Памяти патриарха Алексия II

Борис Романов
В связи с кончиной патриарха Алексия Второго мы можем вспомнить, наряду со многими его деяниями, также его личный вклад (и как православного человека, и как патриарха Московского и всея Руси, главы РПЦ) в дело восстановления доброго имени Николая Второго и Царской семьи, их канонизацию как страстотерпцев и честное и принципиальное отношение покойного патриарха к проблеме Екатеринбургских останков.

Пожалуй, мы можем сказать, что его отношение к Царской семье, лично к Николаю Второму - не только как к человеку, но и как к успешному, мудрому и сильному правителю России, - это отношение было безупречно и мужественно. Мужественно - учитывая горы клеветы и ложных мифов, которые окружали имя Николая Второго с самого начала служения Алексия как патриарха (с 1990 года) и которые пропитали и зомбировали на протяжении всех многих десятилетий советской власти не только общественное сознание, но и многих служителей самой РПЦ в 1990-е годы (до канонизации) - еще и потому, что отношения самой РПЦ с Николаем Вторым были очень непростыми на протяжении особенно 1905-1917 годов, и еще более ухудшились (до позорно недопустимых со стороны РПЦ) в дни Февральской революции и после отречения Государя. 

Мы можем предположить, что ему пришлось преодолевать многое, очень многое - и он сумел достойно преодолеть это и сказать свое весомое слово в защиту оболганного последнего Императора России. Более того, Алексий Второй понял и защитил публично самую глубину и суть личности Государя, подчеркнув в этом году (на 90-летие памяти убийства Царской семьи) нравственные принципы правления Николая Второго и призвав современных политиков следовать этим нравственным принципам, совместить политику и нравственность!

Не меньше мужества требовала от Алексия Второго проблема Екатеринбургских останков. Мы можем не сомневаться, что на него оказывалось сильное давление и прежней (в 1990-х годах) и, вероятно,  новой российской властью (не всей, конечно, но ее влиятельными представителями) для признания этих останков подлинными. Но Алексий Второй проявил принципиальность, честность и подлинную мудрость, не вмешиваясь в ход работы следствия по делу об убийстве Царской семьи (кстати, волею случая это дело было зарегистрировано в Ген.Прокуратуре еще в начале 1990-х годов за номером 666), но поставив перед гос. комиссией в еще 1998 десять важных вопросов, на часть из которых, насколько известно, ответы не получены до сих пор.
Он отказался лично участвовать в перезахоронении т.н. первых Екатеринбургских останков в 1998 году и панихида по этим останкам была проведена РПЦ как панихида "по неизвестным жертвам богоборческого режима" (имена их знает Бог). В этом году он отказался приехать в Екатеринбург на 90-летие убийства Царской семьи, где предполагалось (губернатором Росселем) объявление т.н. вторых Екатеринбургских останков (найденных летом 2007г) подлинными останками царских детей Алексея и Марии. Представители РПЦ официально заявили тогда, что отношение РПЦ к "старым" и "новым" останкам не изменилось. 

Конечно, мы не знаем пока, являются ли все Екатеринбургские останки подлинными. В сегодняшних сообщениях информационных агентств о пресс-конференции в Екатеринбурге обращает на себя внимание, что результаты генетических исследований крови Николая Второго (с рубашки, в которой он пережил покушение в г.Оцу в 1891г), как сказано, "будут объявлены позже".
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=27630
Возможно, тогда и можно будет сделать окончательные выводы.

Я затронул здесь только одну сторону сторону деяний партриарха Алексия Второго - его отношение к Государю - поскольку эта тема (Царская семья) мне наиболее близка. Конечно, это не значит, что я не отдаю должное покойному во всем масштабе его личности и его жизни. Отдаю должное, как и все сегодня.
********
Царствие небесное. Мир праху покойного.