Роберт Грейвс. Девятое деяние Геракла Пояс Ипполит

Николай Ефанов
         Девятое деяние Геракла: Пояс Ипполиты.

   
    Девятым поручением, которое должен был выполнить Геракл, было добывание для Адметы, дочери Эвристея, золотого пояса Ареса, который носила королева амазонок Ипполита. На одном корабле или на девяти, как утверждают некоторые, в сопровождении добровольных помощников, среди которых были - Иола, Телемон из Эгины, Пелей из Иолка, и по некоторым версиям Тезей, которого звали Термодонт.
   

    Амазонки были дочерьми Ареса и наяды Гармонии. Появились на свет в ущельях фригийской Акмонии, впрочем, матерью их называют и Афродиту или Отрар, дочь Ареса. Изначально жили на реке Амазонка, известной также под именем Танаис, сына амазонки Лисиппы, который обидел Афродиту, пренебрегая супружеством и любя только войну. Богиня принялась мстить ему и сделала так, что он полюбил свою собственную мать, но Танаис утопился в реке, чтобы не совершить греховный поступок. Лисиппа, чтобы избежать соприкосновений с его духом увела своих дочерей по берегу Чёрного моря на равнину, что простиралась над рекой Термодонт, на которой находились высокие горы амазонок. Тут она основала три племени, и каждое из них основало свой город.
   

    В то время, как и сейчас, амазонки вели своё происхождение только от своих матерей. Мужчины могли использоваться только для тяжёлой физической работы, а женщины управляли и устанавливали свои законы. Если у них рождался мальчик, ему ломали руки и ноги, чтобы он никогда не мог стать воином и отправляться в походы. Извращённые женщины соседствовали со скифским племенем Ойорпатами, не имели чётких правил справедливости и чести, отличались воинственностью и первыми стали использовать лошадей для верховой езды. Вооружённые луками и стрелами с наконечниками из бронзы и короткими мечами в виде полумесяца, носили шлемы, щиты и одежду, сделанную из шкур диких животных. Лисиппа погибла в сражении, но перед этим построила большой город Темискир и подчинила себе все племена вплоть до реки Танаис. Добычу от своих набегов приносили в святилище Ареса и Артемиды Тавропольской, чей культ свято чтили. Её потомки расширили империю амазонок на запад от реки Танаис до Тракии, на южном побережье амазонки властвовали между Термодоном и Фригией. Три славнейших царицы амазонок - Марпеса, Лампадо и Гиппо покорили значительную часть Малой Азии и Сирии, и основали такие города как Эфес, Смирна, Кирена и Мирина. Ими же были основаны Тиб и Синоп.
   

    В Эфесе под буком поставили изображение Артемиды, перед которым Гиппо делала жертвоприношения. После приношения жертв начинались обрядовые пляски, в которых они выбивали так при помощи своего оружия и примитивных свистулек: тогда Афина ещё не изготовила флейты. Храм Артемиды Эфесской был позднее построен на том же самом месте и по своему убранству даже превосходил храм Аполлона в Дельфах, и был одним из семи чудес света. Окружали его две реки, обе носили название Селены, но текли в разные стороны. Вовремя одного из своих набегов амазонки захватили и саму Трою. В то время Приам был ещё ребёнком. Часть амазонок возвратилась к местам своего постоянного обитания с богатой добычей, а часть осталась владеть Малой Азией, но их вытеснили племена Варваров, которые заключили между собой союз и в сражении с ними амазонки потеряли свою царицу Марпесу.
   

    Когда Геракл прибыл к амазонкам: они уже все возвратились на реку Термодонт, а их три города были поделены между Ипполитой, Антиопой и Меланиппой. По дороге к амазонкам Геракл задержался на острове Парос, славящимся своим мрамором, который царь Радамант поставлял некому Алкаису, сыну Андрогеса, но на острове поселилось четыре сына Миноса: Эвримед, Хриз, Нфалион и Филолай. Когда несколько спутников Геракла вышли на берег эти сыновья Миноса убили их. Разгневанный Геракл перебил всех четырёх и так запугал жителей Пароса, что прислали к нему послов с дарами, среди этих даров были два мужчины невольника в качестве компенсации за гибель его матросов. Геракл был этим неудовлетворён, пристал к берегу, и захватил царя Алкая и его брата Стенела, которых увёз с собой. Потом он поплыл через Геллеспонт и Босфор в Марианд, что находился в Мизии, где его принял царь Ликос Пафлагон, сын Даскила и внук Тантала. За гостеприимство Геракл помог Ликосу в войне против Бебрикейцев, многих убив, в том числе их царя Мигдона, брата Амикоса и отнял у них большую территорию, раньше принадлежавшую пафлагонцам, и вернул её им. Ликос, тотчас,назвал её в честь Геракла - Гераклеей. Позднее эта земля была колонизирована выходцами из Мегары и Тинагры, послушавшимся совета Пифии из Дельф, которая приказала им заложить колонию на берегу Чёрного моря, в местности, посвящённой Гераклу.
   

    Прибыв в устье реки Термодонт, Геракл поставил свой корабль на якорь в порту Темискир. Там его посетила Ипполита, соблазнённая его мускулистым телом и пожертвовала ему в дар любовный пояс Ареса. В это время, Гера, одетая как амазонка, кружила вокруг, распуская слух, что Геракл хочет похитить Ипполиту. Взбешённые амазонки вскочили на коней, ринулись на выручку Ипполите. Геракл, подозревая недоброе, убил Ипполиту, снял с неё пояс, забрал топор и прочее оружие и приготовился обороняться. В сражении убил многих амазонок, а остальных обратил в бегство.
   

    Некоторые утверждают, что Меланипа была поймана Гераклом и Ипполита выкупила её именно за этот пояс. Или, что Тезей захватил Ипполиту и отдал пояс Гераклу, а взамен получил Антиопу в качестве невольницы. Другие версии говорят о том, Ипполита не хотела отдавать пояс Гераклу и между ними произошла жестокая битва: Геракл сбросил Ипполиту с коня и стоял над ней с занесённоё палицей, она же предпочла смерть плену. Говорят также, что пояс принадлежал одной из дочерей старого Бриарея.
   

    Возвратившись из Темискира, Геракл направился в Мариандин, где принял участие в погребальных играх в честь Приола, брата царя Ликоса, которого убили Мизейцы и по которому пели жалобные песни. Геракл выступил в боксёрских поединках против мариандинского чемпиона Титиаса, выбил ему все зубы и убил ударом в висок. Опечалился этим и решил искупить свой поступок, собрал Мизийцев и Фригийцев и завоевал все земли Бетинийцев до самой реки Ребас и вершины горы Колон, подчинив себе их царство. Пафлагонцы Пелопса подчинились ему добровольно. Но, как только Геракл покинул эту местность Бебрикейцы, под водительством Амикоса, сына Посейдона, разграбили земли Ликоса, расширив свои границы вплоть до реки Гипиос.
   

    Плывя в направлении Трои, Геракл спас Гесиона от морского чудовища, после чего поплыл дальше в Айнос, что в Тракии, где его принял Полтис, а когда уже опять вышел в море то поразил стрелой и убил на айнонском берегу нахального брата Полтиса, Сарпредона, сына Посейдона. Далее он подбил Траков, которых поселил на Тасосе, острове, подаренном Андрогесом, которых привёз из Пароса. В Тороне его вызвали на поединок сыновья Протея Полигон и Телегон. Убил обоих.
   

    Вернувшись в Микены, вручил Эвристею пояс, тот тут же передал его Амете. Захваченное добро разделили следующим образом: богатые щиты пожертвовали храму Аполлона в Дельфах, царице Омфале отдал топор Ипполиты, которую она положила в сокровищницу царей лидийских. В конце концов, этот топор оказался в храме Зевса Лабрадийского, вложенный в ладонь божества.
   

    Амазонок всё ещё можно встретить в Албании, той, что находится рядом с Колхидой, куда их изгнали из Темискиры одновременно с их соседями Гаргаренцами. Когда оба народа благополучно достигли Албанских гор, они разделились - амазонки осели у подножия Кавказских гор над рекой Мермодой, Гаргаренцы несколько севернее. Каждую весну, в определённый день, встречаются на вершине горы разделяющей их земли группы молодых амазонок и гаргаренцев. Вместе приносят жертвы, и проводят два месяца распутничая под покровами ночи. Как только амазонка почувствует себя беременной, она тут же возвращается домой. Все рождённые девочками  становятся амазонками, а мальчиков отсылают гаргаренцам, которые не имеют возможности установить чьё-нибудь отцовство и раздают по домам по жребию. Не так давно царица амазонок покинула свой албанский двор, чтобы встретиться с Александром Великим в одержимости как Гирканская тигрица. Провела с тринадцать дней в надежде, что будет иметь от него ребёнка, но так и умерла бездетной.
   

    Следует отделить амазонок живущих у Чёрного моря от ливийских союзниц Диониса, которые некогда жили в Гесперии, острове на озере Тритона, который был богат плодовыми деревьями, овцами и козами, и жителям не требовалось особых трудов. После освоения всего острова, в том числе и святого места Мена, нашли неких рыб эфиопских, которые добывали рубины, изумруды, топазы и другие драгоценные камни. Изгнали они соседей Ливийцев и номадов и основали большой город Херсонес, названный так потому, что был расположен на полуострове. Оттуда они нападали на Атлантов, самый цивилизованный народ, живший на западе от Нила. Столица Атлантов находилась на острове Керне, расположенном в Атлантическом океане. Мирина царица амазонок собрала войско численностью почти тридцать тысяч всадников и три тысячи пеших воинов. Все были вооружены луками и на полном скаку могли поражать стрелами преследователей, а тела их были прикрыты шкурами с невероятно огромных змей ливийских.
   

    Мирина вторглась в страну Атлантов, разбила их войско, достигла Керна и захватила город, уничтожила всех мужчин поголовно, а детей и женщин угнала в плен, стены же города разрушила. Когда покинула Атлантиду, поступила с пленниками гуманно, основала новый город Мирин и поселила в нём пленников и всех тех, кто пожелал в нём остаться. Ибо Атланты пожертвовали очень многое её богам, чтобы те защитили их от соседствующих с ними племени Горгон, вступила с ними в битву, многих убила, а почти три тысячи обратила в рабов. Тёмной ночью, когда амазонки праздновали свою победу, юноши выкрали их мечи и подали знак главным силам Горгонов, которые укрывались в дубовом лесу: они напали со всех сторон и перебили войско Мирины.
   

    Сама же Мирина сумела бежать. Те же, что погибли, лежат под тремя огромными холмами известными как Курганы Амазонок. Мирина пересекла Ливию и вторглась в Египет с новой армией. Сдружилась с царём Гором, сыном Исиды, и устроила набег на Аравию. Некоторые утверждают, что это собственно были амазонки ливийские, а не амазонки, которые жили на берегу Чёрного моря и завоевали Малую Азию; и, что Мирина для выбора наилучшего места для своего нового царства основала множество новых городов, таких как Мирина, Ким, Питан, Приен и другие далеко от побережья. Захватила много островов эгейских и прежде всего Лесбос, где основала город Метилен, названный так по имени её сестры, которая делила с ней все тяготы её жизни. Мирина ещё была занята завоеванием островов, когда буря разметала её флот, но Мать Богов переправила всё войско в полной сохранности в Самотракию, в то время ещё не заселённую. Мирина тотчас посвятила ей те острова, поставила алтари и принесла достойные жертвы.
   

    Мирина переплыла море и оказалась на суше в земле тракеев, где царь Морс и его союзник Скиф Сипилос разбили её в открытой битве, в которой она и погибла. Армия амазонок никогда уже собиралась в таком множестве и не обладала такой силой. Остатки её всё редели и редели в частых стычках с тракейцами, пока не удалились в Ливию.
 



1. Если Адмета было именем княжны, для которой Геракл выполнил все свадебные задания, тогда снятие её пояса в свадебной комнате могло означать, конец его трудов. Однако перед этим Адмета должна была бороться с ним, подобно как Ипполита и как Пентесилая боролись с Ахиллесом или Фетида с Пелеусем - и этим оправдывалось её присутствие в повествовании. Таким образом, могла принять любое обличье,так представшая в виде ската Гидра и была Адметой - стерегущей золотую змею, которую покорили как Ладона - и, одновременно, могла превратиться в рака, в лань, дикую кобылу и облако, но ему всё- таки удалось отобрать её добродетель.



2. Традиция вооружённых жриц существовала ещё в Эфесе и в иных городах Малой Азии, но греческая мифология отмечает, что подобное существовало и в Афинах и во многих греческих городах. Геракл был послан за поясом к Чёрному морю, где ещё обитали матриархальные племена Тройственная система была основой матриархального сообщества. То, что пояс принадлежал дочери Бриареса («сильного»), одного из Сторуких указывает на то, что в
Северной Греции существовали определённые формы супружества.



3. Адмета одно из имён Афины, представлена всегда   вооружённой, и готовой оказать помощь Гераклу. Афиной была Нейт, богиня любви и войны ливийцев; её противоположностью в Мало Азии была великая богиня Луны - Мариан, Мирин, Ай-Мари, Мариамм или Мариена,
от которой происходит название Мариандин - «Колдунья Мариан» - и Мирин, города Лемнийцев. Эту богиню чтили троянцы, как - «Скачущую Мирин» Гомер, «Илиада»). «Смирна»  -это та же «Мирин», имя присущее определённой местности. Шумерская форма Мариенна означает «Великая Мать Плодородия», Артемида Эфесская как раз и была богиней плодородия.



4.  Мирин налетела подобно буре и спасла её Мать Богов - в честь которой был воздвигнут алтарь в Самофракии, поскольку сама была Матерью Богов, её обряды исполняли моряки с разбившихся кораблей. Почти идентичной была и мать-богиня во Фракии, в местности расположенной на реке Танаис (Дон), в Армении, во всей Малой Азии и Сирии. Поход Тезея в Амазонию, повествование, основанное на мифе о Геракле с примесью мифического похода амазонок и Скифов к стенам Афин.



5.  Представление о том, что амазонки воздвигали статуи под буками не что иное, как придумка Каллимаха, который, как египтянин не знал о том, что буковые леса не
распространяются так далеко на север: была это обыкновенная финиковая пальма - символ плодородия, которая должна была напоминать о ливийском происхождении богини, и ветви её были увешаны большими  золотыми финиками, которые можно было принять за груди. Уничтожение Мопоса амазонками не что иное, как повествование о покорение Гетитов или Мосчийцев около 1200  года до Р.Х.. Гетиты были изначально патриархальны, но под напором матриархальной Малой Азии и Вавилона приняли культ богини-матери. Гарстанг недавно открыл в их столице Хаттусе изображение на стеле богини войны. Он посчитал, что культ Артемиды Эфесской был гетитского происхождения. Победы над амазонками Геракла, Тезея, Диониса, Мопоса и иных есть не что иное, как память о разрушении матриархальной системы.



6. Стефан из Византии (в главе «Парос») описывает традиционный сюжет, по которому Парос был критской колонией. Поход Геракла тогда можно расценивать, как покорение эллинами острова. Дар острова сыном Андрогеса, представляется как силовой захват Парийцами, о котором напоминает Тукидес: происходило это в конце восьмого века до Р.Х.. В то же самое время Эубейцы колонизовали Торон, представляя Торон («настойчивая царица») как дочь Протеуса (Стефан из Византии в главе «Торон»). Двуострый топор Ипполиты не был, однако помещён в ладонь Зевса Лабрадийского вместо грома: сам топор был громом и Зевс обладал им по изволению критской богини, которая господствовала в Ливии.


7. Гаргаренцы или Гогаренцы, которых Иезекиль называет Гог.


8. Диодор Сицилийский, в повествовании о Мирине пересказывает ливийскую легенду, которая имеет уже басенный характер. Однако многие утверждают, что в третьем тысячелетие до Р.Х., неолитические эмигранты вырвались из Ливии во все стороны, и это признаётся правдоподобным фактом, что поля их оказались подтопленными: тогда дельта Нила проходила через их земли.


9. Следуя за Аполлоном из Родоса: Титиас был одним из трёх единых Дактилей («пальцев») Идайских, которых обрекли на уничтожение. Известен ещё один Дактиль - Киллениос. В «Белой Богине» описывается, что в магии пальцев Дактиль Титиас представлялся как средний; Киллениос или Геракл - безымянный; третий Дактиль - Даскилос, был указательным пальцем, о чём говорит его имя. Те три пальца, при опущенном четвёртом и мизинцем совершают «фригийское благословение»; первоначально посвящённые имени Мирины, в обрядах католических священников принимают символ Троицы христианской.


10. Титиас, которого убил Аполлон, мог быть копией Титиса. Захват острова Керна Мириной позднее добавление к повествованию. Керна, скорее всего Федалла, что вблизи Феса, так же как Санта Крус имеет пригород Гир или Аггуин на юге от Кабо Бланко. Была открыта и колонизована карфагенянами Ганно, которая лежала  от Столбов Геракла, на таком же расстоянии, как и Карфаген. Остров тот стал великим посредником в западно-африканской торговле.


11. Не стоит  трактовать победу Геракла над Термодоном и его войны в Мизии и Фригии как полностью неисторические факты.  Подобно путешествию «Арго», как одно из напоминаний о торговых связях греков на Чёрном море, которое, скорее всего, относится ко второй половине второго тысячелетия до Р.Х.. Плавание в этих водах минойцев из Иолкоса, ахейцев из Эгины и аргивян вполне возможны: хотя Елена и была прекрасной, и быть может, убежала с Парисом троянским, но плавание тысячи кораблей, конечно же, не стоили её красот, тут был интерес чисто торговый. Ахилл, сын Пелея, Аякс, сын Теламона и Диомед Аргивский  были греческими союзниками Агамемнона потому, что требовали от Приама свободного прохода через Геллеспонт: такое право имели их отцы. В противном случае угрожали разрушить город, также как и Лаодемон. Отсюда идёт и легенда об участии Геракла в экспедиции «Арго», что было как разведка возможного похода на Трою, открытие торговых путей по Чёрному морю, приведших к разрушению Трои и упадку Родоса.