Роберт Грейвс. Десятое деяние Геракла Стадо Герион

Николай Ефанов
          Десятое деяние Геракла: Стадо Гериона.
               
   
    Десятым заданием Гераклу было похищение славного стада Гериона из Эритеи, острова лежащего вблизи реки Океан. Герион, сын Хризаора и Каллиры, дочери титана Океана, был царём Тартесса в Испании и одним из сильнейших людей в мире. Он родился с тремя головами, шестью руками и тремя телами, выходящими из единого туловища. Стада Гериона состояли из разных чудесных зверей красной масти, а стерёг их пастух Эвритион, сын Ареса и двухголовый пёс Ортрос, порождение Тифона и Ехидны, принадлежавший когда-то Атласу. Странствуя по Европе, Геракл победил многих диких животных, а когда достиг Тартесса, поставил пару столбов один в Европе, а другой в Африке. Кое-кто утверждает, что когда-то давно оба континента были едины, но Геракл прокопал между ними канал и раздвинул скалы, другие напротив говорят, что он возвёл преграду, чтобы затруднить путь мореходам к океанским просторам.
   

    Гелиос начал забрасывать Геракла своими лучами, которые затрудняли ему работу и обжигали его, тогда он натянул лук и пустил стрелу в бога. «Дожить до такого!» - возопил разгневанный Гелиос, а Геракл попросил прощение за то, что не совладал с собой и опустил лук. Гелиос, состязаясь с ним в вежливости, послал ему золотую чашу в форме лилии, в которой Геракл поплыл в Эритею. Титан Океан решил его потопить и нагнал огромные волны, которые погнали чашу в открытое море, тогда Геракл вновь натянул лук и заставил Океана успокоить море. По другой версии Геракл поплыл в Эритею в бронзовом сосуде, а парус сделал из львиной шкуры, которую обычно носил на своих плечах.
   

    Доплыв до острова, он вышел на берег у горы Абас. Пёс Ортрос бросился на него, но погиб под ударами его палицы, таким же способом был умерщвлён и пастух Эвритион, бросившийся на помощь Ортросу. Тогда Геракл стал собирать разбежавшееся стадо. Меноит, который также пас одно из стад Гадеса, бросился со всех ног к Гериону. Вызванный последним на бой Геракл обошёл Гериона с одного бока и одной стрелой прошил три его тела; некоторые же утверждают, что Герион пошёл на Геракла головами вперёд и тот поразил его тремя стрелами. Когда Гера поспешила Гериону на помощь, Геракл ранил её стрелой в правую грудь и вынудил бежать. Так он добыл стадо, не платя за него и не пожертвовав ничего, после чего в золотой чаше приплыл  в Тартесс и там вернул её Гелиосу. Из крови Гериона выросло дерево, которое в местности, где Плеяды достигают зенита, приносит плоды похожие на плоды черешни, но без косточек. Герион, однако, умер, оставив потомство. Его дочь Эритея родила от Гермеса Норакса, который основал колонию на Сардинии ещё раньше, чем Гилос, и основала там самый древний город Нор.
   

    Спорным остаётся вопрос, где находилась Эритея, называемая также Эритреей. Некоторые утверждают, что это остров за рекой Океаном, другие, что он находился у берегов Лузитании. Кое-кто принимает за него остров Леон, тоже лежащий недалеко от побережья, на котором и расположен древний город Гадес, и где пастбища настолько богаты, что стада тучны и изобильны молоком, которое течёт рекой, а если скотину убивают, то кровь из неё вытекает в течение пятидесяти дней. Побережье то посвящено Гере, носит название Эритея или Афродизия. Леон - остров, на нём расположен обычный город Гадес, давно известный под именем Котинуса, известный своими оливками, но финикийцы переименовали его в Гадир или «обворованный город». На западе от него стоит храм Кроноса и город Гадес, на востоке храм Геракла, который возвышается с приливом и уменьшается с отливом. Герион похоронен в том городе, славящимся своим деревом, сбрасывающим свою кожу.
   

    По одной из версий стада Герона не паслись на острове, а паслись в предгорьях той части Испании, которая соседствует с Океаном. «Герион» же это титул царя Хризаора, который правил этой страной. Его три сильных и отважных сына помогали ему оборонять царство, каждый из них имел собственную армию, навербованную среди воинственных племён. Для борьбы с ними Геракл готовил большую экспедицию на Крите, острове на котором родился его отец Зевс. За ним в далёкий путь отправились критяне, которые перед отплытием уничтожили на острове медведей, волков, змей и иных ужасных тварей, которых с той поры на острове уже не водилось. Поплыл вначале к Ливии и убил там Антайоса и перебил диких зверей пришедших из пустыни, и с той поры Ливия стала одной из самых прекрасных стран на свете. Потом задержался в Египте, где убил Бузириса, после чего отправился на запад через Северную Африку, разгромив Горгон и ливийских амазонок, а по дороге основал город Гекатомпул, нынешний Капса, в северной Нумидии и достиг океана вблизи Гадеса. Тут он поставил по обеим сторонам пролива столбы и переправил свою армию в Испанию, узнав, что сыновья Хризаора со своими тремя армиями разбили свои лагеря один подле другого. Напал на них и разбил всех и угнал славные стада Гериона, в Испании же оставил править совет из самых уважаемых граждан.
   

    Столбы Геракла это гора Калпа в Европе и Абил или Абиликс в Африке. Иные же называют этим именем две вершины рядом с Гадесом, которые были посвящены Гере. В тех местностях все африканцы и испанцы верят в эти столбы и утверждают, что они в Гадесе, где стоит колона из бронзы посвящённая Гераклу. Они имеют высоту восемь локтей и на каждой написана её стоимость. Мореходы складывают у её подножия жертвы, возвращаясь из дальних походов. По желанию жителей Гадеса царь Тира заложил колону вблизи Геракловых Столбов и выслал три экспедиции. Первая отправилась на Абил и Калпе, сквозь ущелье, где был расположен город Экситан; другая прошла двести миль за ущелье и достигла острова, посвящённого Гераклу, что расположен напротив Испанского города Оноба, обе, однако вернулись ни с чем. Третья экспедиция достигла Гадеса. Её участники вступили в святилище Геракла на западе от города.
   

    Некоторые сомневаются, что данные столбы были возведены Гераклом, что Абеле и Калпе изначально назывались Столбами Кроноса, и даже Столбами Бриареса, который первый владел этой территорией. Когда же память о Бриаресе, известном ещё и как Айгайон была утеряна, были переименованы в честь Геракла; быть может потому, что основал город Тартесс, расположенный в пяти милях от Калп и известный под названием Гераклея. До сих пор там показывают древние стены и остатки пристани. Однако следует помнить, что Геракл, когда-то носил имя Бриареса. Обычно говорят о двух Столбах Геракла, но некоторые утверждают о трёх или даже о четырёх. Так Столбы Геракла отыскивались на северном побережье Германии и на Чёрном море и в западных областях Галлии и в Индии.
   

    Другое святилище Геракла на Святом мысе в Лузитании, самой западной её оконечности. Отъезжающим запрещено входить на её территорию ночью, когда там пребывают боги.
Быть может, устанавливая эти столбы, Геракл указывал те пределы, которые не следует пересекать мореходам.
   

    Каким способом переправил потом стада в Микены остаётся предметом множества споров. Кто-то утверждает, что разрушил Абил и Калпе, построил мост и так вернулся в Ливию. Другая версия, более правдоподобная, говорит о том, что прошёл через территорию занятую Абдером, финикийские поселения, а затем через Испанию, где расселил часть своих спутников. В Пиренеях воспользовался помощью местной правительницы Пирены, там же её похоронил, и от её имени, с той поры, вся эта горная страна зовётся Пиренеями. Отсюда уже было не так далеко до истоков Дуная. Переступив Пиренеи,  он основывает Гераклею Гальскую, где отменил местный варварский обычай убийства пришельцев, и тем своим великодушием завоевал множество сердец. Ему удалось заложить большой город, который назвал Алезий или «путник», в память о своём путешествии. Галлы до сих пор чтят Алезию, как символ их государства, как мать-основательницу, и никто до времён Калигулы не нарушал этот обычай. Они считают, что ведут своё происхождение от Геракла, который выбрал себе в любовницы одну из самых знатных женщин среди них по имени Галата, и от этой связи появился на свет этот воинственный народ.
   

    Когда Геракл гнал стада Гериона через Лигурию, двое сыновей Посейдона Иалебион и Деркин хотели его обокрасть, но он убил обоих. Во время битвы с лигурийцами в одно мгновение обуял Геракла страх и печаль так, что он даже залился слезами. Земля под его ногами была мягкой и водянистой, на ней нельзя было найти даже камня, чтобы оборониться от врагов. То сверху на него текли воды Лигоса, брата Альбиона. Но тут рассердился Зевс, увидев слёзы Геракла, заслонил небо тучами, из которых выпал каменный дождь. Этими камнями Геракл обратил врагов в бегство. Зевс поместил на небе между звёздами эпизоды борьбы Геракла с лигурийцами. как скопление Энгонасис. Иная память об этой битве осталась на земле - широкая и округлая равнина между Марсилией и устьем Родана, в пятнадцати милях от моря, известная как «Каменная равнина» так, как усеяна камнями размером с человеческий кулак  и солевыми источниками.
   

    Пробиваясь сквозь Лигурийские Альпы, Геракл проложил дорогу для своей армии и обоза, разбил всех разбойников и вышел на просторы Галлии Цизальпинской и Этрурии. Прошёл по всему побережью Италии и достиг Сицилии, и тут понял, что выбрал неправильную дорогу. Римляне утверждают, что достигнув реки Альбы, которую позднее назвали Тибром, посетил его царь Эвандер, которого изгнали из Аркадии. Вечером переплыл реку, гоня перед собой стадо, и остался ночевать на поросшем травой берегу. Поблизости в глубокой пещере жил огромный трёхголовый пастух Какус, сын Гефеста и медузы. Был он страшилищем и нечестивцем Авентинского леса, все три его пасти извергали огонь. Головы и руки человеческие свисали прибитые по стенам пещеры, а её земля была бела от костей его жертв. Дождавшись того времени, когда Геракл заснул Какус украл двух самых больших быков и четырёх коров, которых загнал в загон, устроенный в своей пещере.


    С первыми лучами зари Геракл проснулся и обнаружил пропажу. Он уже хотел пуститься в путь, когда услышал рёв коровы. Пошёл на голос и достиг пещеры. Но вход в пещеру был завален такими огромными валунами, что даже десять волов не могли бы их сдвинуть с места, он же, сдвинул камни, и вошёл в пещеру, не страшась дыма и огня, исходивших из пасти Какуса, и одним ударом размозжил ему голову.
   

    С помощью царя Эвандра Геракл воздвиг алтарь в честь Зевса, на котором принёс в жертву одного из быков. Римляне же эту историю рассказывают следующим образом: Какуса убил не Геракл, а его союзник пастух Гаран или Рекара
   

    Царь не обладал физической силой, зато у него был дар убеждения. Он знал грамоту, а передала ему это знание его мать знаменитая аркадийская нимфа Никострата или Темида. Была она дочерью речного бога Ладона и, хотя полюбила Эхеноса, но родила Гермесу Эвандра. Никострата уговорила Эвандра убить его названного отца и аркадийцы обрекли обоих на изгнание, и она бежала вместе с ним в Италию, а за ней последовала часть Пеласгов. Собственно там, недалеко от Тибра на холме, позже названном Палатинским, за шестьдесят лет до троянской войны они заложили город Паллантиум. Место для города выбрала Никострата, и не было с той поры в Италии более сильного царя, чем Эвандер. Никострата, которую обычно звали Кармента, ввела в обращение тринадцати звуковой алфавит Пеласгов, который Кадмос привёз из самого Египта, и преобразовала его в пятнадцати звуковой латинский. Некоторые, правда утверждают, что это Геракл научил народ Эвандра буквам и для этого воздвиг алтарь совместно с музами.
   

    Римляне утверждают, что Геракл освободил царя Эвандра от дани, которую тот платил Этрускам; убил их царя Фавна, который привык приносить в жертву чужеземцев на алтарь своему отцу Гермесу, и породил Латинуса, прародителя латинян с вдовой или дочерью Фавна. Греки, однако, полагают, что Латинус был сыном Одиссея и Кирки. Геракл уговорил жителей, которые имели обычай приносить в жертву Кроносу, сбрасывая в Тибр двух мужчин, заменить их куклами.


    Тогда в мае, во время полной луны, старшая среди весталок  бросала вытесанную из дуба, выкрашенную в белый цвет, куклу в жёлтые волны реки, увенчанная венками она называлась «Аргтвой».
   

    Гераклу приписывают основание Помпеи и Геркуланума; борьбу с исполинами на равнине Флегреймкой под Кумами и постройку Лукринской протоке плотины длиной в милю, называемой дорогой Геракла, по которой он перегонял стада Гериона.
   

    Также рассказывают, что когда он устроился отдыхать вблизи границы Региума и Локриды Эпизиферийской, ему настолько досаждали цикады, что он попросил богов, чтобы те их успокоили. Просьба его была услышана, и с той поры более не слышно цикад на регийской стороне реки Алек, хотя они вволю поют на стороне локрийской. В тот день один из быков отбился от стада вошёл в море и переплыл на Сицилию.


    Геракл бросился в погоню и настиг того укрывшегося среди стад царя Элиманов Эрикса, сына Афродиты и Батеса. Эрикс, который был борцом и боксёром вызвал Геракла на пятикратный поединок. Геракл принял вызов с условием, что тот поставит на кон своё царство против прибившегося к его стаду  быка и выиграл первые четыре поединка, а в пятом, в борьбе, поднял Эрикса в воздух и так ударил о землю, что тот испустил дух. Сицилийцы же получили урок: что не каждый рождённый от богини является бессмертным. Получив царство Эрикса, Геракл оставил его жителей до тех времён, пока один из его потомков не вернётся и не станет ими править.
   

    Некоторые утверждают, что у Эрика была дочь по имени Псофис, и она родила Гераклу двоих сыновей Эхефрона и Промахуса. Оба были воспитаны в Эримантосе и переименовали город во имя своей матери. Построили там храм Афродиты Эрисейской, от которого остались только руины. Могилы Эхефрона и Промахуса давно утрачены, а Псофис все принимают за дочь Ксантоса, внука Аркаса.
   

    Следуя далее, по Сицилии, Геракл добрался до местности, в которой сейчас расположен город Сиракузы. Совершил жертвоприношения и учредил обряды в честь Кияна, который проводил Гадеса Кора в подземелье. Тем, кто застал Геракла на равнине Леонтийской, оставил вечные следы своего пребывания. Вблизи города Агирион найдены на камнях оттиски копыт его стада, как будто те камни были когда-то сделаны из воска: считают это свидетельством его бессмертия, и позволил жителям чествовать себя как бога, хотя раньше никогда на это не претендовал. Вдобавок ко всему выкопал за стенами города озеро, имевшее в окружности четыре мили, и заложил местное святилище Иоласа и Гериона.
   

    Вернувшись в Италию, в поисках иной дороги в Грецию, погнал своё стадо к восточному побережью к мысу Лакинскому, которым владел царь Лакинос, который хвалился, что заставил Геракла бежать. Хотя совершил только то, что построил храм Геры, что удовлетворило Геракла. Пройдя шесть миль от этого места, Геракл убил некого Кротона, похоронил его со всеми почестями и заявил всем, что придёт время и здесь вырастет город его имени. Геракл не забыл этого своего обещания и напомнил о нём во сне одному из своих потомков, Аргиву Мискелосу и пригрозил ему страшными карами, если тот не отправит группу колонистов на Сицилию и построит там город. Когда Аргивы хотели обречь Мискелоса на смерть, потому что тот нарушил завет Геракла на эмиграцию, чудесным образом заменил чёрные камни на белые.
   

    Геракл, тем временем, решил перегнать стадо Гериона через Истрию в Эпир, а оттуда в Пелопоннес через перешеек. Когда же достигли пределов Адриатического моря, Гера наслала беса, который взбесил коров и погнал их через Тракию в Скифские пустыни. Геракл догнал их там и в одну из холодных зимних ночей, укрытый львиной шкурой, на уступе скалистой горы. По пробуждении увидел, что исчезли клячи, которые он выпряг на ночь и пустил пастись.

   
    Искал их всюду и дошёл до лесистой местности известной как Гилая, где дивное животное наполовину женщина, наполовину змея напала на него из пещеры. У неё были его кобылы, но сказала, что вернёт их ему только тогда, когда он станет её любовником, Геракл неохотно, но согласился и троекратно её поцеловал, на что женщина обвила его плечи и, когда выпустила из объятий, спросила: « А что будет с тремя сыновьями, что сейчас находятся в моём лоне, когда они достигнут мужского возраста? Что мне оставить их при себе или отослать к тебе?»
   

    « Когда подрастут, дай им такое задание, - ответил Геракл.
«И если кто-то из них натянет мой лук, так как я его натяну сейчас, отдай ему мой пояс и отдай ему в царство свою страну».
   

    Сказав это, дал ей один из своих луков и пояс, на котором висел кубок, после чего ушёл. Женщина в змеином обличье дала тройне такие имена: Агатирс, Гелонос и Скит. Два старших не сумели выполнить задание отца, но Скиф выполнил оба, и ему было позволено остаться в этом месте. Он стал основателем рода всех Скифских царей, которые и по сегодняшний день носят золотые кубки на своих поясах. Иные же утверждают, что это не Геракл, а Зевс переспал с женщиной в обличье змеи и когда три её сына царствовали в этой стране, с неба упали золотые предметы: ярмо, плуг боевой топор и кубок. Первым подбежал к ним Агатирс, однако золото загорелось и обожгло ему ладонь. Такое же случилось и Гелоносом. Только тогда, когда подошёл самый младший Скиф огонь погас тотчас. Взял эти предметы и внёс их в свой дом, а старшие братья добровольно уступили ему царскую власть.
   

    Отыскав своих кляч и большинство разбредшегося скота, Геракл погнал стада через реку Стремон, на которой построил каменную плотину, и уже не было в его оставшейся дороге никаких особенных преград, до той минуты, когда он встретил старого пастуха Алкиона, который охранял Коринфский перешеек. Алкион замахнулся камнем на Геракла и его войско и раздавил им двадцать телег и в два раза больше людей. Был это тот самый Алкион, который дважды укал святую корову Гелиоса, один раз из Эритеи, а другой раз из цитадели Коринфа. Вновь он подхватил огромный камень и бросил его в Геракла, но тот отбил его своей палицей и убил великана. Камень тот  до сих пор показывают на перешейке.
         




1. Основное третье деяние Геракла связано с обрядовыми действиями, после которых он становился супругом царицы носящей имена Адметы, Ауге, Афины, Ипполиты или кого-то ещё. Удивительное десятое деяние изначально имело определённую связь с третьим: что упомянуто в патриархальном эллинском обычаи, по которому наказывали мужей покупавших жён за деньги, вырученные от продажи скота.  В гомеровской Греции ценность женщины определялась в штуках скота, как это и сейчас происходит в некоторых странах центральной Африки.


     В миф этот включены иные элементы напрямую не связанные с сюжетом: плавание к Западным островам Смерти и удачное возвращение с дарами. Можем найти параллельный сюжет в древней ирландской повести о Кухулане, который взломал ворота ада - в Дан Скайх «месте тени» - привёл за собой трёх коров и принёс волшебный котёл, несмотря на бури, которые насылали на него боги и умершие люди. Урна из бронзы, на которой Геракл поплыл в Эритею, это лодка, на которой переплавлялись на Острова Мёртвых и быть может, как-то связана с волшебным котлом из бронзы.


     В одиннадцатой таблице вавилонского эпоса о Гильгамеше описывается подобное путешествие на Остров Кладбищ, лежащий по другую сторону моря смерти, используя свои одежды как парус. Этот сюжет позволяет провести аналогию между мифом о Геракле и мифом о Гильгамеше. Оба как бы исходят из одного шумерского источника. Гильгамеш, как и Геракл, убивает ужасного льва и ходит в его шкуре; ловит небесного быка за рога и одолевает его; находит тайное зелье, врачующее раны; совершает такой же путь, как и солнце и посещает Сад Гесперид, где убивает дракона охраняющего святое дерево и получает в награду два священных предмета из Подземного Мира. Встречи Гильгамеша с его другом Энкиду напоминают встречи Тезея, афинского Геракла, с его другом Пейритосом, который пошёл в Тартар и не вернулся оттуда. Приключение Гильгамеша со скорпионами приписывается беотскому Ориону.



2. Миф значительно разнообразили предфиникийские греческие колонии, заложенные в Испании, Галлии и Италии под покровительством Геракла. Столбы Геракла, у которых появились первые группы поселенцев около 1100 года до Р.Х., -это Сеута и Гибралтар.



3. Если отрешиться от алфавитных абстракций, то в кельтско-иберийских мифах, «Marwnad Ercwlf», в древней валлийской поэме «Red Book of Hergest» рассказывается о кельтском Геракле, которого ирландцы называли «Огненным солнечным щитом», а Лукиан «Огневым», и о том, как Ercwlf поднял «четыре столба равной высоты на щитах увенчанных червонным  золотом» по пяти букв на каждом, что составляло двадцати буквенный алфавит бардов известный как «Boibel-Loth» ( в «Белой Богине») .


    Представляется, что около 400 года до Р.Х., этот новый алфавит, который греки называли буквенный, относился к путешествию Небесного Геракла во время его солнечной смерти на горе Ойта, и другой алфавит «Beth-Luis-Nion», в котором названия букв соотносились с жертвоприношениями Кроносу дикой женщины. Поскольку Горгоны имели рощу на Эритеи - «Кровавом острове», который Ферекидес связывает с островом Гадес - а дерево во всех кельтских языках означает буквы, то тогда, «дерево, принимающее разные формы» и означает алфавит, упоминаемый нами перед этим, который и стерегли Горгоны в своей святой роще, до тех пор, пока им не овладел Геракл. В этом значение поездка Геракла в Эритею, где он убивает Гериона и пса Ортроса - Пса Звезды Сириус можно было бы отнести к замене алфавита Кроноса на алфавит Геракла.



4. Гесиод («Теогония») называет Гериона «trikephalon» - «трёхголовым», другая версия этого слова «trikarenon» означает то же самое. «Trikarenon» напоминает Тарвос Тригаранос - кельтского бога с двумя левыми руками помещённого на древнем алтаре, находящемся в Париже, в сообществе журавля и быка под тенью вербы. Герион не имеет никакого значения в греческом языке: скорее всего это производная форма от «trigaranos». Поскольку как в греческом, так и в ирландском вариантах мифа журавли связаны с тайной алфавита и с поэтами. Герион может оказаться охранителем более древнего алфавита, связанного с Кроносом и его товарищем Дактилем.

   На кладбищенском острове Эритеи, Кронос-Герион, который ещё недавно был солнечным героем, как и Бриарес-Геракл, становится богом умерших, а Ортрос его Цербером. Десятое деяние местами пересекается с двенадцатым: в них обоих присутствует Менойтес. Действительно, «похожие на черешню без косточек», выросшие на крови Гериона, скорее всего ягоды кизила типичного для Испании, но всё повествование как бы находится под наплывом вечно дозревающих ягод, посвящённых Кроносу-Сатурну, которые окрашены в красный цвет. Важная роль в повествовании отводится Хризаору. Его имя означает «золотая сабля», что связано с культом Кроноса, к тому же он был сыном Медузы Горгоны.



5. Норакс, внук Гериона, сын Эритеи и Гермеса - Гермес перенёс дерево алфавита из Греции в Египет и обратно, что правдоподобно, поскольку слово «Norops» в греческом языке означает «солнечный диск». Генеалогия тут перекрещивается с ирландской мифологией: те считали, что их Герион известный в трёх ипостасях как Бриан, Иухар и Иухарба - едины с Митрой, Варуной и Индрой, - был внуком, а не племянником Огмы, сыном же его был кельтско-иберийский бог солнца Лух, Лев или Лугос. Утверждали, что алфавит пришёл к ним из Греции через Испанию. Ворон Кроноса был посвящён Лугосу, так утверждал Плутарх (О реках и горах), что «Лугдунум-Лион, по утверждению Лугоса, связано с гаданием по полёту воронов, указывавших выбор города: lug означает ворона на диалекте аллобригийском.



6. Сервий частично цитирует Вериуса Флакка, где сказано, что «трёхголовый Гаранос (Герион), а не Какус, был жертвой Геракла: Эвандер же помогал Гераклу. Было бы важно знать, как Кармента, мать Эвандра, сумела отменить алфавит Кроноса из тринадцати звуков и принять алфавит Геракла-Огмы из пятнадцати звуков («Белая Богиня»). Царь Юба, который во времена Плутарха говорил, что Геракл научил народ Эвандра пониманию букв, был славным наследником Гадеса и знал много местных традиций, связанных с этим алфавитом. В этой истории Эвандра Геракл предстаёт как враг культа Кроноса, поскольку отменяет человеческие жертвоприношения.

 
    Странствия по Италии и Сицилии, скорее всего, вымышлены и просто связаны с позднейшим распространением его культа. Состязания с Эриксеем подтверждают колонизацию в шестом веке до Р.Х., которую в регионе Эрика проводили Гераклид Пентатлос из Книд и Спартанец Дореус. Геракл, чтимый в сикейской местности Агирион, мог быть предком, который провёл Сикелов из Италии через горные теснины около 1050 года до Р.Х. (Тикидес). Возможно, он непродолжительное время пробыл и в Скифии: греческие колонисты на западных и северных берегах Чёрного моря, чтили скифского Геракла, как непревзойдённого лучника, что отмечено в десятом деянии. Его возлюбленная, женщина со змеиным торсом, была богиней земли, матерью трёх главных скифских родов отмеченных Геродотом: в иной версии мифа, которая содержится в английской балладе «The Laidley Worm», когда Геракл поцеловал её три раза, превратилась в прекрасную женщину, которая когда-либо существовала.



7. Анекдот об Алкионе искусственно вставлен из описания о нападении гигантов на Олимп и той трёпке, которую им задал Геракл. Так кража скота Гелиоса из Эритеи, а в последующем из Коринфа Алкионом просто одна из версий кражи скота Гериона Гераклом. Властитель стада был солнечным супругом богини луны, а не изгнанным и слабым богом мёртвых.               



8. Стрела, которую выпустил Геракл в южном направлении в сторону солнечного диска, была стрелой выпущенной им в зенит во время коронационных обрядов.