегла его: «Титан, настанет день, и сын Зевса сорвёт золото с твоих деревьев». Атлас, который тогда ещё не нёс тяжкого наказания и не держал на своих плечах небо, построил вокруг сада стены и прогнал всех жителей из своей страны. Возможно, именно он поселил Ладона, чтобы тот стерёг яблоки.
   

    Геракл не знал, в какой стороне света лежит Сад Гесперид, прошёл всю Иллирию до реки По, где жил вещий бог Нереус.


    По дороге пересёк Эхедеру, небольшую македонскую речку, где Кикнос, сын Ареса и Пирены, вызвал его на поединок. Арес был свидетелем со стороны Кикноса и расставил противников, но Зевс метнул между ними молнию и тем прервал поединок. Когда Геракл всё же достиг По, речные нимфы, дочери Зевса и Фемиды, показали ему спящего Нереуса. Схватил старого волосатого морского бога в свои объятия и потребовал, чтобы тот сказал, как можно добыть золотые яблоки. Правда существует утверждение, что Геракл получил эту информацию от Прометея.
   

    Нереус сказал Гераклу, что сам он не срывал яблок, лишь помогал в той работе Атласу, подменяя того в передвижении непосильной тяжести. Достигнув Сада Гесперид, Геракл обратился к Атласу с просьбой о содействии. Атлас с удовольствием согласился бы помочь за час отдыха от непосильной ноши, но боялся Ладона. Геракл убил дракона, поразив его стрелой из-за стены, напряг плечи и взвалил на них ту тяжесть неба, что должен был поддерживать Атлас. Атлас, тем временем пошёл в сад и принёс три яблока, которые сорвали его дочери. Свобода показалась ему роскошью.
   

     Он сказал Гераклу: « Хочешь, я сам отнесу эти яблоки Эвристею, если ты подержишь небо ещё несколько месяцев».    
   

    Геракл бы и согласился, но Нереус предостерёг его от этого необдуманного поступка, поэтому он попросил Атласа, чтобы тот подставил под небо свои плечи, пока, он, Геракл, не займёт более удобной позиции. Атлас без труда дал себя обмануть, оставил яблоки на земле и снова принял на свои плечи тяжесть неба, тогда Геракл подхватил яблоки и, усмехнувшись, покинул титана.
   

    Через несколько месяцев Геракл принёс яблоки Эвристею, который их тут же ему отдал. Тогда он пожертвовал их Афине, а та отдала их нимфам, поскольку они имели право на то, что принадлежало Гере. Геракл, у которого сильно болела спина, после того, как он попробовал удерживать на своих плечах небо, ударил ногой по земле и оттуда забил источник. Этот источник сохранил жизнь Аргонавтам, когда они оказались без воды посредине Ливийской пустыни. Гера, тем временем оплакивала Ладона, и поместила его изображение на небе в виде созвездия Змеи.
   

    Геракл же не сразу вернулся в Микены. Посетил вначале Ливию, где царь Антайос, сын Посейдона и Матери Земли, имел обычай приглашать иностранцев для борьбы, побеждал их и убивал. Был он не только сильным и умелым единоборцем, но получал дополнительную силу, как только касался земли. Собирал черепа своих жертв, для того, чтобы сложить из них
крышу над храмом, посвящённым Посейдону. Неизвестно, толи Геракл сам вызвался на бой, чтобы положить конец варварским обычаям, толи его вызвал на бой Антайос. Антайос оказался серьёзным противником, был он исполином, жил в пещере под высокой горой, питался львиным мясом и спал на голой земле, чтобы ещё больше увеличить свою и без того могучую силу. Мать Земля, которая потеряла способность к деторождению, после того как произвела на свет гигантов, оставила Антайоса в одной ливийской пещере и ухаживала за ним дольше, чем за своими старшими сыновьями: Тифоном, Титосом и Бриареусом. Тяжела была бы судьба Олимпийских богов, если бы Антайос боролся бы против них на Равнине Флегрийской.
   

    Приготовившись к борьбе, противники сбросили свои львиные шкуры, но когда Геракл натёр своё тело оливковым маслом, то Антайос посыпал своё горячим песком, тем самым его тело имело непосредственное соприкосновение с землёй, из которой он черпал свои силы.  Геракл набросился на Антайоса, придушил его и повалил на землю, и тут, в недоумении, увидел, что к тому притекают силы и румянец покрывает его лицо. Это сама Мать Земля вливала в него свою энергию и наделяла свежей силой. Противники снова встали друг против друга, и Антайос сам упал на землю, ожидая, что Геракл набросится на него лежащего. Геракл понял свою ошибку и поднял Антайоса высоко над землёй, поломал ему рёбра, и не обращая на жалобные стоны Матери Земли, так долго держал в объятиях, что из того изошёл дух.
   

    Некоторые утверждают, что эта борьба произошла в Ликсосе, маленьком мавританском городке над морем, в пятидесяти милях от Танжера, где показывают холм называемый могилой Антайоса. Тубульцы верят, что если набрать немного земли с этого холма, то пойдёт дождь, и он будет идти так долго, пока эту землю не вернут на место. Также утверждают, что Сад Гесперид находился на ближайшем острове, где стоял алтарь Геракла, но сейчас там нет никакого сада, и растут лишь несколько диких оливковых деревьев. Когда Серториус завоевал Танжер, раскопал холм, чтобы удостоверится, что скелет Антайоса настолько огромен, как о том говорят. К своему изумлению увидел, что он имел в длину шестьдесят локтей, тогда он велел засыпать могилу и воздал Антайосу жертву как герою. Местные люди говорят, что либо Антайос сам основал Танжер, ранее известный как Тангис, либо его основал Софакс, сын Тинги, вдовы Антайоса и Геракла, после чего дал ему имя своей матери. Диодор, сын Софакса, уничтожил там много народов африканских с помощью греческой армии навербованных из микенских колонистов, которых поселил там Геракл. Восточные мавританцы также как и Файрузы ведут своё происхождение от славных персов, которые сопровождали Геракла в Африку. Некоторые же предполагают, что они являются потомками Ханааниан, которых израильтянин Йошуа изгнал из свой страны.
   

    Далее Геракл направился к пророку Аммону, где имел беседу со своим отцом Зевсом. Тот, однако, не хотел предстать перед сыном, и когда Геракл возмутился, Зевс сорвал шкуру с барана и укрылся ею с головой и в таком виде подавал ему советы. Поэтому Египтяне представляют Зевса Амона с лицом барана. Фиванцы приносят барана в жертву только раз в году под конец празднеств Зевса, тогда они сдирают шкуру с барана, чтобы прикрыть ею изображение Зевса. Потом бьют себя в грудь, оплакивают жертву и прячут её в святом гробу.
   

    Потом Геракл направился на юг и основал там город со ста воротами для почитания места своего рождения, но говорят, что этот город, возможно, основал сам Осирис. В то время царём Египта был брат Антайоса Бузирис, сын Посейдона и Лизианасы, дочери Эпафоса, что тоже - Посейдона и Антипы, дочери речного бога Нила. Когда через восемь или девять лет в царстве Бузириса была засуха и голод, он послал гонцов к грекам, чтобы те помогли, чем могли. Брат его, человек учёный с острова Кипра, по имени Фрасиос или Трасиос или Тасиос, сын Пигмалиона, ответил, что голод отступит, если чужеземец будет принесён в жертву Зевсу. Бузирис поверил Фрасиосу, после чего начал приносить в жертву всех, кто являлся к нему в гости. Когда появился Геракл, то позволил, чтобы и его потащили в жертвенный алтарь. Перевязали ему волосы, а Бузирис, призывая богов, занёс жертвенный топор, тогда Геракл порвал верёвки и убил Бузириса и его сына Амфидамоса и всех тех священнослужителей, которые присутствовали при жертвоприношении.
   

    Оттуда Геракл направился в Азию и остановился в Термидрах, порте Родосского Линдоса, где выпряг вола деревенской повозки и принёс его в жертву, а из мяса приготовил себе еду. Крестьянин же владелец вола стоял на вершине холма и осыпал Геракла проклятиями. С тех пор линдийцы шлют проклятия, принося жертву Гераклу. В конце концов, добрался до Кавказских гор, где уже тридцать лет был прикован к скале Прометей, (а быть может тысячу лет или тридцать тысяч лет) и ежедневно орёл-грифон порождённый Тифоном и Ехидной выклёвывал его внутренности. Зевс уже давно хотел прекратить это наказание, поскольку Прометей остерёг его по-приятельски, чтобы он не спал с Фетидой, так как может породить бога, который станет его соперником, и откликнулся на просьбу Геракла освободить Прометея. Но поскольку его наказание было вечным, Зевс решил, что он будет носить перстень из цепей, в который вставят камень из гор кавказских в знак того, что он был наказан. Был это первый перстень, в который вставили камень. Но мучения Прометея должны были длиться до той поры, пока кто-нибудь из бессмертных добровольно не захочет войти в тартар. Геракл напомнил Зевсу, что Хирон уже давно хотел лишиться бессмертия, потому что очень сильно мучили его полученные раны. Так пала последняя преграда и  Геракл, призывая охотника Аполлона, натянул  лук и пронзил сердце орла-грифона и освободил Прометея.
   

    С тех пор люди начали носить перстни и венки в честь Прометея, а сам он должен был носить венок из вербы; Геракл же в честь их дружбы надел на себя венок из диких оливок.
   

    Всесильный Зевс поместил стрелу Геракла между звёздами как созвездие Сагитта и до сегодняшних дней жители Кавказа считают орла-грифона врагом человечества. Поджигают его гнёзда пылающими стрелами, расставляют на него сети, чтобы помнил муки Прометея.               




1. Весьма неопределённое географическое положение Гесперид породило довольно разные точки зрения на то, насколько далеко на запад простиралась эта страна. По одной из версий всё происходило в Беренице, давно известной как местность Гесперид (Плиний, «Естественная история»), что у Геродота называлось, как Эусперид или Эусперит и было впоследствии переименовано в честь жены Птолемея Эуергетеса. Располагали её на Псевдопениасе, в долинах, с запада примыкавших к Сырту. Город, через который текла река Латон или Летон, имел свою священную рощу, которую называли «Сады Гесперид». Латон впадал в Гесперийское озеро, а поблизости лежало другое озеро Тритонис, на котором находился маленький островок с храмом Афродиты (Страбон, Плиний), которой одной из первых была посвящена яблоня (Сервий «Об Энеиде» Вергилия). Геродот описывает остров как одно из самых прекрасных мет в Ливии, где земля в самые урожайные годы одаривала своими плодами стократно.



2. От этих географических дискуссий, только увеличилось количество версий мифа, но не добавило большей ясности. По одной из версий яблоки были просто прелестными фруктами, украшенными розовым румянцем напоминающем золото, а стерёг их пастух по имени Дракон, которому Геспериды, дочери Геспероса, приносили еду. Геракл похитил яблоки и убил пастуха. Правда Палайфатос считал Геспероса жителем карийского Милета, славного своими садами, и утверждал, что Геспероса уже давно не было на свете во время нападения Геракла, но жили две его дочери.



3. По иному считается, что Геракл спас дочерей Атласа, похищенных египетскими жрецами из родительского сада: благодарный Атлас не только пожертвовал ему награду, которая была целью этого деяния, но и научил его астрономии. Атлас почитался как первый астроном: ведь он носил на своих плечах всё небо. Отсюда и версия, что Геракл взял от него небо и переложил на свои плечи (Диодор Сицилийский). Геракл стал хозяином Зодиака, но изгнал титана астронома Койоса (Тота), а не Атласа.



4. Правдивый характер этого деяния надо искать не в аллегории, а в обряде. Нам ведь известно, что кандидат на царскую власть должен покарать змея и отобрать у него золото, а что собственно и сделал Геракл, также как и в борьбе с Гидрой. Но золото, которое он забрал не могло, конечно, быть в виде золотых яблок - он получил их под конец своего господства от тройной богини как пропуск в рай. В этом кладбищенском контексте змей не выступает как враг, это некий дух, который изгоняется из тела и приносится в жертву. Ладон имел сто голов и говорил на разных языках, поэтому многие вечные герои имели право на имя «Геракл»: это означало, что они были представителями Зевса и служили Гере. Сад трёх Гесперид помещали на далёком западе - их имена упоминались с заходом солнца, - поскольку заход солнца был символом смерти святого царя. Геракл достал яблоки по окончании своего господства, которое длилось Великий год, то есть год, в котором было сто изменений луны. Принял от своего предшественника титул святого царя и вместе с ним титул «Атласа» - «много терпящего». Наверное, изначально он должен был держать на своих плечах ни небо, а солнечный диск.



5. Сохранение  Нереуса походит на сохранение Протеуса, который по совету Менелая попал на Фарос (Гомер, «Одиссея»). Геракл подобным же образом направился к горе Паду, так как река, протекавшая там, текла в сторону страны Гиперборейцев. Знаем, что укрытые соломой дары Гиперборейцев привёл на Делос тот же самый путь (Геродот). Хотя одной из их окраин была Британия - центр культа Борея, - другим отнюдь не Ливия и даже не Кавказ. Рай должен был быть расположен либо на далёком западе, либо в Стране Северных Ветров, в той тайной стране, куда по весне летели дикие гуси. Путешествия Геракла и следовали в этих направлениях. Ища Ливийского Рая, принимал советы царя Протеуса с Фароса и расспрашивал его Рае Кавказском (версия Аполлодора), если речь шла о Рае Северном - его советчиком был Нереус, который жил вблизи     источников Пада.



6. Кости Антайоса были в действительности остатками скелета огромной рыбы, о которой в Танжере сохранилась легенда. «Это был, несомненно, великан и только Геракл смог его одолеть. Тот самый Геракл, который установил гигантские столбы в Сеуте и Гибралтаре!». Соревнование между кандидатом на пост святого царя и местными претендентами был обычаем распространённым повсеместно, и в этом контексте он должен рассматриваться так же, как борьба Тезея со Скиронем или Одиссея с Филомелейдем. Пракситель - творец статуй Парфенона считал победу над Антайосом особым деянием Геракла (Павсаний).



7. Давние религиозные связи объединяли Додона и Амона. Для обоих Зевс был первородным царём-пастухом, каждый год, приносящий жертвы на горах Пелион и Лафистис Геракл правильно поступил, проведав своего отца Зевса, когда пересекал Ливию. Персей также поступил во время своего пути на восход, и Александр Великий через века пошёл по их стопам.



8. Бог Сет имел рыжие волосы и поэтому бузирийцы потребовали людей с такими же волосами для жертвы Озирису, которого убил Сет. Рыжие люди редко встречались в Египте, но среди Эллинов они попадались часто (Диодор Сицилийский, Плутарх «Об Изиде и Озирисе»). Убийство Бузириса Гераклом можно принять как вполне справедливое наказание эллинами, мстившими за убийства своих сограждан; ведь уже довольно давно в этих землях существовала эллинская колония Хеммис.



9. Проклятия, которыми осыпали Геракла во время его жертвоприношений, издавна упоминаются и восходят к ритуалу проклятий обрушивавшихся на царя в минуты коронации, чтобы отвратить зависть богов: подобным образом, когда освящались триумфы римских полководцев,оскорблялся Марс. Также проклинали сеятелей бросавших зерно в борозды.


10. Освобождение Прометея - повествовательный вымысел времён Ахилла, а не правдивый миф. Венок из вербы, который  он носил на голове, находит своё подтверждение на этрусском зеркале, и указывает на то, что был посвящён богине луны Анате, Нейф или Афине. Быть
перевязывали первоначально вербовыми венками жертвы приносимые осенью на алтарь богини.



11. По одной из легенд Тифон убил Геракла в Ливии, а Иолас воскресил его, прижав к носу перепёлку (Эвдокс с Книдоса, «Обозрение земли»). Тем же способом бог воскресил Эшмуна («того, которого позвали») и Асклепий тирского Геракла Мелкарта: это означало, что год начинается с марта, с того самого времени, когда перепёлки прилетают с Синая и для почтения богини проводится оргия в честь перепёлок.