Гид Людмила Силютина

Анастасия Павленко
Сегодня одним из главных направлений Национальной компании «Узбектуризм» является широкая пропаганда исторического наследия,  в  чем не второстепенную роль играют гиды. И кто хотя бы раз слушал захватывающий и эмоциональный рассказ Людмилы Викторовны Силютиной об исторических памятниках Самарканда, тот навсегда будет очарован как самим древним городом, так и этой обаятельной женщиной, которую ее коллеги и многочисленные туристы называют прирожденным гидом.

В  Людмиле Викторовне органично сочетаются личные качества и уровень общей эрудиции. Ведь в ее профессии важно все - от владения материалом  до манеры общаться с гостями нашей республики. Необходимо уметь уладить все спорные моменты, которые  могут возникнуть в гостинице, в автобусе, на таможне и т.д. Известно, что  в поездке люди становятся маленькими детьми, поэтому ко всему прочему гид должен быть и психологом.

По мнению профессиональных экскурсоводов, набор дат, исторических сведений – это еще не экскурсия. В каждом памятнике надо найти свою изюминку, и вложить в рассказ о нем частичку собственной души. Именно так и делает Людмила Силютина, влюбленная в свою профессию. Это не могли не почувствовать и ее многочисленные экскурсанты, в списках которых как граждане республики, так и зарубежные, нередко высокопоставленные, гости. Так,  Л. В. Силютина  работала с представителями посольств России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Польши. Принимала участие в качестве гида-экскурсовода в международной конференции по защите детей, проводимой республиканским фондом «Ты не одинок» совместно с Комплексом Кабинета Министров РУз, а также детским фондом ООН (ЮНИСЕФ). Работала с участниками международного фестиваля «Шарк тароналари».  Одним словом, Людмила Викторовна востребованный специалист. Поэтому график ее работы, несмотря на сезон и погоду, расписан на неделю вперед. И все же наша встреча с ней состоялась. Вот что  рассказала нам о тонкостях своей профессии и  многом другом Л. Силютина.

- Что значит хороший гид?

-  Гид должен всегда помнить, что он – лицо государства. Хороший гид, следуя золотому правилу: «немного обо всем и все о немногом», за короткий промежуток времени должен суметь так преподнести свой край, что гость уедет не просто под впечатлением от увиденного, но и одухотворенным. Причем, заметьте, профессиональный гид никогда не будет навязывать своего мнения, а даст возможность туристу самому сделать выводы.  Учиться этому приходится всю жизнь. Даже если у гида один маршрут, все равно появляются новые объекты, уточняются детали. Гид должен постоянно расширять свой кругозор и хорошо знать не только прошлое края, но и настоящее. Нам часто приходится отвечать на вопросы, связанные с современной жизнью, политикой, экономикой и так далее. Это дает образование и жизненный опыт. Кроме того,  ежегодно Республиканский научно-учебный консалтинговый центр НК «Узбектуризм» во главе с Раисой Ибрагимовой устраивает нам, гидам со всей республики, встречи с известными отечественными и зарубежными историками, археологами, этнографами и другими специалистами, которые знакомят нас с последними исследованиями в своей области. К примеру, самаркандские гиды вместе с  представителями национальной компании выезжали в Ургут, где был найден несторианский храм X века. Это было незабываемое путешествие. Но главное, нужно любить свою работу, иначе она может стать каторгой. Ну представьте, без полноценного отдыха, всегда на виду, на людях, постоянное общение с группой - это непросто выдержать равнодушному к профессии человеку.

- Сколько лет уже на этом поприще?

- Вообще, для меня нет такого понятия, как срок работы. Я просто не замечаю времени, постоянно находясь среди величественных исторических памятников. Хочу сказать, что профессия гида для меня значит гораздо больше, чем обычная работа. Это жизнь. А пришла я в туризм после окончания Самаркандского архитектурно-строительного института. Так что,  имея диплом инженера-строителя, о конструкции зданий, последовательности их возведения, я знаю практически  все. Однако, мне было этого мало. Архитектура  – поистине летопись веков. Когда замолкают песни и предания, то на первый план выступает зодчество, рассказывающее о погибших цивилизациях, людях, великих победах. Ведь любое здание  подобно человеку. Его купол – голова, стены – туловище, подземные склепы – подсознание,  душа же находится внутри здания. Вы посмотрите, какова красота внутреннего убранства медресе Тилля-Кори или гробницы Гур-Эмир - подобного нет в мире. Меня всегда это восхищало, а еще завораживало общение с историей.

- А не бывает, что надоедает рассказывать одно и то же?

- Это очень интересный вопрос. Но, знаете, сколько провела я экскурсий – нет ни одной  похожей. Если б это был зазубренный материал, чем, к слову, грешат новички, у которых от неожиданного вопроса все тут же забывается. Нет. У настоящих профессионалов, горячо любящих свое дело, весь материал проходит через душу. Он глубоко осмысливается. Во время экскурсии просто живешь в той эпохе, о которой рассказываешь, причем каждый раз подмечаешь все новые детали, быть может, ускользнувшие в предыдущий раз.

- Выходит, работа гида тоже творчество. Что может вдохновить на проведение экскурсии?

-  Конечно, все зависит от того, с кем приходится работать. Отмечу, что главная цель гида – не просто показать достопримечательности экскурсантам, а  именно донести до их душ  прекрасный  мир под названием «средневековая архитектура». Я уже по глазам вижу, чего хотят от меня туристы. Ведь каждый из них приезжает в Самарканд по разным причинам. Кто-то хочет познакомиться с историческими памятниками. Другие - просто отдохнуть. Третьи – совершить паломничество к святым местам. Есть те, кто приезжает пофотографироваться «на фоне», так сказать, и тогда, к сожалению, понимаешь, что таким туристам кроме самих себя ничего не нужно. Где уж тут взяться вдохновению? А вот бывают гости, которые везут с собой фотоаппараты и видеокамеры, но в процессе экскурсии забывают о них. Вот этим людям и хочется отдать все свои знания. Замечу, что очень приятно работать с отечественными туристами, к примеру, столичными гостями. Они всегда с большим восторгом знакомятся с  самаркандскими достопримечательностями и горько сожалеют о том, что раньше не могли насладиться всей этой красотой.

- Были ли в вашей практике особые экскурсии, отличные от других?

- Да, был у меня случай, когда я действительно не знала, как мне проводить экскурсию. Это была небольшая группа слепых из России. Меня попросили встретить их и показать – да-да, не рассказать, а именно показать - Самарканд. Я долго думала, как мне быть. Ведь я  никогда не проводила подобные экскурсии. Однако, встретившись с этими людьми и поставив себя на их место, вдруг поняла как нужно работать с ними, чтобы помочь увидеть наш царственный город. Рассказывая в мельчайших подробностях о медресе , я тут же  предлагала им прикоснуться к кирпичикам,  изразцам, мозаике. Невероятно, но я по выражению их лиц видела, что они чувствуют всю красоту и мастерство работы древних зодчих. На лицах российских гостей был неописуемый восторг. А к вечеру, когда я уже заканчивала экскурсию, они мне сказали: «Мы всё видели своими глазами. Спасибо». И стали в благодарность кланяться, чем вызвали сильнейшие эмоции за всю мою практику. Надо сказать, что чувство жалости я к ним  ощущала только вначале. Потом же поняла, что они такие же как и мы, зрячие. Более того, они показались мне куда богаче духовно, чем некоторые из нас, «полноценных».

- Вам приходится сопровождать и правительственные делегации. Каковы ваши впечатления?

- Я неоднократно убеждалась в том, что высокопоставленные гости, известные всему миру люди, очень просты в общении. Ведь давно известно, что чем выше человек по  рангу, тем меньше у него амбиций. Еще я заметила, что на экскурсии они отдыхают. Ведь у них, как правило,  мало свободного времени. Так же, как и обычные туристы, они задают вопросы, хотят знать лично мое мнение о том или ином событии.

- Какие вопросы вам задают?

- Разные. Все  зависит от возраста и  уровня образования туристов. Например, детям очень интересно знать о том, как проходило детство Улугбека, кто такая Биби-ханым. Молодежь интересует всё – от наших гор до современного образовательного процесса в нашей стране. Взрослые хотят знать, когда у Амира Темура находилось время для личной жизни, что он любил кушать или знал ли Чингисхан, напав на Самарканд, о здешних лепешках. Бывало так, что  я не могла ответить на вопрос в полной мере. В этом случае  обязательно советую гостю необходимую литературу и где ее можно приобрести. Но бывают и анекдотичные ситуации. Рассказываешь, рассказываешь туристам, кто такой был Амир Темур и что он сделал для развития своей страны, а они в конце экскурсии вдруг спрашивают, а кто это такой. Бывает и спорят со мной.  Но  нам, гидам, нужно быть предельно корректными,  даже если гость ошибается и не хочет признавать свою ошибку, мы  должны ненавязчиво высказать свою точку зрения. Еще мне часто приходится отвечать на вопрос, почему я не уезжаю в Россию. Знаете, у меня никогда не было такого желания. Узбекистан – моя Родина, а ее, как известно, не предают. Моя страна ничем не хуже любой другой, а в некотором отношении  даже лучше.

- Есть в Самарканде милые вашему сердцу уголки?

- Все памятники дороги моему сердцу. В зависимости от сезона и моего настроения мне нравится бывать в тех или иных местах. Так, в летнее время обожаю посещать гробницу святого Данияра (Даниила). Только представьте, вокруг палящее солнце, а здесь тихая речка, прохлада от святого источника, перед глазами гробница святого  и многовековое дерево, которое зацвело после освящения его патриархом всея Руси Алексием II. Еще мне нравится  обсерватория Улугбека, пребывая в которой в полной мере ощущаешь силу человеческой мысли.

- На ваш взгляд, что из современных памятников останется на века?

- Конечно, мемориальный комплекс великого хадисоведа Имама аль-Бухари, что находится в 24 километрах от Самарканда. В этом памятнике,  созданном благодаря усилиям нашего президента Ислама Абдуганиевича Каримова, уже сегодня чувствуется необыкновенная мощь человеческого духа. Когда идешь по галерее комплекса, и никого нет рядом, ты пропуская через себя всю свою жизнь, заглядываешь внутрь себя и находишь ответы на интересующие вопросы. Такова  философия этого современного памятника,  олицетворяющего мудрость Востока. Нашим потомкам останутся также многочисленные музеи, созданные по всей стране.

- Есть  мнение, что восстановленные достопримечательности теряют свою первоначальную прелесть. Как относитесь к реставрации памятников?

- Нельзя не реставрировать исторические памятники, потому что они попросту исчезнут с лица земли. Правда, делать это нужно разумно. Наши реставраторы весьма трепетно и скрупулезно подходят к восстановлению шедевров древних зодчих.  Ведь посмотрите на мечеть Биби-Ханым. Я помню, будучи еще совсем еще ребенком, видела ее развалины. А сегодня благодаря решительным мерам по реконструкции исторического архитектурного наследия, мечеть приобрела свой величественный вид. Если бы не начали реставрацию Шахи-Зинды, не нашли бы новые памятники, которые были спрятаны под слоями бетона и цемента.  Хочу сказать, что совместные действия реставраторов,  руководства города и области привели к тому, что сегодня Самарканд стал действительно жемчужиной Востока, каким он славился веками.

- Какая историческая личность наиболее близка вам?

- Несомненно, Амир Темур. Познать его  - это познать самого себя, свои внутренние силы и возможности. Ведь благодаря гению великого Сахибкирана сегодня Самарканд стал украшением нашей священной земли. Замечу, что некоторые гости и даже гиды называют Амира Темура непочтительным прозвищем Тамерлан.  Этого  знающий и уважающий культуру узбекского народа никогда себе не позволит. Очень интересна мне личность главной жены Амира Темура - Сараймульк-ханым, прозванной в народе Биби-ханым, что значит «красавица».  Женившись на ней, полководец  обрел титул гурагана и получил право на создание своей империи. В печати мало материалов об этой замечательной женщине. Но  одно только то, что она, разглядев в маленьком внуке Темура, заглядывавшемся на звезды,  ученого,  воспитала Улугбека - великого астронома XV века, говорит об ее образованности, таланте педагога, мудрости. Это была великая женщина.  У  Биби-ханым  не было своих детей, но то, что она подарила миру Улугбека,  достойно того, чтобы ею восхищаться.

- Что вы можете посоветовать тем, кто решил стать туристом и посетить другие города и страны?

- Во-первых, необходимо самому понять, для чего, с какой целью отправляешься в путешествие. О  том месте, куда направляетесь, нужно почитать кое-какую литературу. Далее, перед поездкой необходимо иметь сведения о погоде в том регионе, куда собираетесь. Посмотрите, какая у нас в этом году суровая зима. Гости из-за рубежа, прослышав о нашем мягком климате и не удосужившись узнать, какая здесь температура, приезжали совсем раздетые. А когда холодно, то  ни о какой экскурсии речи быть не может. Недовольство всем и вся, но прежде всего собой. Чтобы этого избежать, проявите чуточку внимания. И еще. При посещении религиозных мест имейте с собой платок или шарф, чтобы потом не оказаться в неудобном положении, когда вам не разрешат войти в мечеть или посетить другое святое место.