Русский лось

Ирина Ланских
Было это осенью.
Брат мой, Серега и шурин его Василий имели некую традицию. Как любители леса, поиска неизвестных им «исторических мест» каждую осень, как закончатся огородные дела – картошка-морковка, ходят в дальний поход – «на даля». По местам предков, былых покосов, да грибов-ягод.
Получилось так, что место одно далеко в лесу – Цыганов Лог - искали они уже года два, да никак найти не могли. И в этом году они тоже туда решили отправиться, завершить начатое.
И меня с ними потянуло.  Аккуратно попросилась, мужская все же компания, годами проверенная, вдруг не возьмут… Но, на удивление, меня взяли, с большой охотой. Так как в лесном деле я не впервые, а главное, у меня был компас!
Собрались, рюкзаки – котомки завязали, собачку с собой взяли. Славная собачка, Шакал зовут. От Васьки ни на шаг не отходил.
Честно сказать, хоть мы и отправились на поиски диких мест, но благами цивилизации пренебрегать не стали: муж на машине сколько мог подвез. Как я его не просила пойти со мной, он не согласился, знаю, говорит вас, заведете…
Трудности для меня начались  сразу, как он уехал… Речка. Надо переходить. На самом деле мост через нее был в метрах пятидесяти, если не меньше, но раз мы путешественники… Вася имея довольно худощавую спортивную фигуру очень ловко перебрался на другой берег по первому же мокрому и скользкому бревну. А вот Шакал следом за ним пал в воду…
Я так вот в себе никакой ловкости не ощущала. Да и мысль идти дальше в мокрых сапогах  - или даже хуже - в мокрой одежде, не грела.   Серега, якобы исполняя братский долг с пониманием остался со мной рядом. А мост-то ведь не зря добрые люди построили… Ваську встретили на другом берегу:
- Ну, перешли?
-Ну…
Препятствия остались позади, впереди дорога в неведомые дали. Тропинка ровная, грибы по обочинам, травка мягкая. Только странно, чем дальше в лес, тем отчетливее до нас доносился гул машин на автостраде, вот тебе и дикая природа!
Я бегала от гриба к грибу, а парни гордо перешагивали через синявки со словами – ерунду не берем, за большой добычей идем!
Дорожка все дальше, грибов все меньше. Смотрю, вроде и гордости уже поубавилось, наклоняться стали, а потом и оправдываться: не за грибами мол шли, ради прогулки, традиция у нас.
До-о-олго мы шли. На очередном перекрестке встали – куда идти? Направо дорога идет ровная, торная – ну так и манит, а налево непримечательная тропка в болото. Только не туда, думаю! Серега долго сомневался, а дальше пути никто кроме него не знает. Решил через болото ползти. Шест сломили, идем, проверяем. Не так что бы и болото страшное, но на всякий случай. Я все в конце плелась, а тут смотрю, меня поджидать стали, поглядывают, иду ли?
Иду, думаю, «а зори здесь тихие…». Чего я не в свое дело полезла, солнышко к горизонту скатываться стало, а конца - края пути не видно, до места еще далеко, да и туда ли идем? Часа три уже бродим.
Тени длиннее стали. В сумерках по лесу бродить вообще неприятно, а тем более так далеко от хоженых дорог. Места неизвестные, до дома далеко.
Природа дикая началась, капалухи взлетать стали, большие, серые. Странно так. Отвыкли мы от соседства такого. Городские дети не знают, как корова-то выглядит, а тут что ни на есть в самом сердце живой природы..  Глухари, лось, зимой, наверное, и заячьи следы бы увидели…  Кругом какие-то странные дорожки протоптаны, кем? Норки, гнезда… Снег полетел. Красиво, тихо.
Я уже совсем от ребят отставать стала, да и они устали видно. Молча, идем гуськом, Васька с Шакалом впереди, Серега за ними, и я последняя.
И все ищем что-то. Брат говорит, слань пройти должны, тогда и до места недалеко. Слань – это  настил из бревен по болотистому месту, что бы трактор или машина могли проехать. Вот – вот, говорит, должны на нее выйти.
Вывела таки нас эта дорожка на слань, долго мы радовались.  Далеко на покос все таки ездили! Опять же необычно следы людей в таком отдаленном месте встретить. Ручеек бежит, бревна лежат, а рядом большая осина стоит и вся по низу бобром погрызена, щепки вокруг ствола лежат. Дорожки он протоптал, не один раз сюда приходил. Одно дело по  телевизору покажут, ну, бобр и бобр, есть и ладно, другое, так, своими глазами увидеть! Необычно все, удивительно как-то.
Дорога идет все дальше, я ныть тихонько стала, в полголоса. Боюсь, что в следующий раз не возьмут, а ноги уже через коряги еле перекидываю. Как дорогу домой-то искать, ведь скоро темнеть начнет. А они мне, не бойся, говорят, с компасом-то найдем! Ой, да кто его знает, как по нему дом искать!
А главное, Цыганов Лог и Цыганов Лог, а что это? Кто его в лесу-то поймет, указателей-то нет! Где он начинается, может мы по нему и идем!
Серега с Васькой тихонечко разговаривают, ухмыляются, мол у лосей гон сейчас, как бы не встретить! Шутят, конечно.
Вася говорит, - бежать будем, дальше, чем видим.
Ну, это не для меня, я уже три часа в хвосте плетусь! А место самое  что ни на есть лосиное, лесок небольшой заболоченный.
- Или на дерево залезем!
А вокруг одни тонкие березки… Еще тоскливее стало.
- А может он нас и не заметит!
Хорошо им говорит, оба в зеленых одеждах, даже собака черная. А у меня на голове яркий красный платок! В лес называется пошла!
Шутки шутками, а тревожный холодок заполз под куртку.
- Так собака ведь с нами, животные дикого зверя издалека чуют!
Посмотрел Васька на Шакала, нет, говорит, этот не почует.
Береза как раз у дороги наклоненная стоит, погрызена кем-то, даже следы зубов видны.
- Лось, - сказал Серега, - как есть дикий зверь!
А Шакал вокруг скачет, резвится, даже вид не сделал, что предки его были охотничьими псами.
- Эх, провианту не взяли, вдруг в лесу ночевать будем!
- Съедим собаку, - говорю я, обиделась на Шакала – все равно толку мало.
Вася спокойно окинул друга взглядом:
- Ладно, он не будет против.  Еще 20 минут вперед пройдем и домой. А то устал я уже что-то.
Впервые слышала, что бы расстояние в минутах измеряли, так такими темпами мы за 20 минут около Свердловска уже будем!
Серега взглянул на меня, - нет, говорит, - пошли Васька домой, смеркается…
Сели на бревно, покурили. Ощущение, что мы на краю света. Пасмурно, снег летит, впереди деревья большие стоят, три птицы большие с них слетели, тихо-тихо, таинственно даже… Снежинки на черной собачьей морде…
…Домой мы пошли другой дорогой, по компасу, в сторону дома. И, как обычно бывает, на трассу за 15 минут вышли.
А еще видели мы след лосиный, по дорожке шел он, и вроде как нога у него соскользнула, четко отпечаталась. Есть они, лоси все таки, видели их люди…
 04/12/2008 Ланских