Тёмное царство Киева

Юндин Сергей
   

    Световая шашка вдруг погасла, и в непроглядной темноте  Купала услышала страшные шорохи от движенья по полу костяных ног. Со всех сторон двинулись на неё скелеты да покойники. 
   От страха  она даже забыла, что у неё есть  фонарик. Опомнилась лишь тогда, когда вцепились в неё пальцы костлявые.
Вытащила  Купала из-за пояса  фонарик, зажгла его, и как только луч света заплясал по косматым черепам, мертвецы тут же в  испуге попятились да в темноту   сгинули.
   Купала пошла вперёд. По обе стороны длинного коридора
располагались двери железные, а на каждой двери -  окошки решётчатые.
    Направила  она в одно окошко луч света от фонарика,
и увидела там сплошь спины тёмных людей, стоящих на коленях и молящихся.
   Луч света поднялся выше и уперся в картину,
на котором был намалёван скелет Кощея. Этому скелету и молились люди тёмные, повторяя на все лады: «Кощей, Кощей! Спаси нас, людей!»
   Заглянула она в другое окошко, а там то же самое,
только другой портрет намалёваный. Портрет Мары, повелительницы Тьмы,
супруги Кощеевой. Тёмная масса  отбивала поклоны ей и в такт повторяла:
«Мать-Тьма! Мать-Тьма!»
  Заглянула Купала в третье окошко и увидела  там спины  двух людей
в тёмных балахонах. Кроме них никого там больше не было.
Они также стояли  на коленях перед портретом Кощея и молились ему.
   Вдруг один из них обернулся на свет, и  что-то знакомое увиделось ей в том лице…
Это был Коляда. Но он был совсем не похож на себя. Лицо его было мертвенно бледным и бесстрастным.
  Отворила  Купала дверь железную и  бросилась  к нему.
- Братик мой родной, Коляда, - обняла она его за плечи и прижала к себе. -  Вот ты где. Наконец-то я тебя нашла.  Собирайся скорей, я тебя выведу отсюда.
Он был живым, теплокровным, но   как будто  не узнавал её,
и словно совсем был не рад встрече.
- Не надо.
- Что не надо? – не поняла Купала.
- Я никуда отсюда не пойду.
  Купала с недоумением посмотрела на него. А вторая фигура, скрытая мраком,
не оборачиваясь, продолжала бить поклоны.
- Ты что, Коляда! Я тебя не понимаю. Ты хочешь остаться здесь? В этой земле сырой?
- Хочу. И никуда отсюда не пойду. Тут со мной бабушка. Она за мной ухаживает.
- Бабушка?! – воскликнула Купала.
  Она бросилась ко второй фигуре и повернула её к себе за плечи.
Это, действительно, была  бабушка Веда.
- Бабушка моя родная! И ты здесь? – обняла её Купала и почувствовала,
что та была суха и безжизненна.
- Что, моя внучечка? И ты сюда пожаловала?
- Да, бабушка. Я так рада тебя видеть.
- И тебя слопал Ящер Змей? – спросила бабушка Веда.
- Нет, не слопал. И не Змей он вовсе, но не в этом дело.
Я пришла забрать Коляду отсюда.
- Никуда я не пойду. Мне здесь нравится.
- Коляда, что ты такое говоришь? Как может  нравиться эта  темница?
Ты же всегда боялся темноты.
- А теперь я боюсь света. Я должен отмолить здесь  все свои грехи.
- Какие у тебя грехи? О чём ты говоришь. Открой глаза. Посмотри, кому ты молишься! Скелету! Мертвечине! Ты ведь – солнышко! Внук  живого Солнца. Посмотри, в кого ты превратился! Ты ведь всегда был веселым  и радовался!
- Это ты ничего не понимаешь. Веселятся и радуются лишь   черти да ведьмы! Уходи, отсюда! – оттолкнул он её.
- Никуда я не уйду без тебя! – схватила она его за руку и попыталась насильно увести его из темницы. Но он вырвался.
- Пусти! Я останусь здесь. Не сестра ты мне больше…
- А кто?
- Ведьма!
  В это время в темницу забежал Велес.
- Твоё  время истекло.
- Он не хочет идти со мной, - пожаловалась она на брата.
- И не пойдёт. Разве ты не видишь: заколдован он Кощеем, зачарован Марою.
- Что же мне делать?
- Убегать отсюда и как можно скорее.
  Тут в темницу ворвались два прислужника Кощеева. Чёрные, как негры,
и огромные, как гориллы.  Бросились они на Купалу,
но остановила она  их лучом света, двигая  фонариком из стороны в сторону.
Тогда они накинулись на Велеса, подхватили его под руки и потащили  прочь из темницы.
- Убегай скорей, Купала. Убегай, солнышко! – крикнул ей Велес. -  Кощей идёт сюда! А с ним Мать-Тьма.
- Я ещё вернусь за тобой, - пообещала Купала брату, - прощай, бабушка!
Выбежала она из темницы вслед Велесом.
- Что они хотят сделать с тобой? – спросила она, направляя свет на спины чёрных прислужников.
- Ничего они мне не сделают. Закуют в цепи, да прикуют к стене. А ты беги!
Вон в ту дверь, - кивнул он в конец коридора.
- Как же мне спасти брата? – спросила Купала, вращая над головой фонариком
и тем самым  отбиваясь от полчищ крылатых чудовищ, на неё наседавших.
- Спасти ты  его сможешь только в одном  случае, - ответил Велес, не обращая
 внимания на чёрных прислужников, которые затаскивали его в соседнюю келью.
- В каком?
- Если убить Кощея.
- Я знаю, - усмехнулась Купала, -  а смерть его в яйце на кончике иглы…
- Не верь этим сказочкам, - помахал головой Велес, позволяя гориллам заковать себя в кандалы. -  На самом деле, Кощей пуще смерти боится света.
- Так у меня же есть вот фонарик! – обрадовалась Купала.
- Этот фонарик ему до лампочки. Это нетопыри его боятся да  нежити, а Кощей  боится  лишь живого света. Беги отсюда! Помочь ты ему сможешь только наверху.
- Каким образом?
- Обратись к Макоши. Её меч не просто меч, а проводник солнца. Как только она воткнёт меч свой в землю, -   солнце войдёт в тёмное царство и погубит Кощея бессмертного.
Сказал это Велес, заревел по-звериному, и вновь обратился в медведя бурого.
- Я поняла, - крикнула  Купала и стремглав помчалась к спасительной двери.
Дёрнула она за ручку, но дверь не открылась. Засунула она фонарик сзади за пояс джинсов, чтобы свет от него защищал её сзади от  покойников, и двумя руками
дёрнула за ручку. Дверь не поддавалась.
- Хватайте её! – послышался чей-то жуткий старческий голос.
И она поняла, что это голос Кощея.
Ещё сильнее дёрнула она за ручку, но ржавая ручка отломилась и осталась  у неё в руках. А в её плечи и спину уже вцепились руки чёрных прислужников. Что есть силы, Купала забила в дверь руками и ногами.
- Кто там? – послышалось из-за двери с той стороны.
- Выпустите меня скорей! – закричала Купала. – Умоляю, выпустите!
- Сейчас, сейчас, - уже кто-то вставлял с той стороны  в скважину ключ.
  Неожиданно фонарик выпал из-за пояса джинсов и разбился. 
- Держите её! – послышался  чей-то визгливый женский голос за её спиной.
И Купала поняла, что это голос Мары. Руки прислужников схватили Купалу
и потащили её назад от двери. И в этот момент дверь, наконец-то открылась.
На пороге стоял молодой монах с горящей свечой  руке.
- Спасите меня! – закричала Купала.
  Монах бросился ей на помощь. Тыкнул он  свечой в морды чёрных горилл и  те, уворачиваясь, ослабили хватку. Схватил монах Купалу за руку,
и буквально вырвал её из рук прислужников. Захлопнув дверь, он закрыл её на ключ,
и только тогда Купала смогла перевести дыхание. Она стояла ни жива, ни мертва.
Её руки были в синяках и царапинах. Вся футболка на ней была изодрана сзади в клочья.
- Как ты туда попала? – спросил монах.
- Выведите меня отсюда, - только и смогла она  вымолвить.

                Спасибо белому свету

  Вышла Купала из Лаврских пещер, увидала солнышко, и так обрадовалась, словно второй раз на свет народилась. 
- Спасибо тебе, солнышко ясное, за то, что ты мне светишь, - поблагодарила она солнышко.
- Может, принести тебе водички? – предложил монах,  – из святого источника.
  Купала кивнула.
Вдохнула она свежий воздух – закружилась у неё голова от счастья.
- Спасибо тебе, ветер, за то,  что ты есть на свете, - поблагодарила она ветер.
Присела она на травку и сразу почувствовала, как силы вливаются в неё.
- Спасибо тебе, мать-земля, за то, что даёшь ты силы.
Выпила она воды из кружки, которую принёс монах.
- Спасибо тебе, водичка святая, за то, что ты такая вкусная.