Когда я вырасту...

Вероника Бережнёва
Юлечке Швецовой не хотелось на работу. Накануне развлекалась в гостях, где было немало выпито, и голова Юли жутко болела, отравляя вчерашнюю радость. А как же было весело! Вовчик, любимец компании и заводила, весь вечер сыпал шутками и анекдотами, подливая в её бокал крепкие напитки.
 - Водка пережиток прошлого, настоящего  и будущего, - вещал он, не сводя  прищуренных глаз с хорошенькой Юлии, которая ожидала со дня на день возвращения из командировки мужа и старательно держала оборону. Но выпила всё-таки порядочно, и с утра состояние было плачевным. Но, как говорится, плач не плач, а идти на уроки надо. Она встала с кровати и поплелась с жалобным стоном на за аспирином. Под ногами болтался кот, требуя законный завтрак.
 - Уйди от меня, дурачок! - прошипела она слабым голосом, - Терпи! Я же терплю!
Что бы такое придумать?- думала она, стараясь делать как можно меньше резких движений.- Хотя, что тут думать – болею я, и всё тут!

Юлия работала учителем истории, но часов на всех не хватало и ей, как новичку, дали группу надомников.
 - Ты не переживай! С такими проще, чем с классом! Тут тебе за день душу так вымотают, а там сиди себе с одним! Тем более, что с них и спроса никакого,- уговаривала  историчка старших классов.

Кого только не было среди разношёрстной компании надомников: слабослышащие, обычные больные дети и просто бездельники, которым покупались справки для домашнего обучения, и к каждому был нужен свой подход. Юлечка быстро освоилась и со временем научилась ловко прогуливать занятия.
Вот и сегодня она лежала под уютным одеялом, твёрдо уверенная в собственной правоте – разве человека в таком состоянии можно назвать здоровым? Она успокоилась и почти что  задремала, как  вдруг вспомнила про Юру Асмолова, и ей стало не по себе. Он всегда так ждал её!
По сути, только с ним она занималась по-настоящему. Прежде, чем явиться, Юлия  старательно читала дополнительный материал, опасаясь разочаровать мальчика. Каких только вопросов не задавал любознательный Юра. В доме Асмоловых Юлия была дорогим гостем, где её ждали уютные тапочки, удобный стул, и собственная чашка с ароматным чаем… Бабушка Надежда Васильевна, опекающая мальчика, мастерски пекла воздушные плюшки и другие, невыносимо вкусные кулинарные изделия. Встречая учительницу, она перво-наперво, вела её на кухню, где устраивала дегустацию своих шедевров. Юрочка полный двенадцатилетний мальчик с бледным круглым лицом, улыбался в предвкушении урока.
 - Ура!- кричал он из своей комнаты, как только слышал в прихожей её голос, - Юлия Николаевна пришла!
 
Юлия вспомнила про Юру, и в душе у неё заскребли кошки, и скребли до тех пор, пока она не встала и не позвонила Асмоловым.
 - Алло! Надежда Васильевна? Это Юлия Николаевна. У меня кое-какие проблемы, и я немного задержусь сегодня…

 * * * *

Юрка Асмолов наблюдал жизнь, не выходя из дома. Для этого у него под рукой был Интернет, телевидение и книги. Впрочем, книги – это в прошлом. В своё время он перечитал их великое множество, так как знал буквы с четырёх лет. Переезжая  из одной больницы в другую, бабушка с внуком коротали долгие тягучие дни в унылых палатах, обложившись детскими книжками. Особенно книготерапия помогала вылёживать мальчику, а бабушке - высиживать рядом - бесконечные многолитровые капельницы. Капля за каплей, мучительно медленно текло по трубочкам живительное лекарство к распятой руке малыша. Со временем маленький Юра, привыкнув к неизбежности процедур, почти не смотрел с тоской на стеклянные деления бутылок, а поторапливал бабушку, которая вдруг замолкала на полуслове, тревожно глядя на серое личико внука.
 - Дальше! Читай дальше, баба!

Поначалу читали Чуковского. Бабушка держала перед собой яркую книжицу, а крошечный Юрка, сидя у неё на коленях, синхронно произносил стихи про Акулу-Каракулу и легендарную Муху-Цокотуху. Как он обожал эти книжки! Вдвоём они проштудировали огромное количество всевозможных сказок, невероятные приключения девочки Элли с друзьями и многое-многое другое.  В любимчиках числился то милый Пяйве, то Карлсон, то Герда с Каем...  С этим симпатичным народцем было не так одиноко жить. Он постоянно думал о них как о живых, размышляя о том, что они сейчас делают. Иногда он ждал, что они придут к нему в гости, и он расскажет - как сильно их любит.

Когда маленькому Юре было три года, и страшный диагноз был подтверждён окончательно, из дома спокойно собрав вещи, ушёл папа. Мама, порыдав пару месяцев, очень скоро утешилась с одноклассником  дядей Стасом, к которому переехала жить, оставив сына на попечение матери. Ей тоже хотелось получить от жизни свой кусочек радости. Бабушка, как всякая мать, желала ей добра и защищала от злоязыких соседей.
 - Вот когда будете на её месте, не дай Бог никому, тогда и судите!
 Мама приезжала  каждую субботу и ежедневно звонила.
 - Как ты, сыночек? - спрашивала она Юру, - Учишься нормально?
 - Всё хорошо, ма! Всё у нас отлично!

Пару лет назад Юрке здорово повезло. Накануне выборов, в квартиру неожиданно нагрянула толпа незнакомых людей, устроив невероятный переполох. Один из кандидатов в депутаты привёз Юре в подарок настоящий компьютер! Он давно мечтал о нём, но мама купить не могла, а папа в ответ на нескромную просьбу ребёнка твёрдо заявил:
 - На меня не рассчитывай!
Папу за это никто не осуждал - ему растить чужих детей, а с ними, как известно, полно забот и расходов.

 - Дорогой Юра! Мы тут побывали в ГОРОНо и выяснили, что ты – лучший ученик в городе. Поэтому мы решили подарить тебе компьютер…
Приехавшие  телевизионщики в три попытки взяли у растерянного Юры  интервью, где он благодарил доброго дядю-кандидата. Тут же последовала фотосессия, на которой  холёный усатый дядька отечески обнимал толстого мальчика в инвалидной коляске на фоне подарка. Мальчику было неловко от всей этой возни, но он терпел, крепко сжимая прозрачными пальчиками подлокотники коляски. Будущий кандидат торжественно обещал подключение к Интернету и оплату последующих расходов. И слово своё сдержал.
В это время счастливая бабушка топталась вокруг гостей и без устали благодарила.
 - Вы не представляете – как это важно для него! - говорила она тихонько, - Ведь это окно в мир, а мальчик так одинок…

С тех пор Юрка научился мастерски владеть машиной, а в Сети у него появилось множество друзей. Но живого человеческого общения ему всё-таки не хватало. К Асмоловым ходило несколько «предметников», но самой желанной гостьей в доме была Юлия Николаевна.
 - Когда я вырасту, - с жаром говорил Юрка, - Обязательно стану историком!

Юлия Николаевна пришла в три часа. Она была очень сдержанна и, усевшись рядом с Юрой, отказалась от кофе. Но Надежда Васильевна сразу разгадав причину нездоровья, принесла крепкий чай с лимоном, который та  залпом  выпила. От неё ещё попахивало спиртным, но Юрке было всё равно! Главное – она здесь и они смогут, наконец, поговорить!
 
- Ну, что, Юра? Начнём с домашнего задания. Расскажи мне, пожалуйста…
Мальчик  без запинки ответил урок. Говорил он, правда,  медленно, чуть задыхаясь, как будто одолевал высокую гору. Сегодня гора, на которую он взбирался, казалась особенно огромной.
 - Юлия Николаевна! Как вы думаете, Мерлин вымышленный персонаж или реальный человек?
Юля удивилась вопросу. На прошлой неделе он страстно рассуждал о древнем Египте, расспрашивая о тамошних богах так подробно, как будто двадцатипятилетняя  учительница  успела пожить в древней стране. До Египта он увлекался историей и культурой древних ацтеков и Юля старательно читала  про богов Озириса и Ра, про Вицлипуцли и других небожителей… Благодаря энтузиазму и любознательности Юры, она узнала так много интересного!
 - Та-ак! - протянула она. – Теперь мы переселяемся с тобой в рыцарские времена! Небось, посмотрел кино про Мерлина и короля Артура?
 - Посмотре-ел…
 - Я тебя  хорошо понимаю! Это было красивое время! Удивляюсь – как это ты до сих пор этим не заинтересовался!
 - Я тут глянул в «Википедии», и ещё кое-где о рыцарях. Вот посмотрите - какие картинки красивые!
Они вместе полюбовались на закованных в латы древних человечков.
 - А Мерлин, я думаю, скорее реальный герой. Народ приукрасил его в легендах, и получился почти сказочный персонаж. Я тебе книжку принесу, дома где-то лежит, зелёненькая такая!
 - Здорово! Спасибо, Юлия Николаевна!
В комнату тихо вошла Надежда Васильевна и незаметным жестом сунула внуку таблетку. Следом подала чашечку с водой, и Юра привычно выпил, не отрывая глаз от монитора, на котором открывались новые  картинки с благородными рыцарями.
 - Извините, Юлия Николаевна! У Юры приступ был сильный…
 - Ну, зачем ты, ба!- протянул расстроенный ученик.
 - Может, я лучше пойду? - учительница тревожно округлила глаза.
 - Наоборот! Он только с вами и оживает! Побудьте пожалуйста!
 - Конечно-конечно! Я ведь еще не давала новую тему!

Встретив из длительной командировки мужа, счастливая Юля закрутилась в домашних хлопотах и только накануне урока вспомнила об обещанной книге. Бросившись разыскивать в шкафу, она долго рылась, так и не обнаружив её.
 – Саш! Ты не видел тут книгу, «Полые холмы» называется. Обложка такая зелёная!
 - Подлые холмы! - засмеялся  супруг,- Да зачем она мне!
 - Ох! Как неудобно-то! Я тут мальчику одному обещала. Он инвалид на коляске. Помнишь - я тебе о нём рассказывала? Юрой зовут.
 - Не помню я твоего Юру.
 - Не знаю, что и делать! Хоть в библиотеку беги!

В библиотеку она, конечно, не пошла, а к Асмоловым, как водится, явилась с опозданием, долго звонила в дверь, но ей никто не открывал.
Странно! Куда они подевались! Ведь всегда дома! Может, в больнице? - думала Юля, продолжая нажимать на кнопку. На шум открылась соседская дверь, из которой выглянула старушка.
 - Вы, девушка, к кому? К Надежде Васильевне?
 - Я к Юре - на урок.
 - А-а! Так вы не знаете? – бабулька озадаченно замолчала. – Умер Юрочка!
 - Как умер? Когда? – сердце Юли укатилось.
 - Вчера! Шуму тут было, шуму! – она помолчала  и задумчиво сказала, глядя на неё. - Вот как Бог решает – малые дети помирают, а мы, старухи - живём! Царствие небесное тебе, деточка!- обратилась она куда-то вверх.

Домой Юля шла, не глядя под ноги. В горле у неё был большой тягучий ком, мешающий дышать, и только когда вошла в квартиру, из глаз потоком хлынули слёзы. Закрывшись в ванной, она открыла кран и стала плакать, сморкаясь под шум воды, смывая слёзы и косметику.
 - Господи!... За что?...Бедный мальчик.
Она никак не могла поверить в то, что Юрки больше нет, и он не встретит её улыбкой, не расспросит про древних богов и славных благородных рыцарей.
 - Царствие небесное тебе, деточка,- шептала она.